Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г






НазваниеПояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г
страница1/8
Дата публикации12.02.2014
Размер0.88 Mb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
МКОУ «Сузунская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Рассмотрено на ШМО

Протокол № ______

«____»___________________2013г.

Согласовано

Зам.директора по УВР ______________

«______»__________________2013г.

Утверждаю

Директор школы-интерната _____________

Н.Ю.Баженова

«______»_______________2013г.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (четвертый год обучения)

2013 – 2014 учебный год


Составитель программы

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Лисунова Инна Николаевна

р.п.Сузун

2013

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А.Р. Маллера, НИИДАПН РФ, 2005 г.

^ Целью программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.

Программой будут решаться следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование общетрудовых умений.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами школы в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Формирование общетрудовых умений и навыков – предусматривает подготовку учащихся к овладению элементами специальности младшего обслуживающего персонала и предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной.

Решение данной задачи предусматривает овладение учащимися ремеслом, которое будет адекватным особенностям структуры дефекта учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.

^ Расширение представлений об окружающем мире происходит в процессе знакомства с объектами общего пользования, объектами и явлениями живой и неживой природы. Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, и понимании собственных возможностей.

В ходе коррекционных занятий у учащихся должны быть сформированы общие представления о мире людей, которые соответствуют понятиям «Я», «Другой», «Другие» (дети, взрослые).

Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи, с чем происходит и осознание слов, принятых для обозначения различных временных и пространственных отношений.

Дети с умеренной и глубокой умственной отсталостью не ориентируются во времени и пространстве, не понимают значений слов, обозначающих соответствующие отношения, а значит, не употребляют их в собственной речи. Представления о пространстве и времени у детей с интеллектуальными нарушениями формируются с большим трудом и в более длительные сроки. Это связано с абстрактностью временных и пространственных понятий, их отвлеченностью от физических свойств предметов. У ребенка в спонтанном опыте нет необходимости использовать обозначения времени и пространства, они, как правило, задаются общим режимом жизнедеятельности и контролируются взрослыми.

Основная цель коррекционной работы в этой части – привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения.

^ Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, элементами которых могут овладеть некоторые дети. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных названий, помогут умственно отсталому подростку распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Аптека», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т. д. Усвоение даже некоторых сведений предлагаемых настоящей программой, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

При обучении чтению и письму детей с глубокой умственной отсталостью чрезвычайно важно широко использовать игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Предпочтение отдается заданиям, построенным на игровом материале, в игровой форме.

Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими трудностями.

Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего, выраженную практическую направленность.

Занятия по развитию элементарных математических представлений проводится 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.

Динамика овладения, учащимися с выраженной умственной отсталостью, математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течении всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

^ Обучение растениеводству предусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. В ходе обучения дети осваивают выполнение определенных операций.

Содержание обучения работе с керамикой из соленого теста: предусматривается выполнение следующих действий: лепка из соленого теста, термическая обработка, после термическая обработка (роспись красками, покрытие лаком). Лепка из соленого теста, в свою очередь предусматривает освоение ряда доступных операций: замешивание теста, отщипывание, отрезание (проволокой), катание колбаски, шарика, изготовление блина похлопыванием, надавливанием, размазыванием, применением форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из соленого теста выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно.

^ Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний, об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьего – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и другому, самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

Все обучение детей, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

  • действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

  • действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы:

  1. Первую составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоение заданного материала.

  2. Вторую группу (25 – 30%) характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

  3. Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем разделам программы.

  4. Четвертая группа (10 – 15%) характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

На основе приведенных характеристик оценку «удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» получают дети, если они, верно, выполняют от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку «хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка «достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения», если выполнено свыше 65% заданий. При выполнении ниже 35% заданий учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть оценены, как «рекомендуемую программу данного года обучения усвоил на минимальном уровне» и оставлены решением ПМПК на повторное прохождение данного года обучения.

В любом случае при составлении итоговой характеристики, для прохождения Психолого-Медико-Педагогической Комиссии для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими минимального уровня развития, т. е. адекватного структуре их дефекта.

^ Показатели самостоятельности учащегося.

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

!

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

пп

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.

п

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

и

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

о

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

с

Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный Психолого-медико-педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а также для написания итоговой характеристики.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

  • действие (операция сформировано) – «ДА»;

  • действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;

  • действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;

  • действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

^ Задачи воспитания.

- Укреплять и охранять здоровье учащихся.

- Воспитывать навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки.

- Формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления, простейшие виды речевых суждений.

- Развивать восприятие, память, внимание учащихся.

- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая учащихся разнообразными сенсорными впечатлениями.

- Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы.

- Расширять активный словарь учащихся, совершенствовать грамматическую структуру речи.

- Развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками, приучать понимать содержание простых рассказов, сказок с наглядным и без наглядного сопровождения.

- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

- Развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом. Формировать элементы сюжетно – ролевой игры.

- Формировать у учащихся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.

- Продолжать эстетическое воспитании: развивать художественное восприятие, воспитывать у учащихся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

^ Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Продолжать учить самостоятельно или с небольшой помощью учителя мыть руки перед едой, после загрязнения и насухо вытирать полотенцем. Учить пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком). Продолжать учить правильно, пользоваться унитазом в туалетной комнате. Продолжать учить вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

^ Воспитание навыков культурного поведения.

Продолжать учить учащихся здороваться и прощаться с взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).

Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места. Продолжать учить пользоваться туалетом, умывальником. Учить не выходить из-за стола, не окончив еды. Учить, не кричать, не мешать другим учащимся во время игр, уроков, обеда, при одевании и раздевании.

Воспитывать бережное отношение к вещам, учебным принадлежностям, игрушкам.

Учить учащихся называть свою фамилию, имя, отчество. Учить называть по имени и отчеству своих родителей, учителей, воспитателей.

^ Воспитание гуманных чувств

и положительных взаимоотношений.

Закреплять умение проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, учебными принадлежностями, уступать). Учить учащихся проявлять отзывчивость на просьбу другого ученика, помогать ему. Воспитывать у учащихся отрицательное отношение к грубости, жадности.

^ Развитие у учащихся предпосылок трудовой деятельности.

Продолжать обучать учащихся порядку одевания и раздевания. Учить при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки ботинок). Учить, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, вешать ее в гардероб, правильно надевать одежду и обувь (застегивать большие пуговицы спереди). Воспитывать умение замечать неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводить себя в порядок, развивать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.

Воспитывать у учащихся желание участвовать в элементарной трудовой деятельности. Учить учащихся выполнять элементарные трудовые поручения (разложить ложки, вытереть доску, разложить карандаши и т.д.).

Формировать активность, интерес и желание выполнять поручения взрослых, способность преодолевать трудности.

^ Развитие речи

2 часа в неделю (68 часов).

Пояснительная записка

Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.

Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, обучают вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.

Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их.

Для того чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи детей, необходимо мотивировать их на повторение слов учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.

Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, пробуждают у умственно отсталых детей познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования и других уроках.

Повторение материала III класса. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.

Уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение – вербальное описание.

Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам.

Закрепления умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных. Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.

Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся на основе своих наблюдений, в связи с трудом, с самообслуживанием, просмотром телепередач, с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры и т.д.

Просмотр фильмов с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.

Тематика.

Овощи (чеснок). Внешний вид чеснока. Вкус. Употребление в пищу.

Ягоды (смородина, крыжовник). Цвет, форма, вкус (описание по вопросам учителя)

Сад. Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.

Деревья (липа). Название. Распознавание.

Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание, различение.

Комнатные растения (алоэ). Название, распознавание.

Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.

Домашние животные (овца). Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Дикие животные (волк, медведь). Части тела. Чем питаются, как передвигаются. Сходство и различие по внешнему виду. Жизнь диких животных зимой и летом.

Птицы (скворец). Внешний вид. Где живет, какую пользу приносит человеку. Бережное отношение к птицам.

Насекомые (муравей, муха, божья коровка). Название. Внешний вид, где живут.

Труд людей летом и осенью.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Название месяцев и времен года.

Лето: солнечные, жаркие дни. Летние работы в деревне. Летние месяцы. Осень: дует холодный ветер. Часто идут дожди. Зима: снегопад, в морозную погоду снег скрипит под ногами, замерзли пруды, реки. Весна: пригревает солнце, на реке ледоход, разлив рек, первые проталины. Ведение календаря погоды по сезонам. Ежедневные наблюдения за погодой.

Экскурсии. Осенью сбор листьев и классификация их по величине, форме и принадлежности к породам деревьев.

Зимой показать почки на ветках деревьев. Провести наблюдение за распусканием почек в природе, на ветках, находящихся в классе. Весенняя экскурсия в сад (растения сада).

Практическая работа: посадка бобовых культур, наблюдение за их ростом и развитием.

^ Знания и умения к концу второго года обучения:

Уметь отвечать на вопросы и составлять простые самостоятельные высказывания.

Составлять по картинкам распространенные предложения, состоящие из 4 – 5 слов.

Знать, уметь назвать и показать изученные растения, животных. Знать 2 – 3 растения и животных своего края.

Употреблять формы множественного числа.

Знать 1 – 2 четверостишья, считалку, 1 – 2 речевки, потешку, короткую песенку.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconПрограмма специльной (корррекционной) общеобразовательной школы ручной...
Трудовое обучение детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной...

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и письму составлена...
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием типовой программы Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью...

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconУчащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1-9 год обучения

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconПояснительная записка Модифицированная программа «Шахматы школе»...
«Шахматы школе» под редакцией И. Г. Сухина, в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк (учебники,...

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconРабочая программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconУчащиеся с умеренной умственной отсталостью 1а-10а классы
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире 1 диск (CDшкол медиатека)

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconПояснительная записка рабочая программа ориентирована на учащихся...
Программы для общеобразовательных школ «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (5-11) М. «Просвещение», 2008. Программа соответствует...

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом...

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconПояснительная записка к учебному плану первой младшей группы Инвариантная...
Программы воспитания и обучения в детском саду, под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., 2005 г, допущенной...

Пояснительная записка данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера, ниидапн рф, 2005 г iconПриказ №102 от 29. 08. 2013 г. Протокол №1 от 29. 08. 13 Специальная...
Сокольского муниципального района «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск