Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "о центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Загрузка...





НазваниеКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "о центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Дата публикации30.11.2014
Размер68.5 Kb.
ТипКодекс
top-bal.ru > Банк > Кодекс


К исх. № А-01/5-639 от 23.08.2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Необходимость проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" обусловлена устранением недостатков действующего законодательства, связанного с административной ответственностью за нарушение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

По данным департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, с 1 января 2011 года подразделения Центрального банка Российской Федерации возбудили 450 дел об административных правонарушениях за несоблюдение законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), из них 139 — в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные — в отношении кредитных организаций как юридических лиц. Решения по указанным делам, включая штрафы (размер которых, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), варьируется от 10 тыс. до 50 тыс. руб. для сотрудников и от 20 тыс. до 300 тыс. руб. для банков), были приняты в 200 случаях. Из них 83 решения были приняты в отношении должностных лиц банков. Данные санкции результат применения новых норм КоАП РФ, которые обязали Банк России штрафовать банки и их сотрудников, ответственных за борьбу с отмыванием, за любые нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ, вне зависимости от того, значимы ли они или являются чисто техническими. Согласно КоАП РФ и Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", вольная или невольная ошибка банка, приведшая к опозданию на один день с отправкой сообщения в Росфинмониторинг по каждой операции или сделке, невыявлению операций, подлежащих обязательному контролю, либо допущенная при составлении сообщения, квалифицируется как самостоятельное нарушение, подпадающее под санкции статьи 15.27 КоАП РФ.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" преследует следующие цели.

Во-первых, настоящий законопроект исключает из списка субъектов административной ответственности в статье 15.27 КоАП РФ должностные лица кредитных организаций.

В статье 15.27 КоАП РФ предусмотрены санкции, подлежащие применению не только к кредитным организациям, но и к их должностным лицам (ответственным сотрудникам).

При этом не учитывается, что созданная в России система ПОД/ФТ базируется и в значительной части ограничивается ежедневным чисто техническим направлением всеми субъектами исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ огромного числа сообщений о проводимых операциях в Росфинмониторинг (в среднем за год направляется около 10 млн. сообщений, из которых более 95% направляется банками).

Вместе с тем, успешность исполнения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части направления сообщений в значительной степени зависит от технических средств, применяемых в организации, выбор, приобретение, обновление которых находятся вне прямой компетенции ответственных сотрудников.

К тому же субъектами исполнения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" являются кредитные организации. В этой связи именно на кредитные организации возложена обязанность по организации технических возможностей для исполнения требований законодательства.

В случае же наличия правонарушения в соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ санкции должны применяться только в отношении кредитной организации. Если же причиной неисполнения требований законодательства ПОД/ФТ стали действия сотрудника, то кредитная организация самостоятельно примет решение о мерах ответственности.

По оценке экспертов, применение статьи 15.27 КоАП РФ в новой редакции наносит непоправимый удар по сотрудникам подразделений кредитных организаций, занятых в сфере ПОД/ФТ. По итогам 2011 года только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган может быть вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Учитывая жесткость санкций и достаточность однократного нарушения сроков предоставления отчета, применение статьи 15.27 вызовет высокую ротацию кадров среди сотрудников подразделений внутреннего контроля банков, что крайне негативно отразиться на профессионализме коллективов кредитных организаций, а должности сотрудников внутреннего контроля станут неперспективными и вакантными. Отсутствие же назначенных должностных лиц подразделений внутреннего контроля в кредитной организации в свою очередь также приведет к парадоксальной ситуации, поскольку отсутствие назначения таких лиц является нарушением Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в результате чего сама кредитная организация (как юридическое лицо) тоже будет привлечена к ответственности. В итоге все эти меры, направленные на совершенствование ПОД/ФТ, приведут к противоположному результату - к снижению результативности правового механизма ПОД/ФТ.

Во-вторых, настоящий законопроект предполагает в статье 15.27 КоАП РФ установить административное наказание в виде предупреждения.

Действующая редакция КоАП содержит несколько составов административных правонарушений за неисполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, однако установленные санкции не всегда могут быть адекватны совершенному правонарушению.

Так, часть 3 статьи 15.27 КоАП предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ.

За совершение указанных административных правонарушений устанавливаются и применяются административные наказания в виде административного штрафа на юридическое лицо или административное приостановление деятельности юридического лица.

При этом часть 3 статьи 15.27 КоАП не допускает применение административного наказания в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанного правонарушения, которое имеет незначительный характер и не носит систематический характер.

Следует отметить, что подобные нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.

Также указанные нарушения могут быть связаны со спецификой выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. К таким операциям относятся сделки с драгоценными металлами, сделки с недвижимым имуществом, сделки финансовой аренды (лизинг), сделки по предоставлению беспроцентных займов, соответствующие критериям, указанным в статье 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Между тем, перечисленные сделки могут быть совершены в один срок, а документы, из которых следует что сделка является операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, представлены клиентом в более поздний срок, который значительно превышает один рабочий день со дня совершения указанной сделки.

Таким образом, у банка возникает формальное нарушение срока представления сведений в уполномоченный орган, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", но при этом у банка отсутствовала возможность для соблюдения указанных требований, что произошло по независящим от банка причинам.

Изложенные выше обстоятельства могут привести к применению в отношении банков административных наказаний, несоразмерных совершаемым ими действиям, в том числе по причинам технических сбоев и не независящим от банка обстоятельствам. Подобных нарушений, по мнению Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации, 92% от всех нарушений сроков, за которые теперь необходимо выносить предписания о штрафах.

В-третьих, настоящий законопроект сохраняет статью 15.27 КоАП РФ, исключив кредитные организации из числа субъектов в частях 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ. При этом законопроект предоставляет Банку России право применения мер ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными новыми частями 4 и 5 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в отношении кредитных организаций за составы правонарушений, аналогичные составам, закрепленным в частях 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ.

Таким образом устраняется коллизия между статьей 15.27 КоАП РФ и статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Следует отметить, что в отличие от проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", настоящий законопроект содержит в себе комплексный подход к решению существующих проблем в связи с принятием действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ.

К тому же, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не решает вопрос с привлечением к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций и несет в себе широкие возможности для развития коррупции в сфере применения санкций к кредитным организациям.

Исходя из сказанного, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" делает возможным устранить имеющиеся недостатки действующего законодательства, связанного с административной ответственностью за нарушение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconВ кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях...
Федеральный закон от 08. 12. 2011 №424-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" и отдельные законодательные...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...
...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconРоссийская федерация кодекс российской федерации об административных правонарушениях
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconКодекс российской федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 n 195-фз(ред от 28. 07. 2012)(с изм и доп., вступающими...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconФедеральный закон от 5 июня 2012 года №52-фз «О внесении изменений...
О новом в законодательстве Российской Федерации и Костромской области за период с 28 мая 2012 года по 13 июня 2012 года

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Вологодской...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Вологодского...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Вологодского...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconПояснительная записка к проекту федерального закона о внесении изменений...
В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон \"о центральном банке Российской Федерации (Банке России)\" iconЗакон Российской Федерации от 26. 06. 1992 г в ред. Федерального...
Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. N 102-фз // Собрание законодательства Российской...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск