Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Загрузка...





Скачать 238.11 Kb.
НазваниеПодготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников
Дата публикации19.06.2014
Размер238.11 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Астрономия > Документы








Подготовка к школе.

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.
Основными задачами подготовки к школе являются:

- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;

- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие фантазии и творческих способностей;

- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;

- развитие памяти и внимания;

- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Можно выделить три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

 

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

 

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера
Специально организованные занятия помогают ребенку подготовиться к школе. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не корректором и цензором. Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

                  

1.Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.

                  

2.Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, игам, изменяя их содержание, но оставляя цель.

                  

3.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
Занятия по подготовке к школе для детей 5-7 лет должны проходить в игровой свободной форме, недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.
В возрасте 5-7 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе.

Основы знаний, необходимых ребенку в школе должны быть заложены в дошкольном возрасте. К моменту поступления в школу рекомендуется научить ребенка: составлять рассказ по картинке; отвечать на элементарные вопросы, понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу; уметь четко и связно выражать свои мысли; знать цифры, уметь считать до 10 или 20, как в прямом, так и в обратном порядке, решать простейшие задачи; знать буквы, уметь читать; обладать навыками письма (но не писать прописными буквами!); владеть карандашом, ножницами и другими предметами.
^ Обучение чтению
Рекомендуется начинать обучение чтению еще в дошкольном возрасте. В возрасте 4-5 лет ребенок активно познает мир, впитывает в себя все новое, ему проще научиться читать, чем детям постарше.
Первый этап обучения чтению — знакомства с буквами. Для этого вам понадобится красочная книжка-азбука, с картинками и стихами про буквы, доска с карандашом, а также рассыпная азбука. Познакомьте ребенка с буквой, произнося при этом звук, а не ее название (например, «м», а не «эм»). Попросите показать на картинке все, что начинается на эту букву. Попросите ребенка обвести букву пальчиком, спросите на какой предмет или животное она похожа. Прочитайте стишок про букву. Особенно выделите слова, которые с нее начинаются либо в которых она встречается. Убедитесь, что ребенок начал узнавать букву. Попросите малыша найти ее в рассыпной азбуке, нарисуйте ее на доске. Достаточно проходить по 4-5 букв за одно занятие. В конце урока закрепите выученные буквы, повторяя их вразброс. Не забывайте возвращаться к пройденному материалу.
Пусть ребенок играет с рассыпными буквами, пытается узнавать знакомые буквы в названиях магазинов, на обложках книжек, на машинах.
Обучение чтению начинайте с простых слов: «ма-ма», «ба-ба», «па-па». Начните со сложения слогов, постепенно переходя к прочтению слов. При этом сами читайте ребенку как можно четче и выразительнее. После освоения логов и простейших слов переходите к трехбуквенным словам («дом», «мяч», «лес», «лоб», «пол» и т.п.).

Следующий этап — двусложные четырехбуквенные слова («мы-ло», «ро-ща», «ре-па», «ли-са» и т.п.). Когда ребенок начнет осваивать чтение самостоятельно, старайтесь поддерживать его интерес, ни в коем случае не делайте слишком много замечаний, иначе вы рискуете вызвать у ребенка нежелание читать. Подбирайте для чтения те книги, которые нравятся малышу. Попросите ребенка почитать книгу, содержание ему известно. Ничего страшного, если он в начале просто попытается пересказать ее по памяти. Ребенку, освоившему основы чтения, обучению письму дается легче.
^ Обучение письму
При обучении письму большую роль играет развитие тонкой моторики. Чем лучше ребенок умеет мастерить, рисовать, вырезать, тем легче он овладевает навыками письма. Поэтому начните с развития моторных навыков: научите малыша лепить из пластилина фигурки, нанизать бусинки на ниточку, делать аппликации, собирать мозаику. Очень хорошо, если ребенок займется шитьем. Полезны и занятия рисованием, особенно раскрашиванием.
Научите ребенка правильно сидеть за столом, располагать перед собой тетрадь, держать ручку. Попробуйте в воздухе над тетрадью рисовать элементы букв и попросите ребенка повторять за вами, это упражнение способствует развитию координации движений.
Начальные навыки письма — освоение направлений движений ручки: рисований линий вверх, вниз, вправо, влево. Пусть ребенок рисует узоры по клеткам и закрашивает их цветными карандашами. Прописным буквам учить не следует, поскольку в школе существует своя методика написания букв, и если ребенок научится делать это иначе, то ему будет сложно, придется «переучиваться».
^ Развитие мелкой моторики. Подготовка кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
^ Обучение счету

Учить ребенка счету, как и чтению и письму, следует в игровой форме. Цифра — понятие абстрактное, достаточно трудное для понимания малыша, поэтому начните с обучения простому счету. Вначале пусть ребенок освоит понятия «много», «мало», «один», «несколько», а также «больше», «меньше» и «поровну». Иллюстрируйте эти понятия, показывая на картинке.

Ребенок должен знать основные геометрические фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Пусть он попробует составить треугольник и четырехугольник из палочек, помогите ему рисовать фигуры.

Учите ребенка считать на конкретных предметах. Например, одевая ему тапочки на ноги, считайте «один», «два». Можно попутно называть и порядковые числительные: «первый тапочек», «второй тапочек». Сосчитайте с ним, сколько яблок лежит в корзине, сколько ложек на столе, сколько ступенек в подъезде и т.п. Читая сказки с числительными, возьмите несколько кружочков или палочек и пусть ребенок по мере прочтения, считает персонажей. Попросите его самого придумать сказку и сосчитать героев.
Предложите ребенку такую игру: сложить в мешочек кружочки и, вынимая по одному, считать их, а потом, наоборот, убирать кружочки в мешочек. Другое упражнение: выложить несколько кружочков и попросить ребенка выложить столько же. Можно сравнивать похожие картинки пересчитывать на них предметы, попросите ребенка нарисовать заданное вами количество предметов.

Когда ребенок научится считать до 10, можно играть с ним в «числа». Загадать число и попросить малыша называть разные числа, подсказывая больше или меньше названное число загаданного. Когда ребенок отгадает, следующее число может загадать он сам. Когда ребенок уже научился считать, можно познакомить его с цифрами. Пишите цифры на бумаге, попросите малыша пофантазировать, на что похожа цифра. Вместе составляйте цифра из палочек, попросите ребенка подобрать число палочек, которое составляет эта цифра. Переходите к простым математическим операциям. Выложите на столе игрушки, объясните, что когда игрушек становится больше, это называется «прибавить», «сложить», а когда меньше — «отнять», «вычесть».
^ Развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания, восприятия. Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументированно отстаивая своё мнение.


 ^ Развивающие занятия для детей, готовящихся к школе
 

1. Упражнение «Кубики»

 

(можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки)

 

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самый маленький. А теперь большой красный... Маленький желтый и т.д.

В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)

Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)

Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких)

Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

 

А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;

Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;

В. Навык прямого счета;

Г. Навык обратного счета;

Д. Формируем понятие числа;

Е. Мышление (пробы и ошибки - наглядно-действенное мышление; внутренне представление - наглядно-образное мышление);

 

^ 2. Упражнение «Чудесные окошки»
Используется 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);

5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).

 

А. Один волшебник построил дворец с "чудесными окошками". Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).

Б. А теперь выбери свое "окошко", которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.

  А. Восприятие цвета, формы

Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.

 

^ 3. Упражнение «Семена»

 

Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) всего 9 карточек

  А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

  А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);

Б. развитие зрительного внимания и памяти.

 

^ 4. Упражнение «Попугайчик»

 

А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)

 

А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат - более пяти слогов);

Б. объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хороший результат - воспроизведение пяти слов с первой попытки).

 

^ 5. Упражнение «Волшебные картинки»

 

Используются:

а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я - на четыре части; 3-я на шесть частей;

б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)

  А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала простой уровень - 2 части, затем средний - 4 части, последний - сложный - 6 частей. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

  А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;

Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.

 

^ 6. Упражнение «Зайчик»
  Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

  А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

  А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)

 
Задания для активизации мыслительной деятельности
^ 1. Чтение слоговой таблицы

(в быстром и медленном темпе)

КОР

УТ

НОР

СЫР КИ

МЫШ

МОШ

СО

ВЫ

ВЫ

СЫ

РО

ЛО

НА

ТА

КА

КО

ВА

РО

Вова ворона совы высота сова волосы косы корова росы

 

ПА

РЫ

ЦА

РИ

ЦЕ

НЫ

пары пари царица цари цены рыцари
^ 2. Преобразуй слово путем замены букв:
ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т.д.
3. Чтение слогов с договариванием до целого слова:
ФИ... лин

ФЕ... дя

ФА... я

ФО... ма

Ло... шадь

Ле... та

То... ня

Те... тя

^ 4. Отвечай быстро!
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

Вкусный, алый, сочный ... (арбуз)

Бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)

Желтые, красные, осенние ... (листья)
^ 5. Измени слово, используя прием наращения и замены буквы:
Верь - дверь - зверь

Езда - звезда - поезда

Сети - дети, Лена – Лина
6. «Где цифры, где буквы?»
Выбрать только буквы.

Составь из них слово

И 1 8 Г 6

Р 10 У 5 Ш

4 К 2 А 7
7. Чистоговорки
Та-та-та -у нас дома чистота.

Те-те-те - отложи свое шитье.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать - мы идем гулять

Ат-ат-ат - берем с собою самокат

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Оч-оч-оч - наступила ночь.

Цо-цо-цо -на руке кольцо

Цы -цы - цы - поспели огурцы

Ец-ец-ец - очень вкусный огурец

 

^ 8. Игра "Время рассердилось и ушло. Догони"
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

 

^ 9. Игра "День - ночь"
Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
^ 10. Игра "Догадайся, что показал" (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

 

^ 11. Игра "Идем в гости"
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

 

^ 12. Игра "Полслова за вами"
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
^ 13. Игра "Расшифруй письмо"
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

^ 14. Игра "Слова"
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

 
^ Развитие речи:

Загадки об инструментах и посуде.

 

Птичка-невеличка

Носиком нырнет,

Хвостиком вильнет –

Дорожку проведет. (Игла)
Два конца, два кольца

А в середине - гвоздик (Ножницы)
Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

Скоро ест, мелко жует,
Сама не съест, другим не дает. (Пила)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг)
В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине (Чайник)

 

Стихотворения о труде
^ ПЛОТНИК ЕГОР

Есть у Егора чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи.

Есть у него и топор с долотом –

Может Егорка построить дом.

Только игрушечный этот топор,

И сам невелик первоклассник Егор.

Вырастет, плотником станет, потом

Выстроит школу, ясли и дом.

Ну а пока что Егорка Шевцов

Выстроил дом, но дом для скворцов.
^ МЫ СТРОИМ

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хороню, что есть па свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!
^ Скороговорки для развития речи
Скороговорки на звук [Г]
На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
^ Скороговорки на звук [Ш]
Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком.
^ Скороговорки на звук [Ж]
Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.
Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже –

ужа ужица съест на ужин.
^ Скороговорки на звук [Ч и Щ]

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
В чемодане у чечетки

Щетки, четки, счеты - тетке.

Четки, счеты, щетки - дядьке,

Счеты, щетки, четки - няньке.

Лишь чечетка - для себя.

Пляшет четкая семья.
^ Скороговорки на звук [Ч]
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.
^ Скороговорки на звук [Щ]
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.
Скороговорки на звук [Р]
В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.

Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.

Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.

Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.

На корабль прокрался краб, караси украли трап.

Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.

По травке тропа протоптана.

Прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Рано утром два барана барабанят в барабаны.

Рома Маше нарвал ромашек.

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

С горы – не в гору, в гору – не с горы.

Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шустрая норка юркнула в норку.
^ Скороговорки на звук [Р и Л]
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

Все бобры добры для своих бобрят.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Клара у Вали играет на рояле.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Орел на горе, перо на орле.

Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Проворонила ворона воронёнка.

Вставай, Архип, петух охрип.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Краб крабу продал грабли.

Продал грабли крабу краб.

Грабь граблями сено, краб!
В поле Поля-полюшка

полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле,

если полет Поля поле.
Вёз корабль карамель,

наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

карамель на мели ели.
То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,

то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,

paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.
Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…

ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.
Как на горке, на пригорке

стоят тридцать три Егорки.
^ Скороговорки на звук [К и Л]
В Луку Клим луком кинул.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

У ёлки иголки колки.
^ Скороговорки на звук [К и Г]
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.
Скороговорки на звук [К и П]
Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Наш Полкан попал в капкан.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
Стоит поп на копне, колпак на попе.

Копна под попом, поп под колпаком.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!
Говорил попугай попугаю:

"Я тебя, попугай, испугаю".

Отвечает ему попугай:

"Испугай, попугай, испугай!"
Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
^ Скороговорки на звук [Б и П]
Добыл бобыль бобов.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
^ Скороговорки на звук [Б и Л]
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,

Да не продолбил и не выдолбил.
^ Скороговорки на звук [В]
Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Скороговорки на звук [Ф]
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
^ Скороговорки на звук [Т]
Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.
Скороговорки на звук [Ц]
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Скороговорки на звук [М]
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

На меду медовик, а мне не до медовика.
^ Скороговорки на звук [З]
Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

За козой – козодой.

Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.

Затоптали утки за будкой незабудки.

Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Козы в грозу грызут лозу.

Лиза везла на возу козла и козу.

На возу лоза, у воза коза.

На завалинке Зоя и заинька.

Не забудьте незабудки.

Позади завода заводь.

Розовые розы замерзают в морозы.

У Зои мимозы.

Указание о наказании казака в Казани.
^ Скороговорки на звук [С]
У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Осип охрип, Архип осип.

Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.

Сачок зацепился за сучок.

По семеро в сани уселись сами.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
^ Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание 1. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)
Задание 2. (Окончание слов).

«Отгадай, что я хочу сказать? По...». Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона…»

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов.

Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Задание 3. (Образование предложений с данными словами).

Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.
Задание 4. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".
Задание 5. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?

мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...

Задание 6. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он?

железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....
Задание 6. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Задание 7. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава
Дюжева Наталия Владимировна, учитель начальных классов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconРекомендации для родителей будущих первоклассников Это необходимо...
К 6,5 годам ребенок должен иметь следующие показатели развития, которые говорят о его готовности к школе

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconСоветы родителям будущих первоклассников
Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с поступлением детей в первый класс. А неумолимая...

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconСоветы логопеда родителям будущих первоклассников
И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconСоветы школьного психолога родителям первоклассников Напутствия первокласснику
Для всех нас 1 сентября некий рубеж, граница. Позади беззаботное детство, впереди ответственность и реальная подготовка к новой жизни....

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconКак готовить ребенка к обучению в школе?
Перечислим основные моменты, на которые желательно обратить внимание родителям будущих первоклассников

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconКак готовить ребенка к обучению в школе?
Перечислим основные моменты, на которые желательно обратить внимание родителям будущих первоклассников

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconКонспект открытого группового коррекционно-развивающего занятия по...
Цель: подготовка старших дошкольников к успешному обучению в школе и предупреждение школьной дезадаптации

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconПервое собрание с родителями первоклассников
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconРодителям будущих первоклассников
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику рекомендуется

Подготовка к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников iconПодготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск