Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н






Скачать 72.44 Kb.
НазваниеРазработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н
Дата публикации20.09.2013
Размер72.44 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Экономика > Документы
Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах ГЧП»
(на примере Нижнего Прингарья – проект БЭМО)


Есикова Т.Н.

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск

Yesikova@ieie.nsc.ru

Чиркунов К.С.,

Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, г. Новосибирск

cyril.chirkunov@computer.org
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, агентное моделирование, трансформация экономического пространства, Нижнее Приангарье, реализуемость проектов

Введение

О необходимости поступательного развития экономики, о создании зон опережающего развития, о формировании новых ниш, благодаря которым можно обеспечить переход на инновационные пути развития говорится в стране достаточно давно и много. Создан даже специальный Инвестиционный фонд Российской Федерации, который позволит задействовать для этих целей не только государственные (бюджетные) ресурсы, но и средства частного капитала. Однако, как показывает практика, степень реализуемости стратегически важных для страны проектов (в том числе и в Азиатской России), отобранных для финансирования через этот фонд, не высока. При этомСтоит заметить, что государство выполняет практически все взятые на себя обязательства, в отличие от частных инвесторов. При этом на стадии обосновании инвестиционного проекта, частные инвесторы проявляют высокую активность в лоббировании своих интересов. Изменение же их заинтересованности и внимания к данному проекту в процессе его реализации безусловно сопряжено с изменением их предпочтений, приоритетов в складывающихся условиях. Возникает закономерныйе вопрос: можно ли заранее предугадать, спрогнозировать те ситуации, которые возникают при реализуемости программ территориальных систем, в частности, используя для этих целей уникальные возможности агентного моделирования?.

1. Агентная модель как инструмент прогнозирования хода реализации инвестиционного проекта

Накопленный опыт государственно-частного партнерства при реализации комплексных проектов развитияи территорий, создания инфраструктурных объектов (с 2004 – 2005 гг по 2010 г) показывает, что включение этих проектов в число стратегических, финансируемых за счет средств Инвестфонда РФ, явно недостаточно. Основные проблемы возникают как раз на этапе реализации программ, в результате возникновения если не конфликта интересов участников, то изменения приоритетности этого проекта, его отдельных частей для конкретных акторов.

Сама идея государственно-частного партнерства опирается на признание экономических и интересов компаний и стратегических интересов государства. Так, при создании нового индустриального центра в Нижнем Приангарье, изначально компании РАО «ЕЭС России» и РУСАЛа готовы были взять на себя финансирование достройки Богучанской ГЭС и строительства алюминиевого завода (общей стоимостью 3,6 млрд долларов), но при «прочих равных условиях». Обеспечение этих «равных условий» компаниям при создании энергометаллургическоего объединенияе в регионе нового освоения (Нижнем Приангарье), с неразвитой инфраструктурой (Нижнее Приангарье) и взяло на себя государство (финансирование строительства магистральных электрических сетей, строительство участков автодорог и др.). Достигался баланс интересов: государство, регионы получали дополнительные рабочие места, рост качества и уровня жизни населения в Мотыгинском, Кежемском, Богучанском и др. районах Нижнего Приангарья; создание современных предприятий в отдаленных уголках региона. Компании резко наращивали свой экономический, в том числе, и экспортный потенциал.

Однако реализация инвестиционного проекта, как и многих других, получивших финансирование Инвестфонда РФ, сопровождалось многочисленными осложнениями, проблемами, отклонениями от намеченного хода событий. Выделим некоторые из проблем такого типа.

Во-первых, недофинансирование инвестиционных проектов со стороны частных инвесторов. Например, по состоянию на 01 января 2011 г. проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» был обеспечен государственными инвестиционными ресурсами в полном объеме (по данным сайта Минрегионразвития РФ) даже в годы финансово-экономического кризиса, в то время как инвесторы/ концессионеры, которые были и не при форс-мажорных обстоятельствах, вложили на треть меньше, чем намечалось (2006 г. – 59%, 2007 г. – 50%, 2008 г. – 66%, 2009 г. – 65%, 2010 – 21% от планируемых инвестиций). Аналогичная ситуация сложилась и при реализации других ключевых для странны проектов Инвестиционного фонда: проект по Читинской области – частных инвестиций былои в 5 раз меньше, чем намечалось; по проекту в Р.Тыва – в три раза меньше и т.п. Объяснить такую динамику реализации проектов только финансово-экономическим кризисом не возможно. Очевидно, что в основе лежит конфликт интересов как между основными агентами этого проекта, так и внутри самих агентов, являющихся сложными системами и активными участниками глобальных и региональных рынков.

Во-вторых, изменение тактики поведения отдельных инвесторов. В процессе реализации программы Нижнего Приангарья начались перебои с финансированием строительства ГЭС, которые возникли в связи с конфликтом компаний РусГидро и РУСАЛ. В отдельные годы РУСАЛ практически прекратил выплаты Это грозило не только сдвигом сроков ввода первых трех гидроагрегатов, но и моглоа свести на нет саму идею создания крупного энергометаллургического предприятия в этом регионе («БЭМО»).

В-третьих, изменение уровня риска, которыйе были готовы взять на себя частные инвесторы в процессе реализации проекта, в новых конъюнктурных условиях, весьма отличающихся от базовых докризисных конъюнктурных условий. Надежда на успешную реализациюи долгоиграющего проекта «БЭМО», появилась только тогда, когда ВЭБ открыл две кредитные линии — 28,1 млрд руб. сроком на 16 лет для достройки Богучанской ГЭС и 21,9 млрд руб. сроком на 14 лет для строительства алюминиевого завода.

Современный математический инструментарий, в частности агентное моделирование, позволяет не только «предугадать», прогнозировать возможные сбои в ходе реализации проекта («замораживание финансирования», перенос сроков ввода и др.), но и оценить последствия в меняющейся тактике поведения всех участников инвестиционных проектов. В настоящее время разрабатывается прототип такой агентной модели на примере инвестиционной программы развития Нижнего Приангарья. Для того чтобы воплотить идею создания агентной модели требуется решить ряд сопряженных задач:

  • Определение набора правил функционирования для каждого участника проекта. Линия поведения каждого из участников этого проекта отвечает и диктуется его имманентными интересами (коммерческими интересами, уровнем рентабельности, допустимым уровнем риска для компании и др.) с учетом конкретных геоэкономических и геополитических условий реализации проекта.

Истинные причины изменения поведения, внутреннюю подоплеку принимаемых решений в этих проектах, инвесторы не выносят на широкое обсуждение (они часто лежат в плоскости коммерческой тайны). Не редко их «маскируют», смещая акценты в причинах происходящих «срывов», изменении сроков и перекладывают ответственность на других участников и т.п. Так, срыв сроков запуска первой очереди БоГЭС в некоторых статьях в федеральных СМИ пытались возложить на региональные органы власти (Красноярского края и Иркутской области), которые не подготовили в срок ложе водохранилища. В определенной степени такая линия поведения РУСАЛа (принятие решенияе о переносе времени запуска Богучанского алюминиевого завода на год-два) предопределялась значимо ухуодшиевшейся конъюнктурой на рынке алюминия, когда оказались избыточными уже существующие мощности.

В качестве формата для описания правил был выбран язык XML, ввиду его расширяемости и удобства представления информации. Ядро машины вывода новых правил из существующих составил алгоритм Rete (автор: Чарльз Форги [8]). Модуль, содержащий базу знаний агентов вместе с правилами, использует технологию Drools.Net на основе JBoss-Rules 3.0.

  • Определение структуры среды и факторов, влияющих на поведение агентов. В современных условиях усиления рыночных отношений сложно требовать от частных инвесторов поведения («потерю» интереса к объектам, смену внутрикорпоративных приоритетов, изменение приоритетов в инвестиционной политики и др.), не отвечающих их коммерческим интересам. Неполнота рассматриваемых факторов, появление новых обстоятельств, как раз и проявляется в значимом изменениие тактики поведения компаний (в частности, ГидроОГК и РУСАЛа) в процессе реализации проекта Инвестфонда.

Учесть это практически невозможно без корректной оценки изменения конъюнктуры на глобальных региональных рынках, ситуации на внутренних рынках, оценки предпосылок для усиления или ослабления конкурентных позиций компании и др. Многие из этих «явлений», «событий», управленческих решений нарушают намеченный ход реализации проекта, но они весьма характерны, даже типичны именно для стадии реализации.

Отработка велась на анализе функционирования и решения компании Русал РУСАЛ в рамках проекта., Вв частности акцент делался на выявление мотивов, которые побуждают эту компанию инвестировать (или не инвестировать) значительные средства в проект БЭМО. Было решено при разработке прототипа модели отработать модуль генерации уровня спроса на алюминий (на основе фактических и прогнозных данных) с использованием марковских процессов и нейронных многослойных рекуррентных нейронных сетей

  • Создание инструментов для гибкого, интерактивного изменения параметров задачи.

  • Разработка поведенческих модулей и их интеграция с существующими компонентами агентной системы. Сама природа агентных моделей, возможность «обучения» агентов позволяет учесть влияние не только «заявленных» интересов компаний, но также и тех, которые не были озвучены компаниями при заключении соглашения. Кроме того, возможно отражение принципиально кардинально разных принципов функционирования компаний-агентов и агента-государствао. Именно государство, региональные органы власти несут основные потери от нарушений, сбоев в ходе реализации проектов. Причем, как правило, эти участники, в срок выполняют все взятые на себя обязательства.

  • Предоставление обратной связи о результатах взаимодействия агентов.

Литература

  1. Есикова Т.Н., Ионова В.Д. Нижнее Приангарье на новом этапе освоения // Азиатская часть России: новый этап освоения северных и восточных регионов страны / отв. ред. В.В. Кулешов. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2008. - Гл. 24. - С. 338-358.

  2. ДЕЛА.ru Rh Красноярское общественно-деловое издание http://www.dela.ru/ Дата посещения: 18.04.2011 г.

  3. Рассел С., Норвиг П. Искусственный Интеллект, Современный Подход, 2-е издание, М.: Вильямс, 2006.

  4. Тарков М.С. Нейрокомпьютерные системы. - М.: Интернет-Ун-т Информ. Технологий : Бином. Лаборатория знаний, 2006. - 142 с.

  5. Forgy C. Rete: A Fast Algorithm for the Many Pattern/Many Object Pattern Match Problem. Artificial Intelligence, 19, pp 17-37, 1982.

  6. Shoham Y., Leyton-Brown K. Multiagent Systems: Algorithmic, Game-Theoretic, and Logical Foundations. - Cambridge University Press, 2009.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconПеречень образовательных программ, по тематике соответствующих задачам...
Универсальные образовательные программы, посвященные проблемам создания и развития территориальных инновационных кластеров, управления...

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconПолитическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общ ред....
Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем 74

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconОценка эффективности деятельности машиностроительного предприятия
Проблемы социально-экономического развития региона на примере смоленской области

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconКонкурс включает в себя два тура: заочный и очный. Проводится по...
О конкурсе по разработке веб-приложений, программ и программных систем для школьников, студентов и дипломированных специалистов

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconОтчет проект «Разработка системы учета (мониторинга) соблюдения права...
Некоммерческая организация «Фонд развития социальных инициатив «Новые Перспективы»

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconРазработка среднесрочного прогноза развития регионов пфо
Разработка стратегии повышения эффективности реализации социально-экономического потенциала регионов должна опираться на прогностические...

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconЭколого-экономическая оценка устойчивости регионального развития...
Работа выполнена на кафедре экономики природопользования Экономического факультета Московского государственного университета имени...

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconОтчет проект «Разработка системы учета (мониторинга) соблюдения права...
Некоммерческая организация «Фонд развития социальных инициатив «Новые Перспективы» (Фонд «Новые Перспективы»)

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н icon3. Экономическая система и ее составляющие. Модели экономических систем
Экономическая теория изучает законы функционирования и развития хозяйства на любом уровне

Разработка агентной модели «Оценка реализуемости программ развития территориальных систем на принципах гчп» (на примере Нижнего Прингарья – проект бэмо) Есикова Т. Н iconПрограмма развития Организации Объединенных Наций Проект проон/гэф...
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск