Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова

Загрузка...





Скачать 388.12 Kb.
НазваниеРабота учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова
страница1/4
Дата публикации21.09.2013
Размер388.12 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4


Восточное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы.
ГОУ Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»





Работа учащегося 11 класса

Зенина Геннадия

Научный руководитель Е.В. Стерлягова
Москва, 2008

План работы.

Введение

С. 3

  1. Понятие глобализации

С. 4

  1. Плюсы и минусы глобализации.

С.9

    1. Экономическая глобализация

С. 11

    1. Политическая глобализация.

С. 19

    1. Существует ли глобальная культура?

С. 23

  1. Оценки глобализации

С. 26

Заключение. «Ответы» на «вызовы»

С. 29







Список используемых источников

С. 34

Приложения.

Введение.

Вторая половина прошлого века, отмеченная трансформацией общественного устройства, нарастанием интенсивности связей между людьми, народами, государствами, цивилизациями, с полным основанием может быть охарактеризована как своеобразный цивилизационный поворот. ХХ век стал временем становления единого взаимосвязанного, взаимозависимого и взаимопроникающего мира, которое сопровождалось утратой самодостаточности традиционных национально-государственных форм бытия с одной стороны и формированием новых качеств, в частности интегрированности, всеобщности и целостности мира с другой стороны. Интеграционные процессы, особенно активно развернувшиеся в последние десятилетия прошлого и начало нынешнего века, означают формирование глобального человеческого сообщества, которое живет и развивается несколько иначе, чем 100 лет назад.

Сегодня нет единого понимания и отношения к проблеме глобализации. Одни возлагают на нее огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики. А другие - антиглобалисты - люто ненавидят и всячески ругают все, что связано с ней. Предметом оживленных дискуссий являются многие вопросы, связанные с глобализацией – в чем состоит ее сущность, что можно, а что нельзя назвать глобализацией, является ли глобализация феноменом нескольких последних десятилетий, или же началась в глубокой древности, как глобализация соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Является ли она объективным процессом? Охватывает ли глобализация все сферы общественной жизни или этот процесс касается только экономического развития стран? Что несет глобализация народам и государствам: благо или зло? Что могут и должны делать отдельные государства и люди, живущие в современном мире, для того, чтобы нивелировать негативные последствия этого процесса? Как в каждой большой проблеме, в этой теме вопросов всегда больше, чем ответов.

Целью данной работы является попытка ответить на вопрос: является ли глобализация благом для человечества, чего больше «плюсов» или «минусов» она несёт человечеству и отдельным государствам и культурам.

Цель определила основные задачи работы:

  • сопоставить различные определения глобализации и выявить, какие стороны общественной жизни она охватывает;

  • сравнить различные оценки глобализации;

  • рассмотреть положительное и отрицательное влияние глобализации в различных сферах общественно жизни;

Основными методами работы послужили анализ и синтез, сравнение, обобщение. С целью изучения общественного мнения по отношению к глобализационным процессам было проведено социологическое микроисследование по теме. В работе использованы различные печатные и интернет- источники по данному вопросу.


  1. Понятие глобализации.

Термин «глобализация» в его современном значении в английском языке было впервые употреблен в 1960г. Сегодня различные исследователи понимают под глобализаций разные явления, вкладывая в это понятие самый различный смысл.

Так, в интернет- энциклопедии «Википедия» глобализация определяется как «процесс всемирной, экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран»1. В данном определении обращает на себя внимание распространение понятия глобализации на все стороны общественной жизни, не только экономический, но и культурный характер процесса глобализации.

Американский ученый Роберт Робертсон понимает под глобализацией серию эмпирически фиксируемых измерений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое2, подразумевая
своеобразное стирание границ между государствами при формировании единого глобального рынка и подчеркивая возможности эмпирического изучения этого процесса.

«Глобализация - род политики (геополитики), направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир (планету)», - пишет профессор В.П. Даниленко на своем персональном сайте, посвященном глобалисткой картине мира, 3 акцентируя политические аспекты этого процесса.

Известный рос­сийский ученый В.М. Межуев понимает глобализацию как “усиливающуюся взаимоза­висимость национальных госу­дарств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения”4

Как замечает М. Делягин, один из первых в России исследователей рассмат­риваемого феномена, глобализация характеризуется такими чертами, как “разрушение административных барьеров между странами, планетарное объединение региональных финансовых рынков, приобретение финансовыми потоками, конкуренцией, информацией и технологиями всеобщего мирового характера. Важнейшей чертой глобализации являет­ся формирование в масштабах всего мира не просто финансового или информационного рынка, но финансово - информационного пространства, в котором во все большей степени осуществляется не только коммерческая, но и вся деятельность человечества”5

Известный российский философ С. Панарин считает, что глобализацию «опреде­ляют как процесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных и госу­дарственно-политических барьеров, некогда изоли­ровавших народы друг от друга, но в то же время предохранявших от неупорядоченных внешних воздействий, и становление новой, беспротекционистской системы международного взаимодействия и взаимоза­ви­си­мости».6

«Этот термин означает глобализацию финансовых рынков и растущее доминирующее влияние на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций. В этом смысле глобализацию следует отличать от свободной торговли, которая не имеет таких далеко идущих последствий для отдельных стран», - пишет известный американский миллионер Джордж Сорос 7, рассматривающий понятие глобализации в узком, финансово- экономическом значении.

Доктор исторических наук М. А. Мунтян в статье «Глобализация: что это такое?» подчеркивает, что реальные глобализационные процессы связаны с «информационным этапом современной научно-технической революции и ее реальным влиянием на развитие мировой экономики, финансов, телекоммуникационных и транспортных систем, науки, с нарастающей скоростью преобразующих бытие человечества».8 В данном контексте глобализация предстает как одно из главных направлений мирового развития на этапе становления информационного общества, а символом глобализационных процессов становится Интернет.

Российский ученый А.Д. Богатуров отмечает, что под термином «глобализация» отражались в различных сочетаниях по меньшей мере восемь основных тенденций и явлений:

- объективное усиление проницаемости межгосударственных перегородок (феномены «экономического гражданства» и «преодоления границ»);

- резкое возрастание объемов и интенсивности трансгосударственных, транснациональных перетоков капиталов, информации, услуг и человеческих ресурсов;

- массированное распространение западных стандартов потребления, быта, мировосприятия на все другие части планеты;

- усиление роли вне-, над-, транс- и просто негосударственных регуляторов мировой экономики и международных отношений;

- «экспорт» и вживление в политическую ткань разных стран мира тех или других вариаций модели демократического государственного устройства;

- формирование виртуального пространства электронно-коммуникационного общения, резко усиливающего возможность для социализации личности, то есть для непосредственного приобщения индивида , где бы он ни находился, к общемировым информационным процессам;

- возникновение и культивирование в сфере глобальных информационных сетей образа ответственности всех и каждого индивида за чужие судьбы, проблемы, конфликты, состояние окружающей среды, политические и иные события в любых, возможно, даже неизвестных человеку уголках мира;

- возникновение «идеологии глобализации» как совокупности взаимосвязанных постулатов, призванных обосновать одновременно благо и неизбежность тенденций, «работающих» на объединение мира под руководством его цивилизованного центра, под которым так или иначе подразумевались США и их союзники9.

Даже такой далеко не полный и весьма случайный список определений понятия «глобализация» даёт возможность представить широту и противоречивость исследуемого явления.

Тем не менее, практически все упоминаемые авторы подчеркивают процессуальный характер глобализации. Вопросы о том, когда начался этот процесс (некоторые аналитики ведут отсчет эпохи глобализации чуть ли не с путешествий Васко да Гама и Магеллана и Великих географических открытий, другие, наоборот, отсчитывают ее начало со значимых политических событий — падения Берлинской стены и распада Советского Союза либо технологических перемен — революций в компьютерных и информационных технологиях, стремительного распространения мировой информационной паутины — Интернета) и в каких именно сферах общественной жизни он протекает остаются дискуссионными.

Общей чертой всех приведенных определений является универсальность этого процесса, то есть усиление черт всеобщности и стремление к интеграции в самых различных сферах. И, наконец, практически все упомянутые авторы понимают глобализацию как своеобразное «размывание» границ суверенных государств, то есть открытость, возникшую вначале в сфере экономических взаимодействий на основе международного разделения труда, и перешедшую затем в сферу политических, культурных и иных отношений.

Представляется наиболее достоверным понимание процесса глобализации как универсального процесса упорядочивания социальных связей и отношений10, становления единых структур и социальных институтов на основе в первую очередь экономического взаимодействия различных субъектов. Однако интернационализация мировой экономики не исчерпывает содержание понятия «глобализация», в которое, по нашему мнению, включаются политические, культурные этнические, религиозные и другие процессы. Хочется подчеркнуть, что одним из основных условий глобализации выступает развитие единой системы мировой связи, обеспечивающей функционирование единого международного правового и культурно- информационного поля, своеобразную инфраструктуру обменов самого разного рода.

Таким образом, глобализация как универсальный и объективный процесс интеграции мира в единое целое, протекает не в одной, а во многих (если не всех) сферах общественной жизни: экономической, политической, культурной, что требует более детального рассмотрения последствий глобализации в каждой из областей.


  1. Плюсы и минусы глобализации.

Многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т. е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами - вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. В этом заключается центральная идея глобализации.

Приверженцы глобализации рассматривают ее как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества. Они считают, что глобализация, являясь процессом объективным и вытекая из саморазвития экономики, способствует свободным потокам товаров, капиталов и информации, создает «наилучшие условия для роста и человеческого благосостояния». Глобализация способствует формированию единого мирового социально-экономического строя, положительно влияя на международное распространение культуры.

Противники глобализации дают этому процессу совсем другие оценки. Так, например, бывший генеральный секретарь ООН К. Анан утверждает, что «миллионы и миллионы граждан убеждаются на собственном опыте, что глобализация не подарок судьбы, а сила разрушения, подрывающая их материальное благополучие или их привычный образ жизни».11

Противоречивость оценок на глобализацию во многом определяется теми факторами, которые обуславливают сам этот процесс. К ним можно отнести следующие:

1) производственно-технический — резкое возрастание масштабов производства, международные формы его осуществления (ТНК), качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях;

2) экономический — небывалая концентрация и централизация капитала, его организационные формы, рамки деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;

3) информационный — радикальное изменение средств делового общения, обмена экономической и финансовой информацией, создающее возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран;

4) научно-технологический, определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического опыта и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран, для ускоренного внедрения новых решений при относительно меньших затратах;

5) социологический, проявляющийся в ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодолении национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции;

6) политический, выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;

7) экологический, обусловливающий объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах.12

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconКонкурс поделок «Зимняя сказка»
«а» класса (кл руководитель Холодкова И. В.), 1 «б» класса (кл руководитель Курносенкова Л. В.), 2 «а» класса (кл руководитель Щукарёва...

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconУстный журнал «Долг памяти»
Ответственные: классный руководитель 7 класса Караваева Н. Н.– подготовка сценария, классный руководитель 8 класса Асташкина Ю. В...

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена...
Концептуальной программы «Школы Росси» научный руководитель А. А. Плешаков. М: Просвещение 2008

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconРабочий план по литературе учащегося 8-с класса за второй семестр...
Рабочий план по литературе учащегося 8-с класса за второй семестр 2014года. Аттестация 15-23 декабря

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconЛечебная педагогика
Научный руководитель и редактор доктор физико-математических наук, профессор Л. А. Саркисян

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconМетодические указания и контрольные задания по английскому языку...
Методические указания и контрольные задания по английскому языку для студентов заочной формы обучения всех специальностей /Сост....

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова icon-
Согласно плану воспитательной работы школы 2 февраля 2013г состоялся вечер встречи с выпускниками школы. Ответственными за подготовку...

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconИмитационно-подражательные танцы эвенков Работа учащейся моши «Токкинская...
Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой эвенков

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconН. А. Шишкина научный руководитель д-р экон н., профессор Г. Я. Белякова
Современные тенденции развития общества: инновации, напраленные на благополучие человека

Работа учащегося 11 класса Зенина Геннадия Научный руководитель Е. В. Стерлягова iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» Жильниковой Галины Сергеевны
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина «Литературное...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск