Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Загрузка...





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации12.01.2014
Размер0.57 Mb.
ТипРеферат
top-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет -
Высшая школа экономики»

Факультет/отделение факультета/Подразделение факультет мировой экономики и мировой политики, отделение мировой экономики

Кафедра международных экономических отношений

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему Современные тенденции развития международного рынка стивидорных услуг


Студент группы №463

Вилинов Георгий Игоревич

(Ф.И.О.)
Руководитель ВКР
Профессор, доктор экономических наук


Покровская Валентина Васильевна

(должность, звание, Ф.И.О.)
Москва, 2013

^ Современные тенденции развития международного рынка стивидорных услуг

Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1. Международный рынок стивидорных услуг


    1. Понятие «стивидорных услуг» и сфера их применения………6

    2. Разновидности и функции морских портов в

    3. Международной практике………………………………...........14

    4. Принципы регулирование рынка стивидорных услуг за рубежом………………………………………………………….21

    5. Современные тенденции международного рынка стивидорных услуг……………………………………………………………..26


2. Позиции России на международном рынке стивидорных услуг
2.1. Место России на международном рынке стивидорных услуг…34

2.2. Государственное регулирование стивидорного рынка услуг в России…………………………………………………………………..38

3. Перспективы развития международного рынка стивидорных услуг на современном этапе
3.1. Направление развития морских портов в системе международных морских перевозок…………………………………46

3.2. Целесообразность приватизации морских портов в современных

условиях…………………………………………………………..48

3.3. Перспективы создания портовых экономических зон…………52
Заключение……………………………………………………………..56


Введение
Развитие современной экономической системы происходит в условиях устойчивых глобализационных процессов. Они особо ощутимы в системе международного разделения труда, производственно-сбытовой сфере и кооперации компаний разных стран, особенно тех, которые взаимодействуют по менее технологической специализации по выпуску продукции и предоставлению услуг, в том числе транспортных по доставке внешнеторговых грузов. Последнее обстоятельство стимулирует страны к созданию и развитию национальных транспортных узлов, которые являются частью мировой транспортной системы и международного рынка транспортных услуг. Ключевую роль в современных глобальных условиях взаимодействия в сфере международного транспортного обеспечения играет морской транспорт, который осуществляет перевозку большей части всех внешнеторговых грузов. Помимо этого, морской транспорт относится к инфраструктурной отрасли, оказывающей непосредственной влияние как на развитие процессов транспортных технологий, так и технических мощностей, в целях ускорения и роста международных грузоперевозок. К тому же изменение тенденций в сфере международных морских перевозок, объёмов спроса на них и состава услуг в данном секторе, определяется главным образом степенью активности международной торговли продукцией и потребностями мировой экономики. Подтверждением этого является 2008 год, когда из-за мирового финансового кризиса объём международных грузоперевозок резко сократился, свидетельствуя о снижении объёмов мировой торговли и национального производства во многих странах. По мере восстановления мировой экономики и промышленного производства на уровень докризисного периода, о чем свидетельствуют высокие значения индексов мирового ВВП и объёмов мировой торговли, наблюдается увеличение объёма морских перевозок.

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях современной мировой экономической системы, которая характеризуется устойчивыми интеграционными процессами, различной долей участия стран в мировой торговле и международном разделении труда, степенью развитости и открытости их экономик, интенсивности движения товаропотоков между различными компаниями, повышается уровень требований к составу и качеству услуг, сопровождающих грузоперевозки морским транспортом, что влечёт за собой изменение основного предназначения морских портов. Это означает, что из простых узлов взаимодействия различных видов транспорта, морские порты преобразуются в самостоятельные транспортно-логистические центры, в которых формируются прогрессивные транспортно-технологические системы и формы взаимодействия в процессах обеспечения поставок экспортных, импортных и транзитных грузов. Они нацелены на координирующие функции в осуществлении мультимодальных перевозок и повышении качества услуг морских портов.

Целью данной работы является определение значимости сектора услуг морских портов в системе международных морских перевозок, а также выявление базовых основ и предпосылок эффективного функционирования морских портов. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • выявить основные тенденции международного рынка стивидорных услуг и область их применения;

  • определить стратегические направления развития портовой индустрии в международной системе морских перевозок;

  • рассмотреть позиции России на международном рынке стивидорных услуг;

  • установить уровень конкурентоспособности российских морских портов в международной системе грузоперевозок.

Данная тема не является новой для экономической науки. Проблема значимости и эффективности функционирования международной транспортной системы, как самостоятельного сектора экономики является предметом изучения как отечественных и зарубежных экономистов, так и международных организаций. Информационной базой данной работы являются работы таких специалистов, как Володина. А.В., Назаренко В.М., Шиманского А.А., Павловского П.А., Титова А.В., Булько Е.А., Кипа Н.А., Холопова К.В., а также публикации и аналитические исследования Ассоциации морских торговых портов России, Международного Валютного Фонда (МВФ), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Федеральной службы государственной статистики и Министерства транспорта Российской Федерации.

^ 1. Международный рынок стивидорных услуг


    1. Понятие «стивидорных услуг» и сфера их применения

Устойчивый рост мирового производства и международной торговли в условиях глобализации свидетельствует о том, что все большая часть товаров потребляется не в местах производства. Такая же тенденция характерна и для сырья, которое добывается в одних странах, а перерабатывается и используются в производстве продукции в других странах. Эти обстоятельства вызывают необходимость существования эффективной мировой транспортной системы, которая способна удовлетворить растущие потребности стран и компаний в бесперебойных и своевременных внешнеторговых поставок товаров.

В международной транспортной сфере в качестве отдельного сегмента особо выделяется водный транспорт, на долю которого приходится большая часть внешнеторговых перевозок. Основной инфраструктурной составляющей транспортной сферы являются морские порты, которые осуществляют множество операций, начиная от перевозки пассажиров и перевалки грузов, до предоставления услуг по их хранению и обеспечению судоремонтных работ. По своей структуре, морские порты являются сложным логистическим комплексом инженерных сооружений и устройств, расположенных на прибрежных территориях. Согласно девятой статье Кодекса торгового мореплавания РФ, под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведённой территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживании пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе их перевалки, и других работ, обычно оказываемых в морских портах, а также взаимодействия с другими видами транспорта1.

В состав морских портов входят портовая территория и акватория, гидротехнический и инженерный сооружения и другие объекты, осуществляющие основные функции деятельности порта. Под акваторией принято понимать водную часть морского порта в определённых границах, в которых происходит маневрирование и стоянка судов. В состав акваторий могут входить: подходные каналы, рейды и внутренние бассейны. Подходными каналами называются участки искусственного углубления акватории, которые связывают порт с естественными глубинами. Рейды – это участки ожидания судов при входе и выходе из порта. Участки акватории, прилегающие непосредственно к причалам, на которых осуществляется погрузочная и прочие операции, называются внутренними бассейнами2.

Особенностью современных морских портов является то, что помимо деятельности по перевалке грузов и осуществлении взаимодействия с различными видами транспорта, на территории портов осуществляют свою деятельность таможенные и пограничные службы, которые обеспечивают реализацию государственной внешнеэкономической политики в целях поддержания необходимого уровня национальной экономической безопасности. По своей функциональной специализации, морские порты могут подразделятся на порты общего и специального пользования. Первые из них обслуживают различные виды грузов и судов, в то время как специализированные только определённые виды грузов, например, лесопродукцию, нефтепродукты или грузы доставляемые в контейнерах.

С экономической точки зрения, морской порт является коммерческой структурой, осуществляющей предпринимательскую деятельность на рынке стивидорных услуг в условиях жёсткой конкуренции. В современных условиях развития рынка стивидорных услуг деятельность морского порта подразделяется на основную и вспомогательную. В состав основной деятельности попадают следующие виды услуг:

  • стивидорные услуги;

  • складские и буксировочные операции;

  • услуги по лоцманской проводке.

К вспомогательным видам деятельности морских портов относятся:

  • швартовые операции;

  • услуги по обслуживанию судов;

  • сюрвейерское обслуживание;

  • перевозка пассажиров;

  • агентирование судов.

В зарубежной и отечественной литературе не существует однозначного определения «стивидорных услуг», что требует уточнения данного понятия. Так в международной практике термин «стивидор» (от англ. stevedore) имеет два значения. В широком смысле он подразумевает организацию или предприятие, которое осуществляет обслуживание судов в морских портах, в частности погрузочные и разгрузочные операции. В узком смысле стивидором называют сотрудника морского порта, который осуществляет непосредственный контроль над выполнением такого рода работ. Чаще всего операции по погрузке и выгрузке судов осуществляют специализированные стивидорные компании, которые функционируют самостоятельно или входят в структуру морских портов. По сфере принадлежности стивидорные компании могут быть либо полностью государственными, либо частными с малой долей участия государства. В современных морских портах, одновременно, могут функционировать несколько частных стивидорных компаний, учреждённых владельцами портов. Следует отметить, что стивидорные услуги не являются синонимом портовых услуг, как принято считать в последнее время, и поэтому требуют чёткого определения отличий между ними. Так стивидорные услуги подразумевают только погрузочно-разгрузочные работы, осуществляемые портом или стивидорной компанией. В то время как портовые услуги – более широкое понятие, которое включает весь спектр услуг предоставляемые морскими портами, включая также стивидорные услуги.

С экономической точки зрения, стивидорным услугам присущи все свойства услуг, соответствующие классификации Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Следует сказать что в данном соглашении отсутствует чёткое определение термина «услуга», вместо этого используется специальный классификатор, который содержит весь перечень услуг, но без их характеристики. Сложность в определении чёткого и единого понятия, которое полно бы отражало всю сущность услуг, обусловлено тем, что огромное многообразие существующих услуг различаются по своему содержанию, качеству, целевому назначению. Также стоит отметить, что приобретение определённых услуг может сопровождаться приобретением определённых товаров, и наоборот. Другая причина сложности в разработке единой трактовке «услуг» заключается в их гибкости. Так одни и те же услуги могут видоизменятся при определённых обстоятельствах или при желании производителя или потребителя услуг. Согласно двадцать седьмой статье ГАТС, предоставление услуг, в любых секторах экономики, происходит путём их продажи на международном рынке услуг в условиях жёсткой конкуренции.

Таким образом, являясь предметом купли-продажи, стивидорные услуги имеют следующие свойства:

  • неосязаемость;

  • непостоянство качества;

  • недолговечность;

  • неотделимость;

  • неотчуждаемость;

  • одновременность.

Неосязаемость услуги означает, что её нельзя почувствовать, то есть увидеть или потрогать, её можно оценить после приобретения, по той полезности, которую она принесла своему получателю. Непостоянство качества услуги объясняется тем, что в процесс оказания стивидорных услуг вовлечено большое количество людей и техники из-за чего возникает риск нестабильного их качества. Поэтому стивидорной компании необходимо постоянно следить за качеством исполнения услуги через системы контроля. Недолговечность услуги определяется тем, что из-за их неосязаемости, стивидорные услуги нельзя складировать, запасти на будущее или сохранить любым другим способом. Обычно, когда спрос на стивидорные услуги достаточно стабилен, это не вызывает особых трудностей в работе компаний. Однако, когда на рынке наблюдается повышенный спрос на данный вид услуг, то стивидорным компаниям приходится нанимать дополнительный персонал, продлевать рабочие часы и задействовать дополнительную технику. Неотделимость услуги от её исполнителя говорит о том, что услуги предоставляемые стивидорной компанией, являются их функциональной деятельностью, которую невозможно отделить от источника предоставления услуги, будь то человек или техника. Следующим свойством, неотчуждаемостью стивидорной услуги, признается отсутствие владения ею. Так потребитель, который приобретает данную услугу, получает только личный доступ к услуге стивидорной компании в том объёме и на такой период времени, которые оговорены в договоре. Воспользовавшись данной услугой, потребитель удовлетворяет свои определённые потребности, но при этом не становится владельцем результата оказанной услуги. Последнее свойство, одновременность производства и потребления стивидорной услуги, определяется тем, что ввиду невозможности их хранения, они обычно предоставляются при условии немедленного потребления, зачастую при участии или присутствии потребителя, который контролирует процесс и результат исполнения данной услуги.

Следует отметить, что стивидорные услуги имеют сложную многокритериальную классификацию. Как показывает Таблица 1

стивидорные услуги классифицируются по 7 основным критериям: по сроку действия договора, по наличию предварительных операций, по уровню сложности работ, по степени опасности груза, по технологической схеме, по логистической схеме и по характеру внешнеторговой сделки.


Таблица 1.

Критерии классификации стивидорных услуг

Критерий


Классификация стивидорных услуг

По сроку действия договора

Срок менее года

Срок на 1 год

Срок более года

По наличию предварительных операций

с предварительными операциями

без предварительных операций

По уровню сложности работ

базовые

средней сложности

высокой сложности

По степени опасности груза

безопасные

опасные

По структуре груза

навалочные

наливные

насыпные

контейнерные

По логистической схеме работ

без склада

через склад

По характеру сделки

экспортные

импортные

транзитные

Источник: Кипа Н.А. Развитие Продуктового Конкурентного Преимущества Стивидорной Компанией На Основе Маркетинга Взаимоотношений. Ростов-На-Дону 2009. с 24.
По характеру внешнеэкономической деятельности, стивидорные услуги подразделяются на экспортные, импортные и транзитные, что определяет направление дальнейшего движения перегруженной продукции. По логистической схеме работ стивидорные услуги могут предоставляться без складирования продукции, то есть непосредственная перегрузка продукции с одного вида транспорта на другой, или с использованием складов. Во втором случае, продукция определённое количество времени, которое оговорено в договоре, храниться на территории морского порта или стивидорной компании. Договора на предоставления данного вида услуг могут быть заключены на срок менее года, на срок один год или на срок более года, что соответствует следующему критерию классификации стивидорных услуг. По технологической схеме работ, услуги стивидорной компании подразделяются на навалочные, наливные, насыпные и контейнерные, что соответствует различным вида грузов. Также грузы, которые обслуживают морские порты имеют разную степень опасности, что является основой для следующего критерия классификации. Стивидорные услуги также классифицируются по сложности их предоставления на базовые, средней и высокой сложности. Последний критерий подразумевает наличие предварительных операций, таких как, например, буксировочные операции, перед осуществлением стивидорных работ.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что стивидорные услуги, обладающие комплексом неосязаемых характеристик и представленные в форме предпринимательской деятельности, предназначены главным образом для удовлетворения потребностей национальных и иностранных компаний, осуществляющих внешнеторговую деятельность, в перегрузке их продукции, осуществляя тем самым взаимодействие между различными видами транспорта и играя тем самым важную роль в системе международных грузовых перевозок.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск