Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в

Загрузка...





Скачать 164.16 Kb.
НазваниеИспользование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в
Дата публикации25.09.2013
Размер164.16 Kb.
ТипАнализ
top-bal.ru > Экономика > Анализ


Введение

Актуальность работы. Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в понятиях рента вообще, горная рента, земельная и другие, в частности. Переход к рыночной экономике, восстановление института частной собственности, формирование новых экономических, финансовых и правовых отношений государства, предпринимателей, общества и граждан определили необходимость научного изучения проявлений, четкого обоснования принципов и размеров изъятий горной ренты. Расширение и многообразие использования недр вынуждает более глубоко и разносторонне изучить возможность возникновения горной ренты при различных видах недропользования, не только связанных с добычей минеральных ресурсов.

Не сложилось единого, общепризнанного мнения среди отечественных и зарубежных ученых, государственных деятелей, предпринимателей о том, что такое горная рента, как ее определять и распределять. Несмотря на наблюдаемое внимание отечественной и мировой науки к проблемам рентных отношений, до сих пор многообразие их проявлений не классифицировано.

Восприятие горной наукой понятия недра как среды жизнеобеспечения общества, обусловливает необходимость осмысления и современной трактовки понятий: собственность на недра, горная рента, абсолютная горная рента, дифференциальная горная рента и других. Требуется установить место и взаимосвязи горной ренты в системе рентных доходов и макроэкономике.

Развитие рыночных отношений обусловливает необходимость объективного, универсального подхода в определении величины дифференциальной горной ренты для всех видов недропользования, видов добываемого сырья и способов добычи. Неадекватность реалиям экономики недропользования и сложность предлагаемых моделей, описывающих влияние разнонаправленных факторов на величину горной ренты, делает практически не возможным их использование на практике.

Нерешенность теоретических и практических вопросов регулирования рентных доходов при использовании недр привело к тому, что отечественные горнодобывающие предприятия, имеющие существенные особенности в технологии, экономике производства и сбыте продукции, поставлены действующей налоговой системой и действующим законодательством в худшие экономические и правовые условия в сравнении с финансовыми, торговыми, перерабатывающими, машиностроительными и другими предприятиями. Все это привело к сокращению сырьевой базы хозяйства страны и экспорта и нарушению экономической безопасности и сырьевого суверенитета государства.

Анализ состояния отечественной экономики показал, что основными причинами кризиса системы отечественного недропользования являются:

  • неосмысленность общенациональной (гражданской) идеи использования природных богатств страны (ее природной ренты);

  • экономически необоснованная, незаконная приватизация минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России узкими группами лиц, ориентированными на интересы зарубежных стран и личное обогащение;

  • отсутствие государственного контроля и государственной стратегии недропользования, проводимой в национальных интересах;

  • отсутствие научно обоснованной социально ориентированной государственной системы экономического регулирования использования недр;

  • бессистемное (некодифицированы нормативные акты о недропользовании), экономически не обоснованное (Закон РФ «О недрах»), а в ряде случаев антиотечественное (Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»), неразвитое законодательство об использовании недр;

  • выстроенная исключительно в интересах кредиторов России налоговая система, не учитывающая особенности отечественных предприятий, использующих недра, и интересы российского общества;

  • не нацеленная на интересы отечественных производителей и потребителей, фискальная по своей сути, слабо контролируемая государством политика тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;

  • высокая криминализация всех сфер жизни общества, приобретшая гигантские размеры в сфере использования недр.

Наиболее сложное социально-экономическое положение сложилось в угольной отрасли промышленности в период ее реструктуризации. Основными проявлениями кризиса являются: перепроизводство продукции в сравнении с размерами платежеспособного спроса на уголь, высокая частота смертельных случаев, случаев травматизма и увечий, неконкурентоспособность угля на мировом и внутреннем рынке, падение объемов добычи угля и его переработки, убыточность большинства предприятий отрасли, неблагополучная социальная обстановка в угольных регионах.

Угольная отрасль промышленности формировалась как базовая отрасль ресурсоемкой и энергоемкой планово-директивной экономики, обеспечивающей всеобщую занятость. В ее структуре она занимала ведущее место, несмотря на неэффективность многих угледобывающих предприятий и отдельных угольных бассейнов. Попытка перехода к рыночной экономике обусловила значительное сокращении физических объемов потребления угля и обвальное сокращения платежеспособного спроса на уголь. Проявилась неконкурентоспособность угля в сравнении с газом и нефтью. Формирующийся стихийный рынок спровоцировал классический кризис перепроизводства продукции отрасли, сформированной и функционирующей по правилам плановой экономики.

Вместе с тем, достижение рыночных целей при осуществлении реструктуризации отрасли (обеспечение эффективности работы угольных предприятий) осуществлялось нерыночными методами (в основном безвозмездные бюджетные инвестиции и дотации). Парадоксальный, планово-директивный подход к решению проблем угольной отрасли при переходе к рыночным отношениям объясняется заинтересованностью государственных структур, предприятий и организаций, общественных объединений, трудовых коллективов и криминальных образований, связанных с угольным бизнесом, бесконтрольно использовать бюджетные средства. Реструктуризация сопровождалось многочисленными нарушениями законов и злоупотреблениями. Кроме того, проявилась неподготовленность кадров всех уровней к работе в сложных условиях переходного периода к рыночной экономике. Поэтому стратегия и тактика преобразований в угольной отрасли должны быть кардинально пересмотрены. Необходимо разработать научно обоснованную, социально-ориентированную стратегию недропользования и сформулировать принципы эффективного государственного регулирования доходов горных предприятий. Это позволит разработать новую экономическую политику углепотребления (новую угольную политику) и рыночную концепцию реформирования добычи угля.

Таким образом, природная и экономическая объективность возникновения горной ренты, научная непроработанность многих аспектов регулирования рентных доходов горных предприятий, кризис отечественной системы недропользования, очевидная общественная и государственная потребность в научно обоснованной, социально-ориентированной стратегии использования недр определяют актуальность проблемы:

- систематизации теории горной ренты, разработки метода определения размеров дифференциальных рентных доходов горных предприятий и принципов их регулирования.

Целью работы является формулирование основных положений научно обоснованной, социально-ориентированной стратегии недропользования, обеспечивающей эффективное, рациональное и безопасное использования недр, гармонизацию экономических интересов общества, каждого гражданина, государства, территорий и недропользователей.

Основная идея, замысел работы. Горная рента, рентные доходы рассматриваются во взаимосвязи с другими видами ренты и рентными доходами. Как разновидность природной ренты общества, горная рента классифицируется по принципу источника ее возникновения. Классификация горной ренты на горную потонную абсолютную, горную объемную абсолютную и горную дифференциальную дает возможность разработать обоснованную систему регулирования рентных доходов горных предприятий платежами за недра и акцизами ренты.

Дифференциальная горная рента это незаработанная часть прибыли, сверхприбыль недропользователя, что обусловливает ее частичный акциз в пользу общества и государства.

Влияние многочисленных факторов на величину дифференциальных рентных доходов горных предприятий следует учитывать на основе объективного рыночного показателя - банковской процентной ставки, уровень которой делит их на прибыль и сверхприбыль, подлежащую частичному акцизу. В силу стратегической важности для общества и высокого риска инвестиций в освоение недр, горные предприятия должны стимулироваться повышенным уровнем нормальной прибыли. Часть рентных доходов должна оставаться в распоряжении предприятий и стимулировать приток инвестиций в горное производство.

Принципы экономического регулирования рентных доходов горных предприятий должны быть системно объединены в форме социально-ориентированной стратегии недропользования. В основу этой стратегии должны быть положены принципы: горной регалии общества и гражданина, государственного регулирования рентных доходов горных предприятий и горной свободы недропользователей. Социально-ориентированная стратегия недропользования должна стать научной основой для разработки экономической политики развития горнодобывающих отраслей промышленности и, в частности, новой угольной политики и рыночной концепции реформирования добычи угля.

Приведенные выше идеи позволили сформулировать основной замысел работы:

- в соответствии с новыми представлениями горной науки о недрах как важнейшей части Среды жизнеобеспечения и принципами формирования гражданского общества на основе устойчивого развития, фундаментом экономического регулирования рентных доходов горных предприятий является идея общественного владения, государственного распоряжения, только платного использования недр, их ресурсов и частного (гражданского) присвоения горной ренты.
Защищаемые научные положения:

  1. Основой экономического регулирования рентных доходов горных предприятий должно стать впервые сформулированное системное разграничение владения, распоряжения, использования недр и присвоения горной ренты (гражданская собственность на недра). Владение – общественное, распоряжение - государственное, использование – только платное, присвоение – частное (гражданское). Дифференциация прав и системность связей между субъектами рентных отношений (гражданин, общество, государство и предприятие) обусловлены объективными факторами: жизненно важным значением недр для общества и каждого гражданина, природной уникальностью недр как объекта, особенностями экономики недропользования и, в первую очередь, горной ренты, необходимостью эффективного, рационального и безопасного использования недр. Функционирование системы в экономическом аспекте достигается на основе безусловной платности недропользования, метода определения величины горной ренты, ее акциза и употребления средств, в правовом аспекте нормативным закреплением статуса гражданской собственности на недра, т.е. горной регалии для общества (граждан), горной свободы для недропользователей и государственного регулировании рентных доходов горных предприятий.

  2. Научное обоснование системы регулирования рентных доходов горных предприятий платежами за недра и акцизами ренты обеспечивается использованием, впервые предложенной, классификацией природной, в том числе, горной ренты. Принцип классификации - источник формирования ренты. В соответствии с ним, горная рента подразделяется на: горную ренту потонную абсолютную, горную ренту объемную абсолютную, горную ренту дифференциальную. Классификация исключает возможность бессистемного и волюнтаристского обложения недропользователей многочисленными разновидностями необоснованных налогов и платежей, изъятия под видом ренты заработанной нормальной прибыли горных компаний. Классификация определяет место горной ренты в системе рентных доходов предприятий, позволяет установить связи, общность, отличия различных, в том числе и новых видов рентных доходов.

  3. Разделение дохода горного предприятия на нормальную прибыль и дифференциальную горную ренту (сверхприбыль) следует осуществлять по впервые предложенной алгоритмизированной методике, основанной на учете банковской процентной ставки. Она определяется как средняя величина ставки рефинансирования Центрального банка РФ и ставок по кредитам прямым заемщикам крупнейших коммерческих банков страны. Средняя величина банковской процентной ставки определяет минимально допустимый уровень эффективности горного производства (минимальный размер нормальной прибыли). Горное производство из-за высокого риска инвестиций в освоение недр должно стимулироваться повышенным уровнем нормальной прибыли. Использование в расчетах показателя стоимости кредита финансового капитала для горных предприятий позволяет опосредовано учесть влияние многочисленных и разнонаправленных факторов на величину их рентных доходов. Предложенный алгоритм расчета рентных доходов позволяет исключить необоснованные, завышенные акцизы (изъятия) прибылей горных предприятий. В переходной экономике государственное регулирование рентных доходов недропользователей следует осуществлять нормативным закреплением уровня нормальной (нормативной) прибыли горных предприятий.

  4. Размер капитала горного предприятия, участвующего в формировании рентных доходов, следует определять по впервые предложенной логической последовательности, которая описывает сложную структуру основного капитала современных горных компаний, обусловленную многочисленностью и разнообразием видов деятельности, не относящихся к использованию недр и не создающих горную ренту. Обоснованный расчет капитала горного предприятия, участвующего в формировании горной ренты, позволяет определить размеры прибылей и рентных доходов, используемых для поддержания убыточных и низкорентабельных производств и видов деятельности не относящихся к недропользованию и существенно снижающих эффективность горного производства.

  5. Впервые принципы регулирования рентных доходов горных предприятий системно объединены и представлены в форме социально-ориентированной стратегии недропользования. Она включает: институт гражданской собственности на недра, систему платежей за недра, акцизов ренты и налогов недропользователей, метод определения размеров дифференциальных рентных доходов горных предприятий, принципы распределения горной ренты, экономическую концепцию Горного кодекса Росси. Предложенная стратегия недропользования является научной основой сформулированных положений новой экономической политики углепотребления (новой угольной политики) и рыночной концепции реформирования добычи угля, которая включает: государственный маркетинг угля, государственный менеджмент добычи угля, диверсификацию и рассроченную продажу прав собственности угольных предприятий на основе долгосрочной аренды (лизинга), принципы регулирования доходов угольных предприятий на основе системы акцизов, налогов и дотаций, социальные и организационные меры реформирования угольной отрасли.


Научная новизна работы состоит в том, что на основе обобщения и анализа фундаментальной теории ренты и новых представлений горной науки о недрах, практики развития отношений в процессе все более разнообразного использования недр, разработаны основные положения теории горной ренты как части природной ренты общества. Впервые предложено системное разграничение прав собственности на недра (гражданская собственность), призванное обеспечить достижение компромисса и гармонизацию экономических интересов гражданина, общества, государства и предприятий при использовании недр. Гражданская форма собственности на недра, объединяет, усиливает положительные стороны общественной, акционерной и частной форм собственности и ослабляет, нивелирует их недостатки. Она призвана обеспечить заинтересованность общества, государства и предприятий в эффективном, рациональном и безопасном использовании недр, и является экономическим фундаментом горной регалии для общества, каждого гражданина, государственного регулирования рентных доходов горных предприятий и горной свободы для недропользователей. Впервые предложена форма собственности на недра в наибольшей степени учитывающая природную уникальность и высокую значимость недр для жизнеобеспечения общества.

Впервые многообразие рентных доходов классифицировано. Предложенный принцип классификации ренты по источнику ее образования, позволяет определять новые виды природной и экономической ренты. С целью научного обоснования видов платежей за недра и акцизов сверхприбылей горных предприятий разработана классификация горной ренты как части природной ренты. Выявлены общность и отличия горной и земельной ренты, связь горной ренты с финансовой рентой, другими видами ренты.

В работе систематизированы новые направления и проблемы экономики недропользования, решение которых создает научную основу и формирует системность государственного регулирования рентных доходов горных предприятий.

Фундаментальные положения теории горной ренты (собственность на недра, классификация ренты, разделение дохода на нормальную прибыль и сверхприбыль и др.) стали методологической основой составления последовательности определения величины дифференциальных рентных доходов горных предприятий. Впервые она базируется на учете банковской процентной ставки. В работе систематизированы методы определения величины процентной ставки. Получены закономерности изменения величины процентной ставки при использовании различных методов ее расчета. Предложена последовательность ее определения для расчета величины дифференциальной горной ренты. Обоснована необходимость стимулирования горного производства повышенным уровнем нормальной прибыли. Предложены способы определения величины стимулирующей надбавки к базовой процентной ставке.

Впервые на основе дифференциации основного капитала горных компаний научно обоснована логическая последовательность расчета его стоимости, обеспечивающей формирование горной ренты.

Сформулированные и систематизированные принципы регулирования рентных доходов горных предприятий составили социально-ориентированную стратегию недропользования, которая стала основой новой экономической политики углепотребления (новой угольной политики) и рыночной концепции реформирования добычи угля.

Таким образом, впервые, решения прикладных задач экономики недропользования, экономики угольной отрасли, методологически основаны на фундаментальных положениях горной науки, экономики, теории горной ренты и практики экономических преобразований в горнодобывающих отраслях промышленности, что позволило предложить целостную систему научного анализа и методы решения сформулированной актуальной проблемы.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются:

- применением разработанных положений в практике законотворчества специалистов законодательных органов РФ и ее субъектов;

- корректным применением методов исследований, включая методы классификации,

систематизации, факторного, финансового анализа, технико-экономического анализа, математического моделирования, инженерной логики;

- использованием представительных статистических данных;

- неоднократным присуждением на конкурсной основе работам, совпадающим с темой диссертации, грантов в области фундаментальных и прикладных работ по экономике (всего за период 1994-1999 годов автору было присуждено семь грантов);

- положительными откликами на публикации в ведущих изданиях, экономического, горного и юридического профиля (по теме диссертации опубликовано 49 работ, включая монографию);

Научное значение работы заключается в обобщении и систематизация теории ренты применительно к рассматриваемой проблеме, разработке основ теории горной ренты, как части природной ренты общества. Разнообразие проявлений природной и других видов ренты классифицировано. Это дает возможность дальнейшего изучения особенностей рентных отношений при использовании различных ресурсов недр и других природных ресурсов. Классификация позволяет выявлять новые виды ренты, а также необоснованные формы изъятий доходов недропользователей под видом акцизов ренты.

Предложенная форма собственности на недра является экономической основой для решения прикладных задач экономики недропользования.

Системная дифференциация прав владения, распоряжения, использования недр и присвоения горной ренты является фундаментом для разработки экономического механизма использования природных ресурсов в социально-ориентированном, гражданском обществе.

Представленная работы имеет практическое значение. Разработанная методика и алгоритм определения размеров дифференциальных рентных доходов горных предприятий позволяют объективно рассчитывать их величину, избежать волюнтаризма необоснованных изъятий не только ренты, но и нормальной прибыли горных предприятий. Последовательность определения размера ренты в форме методики служит основой для составления соответствующего нормативного документа. Принципы регулирования рентных доходов горных предприятий, систематизированные и представленные в форме социально-ориентированной стратегии недропользования, являются экономической основой для составления положений Горного кодекса РФ.

Системный подход к владению, распоряжению, использованию недр и присвоению горной ренты, является научной основой для обоснования разработки и принятия поправки к статье 9 Конституции РФ, регламентирующей формы собственности на недра и другие природные ресурсы.

Обобщенные и систематизированные основные положения теории горной ренты являются теоретическим заделом для подготовки программ целенаправленной подготовки специалистов - экспертов в области экономики недропользования и горного права.

Разработанные положения новой угольной политики и рыночной концепции реформирования добычи угля являются основой составления программ и рабочих планов реформирования

угольной отрасли промышленности.

Реализация выводов и рекомендаций работы. Сформулированные в диссертации выводы и рекомендации использовались в Комитете по промышленности, строительству, транспорту и энергетике и Комитете по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы Федерального Собрания России при подготовке и экспертизе нормативных документов, законопроектов и предложений по их совершенствованию, в том числе: Федерального закона “ О соглашениях, о разделе продукции “, проекта Федерального закона “ О собственности на природные ресурсы “, Налогового кодекса, Федерального закона “ О недрах “, Федерального закона “ О платежах на воспроизводство минерально-сырьевой базы “ и др., подготовке концепции и структуры Горного кодекса России, подготовке материалов для парламентских слушаний.

Разработанные положения новой угольной политики составили основу доклада «Социально-ориентированная стратегия недропользования и рыночная концепция реформирования добычи угля», направленного в 1999 году в Комиссию Государственной Думы РФ по выявлению причин и последствий кризиса в угольной промышленности и социальной инфраструктуре угледобывающих регионов.

Выводы и рекомендации диссертации использовались при подготовке экспертных заключений, выполняемых экспертной группой компании Росуголь, а также в процессе консультаций специалистам Управления методологии ресурсных платежей Госналогслужбы России.

Выводы и рекомендации диссертации использовались при составлении научных отчетов по грантам в области фундаментальных наук по экономике в 1994-1999 годах.

Выводы и рекомендации диссертации использовались в учебном процессе Московского государственного горного университета.

Основные результаты исследований докладывались:

- на парламентских слушаниях “ О реализации положений федерального закона “ О соглашениях о разделе продукции “ (1996 г.);

- на международном симпозиуме: “ 1-Regional APCOM Symposium “, Slovenia, 1994;

- на международном симпозиуме: “ Third International Conference Environmental Issues and Weste Management in Energy and Mineral Production “, Australia, 1994;

- на заседаниях “ круглого стола “ РАЕН, 1994, 1995;

- на международной конференции: “ Комплексное изучение и эксплуатация месторождений полезных ископаемых “, Новочеркасск, 1994;

- на международных симпозиумах “ Неделя горняка “, Москва, МГГУ ,1994,1995,1996;

- на международной конференции “ Новые достижения в науках о Земле “, Москва, МГГА, 1996;

- на заседании Совета факультета РПМ, кафедр “ Экономической теории “,

“ Экономики природопользования “, “ Экономики и планирования горного производства “ Московского горного университета в 1995, 1996 годах.

- на заседаниях экспертной группы комиссии Государственной Думы РФ по выявлению причин и последствий кризиса в угольной промышленности и социальной инфраструктуре угледобывающих регионов в 1999 году.

Результаты исследований получили одобрение ученых, парламентариев, специалистов в области экономики, права, горного производства, руководителей государственных и коммерческих организаций.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 50 научных работ, в том числе в журналах “ Финансы “, “ Законодательство и экономика “, Вестник Российского гуманитарного научного фонда, “ Уголь “, “ Горный журнал “, “ Металлург “, других отечественных и зарубежных изданиях, а также монография «Горная рента: экономика и законодательство».

В защищенной автором в 1990 кандидатской диссертации: «Формирование дохода асбестового комбината в новых условиях хозяйствования “ была решена задача определения и максимизации дохода горного предприятия в условиях рыночной экономики.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, изложенных на 293 страницах машинописного текста, содержит 5 рисунков, 21 таблицу, список использованной литературы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconРуководство ее проведением обеспечивает департамент природных ресурсов...
В 2013 году, объявленном в Российской Федерации Годом охраны окружающей среды, в двадцатый раз Кемеровская область приняла участие...

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconРабочая программа по дисциплине «Рациональное использование и охрана недр»
«южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)»

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconЛабораторная работа №1
Данное учебное пособие подготовлено для студентов специальностей 270102 Промышленное и гражданское строительство, 270115 Экспертиза...

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconДиктант по обществознанию на тему: «Экономика»
Сопоставление стоимости произведённой продукции со стоимостью всех использованных ресурсов называется…

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconДолжностной регламент ведущего советника отдела
Управление) Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Министерство) создается с целью обеспечения...

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconМинистерство экологии и природных ресурсов
Команда «Уста 2012» победила в конкурсе «Суперэколагерь» в рамках областного праздника «Листопад: экологическая мозаика»

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconПоурочное планирование курса литературы в 8 классе (68 часов по программе) Введение
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconКритерии оценивания 1 этапа
Использование более 4-х природных материалов, размер 20х20х20 (высота Х ширина Х длина)

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в icon1. Это один из видов мультимедийных ресурсов, определяемых как аудиоресурсы, то есть звуковые
Это запись голоса рассказчика или нескольких рассказчиков, читающих сказку, записанная в одном из звуковых форматов: mp3, wav, wma,...

Использование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает возникновение горной и других видов ренты. Планово-директивная экономика не нуждалась в iconУроки корпоративного управления в народной мудрости 2
Результат деятельности любой компании определяется набором ресурсов, которые сосредоточены в данной социальной системе. Только ресурсы...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск