Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории»






Скачать 463.09 Kb.
НазваниеПояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории»
страница1/4
Дата публикации07.10.2013
Размер463.09 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Гимназия № 23 г. Челябинска
454084, г. Челябинск, ул. Кирова, 44; Телефон: (351) 791-55-03; Факс: (351) 791-15-07;
E-mail: chsch23@rambler.ru
Серия: «Преподавание экономики на профильном уровне»
Контрольные работы по курсу

«Основы экономической теории»

(10 – 11 классы)

Автор-составитель: Сонина М. Н.

учитель обществознания и экономики

высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ

Челябинск, 2009 г.
Пояснительная записка

к контрольным работам по курсу

«Основы экономической теории».
Согласно стандарту среднего (полного) общего образования по экономике, изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение, в частности, следующих целей:

  • освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации/фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

  • формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Учебно-методический комплекс «Основы экономической теории» (автор - С. И. Иванов) наиболее эффективно позволяет достигать целей, определенных стандартом, т. к., помимо учебника и пособия для учителя, включает в себя практикум по курсу, строго синхронизированный с программой и учебником и включающий задания на закрепление понятий и терминов, тестовые задания, задания-задачи, проблемы для обсуждения. Работа с Практикумом формирует у учащихся опыт познавательной и практической деятельности, прежде всего, в части решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации, а также в части экономического анализа общественных явлений и событий. Практикум позволяет проводить текущий контроль учебных достижений обучающихся. Но, к сожалению, в данном УМК не предусмотрен инструментарий для итогового контроля по каждой из изученных тем (как это, к примеру, сделано у Е. Савицкой в рабочих тетрадях к учебникам И. Липсица «Экономика»). Существующие сборники задач и тестов, при всем кажущемся многообразии, не могут являться прямым дополнением при работе с данным УМК. Поэтому учителю приходится компилировать имеющиеся материалы при составлении контрольных работ.

Представленные мною контрольные работы по некоторым темам курса «Основы экономической теории» прошли апробацию в 10-х классах социально-правового профиля МОУ гимназии №23 г. Челябинска (на изучение экономики отводится 2 часа в неделю, при этом класс делится на подгруппы - этим и объясняется отсутствие необходимости в разработке нескольких вариантов). Все тестовые задания и задачи в контрольных работах составлены на основе заданий, представленных в следующих источниках:

  • Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Тесты: учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2005

  • Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных: Пособие для 10 – 11 классов. – М.: ВИТА-Пресс, 2008

  • Волков С., Корнейчук Б., Любарский А. Экономика: сборник задач. – М.: Рольф, 2002

  • Казаков А. П., Минаева Н. В. Экономика: Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. – М.: Издательство ЦИПКК АП, 1996

  • Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике. – М.: ВИТА-Пресс, 2008

  • Мицкевич А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя. – М.: ВИТА-Прес, 1995

  • Настольная книга учителя экономики. / Составитель Б. И. Мишин. – М.: ООО «Издательство Аст»: ООО «Издательство Астрель», 2003

  • Равичев С. А., Григорьев С. Н., Протасевич Т. А., Свахин Т. А. Сборник тестовых заданий по экономике. 8 – 11 кл. - М.: ВИТА-пресс, 2001.

  • Равичев С. А., Григорьев С. Н., Протасевич Т. А., Свахин Т. А. Сборник задач по экономике с решениями. 8 – 11 кл. - М.: ВИТА-пресс, 2001.

  • Селищев А. С. Практикум по микроэкономике: Ситуации. Задачи. Тесты. – СПб.: Питер, 2005

Структура каждой контрольной работы, за редким исключением, традиционна: тестовые задания двух типов (бинарные тесты и тесты с выбором единственно верного ответа из предложенных); типовые экономические задачи. Выполнение каждого задания оценивается определенным количеством баллов, которые впоследствии переводятся в оценку по принципу: 80% от максимально возможного балла и выше – оценка «5»; 60- 80% от максимума – оценка «4»; 40 – 60 % - оценка «3», менее 40% выполнения оцениваются неудовлетворительно.

Кроме того, в большинстве контрольных работ предусмотрены так называемые задачи повышенной сложности, выполнение которых оценивается учителем отдельно от остальной работы. Сложность этих задач – в их нетипичности (подобный тип заданий на уроках не отрабатывается на образцах, предложенных в Практикуме), то есть учащиеся должны применить свои знания в измененной ситуации. По опыту, к этим задачам обычно приступают 15 – 20% учащихся, желая заработать хорошую оценку в дополнение к основной работе. Справляются с заданиями из этого блока, обычно, не менее 10% старшеклассников.

^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ».

I. «Да» – «Нет».

1. Следующее утверждение относится к микроэкономике, а не к макроэкономике: «За 1995 год уровень цен на потребительские товары в нашей стране вырос в 2,3 раза».

2. Услуги врача в муниципальной поликлинике являются свободным благом.

3. Фирма использует в производстве труд и капитал, но не использует землю и предпринимательскую способность.

4. Учебники, выдаваемые ученикам школой, не являются свободным благом.

5. Утверждение «Структурная перестройка экономики должна осуществляться постепенно» относится к нормативной экономике.
II. Выберите ОДИН ответ – правильный или наиболее достоверный.

1. Какие из приведенных ниже благ являются редкими или ограниченными в экономическом значении этих слов: 1) свободное время; 2) талант футболиста; 3) школьное образование.

а) все;

б) только 3;

в) никакие;

г) только 2 и 3;

д) только 1 и 2.

2. Почасовая оплата труда работника составляет 15 долл. Кроме того, он получает пенсию в размере 300 долл. в месяц. В расчете на час рабочего времени пенсия составляет 5 долл. Основываясь на этих данных, экономисты оценивают максимальную альтернативную стоимость одного дополнительного часа его досуга в:

а) 15 долл.;

б) 5 долл.;

в) 20 долл.;

г) 10 долл.;

д) 25 долл.

3. Какая из приведенных ниже комбинаций включает только факторы производства:

а) счет в банке, официант, уголь;

б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги;

г) все вышеперечисленные;

д) нет верного ответа.

4. У человека, который имеет возможность получить работу клерка в банке с оплатой 70 руб. в час или работу почтальона с оплатой 50 руб. в час, альтернативные издержки одного часа досуга составляют:

а) 0 руб.;

б) 50 руб.;

в) 70 руб.;

г) 20 руб.;

д) нет верного ответа.5. После окончания школы вы поступили в университет, где обучаетесь бесплатно. Что из перечисленного ниже могло являться альтернативной стоимостью вашего решения:

а) деньги, которые вы могли бы заработать, вместо учебы поступив на работу;

б) знания, которые вы получите, обучаясь в университете;

в) деньги, которые вам пришлось бы заплатить, если бы обучение в университете было платным;

г) деньги, которые вы сможете заработать по окончании учебы;

д) нет верного ответа.6. Максимально возможный объем производства в стране в каждый момент времени определяется:

а) объемом спроса на товары и услуги;

б) количеством выпущенных в обращение денег;

в) количеством и качеством труда, капитала и природных ресурсов при условии их полного эффективного использования;

г) государственным планом;

д) нет верного ответа.

7. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров, которое хозяйство намерено производить;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) верно все перечисленное;

д) нет верного ответа.

8. Что из перечисленного изучает макроэкономика:

а) расходы всех фирм в нефтедобывающей промышленности в текущем году;

б) снижение уровня безработицы среди нефтяников после финансового кризиса 1998 г.;

в) общий объем экспорта нефти в текущем году;

г) все перечисленное;

д) ничего из перечисленного.

9. Какое из нижеприведенных утверждений относится к нормативной экономике:

а) за последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции;

б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;

в) осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию;

г) все перечисленное;

д) ничего из перечисленного.

10. У фермера три поля площадью 300, 100 и 500 га соответственно, на которых можно сажать кукурузу и гречиху. Урожайность кукурузы и гречихи на этих полях равны 4 т/га и 3 т/га, 5 т/га и 3 т/га, 3 т/га и 3 т/га соответственно. Какова альтернативная стоимость выращивания одной единственной тонны кукурузы:

а) 5 т гречихи;

б) 1 т гречихи;

в) 0,75 т. гречихи;

г) 0,6 т. гречихи;

д) нет верного ответа.
^ III. Задача.

В стране Эколандии выпускаются два вида товаров: автомобили и кухонные комбайны. Варианты производства можно представить таблицей:

Варианты
^

Кухонные комбайны


(тыс. шт.)

Автомобили

(тыс. шт.)

A

100

0

B

90

10

C

70

20

D

40

30

E

0

40
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» iconМетодические указания к контрольным работам по курсу “
Разработали: доктор-конф. В. Драгонер

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» iconРабочая программа по экономике 11 класс (1 час в неделю, всего 34...
Рабочая программа составлена на основе программы Экономика. «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова...

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» icon1. Основные положения
Задания и методические указания к контрольным работам по курсу «Техническая механика» для всех специальностей дневного отделения....

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» icon1. основы анализа спроса и предложения
А. В. Мешков, А. А. Симонина Экономическая теория: методиче­ские рекомендации к контрольным работам (спец. 060800) / спбгут спб,...

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» iconВопросы к экзамену по актуальным проблемам экономической теории
Возникновение и развитие экономической науки. Структура современной экономической теории. Основные направления и школы экономической...

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» iconТема Предмет и методы экономической теории
Предмет исследования общей экономической теории. Связь экономической теории и организации производства, труда и сбыта товаров. Экономическая...

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории 2012 г
Рабочая прог амма учебной дисциплины «Основы экономической теории» разработана на основе Федерального государственного образовательного...

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» iconКонспекты лекций по дисциплине “Основы теории управления” Кафедра Техничнской физики
Курс состоит из 25-ти разделов, в каждом из которых в самом начале изложения учебного материала приводится список подразделов. Наименование...

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Основы экономической теории»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы экономической теории» для групп 2БД, 2Э, 2зио, 1зЭ

Пояснительная записка к контрольным работам по курсу «Основы экономической теории» iconЭкзаменационные вопросы по экономической теории Предмет экономической...
Виды и формы зарплаты: номинальная и реальная зарплата; повременная и сдельная



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск