Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр»

Загрузка...





НазваниеУчебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр»
страница1/6
Дата публикации01.10.2013
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Сыктывкарский государственный университет

Факультет управления

Кафедра ЭТ и КУ

Учебно-методический комплекс

Экономика

Блок дисциплин ГСЭ Б1.Б4

Направление подготовки 020100.62 Химия «бакалавр»

Институт естественных наук

Форма обучения очная


Сыктывкар 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Кафедра экономической теории

и корпоративного управления

^ Рабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина Экономика

Блок дисциплин ГСЭ Б1. Б4

Направление подготовки 020100.62 Химия «бакалавр»

Институт естественных наук

Форма обучения дневная
Семестр: 5

Всего учебных занятий – 108 час

в том числе:

аудиторных: 50 час., из них

лекций – 18 час.

практических занятий – 36 часов

Самостоятельная работа – 49 часов

Промежуточный контроль – контрольная работа

Итоговый контроль - зачет

Сыктывкар 2012
^ Лист согласования и утверждения рабочей программы


Рабочая программа составлена и утверждена на основании ФГОС ВПО по Направление подготовки 020100.62 Химия «бакалавр»

Составитель рабочей программы:

к.э.н., доцент ___________ Н.А. Корепанов


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры ЭТ и КУ.

Протокол заседания № ______ от « _____» сентября 2012 г.

Заведующий кафедрой ЭТ и КУ:

д.э.н., профессор ___________ А.П. Шихвердиев

Содержание



1.

Пояснительная записка

5

2.

Календарно-тематический план курса

6

3.

Государственные требования

7

4.

Содержание учебной дисциплины

8

5.

Список используемой литературы и средства обучения

35

6.

Контроль знаний




6.1

Вопросы к экзамену

40



1. Пояснительная записка

Изучение курса экономической теории необходимо для всестороннего понимания наиболее общих категорий, закономерностей и зависимостей в рыночной экономике, особенностей экономического поведения субъектов экономического пространства, основ проведения государственно-экономической политики, причин и форм макроэкономической нестабильности в современном мире. Центральной проблемой является анализ закономерностей функционирования современного рыночного механизма, того механизма, который лежит в основе самых разнообразных хозяйственных систем как в западном, так и в восточном полушариях нашей планеты.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4);

обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям (ОК-5).

В настоящем курсе излагаются основы экономической теории. Данный курс – это руководство для всех видов профессиональной деятельности. Он позволяет воспитывать профессионалов, способных работать в различных направлениях деятельности, уважительно относиться к правам и свободам окружающих. По его окончании студенты должны разбираться в законах экономической жизни, что позволит им уверенно идти по жизни, правильно оценивать сложные, порой противоречивые экономические процессы.

Цель курса – дать необходимый объем знаний об основных экономических теориях, концепциях, принципах функционирования и управления экономикой предприятия в условиях рынка, раскрыть эколого-экологические аспекты ответственности бизнеса, дать практические навыки экономического обоснования управленческих решений. Кроме того, изучение закономерностей экономического поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне позволит сформировать у студентов системное понимание существующих экономических проблем, основанное на представлении о всеобщей взаимозависимости в рамках закрытой и открытой экономики.

При изучении курса выстроена стройная логическая цепочка теоретического познания поставленных проблем, выделены характеристики основных черт каждого явления. Использована логика российской и западной школ. Применяемые термины отражают категории рыночного хозяйства, обобщая опыт человеческой цивилизации.

Курс состоит из пяти разделов: Введение в экономическую теорию; Микроэкономика; Макроэкономика; Особенности переходной экономики. Экологические аспекты социальной ответственности бизнеса.

Задачами первого раздела является изучение предмета и метода экономической теории; основных проблем экономической организации; экономических отношений и систем.

Задачи второго раздела – изучить основы теории потребительского спроса; теорию производства и затрат; конкуренции и монополии; рынки факторов производства и распределение доходов.

В задачи третьего раздела - входит изучение особенностей предмета и метода макроэкономики; денежно-кредитной политики государства; форм макроэкономической нестабильности; сущность, факторы и типы экономического роста; изучение основных аспектов мировой экономики.

Задачами четвертого раздела являются изучение особенностей развития предпринимательства в России в условиях переходной экономике; основных направлений реформ российской экономики.

В задачи пятого раздела – входит изучение аспектов экологизации российской экономики; институциональной ответственности бизнеса в обеспечении экологической безопасности.

^ 2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА





Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Экзамены

Формы текущего контроля

В том числе

Лекции

Практические занятия

Консультации

1

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

20

зачет

8

3




9




2

Тема 1. Предмет и методы экономической теории

6




2

1




3




3

Тема 2. Потребности и ресурсы

8




4

1




3




4

Тема 3. Экономические системы

6




2

1




3




5

Раздел 2. Микроэкономика

16

зачет

4

3




9




6

Тема 4. Основы рыночной экономики

6




2

1




3




7

Тема 5. Основы теории потребительского спроса

4




-

1




3




8

Тема 6. Фирма как экономический агент

6




2

1




3




9

Раздел 3 Макроэкономика

36

зачет

12

5




19




10

Тема 7. Особенности предмета и метода макроэкономики

5




2

-




3




11

Тема 8. Формы макронестабильности в рыночной экономике

6




2

1




3




12

Тема 9. Банковская система и кредитно-денежная политика

10




4

1




5




13

Тема 10. Экономический рост

6




2

1




3




14

Тема 11. Мировая экономика и международные экономические отношения

9




2

2




5




15

Раздел 4. Особенности переходной экономики России

20

зачет

8

3




9




16

Тема 12. Трансформация отношений собственности

7




3

1




3




17

Тема 13. Формы и проблемы развития предпринимательства в России

7




3

1




3




18

Тема 14. Формирование открытой экономики и проблемы макроэкономической несбалансированности

6




2

1




3




19

Раздел 5. Экологические аспекты экономики

8




2

2




4




20

Тема15. Современные тенденции в мировой и российской экономике

8




2

2




4




21

Итого часов

100




34

16




50






^ 3. Государственные требования

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть.
Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

^ Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

^ Экологические аспекты социальной ответственности бизнеса. Антропогенный фактор в природе. Современная экономика России. Социальная ответственность бизнеса. Обеспечение экологической безопасности в условиях экономической реформы.

^ 4. Содержание учебной дисциплины «Экономика»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем курсе подробно излагаются основы экономической теории. По существу, данный курс – это руководство для всех видов профессиональной деятельности. Он позволяет воспитывать профессионалов, способных благодаря широте своего кругозора работать в различных направлениях деятельности, быть патриотами своей Родины, уважительно относиться к правам и свободам окружающих. По его окончании студенты должны хорошо разбираться в законах экономической жизни, что позволит им уверенно идти по жизни, правильно оценивать сложные, порой противоречивые экономические процессы. При подготовке специалистов по специальности «химия», «биология» и «экология» данный курс необходим для того, чтобы выпускники могли успешно вписаться в кругооборот экономической деятельности, реализовать себя в условиях рыночных отношений, при необходимости коммерциализовывать полученные в процессе практической деятельности результаты и в целом способствовать развитию экономики Российского государства.

Место и роль дисциплины в подготовке специалистов также заключается в том, что она позволит дипломированным специалистам успешно работать в научно-исследовательских и производственных организациях основного и смежного профиля, образовательных учреждениях, сфере услуг, экономических и других учреждениях, требующих специалистов с высшим образованием.

^ Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

По результатам изучения раздела «Введение в экономическую теорию» - Студент должен знать: точки зрения различных экономических школ в отношении важнейших экономических категорий, характер связей между экономическими и политическими процессами внутри государства, основные методы исследования экономических явлений, понятие системы применительно к моделям экономики, природу и существующие формы собственности, отличительные особенности различных экономических систем, типы ресурсов, формы и характер экономических отношений между хозяйствующими субъектами, виды благ, структуру и факторы производства, ключевые факторы экономического роста и эффективности.

^ Студент должен уметь: определять и классифицировать предметы экономической науки, сформулировать основные экономические законы, определять взаимосвязи между микроэкономикой, макроэкономикой и мировой экономикой; определить и классифицировать виды ресурсов, используемые в экономике; прокомментировать модели вариантов экономического выбора; раскрыть модели экономического роста, организовать сбор общедоступной информации для оценки показателей экономического роста,
классифицировать и рассчитать на основе статистических данных показатели экономического роста, эффективности; классифицировать субъекты, объекты и формы собственности, выделить их отличительные особенности; провести анализ и прокомментировать отличительные особенности моделей экономических систем, объяснить связи между их ключевыми элементами; моделировать спрос и предложение в рыночной системе, ценовой рыночный механизм; определять ключевые факторы функции спроса и предложения.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconРабочая учебная программа дисциплина: французский язык Блок дисциплин:...
...

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «органическая химия»
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки инженеров и бакалавров направления «Строительство»

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050700. 62...
...

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс психология и педагогика
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция, 080100. 62 Экономика, 080200. 62 Менеджмент

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс направление подготовки «Экономика»
Задача курса «Математический анализ» ознакомить студентов со следующими вопросами

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в. 1 «экономическая информатика»...
Фгос впо (региональный компонент, блок опд) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и...

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в. 1 «экономическая информатика»...
Фгос впо (региональный компонент, блок опд) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и...

Учебно-методический комплекс Экономика Блок дисциплин гсэ б4 Направление подготовки 020100. 62 Химия «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в. Од. 1 «Экономика фирмы» Направление подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск