Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп

Загрузка...





НазваниеЗборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп
страница1/74
Дата публикации23.09.2013
Размер9 Mb.
ТипУчебник
top-bal.ru > Экономика > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74
Зборовский Г.Е.

Общая социология


Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

учебника для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

020300 «Социология»

МОСКВА

ГАРДАРИКИ

2004

УДК 316 (075.8)

ББК60.5

3-41

Рецензенты: действительный член Академии гуманитарных наук, доктор философских наук,

профессор Ю.Р. Вишневский;

действительный член Академии гуманитарных наук, докюр философских наук, профессор Г.П Орлов


Зборовский Г.Е.

3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

ISBN 5-8297-0174-Х (в пер.)

Рассматриваются основные теоретические положения социологической на­уки н этапы ее развития. Раскрывается содержание учений об обществе, соци­альных институтах, личности, динамике социальных процессов. Анализируют­ся специфика и структура социологического знания и социологического исследования.

Для студентов, обучающихся по специальности «Социология», и всех тех, кто интересуется проблемами современной социологии.

УДК 316 (075.8) ББК 60.5

ISBN 5-8297-0174-X

© «Гардарики»,2004 © Г.Е. Зборовский, 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед Вами, читатель, третье издание учебника по общей социологии. Первое было опубликовано в 1997 г., второе — в 1999 г. Оба издания ра­зошлись очень быстро. Между тем многие заявки па учебник оказались не удовлетворены и продолжают поступать. В 2000 г. был принят новый Государственный образовательный стандарт, в связи с чем появилась необходимость дополнить и исправить предыдущие издания книги.

Однако причины публикации нового издания выходят за пределы названных. За последние годы в мире произошли громадные измене­ния, которые наложили отпечаток как на жизнь человечества в целом, так и на процессы, происходящие в российском обществе. Борьба с международным терроризмом, резко активизировавшаяся после со­бытий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке — разрушение зданий Все­мирного торгового центра, — последовавший вслеД за ним разгром движения «Талибан» в Афганистане, война в Ираке, в которую оказа­лись вовлечены прямо или косвенно десятки стран, усиливающиеся процессы глобализации, с одной стороны, антиглобалистской борь­бы — с другой, быстрое распространение по планете эпидемии новой страшной болезни — атипичной пневмонии, угрожающей жизни и здоровью десятков тысяч жителей многих стран, — вот далеко не пол­ный перечень чрезвычайных событий лишь последних полутора лет, которые требуют социологического осмысления.

Что касается России, то в ней также произошли серьезные события, связанные со сменой политического руководства, которому удалось в какой-то степени нормализовать обстановку в стране, добиться неко­торых результатов в улучшении экономической ситуации, ослабить напряженность в обществе. Вместе с тем говорить о радикальных из­менениях пока не приходится. Глубоких, качественных сдвигов в раз­витии производства не произошло. По-прежнему крайне низок жиз­ненный уровень значительной части населения страны, как и раньше, не выплачивается вовремя заработная плата многим миллионам ра­ботников бюджетной сферы, продолжаются акции протеста (забастов­ки, голодовки, митинги, демонстрации). Не произошло коренного улучшения ситуации в Чеченской Республике, где продолжают гиб-

Предисловие




нуть люди. Процессы, происходящие в стране, так же как и изменения в мире, должны стать предметом социологической интерпретации.

В учебнике осуществляется анализ как теоретических проблем со­циологии, так и практических вопросов жизни человеческого сообще­ства. При этом особый акцент сделан на процессах и проблемах, типич­ных для нашей страны. В книге дается систематическое изложение содержания социологической науки. Наряду с хрестоматийным, став­шим уже «классическим» материалом в учебнике представлена трак­товка наиболее актуальных вопросов социологии, дано их авторское видение в полемике с иными точками зрения. Вместе с тем автором двигало желание не увлекаться дискуссиями, а анализировать пробле­мы в позитивном плане.

При написании учебника привлекался разнообразный материал из отечественных и зарубежных теоретических источников и учебной ли­тературы. Однако логика, структура и содержание учебника являются результатом авторского видения предмета социологии и ее специфики. Концепция учебника, его архитектоника, предлагаемое методическое оснащение (контрольные вопросы и задания, названия конкретных не­больших разделов, словарь основных понятий и терминов и др.) — все это рождалось в процессе многолетнего преподавания социологических дисциплин в ряде университетов Екатеринбурга.

В третье издание книги внесены необходимые изменения как со­держательного, так и редакционного характера. Появилась совершен­но новая глава о социальном управлении. Проанализирован ряд но­вых теорий, в том числе посвященных проблеме глобализации. Заметно усилена трактовка социальных институтов, особенно в соци­альной и духовной сферах (институты образования, религии). Обнов­лены фактические данные, посвященные российским реформам и их восприятию в общественном сознании. Использованы (и указаны) новые литературные источники.

Завершая предисловие, хотелось бы выразить надежду, что книга принесет пользу студентам, аспирантам, преподавателям, всем тем, кто интересуется проблемами современного общества и социологиче­ской науки.

РАЗДЕЛ I

ВВВДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ
Глава 1

Общество - социология - личность

§ 1 Первый в t/ляд па (оциологию § 2 Функции социологии § 3 Приглашение в < оциологию

§ 1. Первый взгляд на социологию

Вряд ли кто-то усомнится в том, что в современном мире жить не про­сто. Еще труднее его понять. Многие даже и не пытаются это делать, «плывя но воле волн». Иные борются с этими «волнами», стремятся либо их обуздать, либо нырнуть под них. Часто это делается без пони­мания того, как лучше и легче преодолеть препятствия и трудности продвижения вперед.

Иногда люди далее не пытаются осмыслить мир своего бытия пото­му, что застают его уже «готовым», находящимся в «полном порядке». Они рождаются, а затем живут в нем таком, каким он сохраняется долгие годы, и кажется, что изменить его невозможно Когда же насту­пают кризисные переломные периоды и в обществе становится труд­но и плохо многим, люди, далеко не всегда зная, что делать, полагают, что лучше не читать газет, не знагь новостей, не смотреть телевизор, а попытаться уйти в свою личную жизнь.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что личная жизнь не менее сложна, чем жизнь общества, хотя бы потому, что ис-пьпывает на себе его воздействие. Когда не выдается зарплата, не вы­плачиваются отпускные, трудно сохранить ровное и спокойное состо­яние духа. И тогда приходится признать, что личная жизнь не такая уж «личная». Люди в своих тревогах и беспокойствах не одиноки, на­оборот, они их объединяют, и каждый человек становится по необхо­димости частью сложного общественного организма, который он дол­жен осмыслить, понять.

Социальный мир, в котором живут люди, не заморожен. Он пред­ставляет собой процесс постоянного производства, воспроизводства, из­менения, в котором каждый из нас принимает участие. Мы не всегда это

10

Раздел I Введение в социологию



осознаем, тем не менее выбираем, как, в какой форме участвовать в про­цессе преобразования общества. Условия, в которых мы это делаем, тес­но связаны с его характером. Чаще всего наше общество определяют как индустриальное. Пища, которую мы едим, вода, которую мы пьем, одеж­да, которую мы носим, книги, которые мы читаем, токсичные вещества, которые попадают в наш организм, — все это зависит от окружающей нас природной, производственной и социальной среды. Следовательно, каждая сторона нашей жизни связывает нас с широким и природным, и социальным миром, которые мы едва начинаем понимать.

Наше общество — это огромный океан, где есть своя надводная, на­блюдаемая, и подводная, не видимая невооруженным глазом, жизнь. Ве­роятно, было бы уместно, продолжая сравнения такого рода, уподобить общество айсбергу, у которого 2/5 находится над водой, а 3/5 — под ней. Чтобы ориентироваться в такой сложной жизненной системе, знать, что в ней происходит, и использовать это знание в собственной деятельнос­ти, необходимо опираться на научные представления, теории, доказа­тельства. Их созданием занимаются сегодня многие социально-гумани­тарные науки. Одна из наиболее популярных среди них — социология.

Вспомним слова из хорошо известной в стране песни, исполняв­шейся по меньшей мере полвека назад одним из самых любимых оте­чественных певцов Л.О. Утесовым: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен! Но лишь одна из них тревожит, унося покой и сон, когда влюблен». Не трудно провести аналогию с науками, кото­рых много, но лишь отдельные заставляют людей терять «покой и сон» и «влюбляться» в них, посвящая им свою деятельность. В переч­не таких наук, без сомнения, стоит социология.

Взрыв интереса к ней в последние годы хорошо виден и по резко увеличившемуся количеству публикаций, и по большим конкурсам на социологические факультеты, и по возросшей частоте обращений к услугам социологов в самых разных сферах деятельности. А ведь еще каких-то 10—15 лет назад все было совсем не так. И дело не только в том, что не писались и не издавались учебники по социологии, не го­товились дипломированные специалисты, востребованность которых в обществе была незначительной. Основное препятствие на пути раз­вития социологии заключалось в невозможности проводить многие исследования и, что следует подчеркнуть в первую очередь, публико­вать полученные результаты — при условии, конечно, их несоответст­вия идеологическим установкам КПСС. Отсутствие свободы творче­ства и цензура — главные враги социологии.

Сейчас трудно представить себе деятельность Любого средства мас­совой информации, будь то центральные или местные газеты, журналы,

Глава 1 Общество — социология — личность 11

теле- и радиостанции, не использующего активно материалы социоло­гических исследований. Правда, они же иногда создают образ социоло­га, мало соответствующий реальному. На уровне массового сознания работу представителя этой профессии отождествляют с распростране­нием, сбором, обработкой и анализом анкет, а самого социолога — с че­ловеком, «гоняющимся» за респондентами (опрашиваемыми, отвечаю­щими на вопросы анкеты, участвующими в интервью в качестве объекта исследования) с магнитофоном и анкетой в руках.

Социология и жизнь

Что же в действительности представляет собой социология и почему к ней стремительно растет интерес в российском обществе? Что дает обществу владение социологическим знанием? Во-первых^ цель соци­ологии состоит в получении достоверной, истинной информации, поз­воляющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребля­ющие эту информацию.

Во-вторых, благодаря этому социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать ее более понят­ной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на ос­нове точной информации — как статистического, так и социологическо­го характера. Поясним это на примере тех процессов, которые происходят в России в конце XX — начале XXI в. Сейчас многие гово­рят и пишут о том, что в последнее время увеличивается часть населе­ния, которая живет бедно, причем она растет, как доказывает ряд авто­ров, более быстрыми темпами, чем даже в недалеком прошлом (начало 1990-х гг.). При этом называются разные цифры — от */з Д° 2и даже 3/4 населения, находящегося за чертой бедности. Социология, в отличие от других наук, изучающих эту проблему (скажем, экономических), да­ет возможность опираться и на экономико-статистические показатели (даже если мы признаем их полными и научно обоснованными), свя­занные с доходами, ценами, потребительской корзиной и т.д., и на само­оценки различных социальных групп своего материального статуса и благосостояния. Такая информация позволяет гораздо лучше понять не только сложившееся положение дел, но и изучать динамику процесса обеднения населения, а также его социальное самочувствие.

В-третьих, овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, усло­виях и различных формах деятельности; вместе с тем они могут вли­ять на них, проявляя инициативу и активность. Разве не об этом сви-

12

Раздел] Введение в социологию



детельствуст обширная практика включения людей в различные об­щественные движения, социальные организации и объединения, за­нимающиеся изменением существующей ситуации?

В-четвертых, социологические исследования имеют теоретичес­кое и практическое значение для оценки результатов тех или иных по­литических решений и действий. Речь идет о помощи, которую социо­логия может оказать практической политике, о необходимости для последней воспользоваться результатами информационного осмыс­ления социальных проблем, предлагаемыми социологией. Если бы политики чаще и искуснее использовали материалы социологических исследований в своей деятельности, многих ошибок и необдуманных шагов удалось бы избежать. Сказанное не означает, конечно, что соци­ология — п'анацея от всех бед, такого в принципе не бывает и не может быть, по использование ее в качестве средства осмысления реформ и путей их осуществления сулит многообещающие результаты.

Таким образом, у нас имеются достаточные основания для вывода о том, что социология — очень «жизненная» наука. Конечно, у нее есть свои сугубо теоретические проблемы научного развития, которые пред­ставляют интерес прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организа­ций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстает перед нами в таком качестве, возникает вопрос о ее функциях.

§ 2. Функции социологии

Чисто условно их можно разделить на три группы — познаватель­ные, прогностические и управленческие. В основе такого деления, с одной стороны, объективная необходимость многообразно­го и дифференцированного включения социологии в систему общест­ва и социальных наук, с другой — выделение различных форм социо­логической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога. Рассмотрим каждую из названных групп функций.

Познавательные функции

Как и любая интеллектуальная деятельность, социологическая начи­нается с познания. Познавательные функции социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализ, диагностику социальной

Глава I Общество — социология — личность

13

реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвя­занных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам соци­ологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что со­циология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в выявлении связей между ними, проявляющихся в форме определенных тенденций. Поэтому имеет смысл конкретизировать группу познавательных функций через опи­сательную, объяснительную, диагностическую.

Первая из этих функций состоит в описании социальных фактов и процессов, что представляет собой начальный этап любого исследования. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа. Вслед за описа­нием возникает необходимость объяснения установленных социальных фактов и выявления связей между ними. Диагностическая функция — ес­тественное продолжение описания и объяснения, ее смысл заключается в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего иссле­дования, в характеристике ее актуальности и практической значимости, в выявлении ее признаков и особенностей, а также социального противоре­чия, нуждающегося в разрешении. Другими словами, социолог в ходе ре­ализации данной функции ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием необходимости дальней­шего исследования сформулированной проблемы.

Познавательные функции социологии сопряжены как с теоретиче­ским, так и с эмпирическим анализом социальной реальности. Это важно подчеркнуть потому, что иногда происходит отождествление познавательных функций только с теоретическим рассмотрением проблемы. В ходе осуществления данных функций социология выхо­дит на составление программы исследования, начиная от формули­ровки его целей и задач, объекта и предмета, противоречий и основ­ных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов и заканчивая определением методов и средств изучения проблемы, ха­рактера обработки и анализа полученной информации.

Прогностические функции

Познавательные функции находят свое органичное продолжение в про­гностических (вторая группа функций). Для социологии их реализация необычайно важна. Без этого наука теряет чувство нового, видение буду­щих результатов изменения социального процесса. Осуществлять позна­вательные функции, не ориентируясь на социологический прогноз, — зна­чит, обеднять возможности науки. Представим себе исследование

14

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconКарпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учеб для вузов. 6-е изд., перераб и доп
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005 г. – 9-е изд., испр и доп....

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconАрнольд И. В. Современный английский язык: Учебник для вузов. 4-е изд
Арнольд И. В. Современный английский язык: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр и доп. – М.: Флинта, М.: Наука, 2002. – 384 с

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconЛитература Основная Курс экономической теории [Текст]: учебник
Курс экономической теории [Текст]: учебник / под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Изд. 5-е испр., доп и перераб. – Киров: аса,...

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconЛьвов М. Р. Л89 Словарь антонимов русского языка: Более 2 000 антоним...
Л89 Словарь антонимов русского языка: Более 2 000 антоним пар/Под ред. Л. А. Новикова.— 2-е изд., испр и доп.— М.: Рус яз., 1984.—384...

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconПочепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. 2-е изд
Профессия: имиджмейкер. — 2-е изд., испр и доп. — Спб.: Алетейя, 2001. — 256 с. Isbn 5-7763-8750-7

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconЛитература: Административное право Российской Федерации/ Ю. И. Мигачев,...
Какие органы государства осуществляют государственную административную деятельность?

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconКнига находится: очз1-1 экз
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Текст] : учебник / С. В. Белов. 2-е изд., испр...

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconЗинин С. А., Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч
С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А....

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconЧалмаев В. А., Зинин С. А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А....

Зборовский Г. Е. 3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр и доп iconБюллетень новых поступлений за ноябрь года Владимир, нб влгу общественные...
Социология: учебник для вузов/ Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. 4-е изд Москва: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Наука Спектр,...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск