Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа

Загрузка...





Скачать 205.83 Kb.
НазваниеНекоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа
Дата публикации23.09.2013
Размер205.83 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Экономика > Документы
Южный Кавказ: Тенденции экономического развития

1. Экономический рост в странах Южного Кавказа

В начале 90-х с распадом бывшего СССР, Азербайджан, Армения и Грузия также как и другие бывшие республики СССР были вынуждены начать процесс весьма болезненного перехода от административно-командной системы управления экономикой к рыночной экономической системе, Распад бывшего СССР оказал драматическое воздействие на состояние экономики и внешнюю торговлю всех трех стран Южного Кавказа, ВВП в Армении и Азербайджане составил приблизительно половину, а в Грузии - треть уровня 1990г. Однако реформы и реструктуризация экономики привели к восстановлению экономического роста в регионе и с середины 90-х (в Армении с 1994, Грузии - с 1995, в Азербайджане – с 1996г,) в странах Южного Кавказа наступил период восстановительного роста экономики. Наиболее впечатляющая динамика роста наблюдалась в Армении, где в 2004г. был почти достигнут уровень ВВП 1990г.(95%), в то время как Грузия достигла около половины уровня 1990г., а Азербайджан вышел на уровень 88% по сравнению с 1990г.Вследствие структурной и институциональной слабости этих стран, особенно в начале процесса перехода (характерную впрочем для почти всех постсоветских стран) резкое падение производства привело к кризису занятости. Появившаяся высокая реальная безработица (как явная, так и в основном скрытая) и вызванное этим драматическое падение реальных доходов населения привело к применению соответствующей экономической политики (периодическая индексация зарплаты, пенсий и т.д.) для того чтобы не допустить обвального снижения доходов населения, В условиях системного экономического кризиса это неизбежно привело к падению этих стран в гипер-инфляционную спираль. Однако, начиная с 1995, благодаря жесткой монетарной политике и достигнутой макроэкономической стабилизации удалось существенно снизить инфляцию и с тех пор удерживать ее под контролем(см.Таблицу 1).

Таблица 1. Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа

Страны

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Армения

Темп роста ВВП (%)

13.9

10.1

13.9

7.5

6.0

Армения

ВВП на душу населения($

861.802

992.289

1,139.803

1,234.000

1,317.385

Армения

Инфляция (ежегодный темп роста в %-х)

4.7

7.0

0.6

3.0

3.0

Армения

Баланс текущего счета (в %-х от ВВП)

-6.8

-4.6

-3.3

-4.4

-4.6

Азербайджан

Темп роста ВВП (%)

10.4

10.2

24.3

25.6

26.4

Азербайджан

ВВП на душу населения($

880.202

1,040.080

1,492.911

2,501.157

3,862.142

Азербайджан

Инфляция (ежегодный темп роста в %-х)

2.2

6.7

9.7

8.7

10.5

Азербайджан

Баланс текущего счета (в %-х от ВВП)

-27.8

-29.8

1.3

26.0

44.8

Грузия

Темп роста ВВП (%)

11.1

5.9

9.3

7.5

6.5

Грузия

ВВП на душу населения($

919.172

1,187.837

1,479.824

1,702.365

1,913.897

Грузия

Инфляция (ежегодный темп роста в %-х)

4.8

5.7

8.3

9.6

6.0

Грузия

Баланс текущего счета (в %-х от ВВП)

-7.3

-8.4

-5.4

-9.9

-11.5

Источник: Report for Selected Countries and Subjects.IMF.2006

Страны Южного Кавказа унаследовали практически отсутствующую систему регулирования внешнеэкономических отношений. За коллапсом внутреннего советского рынка последовало множество гражданских и политических трений, этнических и военных конфликтов, которые оказали сильное негативное воздействие на восстановление национальных экономик, а также на внутри- и межрегиональную торговлю. Армяно-Азербайджанский конфликт по поводу Нагорного Карабаха, конфликты в Абхазии, Аджарии и Южной Осетии, а также в Чечне существенно ухудшили внутрирегиональные транспортные коммуникации. В 1993г. Турция исходя из политических соображений закрыла границу с Арменией. Большинство из этих конфликтов все еще не нашло своего разрешения, тем самым продолжая свое негативное воздействие на процессы внутрирегионального сотрудничества и существенно удорожая транспортное сообщение между Южным Кавказом и остальным миром.
За последние 5 лет выпуск продукции в Южнокавказском регионе рос с очень высокой скоростью. Общий региональный продукт в 2004 в рыночных ценах составил 17.3 миллиарда долларов США, что в реальном исчислении составляет 74% уровня 1990 года1.

Азербайджан осуществляет большую часть внешнеторгового оборота всех трех стран. За последние 5 лет доля Азербайджана в общем внешнеторговом обороте Южного Кавказа выросла с 42.5% до 63% в основном благодаря возросшим добыче и экспорту нефти. За тот же период доли Армении и Грузии во внешнеторговом обороте региона снизились соответственно с 28.5% и 29% до 16.9% и 20.1%. За последние 5 лет внешнеторговый оборот в Южнокавказском регионе рос быстрее, чем выпуск, что указывает на начавшийся в регионе рост уровней внешнеторговой специализации и участия в глобализации. Значительно более высокий темп (примерно вдвое быстрее) развития торговли относительно выпуска означает также, что страны региона стали значительно более интегрированы в мировую экономическую систему и более чувствительны к торговым «шокам». Высокие коэффициенты коррелляции между ростом ВВП и степенью открытостью экономики региона (отношение внешнеторгового оборота к ВВП) может служить доказательством вышеприведенного утверждения о развитии торговли становящейся все более важным источником роста регионального выпуска.
На первый взгляд, ситуация с интеграцией в мировую торговлю в Азербайджане и Армении выглядит вполне благополучной, хотя исхода из более высокой доли производства товаров в структуре ВВП и соответственно сравнительной неразвитости сферы услуг и торговли услугами, соответствующие показатели соотношения торговли услугами к товароной торговле значительно ниже среднемировых, а также средних для стран ЕСА и стран с высоким доходом. Уровень интеграции Грузии в систему мировой торговли в 2003г. был примерно в два раза ниже, чем для остальных двух стран, являясь таким образом, наименее интегрированной в систему мировой торговли страной Южного Кавказа. Однако, благодаря своему стратегическому месторасположению, оказание транспортных услуг является основной статьей экспорта Грузии. Армения, с другой стороны, несмотря на очень высокие транспортные расходы, может считаться наиболее интегрированной страной на Южном Кавказе.
Однако более детальный анализ структуры, номенклатуры и уровня концентрации внешней торговли стран Южного Кавказа показывает, что при исключении основных продуктов экспортной специализации и связанных с ними импорта (нефть и продукты нефтедобычи для Азербайджана, алмазов и бриллиантов для Армении и гранспортных услуг для Грузии), соответствующие показатели уже значительно ниже.

Высокая концентрация экспорта, а следовательно, и процессов развития в относительно небольших секторах делает эти страны чрезвычайно чувствительными к внешним воздействиям и изменению условий торговли, в то же самое время не позволяя им эффектовно перераспределять плоды экономического развития вне узких групп, которые непосредственно участвуют в процессах развития.

С учетом этого долгосрочным приоритетом экономической политики для всех трех стран должен стать постепенный и постоянный рост уровня интеграции в мировую торговую и экономическую системы путем существенной диверсификации их производства и экспорта, что потребует согласованных действий во многих сферах, включая политику внешней торговли, улучшение качества бизнес- и инвестиционного климата, институциональные преобразования, аппроксимация европейского законодательства, повышение качества государственного управления, и т.д.
В то время как общие объемы внешнеторгового оборота всех трех стран региона быстро растут, внутрирегиональная торговля все еще остается довольно ограниченной как вследствие существенных барьеров, обусловленных нерешенностью политических и военных конфликтов на территории региона, а в более широком смысле – из-за все еще невысокого уровня экономического развития стран региона и концентрации процессов роста во все еще очень небольшом количестве развивающихся кластеров во всех трех странах.

Долгосрочная стратегия поощрения региональной интеграции на Южном Кавказе болжна быть основана на поощрении более справедливого и расширительного экономического роста, интенсификации усилий по разрешению региональных конфликтов и деблокированию в настоящее время не действующих транспортных коммуникаций для существенного снижения транспортных затрат, диверсификации экспорта и роста уровня его конкурентоспособности.

Одним из основных инструментов для этого, учитывая ведущую уже сейчас и постепенно растущую роль ЕС в экономике и торговле стран Южного Кавказа должна быть эффективная и скоординированная аппроксимация общего законодательства Европейского Союза на несколько последующих лет в рамках существующих договоров о партнерстве и взаимодействии (PCA) с ЕС а также новой политики соседей ЕС особенно в областях свободного передвижения товаров, капитала, услуг и людей. Это поможет создать прочную институциальную и законодательную основу для всех трех стран для существенного улучшения качества среды предпринимательства и инвестиционного климата, государственного управления а также уровня демократизации общества.
Резюмируя вышесказанное отметим общие для бсех стран Южного Кавказа следующие характеристики макроэкономического развития:


  • Относительно высокие и устойчивые темпы роста ВВП за 2001-2005гг. (свыше 10%), в основном за счет увеличения экспорта;

  • Существенное сокращение фискального дефицита;

  • Относительно высокие и устойчивые темпы роста ВВП за 2001-2005гг.

  • Снижение инфляции;

  • Упорядочение и относительное снижение внешней задолженности;

  • Повышение производительности труда;

  • Увеличение доли частного сектора в ВВП;

  • Рост инвестиций;

  • Общность стратегических программ развития (программы по преодолению бедности и.т.д.);

  • Примерно одинаковый уровень ВВП на душу населения.


В то же время существенно опережающие темпы роста ВВП Азербайджана в связи с началом эксплуатации нефтепровода Баку-Джейхан могут в дальнейшем привести к неравномерному развитию региона. Так, по разным оценкам доходы Азербайджана от экспорта углеводородных ресурсов за предстоящие 25 лет составят примерно 140 млрд. американских долларов, тогда как валовый обьем экспорта Армении или Грузии не будет превышать в среднем 1.5-2.0 млрд. долларов в год. Такое положение дел может привести к неоднозначным экономическим и социально-политическим последствиям. К примеру, уже сейчас, в том числе и благодаря ростущему притоку нефтедолларов, наблюдается более жесткая позиция Азербайджана в переговорах по Нагорному Карабаху.
Основными препятсвями экономичесского пазвития в странах Южного Кавказа являются:

• Неразвитая торговля и инфраструктура;

• Административные барьеры, высокий уровень коррупции;

• Слабый потенциал государств: ограниченная способность в регулировании,

стратегическом планировании и реализации основных элементов экономической

политики;

• Несовершенство конкурентной среды;

• Торговые ограничения.

2.Условия для бизнеса на Южном Кавказе

2.1. Качество предпринимательской среды


Для эффективной конкуренции на мировых рынках и реализации своих сравнительных преимуществ по производству и экспорту товаров и услуг необходимо выполнение целого ряда макро – и микроэкономических условий. Во-первых, необходима стабильная макроэкономическая ситуация и конкурентный обменный курс. Во вторых, страна должна иметь достаточно либеральный режим внешней торговли и беспрепятственный доступ к экспортным рынкам. В третьих, необходим благоприятный инвестиционный климат с наличием соответствующих структур поддержки внешней торговли. В четвертых, должны быть обеспечены эффективные механизмы передачи технологии и обучения на уровне производственных фирм. Для небольших стран находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, таких как страны Южного Кавказа особенно важным является поощрение производственных фирм для коренного изменения их рыночной ориентации – от производства и поставки на рынок объемных продуктов с низкой добавленной стоимостью до производства товаров с высокой добавленной стоимостью для специализированных сегментов рынка, преимущественно иностранного. Такой сдвиг требует отказа от старых «негибких» систем массового производства и внедрения новых, «гибких» технологий, предназначенных для быстрой реакции на требования рынка и дифференциации производимой продукции.
Макроэкономические индикаторы стран Южного Кавказа за последние несколько лет являлись достаточно стабильными, а среднесрочные перспективы продолжения экономического роста – благоприятными. Однако существует опасность негативного воздействия продолжения удорожания национальных валют относительно доллара США на конкурентоспособность стран Южного Кавказа, если валюты их основных торговых партнеров будут удорожаться в меньшей степени. Однако, для преобразования восстановительного роста в странах Южного Кавказа (также как и практически во всех странах бывшего СССР) в долгосрочный экономический рост, основанный на инвестициях и расширении экспорта необходим существенный опережающий рост как отечественных так и иностранных инвестиций, результатом которого является постоянное расширение объемов и направлений предпринимательской деятельности. Для привлечения инвестиций первостепенное значение имеет качество предпринимательской среды, в особенности эффективной и предсказуемой системы защиты прав собственности, а также легкость доступа к кредитным ресурсам.
Несмотря на существенный прогресс достигнутый за последние несколько лет странами Южного Кавказа в улучшении качества среды предпринимательства и защиты прав собственности, они значительно отстают от стран ОЭСР. Здесь необходимо отметить значительный прогресс Грузии в 2004-2005г.г., как результат интенсификации усилий по реформированию экономики после революции «роз». Страны Южного Кавказа все еще остаются сильно коррумпированными с очень высокой долей теневой экономики.
Согласно приобретенному за последние годы международному опыту качество предпринимательской среды является одним из основных факторов прямо воздействующих на объемы теневой экономики и на уровни коррумпированности, и, наоборот, чем выше доля теневой экономики и уровни коррумпированности, тем ниже качество среды предпринимательства. В этом смысле дальнейшее улучшение качества среды предпринимательства должно рассматриваться как основной приоритет для микроэкономической и институциональной политики стран Южного Кавказа на среднесрочную перспективу. Другим важным моментом для всех трех стран является улучшение доступа к внутренним источникам кредитования, в частности через поощрение развития общественных и частных кредитных регистров и бюро, только начинающих свои операции в странах Южного Кавказа.
Другим вопросом требующим решения для улучшения среды предпринимательства является, в частности, сокращение количества процедур и времени необходимого для выполнения обязятельств по контракту.
Для Азербайджана весьма важным является упрощение процедур для открытия бизнеса, включая сокращение времени и количества процедур требуемых для основания предприятия. В несколько меньшей степени этот вопрос приоритетен для Армении и Грузии.
Низкий уровень раскрытия относящейся к предприятию информации все еще остается одним из основных препятствий для улучшения среды предпринимательства во всех трех странах (в Армении в особенности) и может быть решен путем поощрения внедрения адекватных форм и структур корпоративного управления, основанных на разработанных ОЭСР принципах.

2.2. Финансовый сектор и доступ к кредиту



Финансовые системы в странах Южного Кавказа сильно недоразвиты. Только банковские системы могут считаться операциональными, однако их участие в процессах мобилизации внутренних сбережений и финансирования экономического роста было и остается очень незначительным. По нашему мнению основной причиной такого скромного прогресса в развитии банковских систем является очень низкий уровень монетизации (измеряемый показателем M3, характеризующим отношение ликвидных обязательств к ВВП) национальных экономик по сравнению с другими странами, которые в среднем в три раза ниже, чем средние показатели для стран ЕЦА и в 6 раз ниже, чем для стран с высоким уровнем доходом и среднемировые показатели.
Чрезвычайно низкий уровень монетизации в странах Южного Кавказа исходя из международного опыта может объясняться общей слабостью национальных валют, что в свою очередь есть результат действия факторов, которые свойственны для всех трех стран, а также для многих переходных стран. Этими факторами являются:

  • Высокие уровни теневой экономики во всех трех странах, которые как правило финансируются помимо банковской системы;

  • Высокие уровни долларизации экономики, т.е. большой объем финансовых операций находится вне контроля соответствующих центральных банков, что и является основной причиной относительной слабости национальной валюты в долларизованных странах и ограниченных возможностей национальной денежной политики.



Важнейшей проблемой банковского сектора является очень высокая величина спреда -разрыва между депозитными и кредитными ставками в Армении и Грузии, которая не соответствует нынешней умеренной инфляции и часто является фактором, существенно ограничивающим заимствование на внутреннем финансовом рынке. Она обусловлена целым рядом факторов, включая все еще высокую, хотя уменьшающуюся степень риска предпринимательства в странах Южного Кавказа. Эти риски являются следствием сравнительно небольших объемов производства, низкой прозрачностью, недостаточностью и часто недостоверностью представляемой бизнесом информации.
Что касается финансирования внешней торговли, то банковские системы стран Южного Кавказа как правило не обеспечивают соответствующих услуг (открытие аккредитивов и т.п.),а отсутствие или недоразвитость систем гарантирования или страхования торговли служит существенным препятствием для роста некоторых категорий экспорта.
Таким образом, имевший место в последние несколько лет достаточно впечатляющий экономический рост в Армении и Грузии в основном финансировался из внешних источников. В Азербайджане основное финансирование осуществлялось посредством прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в нефтедобывающий и связанные с ним секторы экономики, в основном на строительство нефтепровода Баку-Джейхан.
В этих условиях роль банковской системы, учитывая также риски предпринимательства, высоую стоимость заимствования и отрицательные внутренние сбережения в странах Южного Кавказа, стала подчиненной по отношению к внешнему финансированию. Эта ситуация продолжается около 8-10 лет, Например, в Армении объемы банковского кредитования экономики составили в 2003 около 37% от объемов внешнего финансирования, в Грузии - 67% и в Азербайджане – только 25%. В некотором смысле, подобная ситуация с внешним финансированием является уникальной. В других странах бывшего СССР со сравнимыми объемами внешнего финансирования и более низкими уровнями экономического развития, степень участия банковского сектора в финансировании экономики значительно больше. Так например, в Молдове, где внешнее финансирование в 2003г. составило 33% ВВП, объмы внутреннего кредита равнялись 20% ВВП.

Однако учитывая что экономический рост в странах Южного Кавказа будет продолжаться а уровень внутренних сбережений – возрастать, повышение участия банковского сектора в финансировании экономики становится важнейшей задачей. В этом смысле приоритетами макро- и микроэкономической политики всех трех стран должно стать повышение уровня монетизации экономики через постепенное снижение уровней теневой экономики и ограничение долларизации, которые сильно корреллированы с уровнем развития банковского сектора .

3. Прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат и поощрение инвестиций



В условиях отсутствия развитых финансовых систем, которым не удается эффективно переводить внутренние сбережения в инвестиции, что в настоящее время имеет место в странах Южного Кавказа, прямые и портфельные иностранные инвестиции играют определяющую роль в финансировании экономического развития. Ввиду практического отсутствия рынков капитала в странах Южного Кавказа, потоки портфельных иностранных инвестиций ничтожны, в то время как накопленные объемы и потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) весьма значительны. ПИИ являются важным источником финансирования развития на Южном Кавказе, что с другой стороны указывает на проблемы, существующие в мобилизации внутренних сбережений для финансирования экономики. Роль ПИИ в формировании капитала в странах Южного Кавказа в настоящее время существенно выше чем в большинстве других стран, включая переходные и развивающиеся страны, а также страны с высоким доходом, даже если не учитывать последние огромные потоки ПИИ в Азербайджан и Грузию для строительства нефтепровода Баку-Джейхан. Благодаря этому строительству ПИИ в Азербайджане в 2002-2004гг. в относительных величинах (% ВВП) были одними из самых высоких в мире, если не самыми высокими. Опять-таки благодаря запасам и добыче нефти, объемы и доля ПИИ в Азербайджане за последние 10 лет были значительно выше чем в Армении и Грузии и были в основном вложены транснациональными корпорациями.
Более 80% ПИИ в Азербайджане сосредоточено в нефтяном и сопутствующих секторах,в то время как в Грузии и Армении они более диверсифицированы. Потоки ПИИ в Армению и Грузию можно разделить на две части – обусловленные широкомасштабной приватизацией государственных предприятий, особенно в пищевой промышленности, телекоммуникациях и распределении электроэнергии, преобладающие в 90-х и ПИИ в новый частный сектор, особенно в банковский сектор, строительство, пищевую промышленность и туризм, которые стали интенсифицироватся начиная с 2000г. Однако участие транснациональных корпораций в Армении и Грузии было значительно более ограниченным и по объемам и по доле, чем в Азербайджане. Большинство ПИИ в Армении было предоставлено или обеспечено диаспорой.

Привлечение транснациональных корпораций остается высокоприоритетной задачей для всех трех стран региона (для Азербайджана в несвязанные с нефтью секторы экономики) как один из наиболее эффективных способов диверсификации и расширения объемов экспорта, увеличения доли высокотехнологического экспорта, получения знаний и технологий, а также улучшения среды предпринимательства.

Несмотря на существенную разницу в показателях инвестиционного климата все три страны для повышения своей инвестиционной привлекательности должны решать практически одинаковые проблемы, из которых наиболее актуальными для инвесторов являются следующие:

  • Неэффективная и коррумпированная правоохранительная система, которая считается инвесторами наиболее существенным препятствием для инвестиций в странах Южного Кавказа, также как и практически во всех переходных и развивающихся странах. Это сложная задача требующая долгосрочного решения и постоянного усовершенствования правовой системы и которая должна быть адресована в более широком контексте модернизации государственной службы и эффективной борьбы с коррупцией;

  • Второй проблемой, которая также носит общий характер для большинства переходных и развивающихся стран является качество налоговой администрации, в особенности проблема возврата НДС для экспортеров, для ее решения необходима согласованная программа действий в областях модернизации государственного управления, сокращения транзакционных издержек налогоплательщиков, упрощения процедур и неуклонного следования им.

  • Низкая предсказуемость и высокая частота изменений в законодательстве, особенно в его налоговой и таможенной сфере должна быть адресована через предварительную публикацию проектов законодательных актов, активное вовлечение бизнес-сообщества в обсуждение предлагаемых изменений, а также введением соответствующего переходного периода для вступления в силу (этот вопрос более актуален для Грузии и Армении). Другим важным вопросом на который необходимо обратить внимание, является уточнение гарантий, представленных в законодательстве по защите инвестиций против изменений в законодательстве посредством четкого описания сфер и случаев, изменеие законодательства в которых не имеет силы для инвесторов в течение определенного периода времени.

  • Есть и другие требующие решения проблемы, в особенности упрощение процедур таможенной очистки и сокращение необходимого для этого времени, а также четкое применение процедур таможенной очистки в той последовательности в которой они описаны в национальных таможенных кодексах, как правило соответствующих требованиям ВТО (эта проблема актуальна для Армении и Грузии).

  • В структуре модернизации государственного управления важным вопросом является минимизация вмешательства государственных служащих в дела инвесторов и предпринимателей, что особенно актуально для Грузии. Эфффективным способом решения этой проблемы является минимизация возможных личных контактов бизнеса и государственных служащих посредством поэтапного внедрения механизмов и процедур электронного управления, что в настоящее время находится в весьма предварительной стадии в странах Южного Кавказа.



1 Левон Бархударян, Гайк Барсегян, Армен Егиазарян, Кеннет Мунтер

Торговля, интеграция и экономическое развитие в странах Южного Кавказа: Достижения, проблемы и перспективы (не онубликовано).








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconВопрос №1 Особенности макроэкономического анализа
Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические...

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconДисциплина «Мировая экономика» Делорвая игра по теме: «Макроэкономические показатели»
...

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconОсновные макроэкономические показатели стран (обособленных китайских...

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconОбъявляет конкурс на участие в региональной стипендиатской программе...
Целью программы является оказание поддержки: молодым ученым в проведении индивидуальных и междисциплинарных научных исследований,...

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconИтоги социально-экономического развития городского округа Кемерово
Основные макроэкономические показатели развития города Кемерово за 2013 год по сравнению с Кемеровской областью 4

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconМоделирование последствий фискальной консолидации
Наибольшие трудности, связанные с сокращением и сдерживанием роста государственного долга, испытали такие страны, как Греция, Испания,...

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconОсновные макроэкономические показатели
Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных...

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconРоссия макроэкономические показатели по состоянию на

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconОсновные макроэкономические показатели социально-экономического развития...
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий (млн руб.)

Некоторые макроэкономические показатели развития стран Южного Кавказа iconМакроэкономические показатели за январь-декабрь 2010 года



Школьные материалы
Загрузка...


Огромные 3D настенные часы!
купить по выгодной цене!

При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты

Огромные 3D настенные часы!
купить по выгодной цене!
top-bal.ru

Поиск