Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень






Скачать 71.08 Kb.
НазваниеСтандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень
Дата публикации15.01.2015
Размер71.08 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Биология > Документы
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего об­разования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосис­тема); истории развития современных представлений о живой природе; выдаю­щихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формирова­нии современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических зна­ний в практической деятельности людей, развитии современных техноло­гий; проводить наблюдений за экосистемами с целью их описания и выяв­ления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, во­шедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различ­ных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека! в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здо­ровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических про­блем;

  • использование приобретенных знаний и умений а повседневной жиз­ни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружаю­щей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Объект изучения биологии — живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни орга­низации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

КЛЕТКА

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейдени Т.Шванн)'. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной есте­ственнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядер-ные и ядерные клетки. Вирусы — неклеточные формы. Строение и функции

хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Значение постоян­ства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание мик­ропрепаратов клеток растений.

ОРГАНИЗМ

Организм — единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии — свойства живых организмов.

Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. По­ловое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. ^ Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений раз­вития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здо­ровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законо­мерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наслед­ственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных расте­ний. Основные методы селекции; гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных по­следствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка эти­ческих аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Вид

История эволюционных идей. ^ Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Па-марка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в форми­ровании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии.

Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. ^ Синтетическая теория эволю­ции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа ус­тойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Услож­нение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхож­дения человека. Эволюция человека,

^ Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жиз­ни и человека.

ЭКОСИСТЕМЫ

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены эко­систем.

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфе­ре. Роль живых организмов в биосфере. ^ Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности чело­века в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

^ Проведение биологических исследований: выявление антропогенных из­менений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосис­тем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосисте­мах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; ана­лиз и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюцион­ная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность за­конов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспо­собленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энер­гии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;
    уметь:





  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнона­учной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических ве­ществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений
    развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивос­ти и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементар­
    ные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосисте­мах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в эко­системах своей местности;

  • сравнивать биологические обьекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, при­родные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (есте­ственный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и де­лать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источ­никах (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ком­пьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других забо­леваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, от­равлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области био­технологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconПрограмма по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconПрограмма по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconКнига для учителя
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый...

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconРабочая программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология, профильный уровень»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconРабочая программа по предмету Биология 10 класс на 2013 2014 учебный год
Разработана на основе программы основного общего образования по биологии и программы среднего(полного) общего образования по биологии...

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень icon«14»августа 2013г рабочая программа по биологии 10-11 классы
Рабочая программа по биологии составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов...

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconБазовый уровень
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconРабочая программа по биологии для 8 класса
Программы основного общего образования по биологии для 6 -9 класса автора Н. И. Сонина, примерной программы среднего (полного) общего...

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconРабочая программа по мхк (базовый уровень) для 10 и 11 классов составлена...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии базовый уровень iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск