Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели






Скачать 78.87 Kb.
НазваниеТема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели
Дата публикации24.01.2014
Размер78.87 Kb.
ТипСочинение
top-bal.ru > Астрономия > Сочинение
Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны»

Цели: обучающие:

  • научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности

  • подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием

развивающие:

  • развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

воспитывающие:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации о весне, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”, рисунки.

^ Ход урока.

I. Организационный момент

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.

Наш сегодняшний урок русского языка – творческий. Мы заглянем в удивительный мир природы.

В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце у себя. Закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем. (Появляется солнце) (слайд)

Открывайте глаза.

- Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе?

- Что нового появилось? (солнце)

Если все вокруг проснулось

И друг другу улыбнулось,

Ручейки звенят вокруг:

Пробудись скорее, друг!

Светит солнышко в глаза,

Значит, к нам пришла … (весна)

Да, мы уже чувствуем дыхание весны. Весна - прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит она нам. Приход весны вдохновляет художников, поэтов, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года.

^ II. Этап подготовки к восприятию нового материала.

«Пять минут поэзии». Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна»

1. Есть просто храм

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

^ 2. Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

3.Белоснежные тучи толпами

В синеве на просторе плывут.

По груди у тебя полосами

Друг за дружкою тени бегут.

4. Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

^ 5.Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

6. Они гласят во все концы:

“ Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!”

Ф.И. Тютчев

  • Какое настроение вызвали у вас музыка, стихи и эти картины?

  • Хочется грустить или радоваться? Почему?

  • Почему весна – одно из самых любимых времен года?

(Весна – это символ пробуждения новой жизни)

  • С помощью чего художники передают красоту природы весной?

(Разнообразием «теплых» красок)

  • С помощью чего воспевают красоту весеннего пробуждения музыканты?

(С помощью нот)

  • Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?

^ III. Этап работы над новым материалом.

Сегодня на уроке мы попробуем описать весну.

Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками?

- Что нужно волшебнику для работы? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.

Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И. Чайковского, прочитали стихи поэтов о весне, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся.

Давайте и мы с вами создадим свое уникальное произведение - рукописную книгу, которая будет состоять из ваших рукописей - сочинений. Для этого нужно лишь только очень постараться.

А сейчас попробуем оживить некоторые весенние слова.

Карточка № 1

Подберите прилагательные (красочные определения) к записанным существительным, используя своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными (работа в карточках). Это пригодится вам в конце урока.

Весна - очаровательная, уд..вительная, радос..ная, кр..савица

пришла, наступила, нач..лась

небо - голубое, чистое, ясное, безоблачное, бесконечное

п..светлело,

солнце - яркое, теплое, ласковое

светит, сияет, выгл..нуло, пригр..вает

р..ка - быстрая, шумная, бурлящая

б..жит, журчит, вышла

деревья – сонные

проснулись, заз..л..нели

день - весенний, теплый, солнечный, пасмурный, х..л..дный

Проверка

- Говорят, что весна, это утро года. Почему? (Пробуждение природы)

- Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...)

- А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует...)

- С помощью какой части речи можно описать движение? (Глагол)

Подберите глаголы к словосочетаниям (вернуться к карточке)

Физкультминутка (музыкальная)

Художник рисует красками, композитор - нотами, а мы вместо красок и нот используем слова. Ведь слова в нашей речи имеют большое значение.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Перед вами листы - клише.

Выберите подходящее слово (слова даны в скобках), и заполните пропуски, чтобы получились красивые предложения.

Клише Карточка № 5

(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)

1. С земли уже сошел снег, и в душу ___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна.

2. Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.

3. Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).

4. Деревья еще не распустились, но уже _______________ ( показались, появились, набухли) почки.

5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

Проверка. Прочитайте предложения, которые получились.

- К какой части сочинения можно отнести эти предложения? (Основной)

- Какие части еще должны быть в сочинении? (Вступление и заключение)

- О чем будем говорить во вступлении? В заключении?

Каждая часть пишется с красной строки.

Итак, задача нашего сегодняшнего урока - написать сочинение. Я думаю, что вам хотелось бы не только составить прекрасные тексты о весне, но и грамотно их написать. Поэтому на доске слова, которые вы можете использовать в сочинении.

^ IV. Орфографическая работа (слова на доске)

- Какая орфограмма пропущена в словах? Докажите.

А сейчас открываем тетрадки, записываем число, классная работа.

Сочинение

Дыхание весны

Перед началом работы я предлагаю вам еще раз восхититься стихами великих мастеров слова.

1.Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою. А.Н.Плещеев

2.За окошком, в синеве апреля

Тают тучки, все светло кругом,

И звенят последние капели

В ледяных сосульках над крыльцом.

3.А березы в чуть заметных почках

Тянутся в лазурной вышине…

Гиацинты в глиняных горшочках

Мы сейчас расставим на окне.

4.Яркий луч скользнет в оконной раме.

Сразу станет в классе веселей

От цветов с лиловыми кудрями,

Первенцев весенних светлых дней.

5.И дружней решаются задачи.

Оживают буквы, краски карт-

Будто сразу стало все иначе,

И сама весна идет средь парт.

Вс. Рождественский

Стаи птиц под облаками кружат в синей вышине.

Вся природа пишет с нами сочинение о весне

^ V. Этап самостоятельной работы.

VI. Этап проверки работ.

А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком.

Вот какие замечательные сочинения у вас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то все получается.

Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?

^ VII. Итог урока.

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Возьмите свое солнышко и соотнесите его в соответствии с проявленной вами активностью и удовлетворением от урока. Помогут вам стрелки векторов.

Был активен - доволен собой (А - Д)

Не был активен, но доволен собой (Не А - Д)

Был активен, мог лучше (А - не Д)

Не был активен, не доволен собой (Не А – не Д)

^ Домашнее задание: (на слайде)

1 группа – творческое задание для тех, кто справился с работой: написать заметку в гимназическую газету о весне.

2 группа - дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь)

Список использованных источников

1. Вдовиченко В.М. Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу «Человек и мир» / В.М. Вдовиченко. – Мн. – 2004.

2. Грабчикова Е.С. Методика работы по развитию речи во 2-4 классах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Е.С.Грабчикова. – Минск: Изд-во БГУ, 2010. - 158с.

3. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: в 2 ч. / О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина. – М. - 2005.

4. Львов М.Р. Работа над сочинением в начальных классах / М.Р.Львов. – М. - 1971.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconУрок в 4 «А» классе. Учитель Бабанова Л. Н. Тема: Сочинение описание...
Тема: Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель: Учить описывать картину

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconСочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» тема II
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред проф. Л. А. Ходяковой. — М.:...

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconИнтегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине...
Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в...

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconОбучение сочинению-описанию по картине
Тема урока: Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconТема. В гости к весне
Цели урока. Дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconСочинение-описание по картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в...

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconУрок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста...
Природа – подлинный герой поэзии Сергея Есенина. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки многих его юношеских...

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconМетодическая разработка урока по предмету «Живой мир» для учащихся...
Цели: Закрепление представлений о приметах весны. Уточнение и расширение представления о повадках птиц на основе сравнения грача...

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconЗначение дыхания в развитии речи детей
Дыхание – акт рефлекторный, он совершается без участия человеческого сознания, но с другой стороны, когда оно связано с произношением...

Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели iconУрока Тема Кол-во
Работа с текстом: текст-описание, текст-повествование; составление текстов (описание, повествование) из данных предложений



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск