Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В

Загрузка...





Скачать 384.74 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В
страница1/3
Дата публикации10.03.2014
Размер384.74 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3

Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации


Приложение 12

Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России

Кузнецова О.В., Кузнецов А.В.

Для анализа бюджетных расходов на инвестиции необходимо рассмотреть три взаимосвязанных вопроса:

1) законодательное разграничение полномочий разных уровней власти в инвестиционной сфере (т.е. в каком виде и каких нормативных актах происходит распределение между бюджетными уровнями задач по осуществлению капиталовложений в разные типы объектов, какие предусмотрены совместные задачи по инвестированию),

2) в какой степени реальное распределение полномочий в инвестиционной сфере разных бюджетных уровней соответствует законодательным нормам (есть ли противоречия, как решается вопрос при отсутствии норм – произвольно либо есть устоявшаяся практика, насколько подробно отражается информация о расходах в бюджетах разных уровней и других официальных документах),

3) как точно соблюдаются принятые в бюджетах разных уровней инвестиционные расходы (есть ли дополнительные способы осуществления бюджетных капиталовложений) и насколько исчерпывающей является информация о них – данный пункт необходим как завершающий элемент общего анализа.

^ 1. Законодательное разграничение полномочий

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации все расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные расходы (ст. 66). При этом капитальные расходы бюджетов включают в себя несколько групп (ст. 67):

1) статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,

2) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам,

3) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством,

4) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,

5) другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Таким образом, понятие "капитальные расходы бюджетов" шире понятия "бюджетные инвестиции", определение которых было дано в соответствующем законе РСФСР от 1991 г., но не вошло в Бюджетный кодекс. Наряду с капиталовложениями в объекты, находящиеся полностью или частично в федеральной, региональной или муниципальной собственности или переходящие в нее в результате инвестиций, капитальные расходы бюджетов включают дотации и иные ассигнования на инвестиционные нужды. В нашем исследовании также целесообразно рассматривать все бюджетные расходы на инвестиции вне зависимости от того, кто и в какой форме является их получателем. Тем более федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (№39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. в последующих редакциях) под инвестициями понимает всякое вложение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности как в целях получения прибыли, так и для достижения любого другого полезного эффекта (например, социального) (ст. 1).

Капитальные расходы могут осуществляться и из бюджетов всех уровней, причем как из одного бюджета, так и путем совместного финансирования. При этом четкого законодательного разграничения полномочий в инвестиционной сфере между бюджетами разного уровня в Российской Федерации нет. Основными правовыми документами, регулирующими данный вопрос являются:

1) Конституция Российской Федерации (ст. 71-73, в которых, однако, лишь в самых общих чертах определяются предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов, а о муниципальном уровне вообще не говорится),

2) федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (№184-ФЗ от 6 октября 1999 г. в последующих редакциях – главным образом очень обширная ст. 26, введенная законом №95-ФЗ от 4 июля 2003 г.),

3) уже упоминавшийся Бюджетный кодекс Российской Федерации,

4) названный выше федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (прежде всего ст. 10-14, а также ст. 19, посвященная инвестиционной деятельности с участием органов местного самоуправления).

Определенные нормы содержатся в региональном законодательстве, однако значительная часть вопросов разграничения полномочий все равно остается не установленной, поэтому в каждой конкретной ситуации проблема решается посредством постановлений и иных нормативных актов Правительства России и других органов исполнительной власти.

Определенные российским законодательством принципы разграничения полномочий в инвестиционной сфере между бюджетами разного уровня можно обобщить следующим образом.

1. Из федерального, региональных и местных бюджетов могут осуществляться расходы на инвестирование в объекты, относящиеся к предмету ведения соответствующего уровня. Разграничение полномочий в сферах совместного ведения должно осуществляться на основе действующего законодательства во взаимодействии разных уровней власти.

2. Распределение капитальных расходов должно быть четко прописано в бюджете соответствующего уровня, хотя отбор конкретных инвестиционных объектов отдается на откуп органам исполнительной власти соответствующего уровня. Это характерно как для федерального уровня, так и регионального – в качестве примера можно привести законы Чувашской Республики (ст. 14 закона "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" №15 от 15.06.1998 с последующими изменениями и ст. 23 закона "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" №36 от 23.07.2001 с последующими изменениями).

3. Практически все (за исключением профинансированных из резервных фондов при устранении чрезвычайных ситуаций) объекты, где предполагаются инвестиции за счет бюджетных средств, требуется включать в целевые программы федерального или регионального уровня (местные целевые программы не предусмотрены) либо принимать по ним решения органов исполнительной власти соответствующего уровня – федерального, регионального, местного (Бюджетный кодекс, ст. 79).

4. Для объектов инвестирования из федерального бюджета (как в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), так и непрограммных) параллельно происходит включение в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), а для объектов инвестирования из региональных бюджетов – в региональные инвестиционные программы (закон №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности…", ст. 13). Однако в некоторых регионах таких программ нет (например, в Нижегородской области) и они заменяются перечнем объектов капитального строительства и реконструкции.

Если рассматривать предметы ведения Российской Федерации (Конституция, ст. 71), то можно сделать вывод, что только из федерального бюджета могут осуществляться инвестиции в следующие объекты:

  • материальные объекты, непосредственно связанные с деятельностью федеральных органов государственной власти,

  • объекты, обеспечивающие оборону и безопасность в Российской Федерации, а также охрану государственной границы,

  • объекты судебной системы и прокуратуры,

  • объекты метеорологической, геодезической и картографической служб,

  • федеральные энергетические системы,

  • объекты ядерной энергетики и промышленности расщепляющихся материалов,

  • федеральные транспорт и пути сообщения,

  • федеральные средства информации и связи,

  • объекты по обслуживанию деятельности в космосе,

  • объекты по производству и торговле оружием, боеприпасами, военной техникой и другим военным имуществом,

  • объекты по производству ядовитых веществ и наркотических средств.

В принципе, только из федерального бюджета могут осуществляться капиталовложения и в любую федеральную государственную собственность, но следует учесть, что форма собственности объекта со временем может быть изменена (путем передачи тем или иным способом в региональную, муниципальную или частную собственность). Возможно привлечение на конкурсной основе средств федерального бюджета на возвратной и срочной основе под уплату процента или в обмен на долевое участие и в частных инвестиционных проектах.

Согласно федеральному закону №184-ФЗ "Об общих принципах организации…" (ст. 26.3), в сферах совместного ведения инвестиционные проекты финансируются субъектами Федерации за счет средств региональных бюджетов самостоятельно (за исключением субвенций из федерального бюджета), но за счет федеральных средств может также осуществляться дополнительное финансирование (в том числе в рамках ФЦП). На основании Конституции (ст. 72) и федерального закона №184-ФЗ (ст. 26.3) к числу наиболее распространенных объектов инвестирования из региональных бюджетов в сферах совместного ведения можно отнести:

  • материальные объекты, непосредственно связанные с деятельностью региональных органов государственной власти,

  • служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Федерации,

  • объекты официальных региональных СМИ,

  • автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения,

  • объекты пригородного и межмуниципального транспорта по обслуживанию населения,

  • объекты, связанные с предупреждением или ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, охраной окружающей среды и экологической безопасности (например, противоэрозионные и противоселевые сооружения),

  • объекты гражданской обороны межмуниципального и регионального значения,

  • общеобразовательные учреждения по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования,

  • специальные (коррекционные) образовательные и специальные учебно-воспитательные учреждения, а также специальные образовательные учреждения закрытого типа,

  • учреждения начального и среднего профессионального образования (за исключением федеральных образовательных учреждений из специального перечня Правительства России),

  • региональные учреждения дополнительного образования детям,

  • памятники истории и архитектуры и другие объекты культурного наследия регионального значения,

  • региональные и межмуниципальные библиотеки, архивные фонды,

  • государственные музеи (за исключением федеральных из специального перечня Правительства России),

  • учреждения культуры и искусства (за исключением федеральных из специального перечня Правительства России),

  • объекты народных художественных промыслов (за исключением федеральных из специального перечня Правительства России),

  • объекты сельскохозяйственного производства (за исключением включенных в ФЦП),

  • кожно-венерологические, туберкулезные, наркологические, онкологические диспансеры и другие специализированные медицинские учреждения (за исключением федеральных из специального перечня Правительства России),

  • объекты медицинской помощи, включая скорую помощь,

  • объекты лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения,

  • объекты социальной поддержки и социального обеспечения,

  • объекты регионального и межмуниципального значения в области физической культуры и спорта,

  • объекты пожарной охраны,

  • объекты аварийно-спасательных служб.

Незначительная часть инвестиционных программ, относящихся к предметам совместного ведения, но не обозначенным в соответствующем пункте федерального закона №184-ФЗ "Об общих принципах организации…", осуществляется за счет субвенций федерального бюджета, что регулируется специальными законодательными нормами, прежде всего ежегодным федеральным законом о федеральном бюджете. Для реализации долевого финансирования инвестиционных программ и проектов региональному бюджету могут предоставляться субсидии из федерального бюджета, порядок получения которых регулируется различными нормативно-правовыми документами, включая закон о федеральном бюджете.

Имеются также предметы исключительного ведения региональных органов власти. Таким образом, из регионального бюджета могут осуществляться капиталовложения в любую региональную государственную собственность, а также поддерживаться межмуниципальные инвестиционные проекты, однако если для этого у них имеются необходимые ресурсы. Возможно привлечение на конкурсной основе средств федерального бюджета на возвратной и срочной основе под уплату процента или в обмен на долевое участие и в частных инвестиционных проектах.

На исполнительные органы власти регионов может быть возложено осуществление отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, что может привести к расширению инвестиционной деятельности регионов. При этом есть определенным образом прописанная процедура возложения таких полномочий. Наоборот, некоторые полномочия органов государственной власти субъектов Федерации могут временно возлагаться на федеральные органы власти в связи со стихийным бедствием, катастрофой или чрезвычайной ситуацией при отсутствии и невозможности сформировать соответствующие региональные органы власти. При этом решение принимается указом Президента России по согласованию с Советом Федерации и определяется перечень возлагаемых полномочий и срок их передачи на федеральный уровень.

На основе региональных законов, которые не противоречат федеральному законодательству, органы местного самоуправления могут наделяться определенными полномочиями с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ. В частности к инвестиционным объектам, финансируемым из местных бюджетов, при наличии соответствующих законодательных норм могут быть отнесены:

  • служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Федерации,

  • автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения,

  • объекты, связанные с предупреждением или ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, охраной окружающей среды и экологической безопасности,

  • учреждения начального и среднего профессионального образования

  • региональные учреждения дополнительного образования детям,

  • объекты культурного наследия регионального значения,

  • региональные и межмуниципальные библиотеки, архивные фонды,

  • государственные музеи (за исключением федеральных),

  • учреждения культуры и искусства (за исключением федеральных),

  • объекты народных художественных промыслов (за исключением федеральных),

  • объекты сельскохозяйственного производства (за исключением включенных в ФЦП),

  • диспансеры и другие специализированные медицинские учреждения (за исключением федеральных),

  • объекты регионального и межмуниципального значения в области физической культуры и спорта,

  • объекты социальной поддержки и социального обеспечения,

  • объекты пожарной охраны.

Иногда в региональном законодательстве большинство объектов такого рода определяется как муниципальные, однако понятно, что придание, например, дороге муниципального или межмуниципального значения весьма условно.

Органы местного самоуправления могут участвовать в инвестиционной деятельности в пределах своих полномочий:

  • разрабатывая, утверждая и финансируя собственные инвестиционные проекты,

  • размещая средства местных бюджетов на конкурсной основе под частные инвестиционные проекты на возвратной и срочной основе с уплатой процентов или с условием получения в собственность части акций создаваемого акционерного общества,

  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Объекты муниципальной собственности могут быть включены в региональную адресную инвестиционную программу, региональные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения регионального бюджета на очередной год. При исполнении регионального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются местным бюджетам в форме субвенций. Такая норма предусмотрена, например, в Чувашской Республике ст. 11 регионального закона "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" (№36 от 23.07.2001 с последующими изменениями).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconОб утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов...
Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и постановления...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconМетодические рекомендации по разработке и реализации региональных...
Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconПостановление от 23. 01. 2014г. №106 «О системе контроля и ответственности...
В целях контроля и повышения ответственности за расходованием бюджетных средств городского округа Коломна и в соответствии с Бюджетным...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconВикторина по истории "Государственные символы России"
Популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconМосковской области постановлени е
В целях контроля и повышения ответственности за расходованием бюджетных средств городского округа Коломна и в соответствии с Бюджетным...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconОтвет из гд и Минтруда по командировочным расходам
Рф д. А. Медведева и комитет гд по труду и социальной политике о пересмотре норм командировочных расходов для бюджетных организаций,...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconПриложение
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconПоложение об организации личного приема граждан и сотрудников органов...
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02. 05. 2006 №59-фз о порядке рассмотрения обращений граждан Российской...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и...
Банке Российской Федерации (Банке России)" обусловлена устранением недостатков действующего законодательства, связанного с административной...

Российской Федерации Приложение 12 Анализ бюджетных расходов на инвестиции в России Кузнецова О. В., Кузнецов А. В iconПриложение
Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г. №1049 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации...



Школьные материалы
Загрузка...


Огромные 3D настенные часы!
купить по выгодной цене!

При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты

Огромные 3D настенные часы!
купить по выгодной цене!
top-bal.ru

Поиск