Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика»

Загрузка...





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика»
страница1/3
Дата публикации02.10.2013
Размер0.49 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

Министерство образования и науки РФ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Финансово-экономический факультет

Кафедра Экономической теории и корпоративного управления

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ______________

(подпись)

Протокол №1 от 24 сентября 2010г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Дисциплина – Микроэкономика (часть 1 и часть 2)

Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

Факультет – финансово-экономический

Форма обучения: дневная

Сыктывкар, 2010
^

Министерство образования и науки РФ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Финансово-экономический факультет

^ Кафедра Экономической теории и корпоративного управления

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ____________________

(подпись)

Протокол №1 от 24 сентября 2010г.
^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МИКРОЭКОНОМИКА
Направление «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная
Курс: 1

Семестр: 1-2

Форма обучения дневная

ВСЕГО - 288 час, 10 зачетных единиц.

Лекции: 72 час.

Практические занятия: 72 ч.

Самостоятельная работа: 144 час.

Форма итогового контроля: два экзамена

Сыктывкар

2010

Составлена

В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника бакалавриата финансово-экономического факультета.

^ ОДОБРЕНА УМК

Протокол №____ от «__» ____200__г.

Председатель УМК

_________к.э.н., доцент Л.Н. Фролова


Автор – Куликова Анна Николаевна, доцент кафедры ЭТиКУ СыктГУ



Содержание



  1. Цели освоения дисциплины

  2. Место дисциплины в структуре ОПП бакалавриата

  3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины «Микроэкономика»

  4. Методическая новизна дисциплины

  5. Структура и содержание дисциплины «Микроэкономика»

  6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

^ 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА».
Формирование глубокого и всестороннего экономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования, поэтому курс «Микроэкономика» изучается на всех экономических специальностях. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет как объекты профессиональной деятельности бакалавров направления «Экономика» поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Именно это и является предметом современной микроэкономики. В первой своей части она закладывает базовые методологические подходы в современной теоретической экономике, дает фундаментальный категориальный аппарат, необходимый для успешного освоения любой экономической дисциплины. Поэтому учебной целью базовой части курса в первом семестре является изучение основных понятий, категорий и инструментов экономической теории, описание наиболее общих взаимосвязей и закономерностей на разных уровнях современной экономики.

Во втором семестре, учебной целью развитой микроэкономической части курса является изучение закономерностей рационального экономического поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, при различных типах рыночных структур, и на этой основе – оценка влияния на общее благосостояние государственного вмешательства в функционирование рынков.

^ Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности и функционирования и успешно к ним приспосабливаться.

^ Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, критического мышления, без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для экономиста знание микроэкономических закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы аналитические и прогностические навыки, умение сопоставлять будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений, выбирая наиболее эффективную альтернативу.

Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет большого количества контрольных работ, которые являются формой промежуточного контроля знаний. В первой (базовой) части курса в рамках самостоятельной работы предусмотрено написание реферата, с целью научить студента применять теоретические знания к анализу конкретных практических проблем, самостоятельно подбирать и обобщать различные источники экономической информации. Формой итогового контроля является экзамен после первого семестра и экзамен после второго семестра.


  1. ^ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА.



«Микроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла (Б-3). Так как ее изучение предваряет все остальные экономические дисциплины, для ее успешного освоения необходимы качественные «входные» знания по обществознанию, истории, алгебре и геометрии на уровне средней школы, необходимы навыки быстрого чтения и конспектирования, публичного выступления, сбора и обобщения информации по конкретному вопросу, решения задач, научной дискуссии.
Курс «Микроэкономика» тесно связан с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов, как «Институциональная экономика», «Менеджмент», «Теория отраслевых рынков», «Ценообразование», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Налогообложение», «Бухгалтерский учет и анализ». Он предоставляет им категориально-понятийный аппарат, базовые экономические взаимосвязи и закономерности, теоретические модели поведения микросубъектов и функционирования рынков, методологию исследования.

Таким образом, место и роль дисциплины «Микроэкономика» заключается в создании методологический и терминологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, опирающегося на универсальные экономические принципы и закономерности.

^ Задачи и структура курса:

- определение предмета и методов микроэкономики, базового категориального аппарата и важнейших закономерностей и взаимосвязей;

- определение базовых субъектов микроэкономики (домашних хозяйств и фирм) и особенностей их рационального поведения при различных типах институционального окружения, на различных стадиях воспроизводственного процесса;

- изучение структуры и инфраструктуры хозяйственных взаимосвязей между субъектами микроэкономики;

- определение сущности, границ, функций государства в современной экономике, а также целей и механизмов корректировки экономического поведения хозяйствующих субъектов микроуровня со стороны государственных структур;

- описание причин возникновения и существования преимущественно рыночных форм взаимосвязей на микроуровне, видов и функций рынков;

- изучение теорий и моделей поведения потребителя, видов и эластичности спроса;

-изучение моделей производства и равновесия производителя;

-изучения сущности, видов издержек и доходов, моделей поведения фирм при различных типах рыночных структур;

- изучение сущности, видов, влияния на общественное благосостояние монополий и их государственного регулирования;

- изучение особенностей функционирования рынков ресурсов и формирования первичных факториальных доходов;

-изучение рисков хозяйствования и способов их снижения;

- изучение базовых этапов эволюции экономической мысли и основных экономических школ прошлого и настоящего.

^ 3. КОМПЕТЕНЦИИ, НА ФОРМИРОВАНИЕ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА».

Изучение дисциплины «Микроэкономика» (частично, на своем уровне анализа) формирует следующие общекультурные компетенции:

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

Также изучение данного курса частично формирует профессиональную компетенцию (ПК-6), в части формирования способности на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
После изучения данного курса студент должен знать:

-закономерности функционирования современной экономики;

- основные понятия, категории и инструменты микроэкономики;

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;

- основные особенности российской экономики, направления экономической политики государства (региональной, структурной, социальной, конкурентной, антимонопольной, научно-технической, политики доходов);

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

На основе изучения данного курса студент должен уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий ;

- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, определять стратегии развития хозяйствующих субъектов и их подразделений;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в форме выступления, доклада, реферата, статьи.

Студент должен владеть специальной экономической терминологией, методологией экономического исследования, навыками самообучения, профессиональной аргументации.

^ 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ НОВИЗНА ДИСЦИПЛИНЫ.
К методической новизне дисциплины «Микроэкономика» относится ее авторское деление на две части (по семестрам) – базовую и развитую. В первой (базовой) части предполагается изучение классическими методами не только основных современных экономических агентов микроуровня, их различных видов, функции и значение, но и процесс исторической эволюции как самих фирм и домохозяйств, их внутренней структуры, так и внешнего институционального окружения, включая развитие хозяйственной системы и функций государства в экономике. Особенный акцент сделан на значение, генезис и формы таких базовых институтов как собственность, разделение труда, традиции, рынок и план. Таким образом, в первой части курса формируются основы экономического мышления и базовые экономические категории, необходимые для успешного освоения не только микроэкономики, но и макро- и международной экономики. Во второй (развитой) части курса рассматриваются общепринятые микроэкономические модели, описывающие рациональное экономическое поведение потребителя и производителя (фирмы) с использованием, преимущественно, метода графического и математического моделирования, а также факториального анализа. С целью более качественного освоения этой части курса, студентам предлагаются авторские схемы лекций в электронном варианте, что позволяет более эффективно использовать аудиторные часы.

^ 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА».
ЧАСТЬ 1 (первый семестр)





темы


Содержание

темы

Количество часов

Лек-ции

Семи-нары

Самостоятельная работа

1.

^ Предмет и метод экономической теории.

Предмет экономической теории, исторические этапы его эволюции. Уровни познания экономических явлений.

Особенности объектов исследования и подходов микро-, мезо-, макроэкономики. Субъекты и объекты экономических отношений. Методы экономических исследований. Принцип гедонизма. Позитивная и нормативная экономика. Функции и значение экономической теории.

4

4

4

2.

^ Блага и потребности. Общественные формы воспроизводства экономических благ.

Блага как экономическая категория. Виды благ. Особенности частных, общественных и смешанных благ. Потребности: сущность, виды, значение. Закон безграничного возрастания потребностей. Воспроизводство экономических благ: сущность, формы, стадии материального воспроизводства. Потребление – личное и производственное, частное и государственное. Собственность на блага, субъекты и объекты отношений собственности. Структура и содержание прав собственности. Типы и формы собственности, ее значение в системе экономических отношений.

6

6

10

3.

^ Структура национальной экономики.

Понятие экономической структуры. Отраслевая структура национальной экономики: элементы, связи, значение. Региональная, воспроизводственная, социальная, внешнеэкономическая структура. Макроэкономическая структура современной рыночной экономики. Разделение труда как основа формирования структуры субъектов экономики. Виды и значение разделения труда (естественного и общественного на национальном и международном уровне). Общее, частное и единичное разделение труда.

2

2

6

4.

^ Экономические ресурсы и факторы производства.

Сущность, виды и значение экономических ресурсов. Внешние и внутренние факторы производства. Закон относительной ограниченности ресурсов. Экономическая эффективность: сущность, показатели эффективности использования и распределения ограниченных ресурсов. Критерии Парето-оптимальности, причины отклонения от них. Кривая производственных возможностей: условия построения и значение. Закон возрастающих альтернативных издержек. Экономическая (хозяйственная) система: сущность, виды (традиционная, плановая и рыночная), оценка их социально-экономической эффективности.

6

6

12

5.

^ Производство и его экономические формы.

Сущность производства. Единичное и массовое производство, его технологические способы. Натуральное и товарное производство (простое и капиталистическое). Виды капиталистического товарного производства. Домашние хозяйства как субъекты экономических отношений, их виды и особенности поведения при различных хозяйственных системах. Фирмы как субъекты экономики, их сущность, виды, эволюция, значение.

3

4

8

6.

^ Распределение результатов производства. Доходы в современной экономике.

Распределение как фаза воспроизводства. Доход как экономическая категория. Виды доходов. Доходы субъектов экономики. Особенности государственных налоговых и неналоговых доходов. Значение и виды первичных факторных индивидуальных доходов. Заработная плата: сущность, виды, значение. Прибыль: виды и значение в рыночной экономике. Сущность и виды ренты. Процентные доходы. Вторичные доходы, сущность и виды трансфертов. Кругооборот продукта и доходов. Понятие и виды бюджетов экономических агентов. Оценка неравномерности распределения доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент. Причины неравенства доходов, пути и пределы его уменьшения.

5

4

8

7.

^ Обмен как фаза воспроизводства.

Сущность, формы, значение обмена, рынок как его организационная форма. Предпосылки возникновения и функционирования рыночной системы. Виды рынков и их функции. Структура рынка и ее типы. Экономическая инфраструктура (производственная, социальная и рыночная). Виды, элементы и значение рыночной инфраструктуры. Особенности равновесного подхода к моделированию рыночных процессов. Общее и частичное рыночное равновесие. Спрос (индивидуальный и рыночный): понятие и особенности графического моделирования. Неценовые детерминанты рыночного спроса. Предложение (индивидуальное и рыночное): понятие, особенности графического моделирования. Закон убывающей доходности. Значение фактора времени в экономическом анализе. Неценовые детерминанты рыночного предложения. Статическое частичное рыночное равновесие: механизм установления при совершенной конкуренции. Значение равновесных цены и объема продаж. Динамическое частичное рыночное равновесие: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное. Недостатки (фиаско) рыночной системы.



6

6

12

8.

^ Государство как субъект экономики.

Сущность и теоретические подходы к определению государства. Структура органов государственной власти и оценка значения государственного сектора в современной экономике. Универсальные задачи государства. Функции государства в современной смешанной экономике. Проблема внешних эффектов и их государственное регулирование. Государственная экономическая политика: определение, цели, виды, субъекты разработки и реализации. Инструменты государственного регулирования экономики: прямые и косвенные. Провалы государства.

4

4

12




Всего:

36

36

72


^ ЧАСТЬ 2 (второй семестр)





темы


Содержание

темы

Количество часов

Лек-ции

Семи-нары

Самостоятельная работа

1.

^ Методология анализа микроэкономики.

Методологические предпосылки и логика курса микроэкономики. Проблемы выбора оптимального решения. Полная рациональность, равновесие и свобода выбора агентов микроэкономики.


1

1

1

2.

^ Теория поведения потребителя.

Сущность и особенности спроса на потребительские блага и факторы производства. Виды потребительского спроса (функциональный и нефункциональный). Эластичность спроса по цене (точечная и дуговая). Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, факторы эластичности. Значения показателей эластичности спроса в практике ценообразования фирм и налогообложения. Сущность и факторы эластичности предложения по цене. Избыток потребителя и производителя, их использование для оценки влияния косвенного налогообложения на благосостояние общества.

Постулаты поведения потребителя. Полезность потребительских благ – сущность, теории, оценки. Кардиналистская теория полезности. Законы Госсена. Условия равновесия потребителя. Ординалистская (порядковая) теория поведения потребителя. Кривая безразличия и бюджетная линия. Предельная норма замещения. Равновесие потребителя в условиях неполной и полной взаимозамещаемости или взаимодополняемости благ. Моделирование эффекта дохода и замещения при построении графика спроса. Кривая «цена-потребление». Кривая Энгеля.



8

6

14

3.

^ Теория поведения производителя (фирмы).

Производственная функция. Затраты и результаты. Совокупный, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности и закон предложения. Мгновенный, среднесрочный и долгосрочный период в микроанализе. Производство с двумя переменными факторами. Изокоста и изокванта. Предельная норма технического замещения. Условие равновесия производителя в рамках технологического подхода (правило минимальных издержек). Кривая «путь развития». Экономия на масштабах (постоянная, возрастающая, убывающая).

Теории фирмы: технологический и институциональный подход. Сущность и виды контрактов, образующих фирму. Специфические, интерспецифические и универсальные ресурсы фирмы. Виды фирм. Внешняя и внутренняя среда фирмы. Открытие, закрытие, санация и банкротство фирмы (предприятия). Валовая и предельная выручка.

Издержки фирмы: производственные и трансакционные; возвратные и безвозвратные; внутренние и внешние. Прибыль фирмы: сущность, виды (бухгалтерская экономическая и нормальная), ее значение в деятельности коммерческих фирм. Издержки фирм в краткосрочный период: постоянные, переменные, предельные. Общие и средние издержки. Динамика издержек в долгосрочный период. Минимально-эффективные размер фирмы. Изменение границ фирмы: причины, формы (концентрация, централизация, диверсификация).


8

8

16

4.

^ Моделирование равновесия фирмы при различных типах рыночных структур.

Рыночная структура: сущность и виды. Барьеры для входа (выхода) – стратегические и нестратегические. Конкуренция: определение, виды, инструменты, значение.

Равновесие фирмы при совершенной конкуренции (два метода определения). Фирма и отрасль: цена равновесия. Равновесие фирмы в условиях абсолютной монополии. Монополия: сущность, виды, причины возникновения. Монополизация рынков и излишки производителя и потребителя. Естественная (технологическая) монополия и проблемы ее госрегулирования. Основные показатели концентрации. Последствия монополии. Сущность и виды ценовой дискриминации.

Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Последствия рекламы.

Причины возникновения и виды олигополии. Равновесие олигополиста в моделях Курно, Бертрана, Нэша, Суизи, в ситуации картеля и «лидерства в ценах».

10

10

22

5.

^ Моделирование поведения фирмы как покупателя на рынках ресурсов.

Особенности спроса на ресурсы при совершенной и несовершенной конкуренции на ресурсных рынках. Предельный продукт в денежном выражении. Факторы изменения спроса на ресурс и факторы его эластичности. Правила наименьших издержек и максимизации прибыли, выраженные через рынок ресурсов.

Рынок труда: особенности индивидуального предложения. Равновесная заработная плата. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Модели конкурентного рынка труда, монопсонии и двухсторонней монополии на рынке труда. Профсоюзы и односторонняя монополия.

Рынок земли и недвижимости: особенности предложения и спроса (сельскохозяйственного и несельскохозяйственного). Экономическая (земельная) рента, дифференциальная и чистая рента, цена земли.

Рынок физического и финансового капитала: особенности предложения и спроса. Чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности. Значение процентной ставки как альтернативной цены капитала.


7

8

16

6.

^ Неопределенность и риски как результат экономической динамики.

Неопределенность (технологическая, внешней и внутренне среды) и риски хозяйствования. Виды рисков. Способы оценки и уменьшения прогнозируемых рисков. Страхование и экономическая безопасность

2

3

3




Всего:

36

36

72


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В первом семестре самостоятельная работа студентов заключается в подборе источников, чтении, конспектировании материалов и в выступлении по вопросам, обсуждаемым на практических занятиях, в написании реферата, подготовке к контрольным тестам и решению задач.
^ Практическая работа по курсу Микроэкономика 1:

  1. Предмет и методы экономической теории. Взаимосвязь уровней экономического анализа. Позитивная и нормативная экономика.

  2. Эволюция предмета экономической теории. Основные теоретические школы.

  3. Воспроизводство: сущность, виды, фазы материального воспроизводства.

  4. Блага: сущность и классификации.

  5. Потребности: сущность, виды, значение.

  6. Экономика как практика, структура национальной экономики /отраслевая, региональная, воспроизводственная, социальная, внешнеэкономическая/.

  7. Производство: сущность и факторы.

  8. Экономические ресурсы и факторы производства: общее и особенное.

  9. Показатели эффективности распределения и использования ограниченных ресурсов.

  10. Собственность: сущность, типы, формы.

  11. Разделение труда: определение, виды, значение.

  12. Кривая производственных возможностей: условия построения и значение. Закон возрастающих альтернативных издержек

  13. Формы хозяйствования: натуральное и товарное производство.

  14. Сущность и типы хозяйственных /экономических/ систем.

  15. Домашние хозяйства как субъекты экономических отношений: определение, виды, функции, особенности поведения в различных хозяйственных системах.

  16. Фирмы как субъекты экономики: определение, виды, значение.

  17. Доходы как экономическая категория, классификации и значение.

  18. Сущность и виды трудовых доходов. Формы заработной платы.

  19. Сущность, виды и значение нетрудовых доходов в современной рыночной экономике (прибыль, рента, процент).

  20. Трансфертные доходы: частные и государственные, их виды и значение.

  21. Принципы распределения и перераспределения доходов. Оценка неравномерности распределения доходов и богатства с помощью кривой Лоренца.

  22. Рынок: сущность, условия возникновения и существования, виды рынков.

  23. Функции рынков.

  24. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы, значение.

  25. Понятие и виды экономической инфраструктуры (производственной, социальной и рыночной).

  26. Кривая производственных возможностей: условия построения и значение. Закон возрастающих альтернативных издержек.

  27. Закон убывающей отдачи /доходности/.

  28. Рыночный спрос: определение, эффекты, неценовые детерминанты.

  29. Рыночное предложение: определение, неценовые детерминанты.

  30. Взаимодействие спроса и предложения: статическое равновесие.

  31. Динамическое частичное рыночное равновесие – мгновенное, краткосрочное и долгосрочное.

  32. Недостатки рыночной системы распределения ограниченных ресурсов (провалы рынка).

  33. Сущность и экономически оправданные функции государства в рыночной экономике. Провалы государства.

  34. Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование.


Рекомендуемая литература к практической работе (часть 1):

Основная:

  1. Курс экономической теории/под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров:АСА, 2009.

  2. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/С.С.Носова, В.И.Новичкова.-М.:КНОРУС, 2009.

  3. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2009.

Дополнительная:

  1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М.:ИНФРА-М, 2010.

  2. Микроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009.

  3. Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.

  4. Экономика/ под ред. А.С.Булатова.-М.: Юрист, 2009.

  5. Экономическая теория/ под ред. В.Д.Камаева.- М.:Владос, 2010.



Самостоятельная работа по Микроэкономика 1 (аудиторная) - подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика?

  2. Какие преимущества и недостатки имеет рыночная система распределения ограниченных ресурсов и конечной продукции по сравнению с плановой или традиционной?

  3. Что общее и отличное между экономическими ресурсами и факторами производства?

  4. Какое влияние оказывает разделение труда на структуру экономического субъекта?

  5. Какая взаимосвязь между структурой потребностей и экономики, что ее обеспечивает?

  6. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы?


^ Самостоятельная работа по части 1 (внеаудиторная) предполагает закрепление знаний о сущностных и функциональных взаимосвязях в современной рыночной экономике с помощью тестовых заданий, например:

^ 1) Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике:

  1. Для стимулирования частных инвестиций правительство внесло в парламент проект закона о более низкой ставке налога на прибыль и дало поручение Центральному Банку снизить ставку рефинансирования.

  2. Правительство приняло решение увеличить размер минимальной оплаты труда, при этом средством повышения зарплаты в бюджетной сфере должны стать повышенные налоги на алкоголь и игорный бизнес.

  3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на услуги грузового железнодорожного транспорта.

  4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого ужесточаются требования по сертификации продукции, содержащей генномодифицированные компоненты.

  5. Дополнительные бюджетные доходы из-за повышения экспортных пошлин на нефть и газ правительство решило направить на субсидирование частных и государственных фирм, развивающих нанотехнологии.

Функции государства:

А)Создание правовой базы функционирования рынков

Б)Защита конкуренции и регулирование монополий

В)Корректировка рыночного распределения доходов

Г)Корректировка рыночного распределения ресурсов

Д)Стабилизация экономики
2) ^ Подберите к указанной специализации соответствующую классификацию вида разделения труда:

  1. Производство и продажа иностранным потребителям услуг по

выведению спутников на космическую орбиту А. Естественное

  1. Сборка автомобиля «Лада» из отечественных Б. Международное частное

комплектующих операционное

  1. Ваше каждодневное мытье посуды дома В. Внутристрановое

  2. Специализация работников банка на обслуживании разных единичное

видов клиентов Г. Международное частное

  1. Производство обуви на китайской фабрике на экспорт и из китайских продуктовое

факторов производства Д. Внутристрановое частное

операционное

Итоговая (семестровая) аттестация представляет собой классический устный экзамен по представленным ниже вопросам, с учетом оценки за реферат.

^ Вопросы к экзамену по «Микроэкономика 1» для бакалавров по направлению

«Экономика» финансово-экономического факультета ( семестр 1):

  1. Предмет «Экономической теории». Микро-, мезо-, макроуровень анализа.

  2. Этапы эволюции предмета экономической теории.

  3. Уровни познания экономических явлений. Методы экономической теории. Принцип гедонизма.

  4. Субъекты, объекты и содержание экономических отношений. Позитивная и нормативная экономика.

  5. Структура национальной экономики. Виды экономических структур.

  6. Разделение труда: сущность, виды, значение.

  7. Блага как экономическая категория, их классификация и значение.

  8. Особенности частных, общественных и квазиобщественных (смешанных) благ.

  9. Воспроизводство экономических благ: понятие, виды, стадии воспроизводства материальных благ.

  10. Потребности: сущность, виды, значение. Закон возрастающих потребностей.

  11. Собственность как экономическая категория. Структура прав собственности. Типы и формы собственности.

  12. Экономические ресурсы: определение, виды, значение и ограниченность.

  13. Производство: сущность, внешние и внутренние факторы, их экономическое содержание и значение.

  14. Экономическая эффективность. Критерии и показатели эффективности распределения и использования ограниченных ресурсов.

  15. Кривая производственных возможностей: условия построения и значение. Закон возрастающих альтернативных издержек.

  16. Сущность и виды экономических (хозяйственных) систем, оценка их социально-экономической эффективности.

  17. Натуральное и простое товарное производство: общее и особенное.

  18. Капиталистическое товарное производство: особенности и виды.

  19. Домашние хозяйства как субъекты экономики. Понятие, виды, особенности поведения в различных хозяйственных системах.

  20. Фирмы как субъекты экономики: сущность, виды, значение.

  21. Распределение результатов производства. Принципы и виды распределения. Социальное и функциональное распределение.

  22. Доходы как экономическая категория. Классификация доходов по первичности, субъектам, легальности, ожидаемости, явности. Номинальные и реальные доходы.

  23. Сущность и виды трудовых доходов в современной экономике. Виды и значение заработной платы.

  24. Нетрудовые первичные доходы в современной экономике. Сущность ренты, процента и прибыли.

  25. Сущность и виды трансфертных доходов, значение перераспределения.

  26. Неравномерность распределения доходов, ее моделирование и оценка с помощью кривой Лоренца, децильного и Джини коэффициентов. Причины неравенства доходов.

  27. Обмен как фаза воспроизводства, виды, предпосылки существования и функционирования товарно-денежного обмена (рынка), выигрыш от обмена.

  28. Рынок: сущность, структура, виды, функции.

  29. Экономическая инфраструктура : сущность, виды, функции. Элементы и значение рыночной инфраструктуры.

  30. Равновесный подход в экономическом анализе. Понятие общего и частичного рыночного равновесия ( в статике и динамике).

  31. Спрос: определение, виды, моделирование. Неценовые детерминанты рыночного спроса.

  32. Предложение: определение, виды, моделирование. Неценовые детерминанты рыночного предложения.

  33. Закон убывающей отдачи (доходности): условия и особенности проявления, значение для построения индивидуального графика предложения.

  34. Статическое частичное рыночное равновесие: сущность, условия установления, значение равновесной цены и объема продаж.

  35. Динамическое частичное рыночное равновесие: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное.

  36. Экономическая сущность государства как субъекта экономики. Государственный и правительственный сектор: границы, структура и значение.

  37. Недостатки рыночной системы распределения ограниченных ресурсов, продукции и доходов (фиаско рынка).

  38. Функции государства (универсальные и в современной смешанной экономике). Провалы государства.

  39. Внешние эффекты (перелива) и их государственное регулирование.

  40. Государственная экономическая политика: сущность, цели, виды и инструменты.

Примерная тематика рефератов по курсу Микроэкономика 1.

  1. Проблема редкости в экономической теории.

  2. Нематериальные блага и потребности, их значение для формирования человеческого капитала.

  3. Человеческий капитал как важнейший экономический ресурс.

  4. Информация как фактор производства.

  5. Общественные блага: сущность, виды, особенности воспроизводства и потребления.

  6. Права собственности, проблемы их защиты и реализации в современной России.

  7. Формы собственности в России

  8. Развитие государственной и муниципальной собственности в РФ.

  9. Модели рыночной экономики.

  10. Российская модель смешанной экономики.

  11. Актуальные проблемы модернизации структуры российской экономики.

  12. Предпринимательство: сущность, формы, значение в рыночной экономике.

  13. Роль малого бизнеса в современной экономике.

  14. Факторная обеспеченность РФ.

  15. Проблемы взаимодействия государства и рынка.

  16. Труд как фактор производства. Рынок труда в РФ.

  17. Сущность и формы заработной платы, уровень и динамика зарплат в РФ.

  18. Прибыль: сущность, виды, значение в рыночной экономике.

  19. А.Смит о сущности и значении разделения труда.

  20. Капитал как экономический ресурс и фактор производства, виды и значение.

  21. Особенности поведения домашних хозяйств в российской экономике.

  22. Современные теории фирмы.

  23. Развитие экономической инфраструктуры в РФ.

  24. Современные формы натурального, простого товарного и капиталистического производства.

  25. Неравномерность распределения доходов в развитых странах и в России.

  26. Рынок: сущность, виды и функции.

  27. Особенности рынков услуг и информации.

  28. Теория потребительского спроса.

  29. Государство как рыночный и нерыночный агент современной смешанной экономики.

  30. Современные научные школы и направления в экономической теории.


Часть 2. Микроэкономика 2. (семестр 2)
Во втором семестре самостоятельная работа студентов также состоит в подготовке по теоретическим вопросам, предложенным к рассмотрению на семинарских занятиях, но больший акцент делается на самостоятельное освоение дополнительных графических и математических микроэкономических моделей и на решение задач, в т ч. домашних.
^ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МИКРОЭКОНОМИКА 2:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной...

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый курс)»
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине д 2 «Современные информационные технологии»
Фгос впо (региональный компонент, базовая часть естественно-научного и математического цикла) к обязательному минимуму содержания...

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070113 «Теория музыки»
В данном умк современная гармония представлена как часть специального курса гармонии. Являясь естественным продолжением и развитием...

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « В. 3»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Профессиональные компьютерные программы» разработан в соответствии с требованиями...

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «органическая химия»
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки инженеров и бакалавров направления «Строительство»

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по...
Экономическая теория. Часть I. Микроэкономика: Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100....

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 5»
Фгос впо (базовая часть профессионального цикла М2 ооп) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного...

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 2»
Фгос впо (базовая часть профессионального цикла М2 ооп) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного...

Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 4»
«Информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (базовая часть) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск