Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка

Загрузка...





Скачать 126.24 Kb.
НазваниеРабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка
Дата публикации23.11.2013
Размер126.24 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Рабочая программа

Биология 6 класс (1 час в неделю)

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

  • Расширение представлений учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений.

  • Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности растительной и животной клеток, органов и систем растительного и животного организмов, средообразующей роли живых организмов;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Курс «Живой организм» и рабочая программа построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения представлены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

В рабочую программу по сравнению с авторской программой Н.И.Сонина внесены следующие изменения:

на изучение темы «Химический состав клеток» (Раздел 1) (в программе указано, что данная тема изучается по усмотрению учителя) взят 1 час из темы «Питание и пищеварение» (Раздел 2), т.к. данная тема является основой для первичного понимания химических процессов, происходящих на уровне клетки.
Учебно-методический комплект используемый для достижения поставленной цели:

  1. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2009.

  2. Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа для 6-го класса рассчитана на 35 учебных часов при изучении биологии в объеме 1 часа в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков. Всего рабочей программой предусмотрено 9 лабораторных и 2 практические работы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2011.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.

Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.

  • Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (сообщения, кроссворды, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование с использованием заданий части А, В и С. Всего запланировано 3 тематических тестирований.

^ Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,

  • иметь представление о биологии как науке,

  • о клетке как единице живого,

  • о способах питания и дыхания животных и растений,

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

  • Здорового образа жизни человека;

  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Биология. Живой организм.

(35 часов, 1 час в неделю)

^ Учебно-тематический план


раздела/темы

Наименование раздела и темы

^ Всего часов

Количество часов на теорию

Количество часов для практикумов

Количество часов на контрольные работы

1

Строение и свойства живых организмов

11










1.1

Основные свойства живых организмов

1

1







1.2

Химический состав клеток

1

1







1.3

Строение растительной и животной клеток

2

2







1.4

Ткани растений и животных

2

2







1.5

Органы и системы органов

4

4







1.6

Растения и животные как целостные организмы

1

1




Тест№1

2

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

22










2.1

Питание и пищеварение

3

3







2.2

Дыхание

2

2







2.3

Передвижение веществ в организме

2

1

1




2.4

Выделение

2

2







2.5

Опорные системы

2

2







2.6

Движение

2

2







2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности

3

3




Тест№2

2.8

Размножение

3

2

1




2.9

Рост и развитие

3

3




Тест№3

3

Раздел 3. Организм и среда

2










3.1

Среда обитания. Факторы среды.

1

1







3.2

Природные сообщества

1

1










Итого:

35











^ Рабочая программа



урока

Наименование темы

Название лабораторных работ

Кол-во часов

1

Место биологии в системе естественных

1

2

Химический состав клетки: неорганические вещества

л/р №1

1

3

Строение и функции органоидов клетки. Сравнительная хар-ка рас.-ой и живой клетки

1

4

Деление клетки. Митоз-основа роста и развития организма.

1

5

Биологическое значение мейоза

1

6

Ткани растений и животных

1

7

Лабораторная работа № 2.Ткани растений

1

8

Лабораторная работа №3.Ткани животных организмов.

1

9

Органы цветкового растения.

1

10

Строение корневой системы. Л/р №4Корневые системы.

1

11

Строение побега. Почка. Л/р №5 Строение и расположение почек

1

12

Стебель осевой орган побега.

1

13

Строение и функции листа. Л/р №6 Простые и сложные листья

1

14

Цветок, его строение и функции. Л/р №7Строение цветка

1

15

Плоды: значение и разнообразие. Л/р № 8 Сухие и сочные плоды

1

16

Органы и системы органов животных.

1

17

Организм как единое целое. Обобщение знаний.

1

18

Фотосинтез- воздушное питание растений

1

19

Питание животных.

1

20

Дыхание растений.

1

21

Дыхание животных.

1

22

Передвижение веществ в растений.

1

23

Строение и функции кровеносной системы животных

1

24

Выделение у беспозвоночных животных и у растений

1

25

Выделение у позвоночных животных


1

26

Обмен веществ и превращение энергии у растений

1

27

Движение животных

1

28

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных.

1

29

Регуляция процессов жизнедеятельности растений.

1

30

Виды размножений организмов

1

31

Рост и развитие организмов

1

32

Среда обитания организмов.

1

33

Экологические факторы среды.

1

34

Влияние факторов неживой природы.

1

35

Природные сообщества. Цепи питания.

1

36

Повторения.

1

37

Обобщающий урок за год

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Биология»
«Биология» для 9 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии...

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена: На основе программы...
И. Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных...

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconРабочая программа по экономике 11 класс (1 час в неделю, всего 34...
Рабочая программа составлена на основе программы Экономика. «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова...

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа курса литературы в 8 классе...
Программа предусматривает 34 часа (для индивидуального обучен,ия) из расчета 1 час в неделю

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 класс Планирование рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих документов

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconТематическое планирование уроков биологии в 6 классе
Новый учебный базисный план: предмет биология, 6 класс – 34 часа. 1 час в неделю

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconПояснительная записка Состав учебно-методического комплекса
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течении года, всего 35 учебных часов

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconОбщая характеристика задачи Предмет: биология (анатомия). Класс
Программа: Программа общеобразовательных учреждений; Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология человека, 8 класс. – М., 2000; Биология....

Рабочая программа Биология 6 класс (1 час в неделю) Пояснительная записка iconРабочая программа Предмет: Биология
И. Н. Пономаревой (Биология в основной школе: Программы / сост. И. Н. Пономарева и др. – М., : Вентана-Граф, 2005.), рассчитанной...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск