Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка

Загрузка...





Скачать 272.32 Kb.
НазваниеМетодическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка
страница1/3
Дата публикации15.11.2014
Размер272.32 Kb.
ТипМетодическое пособие
top-bal.ru > Астрономия > Методическое пособие
  1   2   3
Методическое пособие

НЕСТАНДАРТНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «ПУТЬ К УСПЕХУ»

для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка


Байкова В.А.

Аннотация: Методическое пособие «Нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «Путь к успеху» посвящено системе оценивания без отметок и предназначено для использования в начальных классах общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка. Данное пособие способствует повышению мотивации изучения английского языка, воспитанию ассертивности, достижению успеха в изучении иностранного языка, получении дополнительной лингвострановедческой информации.
Рецензенты: Апатова Н.В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой экономической кибернетики ТНУ им. В.И. Вернадского, Керим-Заде И. А., кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков НАПКС
Одобрено на Ученом Совете КРИППО, протокол №7 от 12 декабря 2012 года.

Содержание

Введение...............................................................................................стр. 3

  1. Роль психологии детей при внедрении

системы нестандартного оценивания…………………………....стр. 6

  1. Технология безоценочной системы оценивания

«Путь к успеху»……………………………………………….......стр. 12

2.1. Первый год обучения………………………………………...стр. 13

2.2. Второй год обучения………………………………………....стр. 15

2.3. Третий год обучения………………………………………....стр. 18

2.4. Четвертый год обучения……………………………………..стр. 20

Заключение…………………………………………………………....стр. 25

Список использованной литературы………………………………...стр. 27

Приложения…………………………………………………………....стр. 29

Введение

Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений младших школьников. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования в первом звене школы. Система оценивания знаний и умений учащихся позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.

Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По-настоящему объективной будет оценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. В настоящее время в школах России существует пятибалльная система. Таким образом, нормативным выражением оценки является отметка. В практической работе массовой школы отметка является единственной общепринятой мерой успешности учебного труда школьника. Стандартная система оценивания имеет многолетнюю историю – от текстовых описаний успехов учеников: отлично, плохо и т. д. до соответствующих цифровых оценок, удобных в первую очередь в статистическом смысле. Опасна данная система в первую очередь тем, что предоставляет возможность манипулировать учениками (а также их родителями), желание учиться дети заменяют желанием получить оценку повыше, и в конечном итоге поведением учеников в учебе, так или иначе, управляют выставляемые им оценки. Проблема усложняется тем, что родители тоже нередко «подсаживаются» на систему численной оценки знаний и начинают собственную гонку за оценками, выполняя за детей домашние задания и при этом ничем, кроме оценок, в школьной жизни ребенка не интересуясь.

Мы предлагаем оценивание в младшей школе сделать нестандартным.

В данном методическом пособии описан процесс внедрения безоценочной системы оценивания в младших классах в школах с углубленным изучением английского языка.

Цель данного методического пособия - путем нестандартного оценивания сделать процесс обучения интересным и эффективным.

Задача, поставленная перед нами, - разъяснить технологию нестандартного оценивания и методы ее реализации в течение первых четырех лет обучения.

Причины, побудившие поставить эту проблемуразработать систему нестандартного оценивания, многогранны.

Прежде всего, выделим основные функции, которые призвана выполнять данная система оценивания:

1. Воспитание ассертивности у ребенка, что в будущем поможет добиваться больших успехов и преодоления трудностей в процессе обучения.

2. Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребенка к успешной учебной деятельности.

3. Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике.

4. Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы.

5. Определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников.

Цели, которые ставятся перед ребенком в школе, во многом зависят от личности учителя, индивидуального понимания им целей и задач обучения. По всеобщему признанию приоритет целей сместился в сторону формирования инициативной, творческой личности, способной к рефлексивному управлению собственной деятельностью.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

1) деятельностные цели - формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и ее результаты (рефлексии);

2) воспитательные цели - формирование системы ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

3) содержательные цели - формирование устойчивой системы знаний, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Чтобы измерить степень достижения целей образования, недостаточно их просто понимать, а нужно иметь практический инструментарий, который позволит это сделать. Существующая система оценивания формировалась в рамках образовательной парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний, а не процесс поисковой активности ребенка и сформированную у него систему ценностей. Например, выставляемая отметка не разделяет задачного и проблемного уровней: диктант и сочинение, решение вычислительного примера и логического ребуса, выучивание правила и построение нового способа действий - все этовсе виды речевой деятельности на уроках английского языка оцениваюется одинаково, хотя требует совершенно разных способностей. Следовательно, актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с поставленными целями образования, разработка технологичных измерителей уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, и воспитательных целей.

В данном методическом пособии предложены итоговые уроки по четырем видам речевой деятельности, основываясь на учебниках Way Ahead, In Touch. Элементы уроков, в том числе игры, задания, кроссворды, ребусы, флеш-карточки, рисунки, могут быть использованы в течение всего учебного года и являться дополнением к другим учебникам, рекомендованным Министерством Образования РФ.

^ 1. Роль психологии детей младшего школьного возраста при внедрении нестандартного оценивания

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Дети 6 – 10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и подсознательно. Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет, с одной стороны, осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Дети этого возраста уже начинают утрачивать детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Значимой деятельностью становится учеба. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Развитие самодеятельности и самоорганизации учащихся в учебном процессе предполагает такую организацию, при которой учащиеся чувствовали бы себя полноправными субъектами этого процесса, умели бы организовать свою деятельность по изучению иностранного языка и овладению им.

Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. Дети этого возраста понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Они не могут долго концентрировать внимание, часто отвлекаются, им нужна постоянная смена деятельности, с возрастом объем внимания и время сосредоточенности увеличивается. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Большое значение имеет эмоциональная настроенность и желание учиться. Приоритетным видом работы на уроке является игра. Посредством игры ребенок запоминает новые слова, грамматические конструкции, учится правильно произносить звуки, слушать и слышать иностранную речь. В младших классах следует применять приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной активности и любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением.

Исходя из психологических особенностей, следует отметить, что для детей этого возраста большое значение имеет похвала, соперничество друг с другом и чувство успеха. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит, будет ли ребенок стремиться учиться. Его деятельность пока еще тесно связана с желанием получить одобрение значимых взрослых – родителей и учителя. Непосредственно влияет школьная оценка и на составление самооценки. Очень важно создать мотивацию для изучения иностранного языка младших школьников. Наиболее сильный мотив для ребенка – поощрение, получение награды. В школе наградой за хорошую учебу является оценка. Но в первом классе отметки по иностранному языку не ставятся, и учитель может поощрить ребенка другим способом, например наклейкой, смайликом, фишкой и т.д., в последующих классах оценки уже есть, но система контроля также должна строиться и на содержательно-оценочной основе без использования отметок. Так как при оценивании только лишь с помощью отметок нет места действия оценивания ребенком самого себя — а это, как отмечают современные психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к обучению вообще. Не стоит забывать о том, что когда ребенок достигает успеха, он хочет, чтобы об этом знали и родители, и одноклассники, чтобы он мог доказать всем и себе, что он действительно чего-то добился. Это повышает уже формирующуюся самооценку и является мотивом для достижения новых целей. Главная задача, поставленная школе, - сделать ребенка компетентным.

Компетентность подразумевает три умения:

- ориентироваться (отличать главное от второстепенного);

- адаптироваться (подстраиваться под определенные обстоятельства в процессе обучения);

- конструктивно и целесообразно влиять на процесс обучения.

Эти умения обеспечивают удовлетворение трех потребностей в самореализации, саморазвитии, самосохранении.

Таким образом, в коллективе, в частности в классе, группе должна быть создана ассертивная среда, что способствует проявлению успеха у ребенка и мотивирует быть успешным.

Умение высказать свое мнение, при этом уважая других и не претендуя на приоритетность, вот что значит быть ассертивным. Главный принцип ассертивности: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».

Воспитать ассертивного ребенка может только ассертивный педагог. Дети начальной школы очень ориентированы на модель поведения самого педагога и их самооценка зависит от того как и каким образом оценят их знания.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Положительное самовосприятие необходимо для того, чтобы чувствовать себя эффективным человеком, способным отвечать за свои поступки и изменять ситуацию вокруг себя.

Пятибалльная отметочная система не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности. Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно оценить реальные достижения каждого учащегося. По отметке сложно судить о действительном уровне знаний, трудно простроить дальнейшую программу действий (над чем поработать, что улучшить). Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Но самый большой вред оценки в том, что теряется ориентир деятельности. Ценность знаний заменяется ценностью оценки. Дети учатся для отметки, для учителя, а не для себя, не для познания нового.

Поэтому оценивание знаний учащихся должно быть эффективным и мотивирующим и отвечать требованиям всех участников учебного процесса:

- родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;

- учитель желает видеть прогресс ученика;

- ученику необходимо чувствовать свою успешность;

- администрация хочет видеть и знать результаты обучения.

Безоценочное обучение направляет внимание школьников на выполнение поставленной цели, на получение интересной и новой для себя информации, приобретение новых навыков, проявление индивидуальности. Таким образом, ребёнок получает удовольствие от самого процесса обучения, а не от полученной оценки.

При нестандартном оценивании мы, прежде всего, пользуемся принципами позитивного воспитания. Сформулируем их:

  1. Понимать потребность ребенка в принадлежности. Ребенку необходимо ощущение, что он нужен и достижения его значимы.

  2. Взаимное уважение. Учитель совместно с учеником решают его проблему и учатся на ошибках. В этой атмосфере ребенок учится понимать и выражать чувства, становится уверенным в себе, контактным, ответственным за себя и других.

  3. Принимать ребенка таким, какой он есть. Таким образом, воспитывать позитивное самоотношение и здоровое чувство собственного достоинства. Оценивать и критиковать можно поступки, но не личность человека.

  4. Последовательность воспитательных действий. Нужно следовать определенным правилам, озвученным в начале учебного процесса.

  5. Правильно построенное общение. Вместо «ты-высказываний» следует употреблять «я-высказывания». Фразы учителя типа: «Ты плохо поступил, что не выучил диалог» или «Ты никогда не делаешь домашнюю работу» вызывают в ребенке комплекс неполноценности, обиду или агрессию. «Я-высказывания» являются более эффективным воспитательным воздействием, они показывают ребенку, что вы верите, что он может изменить свое поведение. Примерами таких высказыванию могут быть: «Мне очень жаль, что ты не выучил диалог, и мы не сможем сыграть сценку» или «Я переживаю, что ты не делаешь домашние задания и из-за этого не сможешь понять эту тему».

  6. Использовать в школьной жизни приветливые фразы. Всегда хвалить ребенка за его достижения, благодарить за помощь.

Следует заметить, что при грамотном построении методической системы обучения успех в овладении предлагаемым речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечен практически всем детям. Эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех психических функций, расширит общий кругозор детей.

Безотметочная система обучения, должна сделать оценку учащегося более содержательной, объективной и дифференцированной. Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою позицию в ней: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Под безоценочным обучением понимается такое обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребенка. 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconС углублённым изучением английского языка
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для...

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconО конкурсе профессионального мастерства для преподавателей английского...
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения интернет-конкурса (далее – Конкурс) по английскому языку и основам...

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы под редакцией Р. П. Мильруд, Ж. А. Суворовой «Английский язык. Рабочие...

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconРабочая программа по английскому языку 6 «А»
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для...

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconРабочая программа по английскому языку 6 «Б»
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для...

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconУрок английского языка "My Native Land Bashkortostan" составлен в...
...

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconДоклад подготовлен на основе данных мониторинга управления образования...
«Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением английского языка» Находкинского городского округа

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconРабочая программа предмет Английский язык
Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений...

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconАнализ работы шмо учителей английского языка Апастовской средней...
Руководитель шмо: Гумеров Марат Азатович, учитель английского языка первой квалификационной категории

Методическое пособие нестандартная система оценивания в начальной школе на уроках английского языка «путь к успеху» для учителей английского языка общеобразовательных учебных заведений и школ с углубленным изучением английского языка iconПубличный отчет муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №84
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением английского языка было основано...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск