Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания»






Скачать 147.27 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания»
Дата публикации01.12.2014
Размер147.27 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Экономика > Программа
МБОУ «СОШ № 90»

ПРОГРАММА

элективного курса по обществознанию

« Решение сложных заданий в курсе обществознания»

(34 часа)

11 класс

Автор-составитель: Суркова Ирина Павловна,

учитель первой категории


Северск – 2012

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате ЕГЭ, и рассчитана на 34 часа.

В последние годы обществознание является наиболее массовым экзаменом из всех предметов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального образования. Двух уроков, отведенных на изучение обществознания и подготовку к ЕГЭ по данному предмету в условиях общеобразовательной школы, явно недостаточно. Необходимость предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. Целесообразность данной программы состоит в том, что она способствует профилизации и самореализации воспитанников. В процессе занятий осуществляется систематизация знаний и отработка УУД учащихся, а также углубленное изучение пройденного программного материала.

Результаты анализа статистических данных и экспертных оценок выполнения заданий с развернутым ответом свидетельствуют об отсутствии глубины, целостности, системности знаний по предмету у части выпускников. Кроме умения решать кажущиеся на первый взгляд однотипные задания, представленные в части А и В, учащийся должен уметь работать с заданиями открытого типа с развернутыми свободно конструируемыми ответами, которые составляют третью часть экзаменационной работы – заданиями части С. Именно они позволяют выявить выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Знакомство как с заданиями, так и со схемами оценивания позволит учащимся лучше подготовиться к экзамену.

В заданиях ЕГЭ есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах.

Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Например, эссе как форма, актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Это вызывает необходимость познакомить учащихся с современной структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов.
^ Задачи курса:

Обучающие:

  • обобщить, систематизировать и углубить полученные общетеоретические и обществоведческие знания;

  • выделить и проработать наиболее сложные вопросы курса;

Развивающие:

  • формировать представление о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения;

  • выработать индивидуальную стратегию решения заданий;

  • определить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности;

Воспитательные:

  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся;


Формы занятий:

  • лекции,

  • семинары,

  • практикумы,

  • тренинги.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. С помощью вводного, текущего, тематического, итогового контроля отслеживать динамику обученности каждого ученика.

^ Итоговая оценка выставляется по результатам репетиционного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ.

Ожидаемые результаты:

  • систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по трудным вопросам курса;

  • формирование компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; в ходе изучения заданий части С учащиеся должны овладеть следующими УУД:


- осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по определенной теме, представленной в неадаптированном оригинальном тексте

( философском, правовом, политическом, публицистическом, т.д.);

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия общественных наук;

- применять обществоведческие знания при решении познавательных и практических задач по актуальным социальным проблемам;

- применять обществоведческие понятия в заданном контексте;

- перечислять признаки определенного социального явления, процесса, института, характеризовать место и значение в жизни общества;

- приводить примеры определенных социальных явлений, действий, ситуаций;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

  • преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

^ Содержание программы

  1. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2 ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков.

Входной контроль.

^ 2. Актуальные вопросы содержания (17 ч.).

2.1 Содержательная линия «Общество» (2 ч).

Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Взаимосвязь сфер общества. Социальные институты( признаки и функции). Подходы к изучению общества ( общее и различное). Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Процессы глобализации (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, структура, тенденции развития). Религия как феномен культуры. Мораль (основные категории, функции морали, принципы современной нравственной культуры личности).
^ 2.2 Содержательная линия «Человек» (2 ч.)

Биосоциальный характер сущности человека. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).Сознательное и бессознательное в личности человека. Свобода и ответственность (понимание взаимозависимости).

^ 2.3 Содержательная линия «Познание» (2 ч.)

Характерные особенности форм познания. Научное познание (распознавание форм, уровней, методов научного знания, анализ научной информации). Специфика социального познания, проблема интерпретации социального факта.

^ 2.4 Содержательная линия «Экономика» (3 ч.).

Экономическое содержание собственности. Экономические системы (основные характеристики, достоинства и недостатки каждой системы). Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Роль государства в экономике (денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика). Деньги и ценные бумаги. Финансовые институты. Типы и виды инфляции. Виды и функции налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Рынок труда и безработица. Экономика производителя (виды и формы предпринимательства, издержки производства внутренние и внешние, постоянные и переменные , экономическая и бухгалтерская прибыль)

^ 2.5 Содержательная линия «Социальные отношения».(2 ч).

Основные понятия темы. Социальная стратификация (критерии стратификации, типы систем, различие понятий «страта» и «класс», тенденции развития). Социальный контроль и социальные санкции. Социальный конфликт и пути его решения (причины конфликта, структура, виды).

^ 2.6 Содержательная линия «Политика» (3 ч.).

Характеристика понятий «политическая власть», «политическая система» «политический процесс», «политическая идеология», «политическая культура», «политический режим», «политические партии и движения», «политический институт», «парламентаризм», «гражданское общество», признаки, функции, формы государства. Признаки пропорциональной и мажоритарной системы.

^ 2.7 Содержательная линия «Право» (3 ч.).

Признаки и структура правовой нормы. Функции права. Система права. Публичное и частное право. Источники (формы) права. Правовые акты. Система прав человека. Правоотношения (признаки, структура, юридические качества, необходимые для правоотношений, юридические факты).Правонарушения. Основные понятия и нормы государственного (конституционного), гражданского, трудового и семейного права. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы. Международное гуманитарное право.

^ 3. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (12ч.).

3.1 Основные типы заданий части А и части В и проверяемые умения. (2 ч.)

Анализ выполнения заданий закрытого типа части А: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности, анализ социальной информации и обращение к социальным реалиям

Анализ выполнения заданий части В с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, умение называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту и применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

Алгоритм работы с диаграммами, схемами, заданиями на классификацию, на определение характера суждений.

^ 3.2 Общая характеристика заданий части С.

Особенности заданий С1 - С4 (3 ч).

С1-С4 - составное задание с фрагментом источника социальной информации и четыре вопроса к нему. Общая характеристика задания, назначение каждого из вопросов. Многообразие текстов по содержанию, составу, объему. Многообразие заданий к тексту и условия их выполнения. Умения, проверяемые в процессе работы с текстом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Памятка для выполнения заданий С1 – С4.

^ 3.3 Специфика заданий С5 - С8. ( 4ч).

С5 – задание на перечисление признаков и применение основных понятий в контексте обществоведческого знания. Модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью личного социального опыта учащегося и социальной реальности.. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Алгоритм работы над заданием.

С7 – познавательная задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, в контексте определенной проблемы. Классификация заданий по содержанию условия и конструкции требования.Умения, необходимые для решения обществоведческих задач. Памятка для решения познавательных задач. Типичные трудности при решении задач.
С8 – задание на составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Требования к плану. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа.

^ 3. 4 Задание С – 9. (3 ч).

С9 - Обществоведческое мини-сочинение (эссе). Альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе. Требования к качеству выполнения эссе. Уровни раскрытия проблемы в эссе. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

^ 4. Итоговая зачетная работа. Репетиционный ЕГЭ (3 ч)

Учебно-тематический план




пп

Наименование разделов и тем

Всего часов



В том числе

Формы занятий







теория

практика

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

2

1

1

вводная лекция

практикум

(входной контроль)

2.

Актуальные вопросы содержания

17

7

10




2.1

Содержательная линия «Общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

2

1

1

лекция

практикум

2.2

Содержательная линия «Человек»

2

1

1

лекция

практикум

2.3

Содержательная линия «Познание»

2

1

1

лекция

практикум

2.4

Содержательная линия «Экономика»

3

1

2

Лекция

Семинар

практикум

2.5

Содержательная линия

«Социальные отношения»

2

1

1

лекция

практикум

2.6

Содержательная линия «Политика»

3

1

2

лекция

семинар

практикум

2.7

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы

3

1

2

лекция

семинар

практикум

3

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ



12






12




3.1

Основные модели заданий части А и части В и проверяемые умения

2




2

практикум

3.2

Общая характеристика заданий части С Особенности заданий С1-С4

3




3

лабораторное занятие

3.3

Специфика заданий С5-С8

4




4

семинар

тренинг

3.4

Задание С - 9

3




3

практикум

4

Итоговая зачетная работа

3

-

3

репетиционныйЕГЭ




Итого

34

8

26



Литература

1. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В.

Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М., АСТ: Астрель, 2009.

2. Баранов П.А. Обществознание: 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ.- М., АСТ : Астрель, 2010.

3.Обществознание в таблицах и схемах./Е.В.Домашек, О.В.Вильчинская, А.В.Чагина.-Ростов- на-Дону, Феникс, 2012.

4.МакаровО.Ю. Обществознание. Полный курс. Мультимедийный репетитор.- СПб., Питер, 2012.

5.Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ.- М., Интеллект-Центр, 2010.

6. Маркин С.А. Обществознание. Выполнение заданий части С.- М., Айрис Пресс, 2011.

7. Обществознание . Профильный уровень. 10 класс. / под ред. Боголюбова Л.Н. – М., Просвещение, 2009.

8. Обществознание . Профильный уровень. 11 класс. / под ред. Боголюбова Л.Н. – М., Просвещение, 2010.

9.Человек и общество. Обществознание. 10-11 кл. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л.Ф.Иванова. - М., Просвещение, 2009

10. Конституция Российской Федерации.- М.,2010

Интернет - ресурсы

1.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

2.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

3.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Разработка элективного курса по обществознанию в 10-11 классе «Основы политологии и социологии в курсе обществознания»

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconПрограмма элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии»
...

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconРабочая программа элективного курса по литературному чтению «Волшебный мир сказки»
Рабочая программа элективного курса по литературе для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:...

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconПрограмма элективного курса для 9 класса «Подготовка к государственной...
Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий...

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconПрограмма элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике»
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconПрограмма элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике»
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconПрограмма элективного курса «Как стать успешным» для учащихся 10-11...
...

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconПрограмма Элективного курса по алгебре и началам анализа в 10-11классах...
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов универсального профиля и рассчитана на 70 часов

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Программа элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания» iconВнеклассное мероприятие по обществознанию. Учитель истории и обществознания...
Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск