Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования»

Загрузка...





Скачать 227.7 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования»
Дата публикации01.10.2013
Размер227.7 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
top-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины


«Основы экономического и статистического анализа мировой экономики»

для направления 031900.68 “Международные отношения” подготовки магистра

Магистерская программа

«Международные отношения: европейские и азиатские исследования»

Специализация «Европейские исследования»

Авторы программы:

Петроневич М.В., max.petronevich@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры Экономической теории «21» ноября 2012 г

Зав. кафедрой Серегина С.Ф.
Рекомендована секцией УМС факультета Экономики «___»___________20 г

Председатель О.Н.Ананьин
Утверждена УС факультета Мировой экономики и мировой политики «___»___________20 г.

Ученый секретарь________________________

Москва, 2011
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

^

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовкимагистра 031900.68 “Международные отношения”, изучающих дисциплину «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики».

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ ВШЭ, образовательной программойнаправления подготовки магистра 031900.68 “Международные отношения”, Рабочим учебным планом университета по направлению подготовкимагистратуры 031900.68 “Международные отношения”, утвержденным в 2011 г.
^


2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» являются:

  • Подготовка экспертов, референтов, учебно-методического персонала в области международных политических, экономических научно-технических, военно-политических, гуманитарных и идеологических отношений, способных к выполнению организационно-административных, проектных, исследовательских и учебно-организационных задач в институтах власти, научно-исследовательских и аналитических организациях, бизнесе, и других секторах экономики с использованием открытой статистической информации;

  • Подготовка широко образованной, многосторонней личности с высоким уровнем общей, в том числе, экономической культуры.



^

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные подходы к изучению экономики и ее структурных элементов; современные экономические теории, используемые для рассмотрения поведения основных экономических агентов; иметь представление об экономических регуляторах и факторах деятельности предприятий различных форм собственности,показателях для оценки микро и макроэкономических процессов и тенденций;

Уметь применять основные положения и методысовременной экономической теории для понимания основных закономерностей, тенденций и взаимосвязей развития в сфере национальной и мировой экономики, международных экономических отношений;

Иметь навыки (приобрести опыт) анализа и интерпретации проблем и процессов, характерных для экономики России, как на микро-, так и на макро уровне, сопоставления их с глобальными трендами и тенденциями, взаимосвязи с международными экономическими отношениями.

Знать основные школы и направления современной экономической теории, принципы экономического анализа, показатели для оценки макроэкономических процессов и тенденций;

Уметь применять основные положения и методысовременной экономической теории для понимания основных закономерностей, тенденций и взаимосвязей развитияв сфере национальной и мировой экономической политики и международных отношений;

Иметь навыки (приобрести опыт) для анализа проблем и процессов, характерных для экономики России, сопоставления их с глобальными трендами и тенденциями, взаимосвязи с международными экономическими отношениями и мировой политикой.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Использование основных положений и методов экономической теории при решении профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы в сфере национальной и мировой экономической политики и международных отношений

ОК-9

Использует основные положения и методы экономической теории, принципы экономического выбора к анализу национальной и мировой экономики и политики, владеет навыками изучения основных закономерностей и тенденций развития международных экономических отношений во взаимосвязи с мировой политикой

Участие в обсуждении вопросов в рамках семинарских занятий;

Контролируемая самостоятельная работа;

Консультации преподавателя;


Умение находить, собирать и первично обобщать экономические материалы, представленные в разных источниках, делать аналитические обзоры, приходить к обоснованным выводам и заключениям

ИИК-3

Демонстрирует навыки ориентации в современной системе источников информации, в том числе, в сфере экономики, владеет основными методами и средствами получения, хранения и переработки информации.

Участие в обсуждении вопросов в рамках семинарских занятий;

Контролируемая самостоятельная работа;

Консультации преподавателя.


Умение находить, собирать и первично обобщать экономические материалы, представленные в разных источниках, делать аналитические обзоры, приходить к обоснованным выводам и заключениям

ПК-11,

ПК-13

Демонстрирует навыки интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, определения тенденций изменения

социально-экономических показателей характеристики процессов экономической глобализации;


Участие в обсуждении вопросов в рамках семинарских занятий;

Контролируемая самостоятельная работа;

Консультации преподавателя;


Понимание процессов глобализации, их влияния на современные международные отношения, механизмов взаимовлияния мировой экономики и мировой политики

ПДК-1,

ПДК-2,

ПДК-5

Умеет ориентироваться в основных современных тенденциях международного политического и экономического развития, глобальных политических процессах, определяет их перспективы и возможные последствия для России;

Использует знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической и экономической системы международных отношений в их исторической и экономической обусловленности для решения задач в профессиональной деятельности

Участие в обсуждении вопросов в рамках семинарских занятий;

Контролируемая самостоятельная работа;

Консультации преподавателя;




^

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» относится к блоку адаптационных дисциплин (АД) в соответствии с рабочим учебным планом факультета по подготовку магистра 031900.68 “Международные отношения”.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих учебных курсах:

  • Политическая и экономическая история

  • Введение в мировую экономику и международные отношения


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знание и понимание гражданских основ профессиональной деятельности (ОК-18);

Умение использовать правовые и другие документы для освоения курса (ОК-21);

Способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству, дискуссии при освоении дисциплины (ОК-22)

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    1. Мировая политика и международная политическая экономия

    2. Европейское социальное государство перед вызовами глобализации и миграции

    3. Политика и экономика стран постсоветского пространства

    4. Политика и экономика стран Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии.

    5. Политика и экономика США и Канады
^


5. Тематический план учебной дисциплины



5. Тематический план учебной дисциплины


№ пп

Наименование темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самост. работа

лекции

семин./ практ. работа

^ Первый модуль (первый курс)

  1. 1

Введение в макроэкономику.

4

2

-

2



Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели

10

6

-

4

33.

Учет макроэкономической динамики.

16

8

-

8

4.

Цикличность развития рыночной экономики и подходы к анализу цикличности.

6

4




2

5.

Платежный баланс и валютный курс.

8

6




2

6.

Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке

10

6




4


^ Контрольная работа

Второй модуль (первый курс)

7.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства

6

4

-

2

8.

Деньги и денежный рынок. Центральный банк. Кредитно-денежная (монетарная) политика государства.

12

6

-

6

9.

Модель IS-LM в закрытой экономике

11

6

-

5

10.

Модель открытой экономики: IS-LM-BP.

11

6




5

11.

Совокупное предложение и модель общего равновесия (AD-LRAS-SRAS).

8

6




2

12.

Экономический рост.

6

4




2

Зачет

Итого по дисциплине

108

64

-

44

^

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4




Текущий

(неделя)

Контрольная работа

6






















Письменная работа 80 минут

Итоговый


Зачет





*



















Письменная работа по всем темам разделаIII - 80 мин.



    1. ^

      Критерии оценки знаний, навыков


Контроль знаний включает текущий, промежуточный и итоговый контроль и проводится в следующих формах:

  • Текущий контроль за работой студентов осуществляется в форме письменной контрольной работы, которая проводится в 6-ю неделю 1-го модуля (80 мин.);

  • Оценивается работа на аудиторных занятиях: посещаемость, активность на семинарах, уровень подготовки студентов, активность на лекционных занятиях (выполнение домашних заданий к каждой теме лекции, вопросы, выступления, участие в дискуссиях);

  • Оценивается самостоятельная работа студентов;

  • Итоговый контроль проводится в форме экзамена по всем темам курса (письменная контрольная работа, включающая ответы на вопросы и выполнение упражнений в течение 80 мин.).

Все виды работы оцениваются по 5-ти и 10-ти бальной системе.
7. Содержание дисциплины
^ ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ.

Введение в макроэкономический анализ

Предмет макроэкономики, основные макроэкономические проблемы. Отличие микро- и макроэкономического подходов. Методы макроэкономического анализа. Агрегированные величины. Анализ expost и exante. Макроэкономические модели. Статические и динамические модели. Понятие эндогенных и экзогенных параметров.

^ Модель кругоборота в экономики

Модели круговых потоков в закрытой и открытой экономике. Понятие «изъятий» и «инъекций». Общие условия макроэкономического равновесия. Основное макроэкономическое тождество.
^ ТЕМА 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Понятие ВВП и других показателей систему национальных счетов

Понятие валового внутреннего продукта. Конечное и промежуточное потребление. Понятие добавленной стоимости. Методы расчета ВВП. Конфигурации экономик по структуре ВВП (на примере Китая, США, Венгрия/Сингапур). Понятие внутреннего спроса на отечественную продукцию, понятие внешнего спроса.

Введение в систему национальных счетов. Валовые и чистые показатели.
^ ТЕМА 3. УЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

Методы построения индексов для учета макроэкономческой динамики

Номинальные и реальные величины. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера. Базисные и сцепленные индексы. Базовые и цепные индексы. Понятие дефлятора. Расчет показателей в постоянных ценах или в ценах прошлого года: достоинства, недостатки, рекомендации.

^ Методы расчета инфляции

Метода расчета инфляции: изменение стоимости корзины товаров, индекс потребительских цен, дефлятор расходов домашних хозяйств. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Роль инфляционных ожиданий. Дефляция и дезинфляция. Стагфляция.

^ Факторный анализ в макроэкономике

Факторный анализ макроэкономической динамики на примере динамике ВВП, инфляции. Пример использования многофакторного анализа на предприятии.

^ Другие показатели макроэкономической динамики

Номинальная и реальная процентная ставка. Прямой и обратный валютный курс. Номинальный и реальный валютный курс.
^ ТЕМА 4. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЦИКЛИЧНОСТИ.

Понятие экономического цикла

Что такое циклы конъюнктуры (бизнес -циклы). Концепции бизнес-циклов. Потенциальный и реальный ВВП. Понятие экономического цикла. Фазы циклического развития.

^ Взаимосвязь экономического цикла и безработицы

Занятость и безработица. Рынок труда. Причины безработицы. Виды безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Скрытая безработица. Взаимосвязь динамики безработицы и ВВП. Закон Оукена.

Финансовый кризис 2008-2009 г. – причины и особенности.
^ ТЕМА 5. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЙ КУРС.

Валютный курс и его влияние на экономику

Валютный курс: прямой и обратный, номинальный и реальный, эффективный валютный курс. Фундаментальные детерминанты валютного курса. Паритет покупательной способности. Паритет процентных ставок. Модель непокрытого паритета процентных ставок.

Чистый экспорт. Факторы, влияющие на чистый экспорт в открытой экономике. Предельная склонность к импорта.
^ Платежный баланс

Платежный баланс и его структура. Счет текущих операций: сальдо торгового баланса, неторговые составляющие сальдо текущих операций. Счет операций с капиталом. Факторы, влияющие на мобильность капитала.

Международные резервы. Резервы Центрального банка и сбережения Правительства.
^ ТЕМА 6. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ РАВНОВЕСИЯ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Составляющие совокупного спроса. Кейнсианская модель доходов и расходов.

Кейнианская модель потребления

Кейнсианская теория потребления. Потребление и сбережение. Предельная и средняя склонность к потреблению. Обзор других подходов к моделированию потребления (жизненного цикла, перманентного дохода, межвременного замещения и др.).

^ Кейнсианская модель инвестиционного спроса

Теория инвестиционного спроса. Виды инвестиций: производственные, инвестиции в запасы, инвестиции в жилищное строительство. Предельная эффективность капитала. Функция инвестиционного спроса. Влияние ожиданий на инвестиционный спрос. Отличия кейнсианской теории инвестиционного спроса от классического подхода.

^ Модель инвестиции-сбережния (IS)

Планируемые и фактические расходы. «Кейнсианский крест»: причины несовпадения планов инвестиций и сбережений. Характеристика «инфляционного» и «рецессионного» разрыва.

Равновесие товарного рынка и кривая IS. Аналитический и графический вывод IS. Сдвиги и повороты кривой IS.

Мультипликативный эффект. Мультипликатор потребительских расходов. Инвестиционный акселератор. Предельная норма изъятий.
^ ТЕМА 7. ФИСКАЛЬНАЯ (БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Причины государственного вмешательства в экономику. Различные подходы к определению роли государства в экономике. Инструменты государственного воздействия на экономику.

^ Государственный бюджет: понятие и структура.

Доходы государственного бюджета. Налоги как основной источник доходов бюджета. Виды налогов. Системы налогообложения: прогрессивная, пропорциональная и регрессивная. Воздействие налогов на спрос на товарном рынке. Мультипликатор автономных налогов.

Государственные расходы. Виды государственных расходов, воздействие видов государственных расходов на совокупный спрос: мультипликатор государственных расходов. Экономические последствия стимулирования различных видов государственных расходов: заработные плата, пенсии, государственные закупки, государственные инвестиции. – в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Государственный долг.

Дискреционная и недискриционная фискальная политика государства. Встроенные стабилизаторы.

^ ТЕМА 8. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Деньги. Виды денег. Понятие спроса и предложение денег.

Сущность и функции денег. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. Ликвидность активов.

^ Мотивы спроса на деньги

Спрос на деньги. Количественная теория денег. Уравнение обмена. Транзакционный мотив спроса на деньги. Номинальный и реальный спрос на деньги. Спекулятивный спрос. Влияние ставки процента на величину денежного спроса.

^ Предложение денег.

Банки и банковская система. Роль и функции Центрального банка.. Коммерческие банки и их роль в формировании денежного предложения. Денежная база и денежная масса. Денежный мультипликатор.

^ Равновесие на денежном рынке.

Необходимость и цели кредитно-денежной политики. Методы кредитно-денежной политики: прямые: операции на валютном рынке, операции на финансовом рынке, кредитование Правительства, кредитование банковской системы, регулирование нормы обязательных резервов, и косвенные: ставка рефинансирования, ставка по привлечением средств. Виды монетарной политики. Инфляционное таргетирование.

^ Проблемы денежно-кредитной политики на примере России

Политика Банка России в 2000-2010 г. в контексте регулирования объема денежного предложения. Роль стабилизационных (нефтяных) фондов.

Передаточный механизм монетарной политики. Взаимосвязь кредитно-денежной и фискальной политики.
^ ТЕМА 9. МОДЕЛЬ IS-LMВ ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

Совместное краткосроыное равновесие товарного и денежного рынков в закрытой экономике

Равновесие денежного рынка и кривая LM. Аналитический и графический вывод LM. Сдвиги и повороты кривой LM.

Одновременное равновесие товарного и денежного рынков: модель IS-LM. Механизм установления равновесия.

^ Государственная политика в модели IS-LM

Фискальная политика и ее воздействие на выпуск и ставку процента. Мультипликатор фискальной политики. Оценка эффективности фискальной политики: эффект вытеснения.

Монетарная политика в модели IS-LM и ее результаты в краткосрочном периоде. Мультипликатор монетарной политики. Стимулирующий эффект монетарной политики.

Сравнительная эффективность фискальной и монетарной политики в разных экономических условиях. Инвестиционный спрос с высокой и низкой чувствительностью к ставке процента. Инвестиционная ловушка. Денежный спрос с высокой и низкой чувствительностью к ставке процента. Ликвидная ловушка. Особенности фискальной и монетарной политики в «экономике минимизации задолженности» (на примере стагнации в Японии).

Причины слабости фискальной и монетарной политики в ходе финансового кризиса 2008-2009 г. Предпосылки для следующего кризиса.

Вывод кривой совокупного спроса из модели IS-LM.

^ ТЕМА 10. МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ: IS-LM-BP.
Краткосрочная модель малой открытой экономики

Вывод кривой BP: графическое и аналитическое построение. Факторы сдвига и изменения наклона кривой.

Равновесие в открытой экономике IS-LM-BP. Понятие малой и большой открытой экономики.
^ Государственная политика в модели IS-LM-BP

Режимы валютного курса. Динамика в модели IS-LM-BP в разной валютной политики (плавающего и фиксированного режима валютного курса). Эффективность фискальной и монетарной политики в условиях различной валютной политики и степени мобильности капитала.
^ ТЕМА 11. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МОДЕЛЬ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ (AD-LRAS-SRAS).

Состав совокупного спроса. Обоснование отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

^ Функции совокупного предложения

Взаимосвязь совокупного предложения с теорией производства.

Классический и кейнсианский подходы к трактовке функции совокупного предложения.

Вывод уравнения кривой совокупного предложения через рынок труда. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой совокупного предложения. Кривая Филлипса как иное выражение кривой совокупного предложения. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» (AD-SRAS-LRAS). Шоки спроса и предложения. Роль бюджетной политики, монетарной и валютной политики в абсорбировании шоков
^ ТЕМА 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Понятие экономического роста и его измерение. Факторы экономического роста.

Модель Солоу. Взаимосвязь между выпуском и накоплением капитала. Устойчивый уровень капиталовооруженности. Темпы роста выпуска, величины капитала и уровня потребления при сбалансированном росте экономики. Влияние нормы сбережений на экономический рост. Детерминанты технологического прогресса.

"Золотое правило" накопления капитала. Теории конвергенции. Абсолютная и относительная конвергенция. Остаток Солоу.
Литература:
Базовый учебник:

  1. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегинаи др.; под ред. С.Ф. Серегиной. – М.: Издательство Юрайт, 2011.


Основная литература:

  1. Агапова Т. А. Макроэкономика / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. — 9-е изд. — М.: MarketDS, 2009

  2. Бланшар О. Макроэкономика. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010

  3. Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике. – М., Вита-Пресс, 2005.



^

8. Образовательные технологии



Курс включает лекционные занятия, проводимые с использованием технических средств. Лекционные занятия проводятся в соответствии с планом (вопросами для обсуждения), предполагают обсуждение предложенных вопросов, а также разбор упражнений и заданий, которые высылаются к некоторым лекционным занятиям и являются обязательной частью курса.
^ 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Предмет изучения макроэкономики. Основные макроэкономические понятия.

  2. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Агрегирование экономических агентов, рынков, показателей.

  3. Взаимосвязь экономических агентов на макроэкономических рынках. Модель кругооборота потоков благ, ресурсов, денег.

  4. СНС и основные показатели совокупного производства и совокупных доходов.

  5. Индексы цен и количеств. Индексы Ласпейреса, Пааше, Торквиста, Фишера.

  6. Номинальные и реальные величины. Способы измерения цен: нндексы цен, дефляторы.

  7. Реальная и номинальная ставка процента. Эффект Фишера.

  8. Рабочая сила. Занятые и безработные. Уровень безработицы.

  9. Потенциальный и фактический ВВП. Экономический рост и колебания экономической активности.

  10. Платежный баланс. Счет текущих операций и счет движения капитала. Внешнеэкономические операции в модели кругооборота.

  11. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательной способности.

  12. Кейнсианская модель товарного рынка. Потребительская и инвестиционная функции Дж.Кейнса.

  13. «Кейнсианский крест». Равновесие на товарном рынке как совпадение планируемых и фактических расходов.

  14. Равновесие на товарном рынке: равенство инвестиций и сбережений. Парадокс бережливости.

  15. Кривая IS: аналитический и графический вывод. Сдвиги и повороты кривой IS.

  16. Доходы и расходы государственного бюджета. Государственные расходы и их виды. Налоги как основной источник доходов, их виды.

  17. Воздействие государственных расходов и налогов на спрос в кейнсианской модели. Мультипликативный эффект.

  18. Государственный бюджет: виды и способы его финансирования.

  19. Фискальная политика государства, ее цели, инструменты, виды.

  20. Деньги и их функции. Спрос на деньги.

  21. Предложение денег. Денежная база и денежная масса. Механизм депозитного расширения. Денежный мультипликатор.

  22. Равновесие денежного рынка и кривая LM. Аналитический и графический вывод LM. Сдвиги и повороты кривой LM.

  23. Монетарная политика, ее цели, инструменты, виды. Механизм воздействия монетарной политики на совокупный спрос.

  24. Краткосрочное макроэкономическое равновесие: модель IS-LM. Механизм установления равновесия.

  25. Стабилизационная политика в модели IS-LM: фискальная политика и ее воздействие на экономическую активность. Эффект вытеснения.

  26. Равновесие в малой открытой экономике с фиксированным валютным курсом. Девальвация и ревальвация валюты.

  27. Равновесие в малой открытой экономике с плавающим валютным курсом.

  28. Модель IS-LM как модель совокупного спроса. Воздействие фискальной и монетарной политики государства на совокупный спрос.

  29. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение. Производственная функция и ее свойства.

  30. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Механизм достижения равновесия.

  31. Экономический цикл и его фазы. Причины циклических колебаний.

  32. Теории безработицы. Основные причины и виды безработицы.

  33. Экономические последствия безработицы. Взаимосвязь динамики безработицы и ВВП. Закон Оукена.

  34. Связь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  35. Инфляция и ее виды. Инфляционные ожидания. Адаптивные и рациональные ожидания.

  36. Экономический рост. Модель Солоу. Устойчивый уровень капиталовооруженности.


^ 10.Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка по данной дисциплине формируется по следующей формуле:

Орезультирующая = Кнакоплен. Онакоплен + Кзачет Озачет, где

О – оценки, К – удельные веса.

Онакоплен = Ктек • Отекущий + Кауд • Оауд. + Ксамост • Осамост.;

Отекущий = Оконтрольная работа.
Удельные веса: Кконтрольная работа = 0,6, Кауд. = 0,2; Ксамост = 0,2

Кнакопленная = 0,5, Кзачет = 0,5
Оценка за зачетную контрольную работу является блокирующей. Если оценка за зачет менее 4 баллов, независимо от накопительной оценки в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно».
Пример расчета результирующей оценки:

Допустим, студент выполнил контрольную работу на оценку 8;

За аудиторную работу получил – 7;

За самостоятельную работу - 7;

Зачетную контрольную работу написал на оценку 6.
Онакоплен = Ктек • Отекущий + Кауд • Оауд. + Ксамост • Осамост = 0,6•8 + 0,2•7 + 0,2•7 =

= 4,8 + 1,4 + 1, 4 = 7,6

После округления в зачетную ведомость выставляется накопленная оценка 8.
Оценки округляются до целого значения, согласно арифметическим правилам округления рациональных чисел.
Орезультирующая = Кнакоплен. Онакоплен + Кзачет Озачет = 0,5•8 + 0,5•6 = 4 + 3 = 7.
В зачетную ведомость выставляется результирующая оценка 7 (хорошо).
Соответствия оценок  по десятибалльной и пятибалльной шкале по 10-ти и 5-ти бальной системе:

1, 2, 3 балла –  не зачтено

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – зачтено
^ 11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник:

  1. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина и др.; под ред. С.Ф. Серегиной. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

Основная литература:

  1. Агапова Т. А. Макроэкономика / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. — 9-е изд. — М.: MarketDS, 2009

  2. Бланшар О. Макроэкономика. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010

  3. Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике. – М., Вита-Пресс, 2005.




    1. Справочники, словари, энциклопедии

  1. Агентство экономической информации ПРАЙМ – ТАСС: http://prime–tass.ru;

  2. Журнал «Эксперт»: http://expert.ru

  3. Информационные ресурсы Всемирного банка: http://worldbank.org

  4. Информационные ресурсы Международного валютного фонда: http://imf.org

  5. Федеральная служба государственной статистики: http://gks.ru

  6. Центральный банк Российской Федерации: www.cbr.ru

  7. Информационные ресурсы НИУ ВШЭ: http://stat.hse.ru.

  8. Информационные ресурсы института Центра Развития ГУ ВШЭ: http://www.dcenter.ru




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения курса используется проектор, персональный компьютер.

Автор программы М.В.Петроневич

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма дисциплины «Условия деятельности предприятий и представительство интересов в ес»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 68 «Международные...

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900....

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма разработана в соответствии с
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900....

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 -«Международные...

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма дисциплины по выбору «Мировая политика и международные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма «Экономика и политика Германии» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900....

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма дисциплины Введение в мировую экономику и международные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 “Экономика”...

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавриата...

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Программа дисциплины «Основы экономического и статистического анализа мировой экономики» для направления 031900. 68 “Международные отношения” подготовки магистра Магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» iconПрограмма дисциплины «Торговая политика и обеспечение интересов бизнеса»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 031900. 62 "Международные...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск