Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия»,






Скачать 401.49 Kb.
НазваниеЛекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия»,
страница1/2
Дата публикации20.09.2013
Размер401.49 Kb.
ТипЛекция
top-bal.ru > Философия > Лекция
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 17 «ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»_

(название темы)

(РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации»
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.


Москва 2008
ТЕМА № 17
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Национальные интересы в области информационной безопасности, ее сущность и структура…………………….



с. 5

Вопрос 2

Источники и содержание основных угроз информационной безопасности России....


с. 18

Вопрос 3

Эволюция подходов и направлений деятельности государственных структур в обеспечении информационной безопасности………………...…………….


с. 26

Заключение

..…………………………………………….

с. 42

Список литературы

..…………………………………………….

с. 42


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 17 «ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного понимания и решения целого ряда глобальных проблем современного общества. Информация все в большей мере становится стратегическим ресурсом государства, производительной силой и дорогостоящим товаром. Это вызывает стремление как государств, так и отдельных граждан получить преимущества за счет обладания информацией. Поэтому национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Это ставит ответственные задачи перед ОВД.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, имеющие особое значение для современной науки. В лекции определяются сущность и содержание национальной безопасности государства, место в ней информационной составляющей, выявление источников основных угроз информационной безопасности России.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной деятельности. В лекции содержатся рекомендации по обеспечению информационной безопасности государства, места и роли правоохранительных органов в этом процессе.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением информационной безопасности.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления сущности и содержания информационной безопасности государства, места и роли правоохранительных органов в ее обеспечении.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем философии информационной безопасности и ознакомление с ее ключевыми терминами и направлениями;

  • выявление национальных интересов в области информационной безопасности:

  • определение сущности, содержания и структуры информационной безопасности;

  • характеристика источников и содержания основных угроз информационной безопасности России;

  • осмысление эволюции подходов и направлений деятельности государственных структур в области информационной безопасности.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»). В частности, лекция развивает темы философского осмысления общества, человека, ценностей человеческого бытия, и опирается на теоретические концепции философии техники в контексте современных глобальных проблем: войны и мира, экономической, энергетической и др.

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения иных дисциплин прикладной направленности. Данная тема завершает курс изучения философии.
Вопрос 1.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

В последнее время все большее количество исследователей и практических работников в сфере информатизации общества склоняются к тезису о необходимости не только расширения глобального информационно-сотового пространства, но и обеспечения безопасности производителей, проводников и потребителей информации.

Информационные технологии в значительной степени используются военно-промышленным комплексом всех стран мира, поэтому вопросы теории и практики информационной безопасности должны решаться руководителями государств, в целях обеспечения надежных условий взаимодействия политических, экономических, правовых и других государственных систем управления.

Очень важно при этом верно обосновать структуру и методику информационной безопасности, от моделирования системы информационной безопасности до обеспечения информационно-психологической защиты личности, определить роль информационной безопасности в жизни личности, общества, государства. Большое внимание уделяется определению методов, способов и принципов правового регулирования общественных отношений, связанных с производством и обращением информации в общем виде, исследованию вопросов защиты информационных отношений, возникающих при обращении информации, при производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения в области информационной безопасности.

Анализ научных исследований в этих сферах позволяет утверждать, что информационная безопасность превращается в комплексную отрасль науки и одновременно в межотраслевую и межгосударственную юридическую науку. Динамика и ритм производства информации всех видов требуют упорядочения прежде всего распределительных отношений в обществе и управлении им. В объединенной Европе созданы специальные научно-экспертные советы, основная задача которых заключается в том, чтобы не дать странам-лидерам в информатике совершать информационно-военные перевороты и революции в сферах интеллектуальной собственности, которая вбирает в себя все большее количество инженерных и строительных объектов, сетей, коммуникаций.

Доктрина информационной безопасности всех стран, к сожалению, пока не стала примером ненасильственного взаимодействия стран в производстве и управлении планетарными благами, в том числе экологией. Тем не менее, в концепциях национальной безопасности многих государств тезис «информационное взаимодействие» становится довлеющим.

В свете вышесказанного, проблема обеспечения информационной безопасности становится все более актуальной в блоке проблем обеспечения национальной безопасности государства.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, появившаяся практически одновременно с Окинавской Хартией глобального информационного общества, символизирует прочное вхождение России в единое мировое информационное общество. Основные положения Доктрины отражают интересы России в условиях многополярного мира и полностью соответствуют глобально-космическим проблемам человечества в 21 веке.

Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Она служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научн6о-технического и организационного обеспечения информационной безопасности нашего государства, разработки его целевых программ.

Доктрина развивает концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

Начало 21 века знаменуется бурным развитием информационных технологий во всех сферах жизни человечества. При этом информация все в большей мере становится стратегическим ресурсом государства, производительной силой и дорогим товаром. Это не может не вызвать стремления государств, организаций и отдельных граждан получить преимущества за счет овладения информацией, не доступной оппонентам, а также за счет нанесения ущерба информационным ресурсам противника и защиты своих информационных ресурсов. Поэтому, согласно указанной Доктрине, «национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать».

Остроту межгосударственного информационного противоборства можно наблюдать в оборонной сфере, различных областях информационных технологий, стремлении криминальных структур противоправно использовать информационные ресурсы, необходимости обеспечения прав граждан на информационный обмен. При этом важно гарантировать конституционные права граждан на получение достоверной информации, ее использование в интересах осуществления законной деятельности, защиту процессов переработки информации, обеспечивающую личную безопасность, а также на их обеспечение в компьютерных системах, являющихся материальной основой информатизации общества.

Комплексное обеспечение информационной безопасности на всех уровнях может быть реализовано, если создана и функционирует система защиты процессов переработки информации, охватывающая ее жизненный цикл – от идеи и разработки проекта до утилизации – и всю технологическую цепочку сбора, хранения, обработки и выдачи информации в компьютерных системах и коммуникациях.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационных взаимодействий инфраструктур и субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации в целом существенно зависит от обеспечения информационной безопасности.

Информационная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Выделяют четыре основных составляющих структуру национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

  • повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;

  • усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;

  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

  • укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

  • гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

  • не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

  • обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Вторая составляющая представляет собой информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о самой государственной политике, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этих целей необходимо:

  • укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

  • интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повышать эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая предусматривает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации (средств информатизации, телекоммуникации и связи); обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронного и компьютерного производства.

Для достижения этого требуется:

  • развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;

  • поощрять отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

  • способствовать производству в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

  • обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа; обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Для достижения этих целей необходимо:

  • повысить безопасность информационных систем, в том числе сетей связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

  • интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты процессов переработки информации и методов контроля за их эффективностью;

  • обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

  • расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации, и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, ее использование в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного, интеллектуального развития, а также в защите процессов переработки информации, обеспечивающей личную безопасность.

Для более полного уяснения сущности национальных интересов России в сфере информационной безопасности необходимо рассмотреть некоторые основные понятия информационной сферы, их основные свойства и характеристики безопасности ее применения.

Информация, создаваемая, потребляемая и хранимая в процессе функционирования и взаимодействия социальных, технических и организационно-технических систем друг с другом и с внешней средой, делится на два основных вида: информацию внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация – это структурная, или преобразующая, которая создается, потребляется и распространяется самой системой. Ее использование санкционировано только для внутреннего потребления, то есть для управления элементами и подсистемами, обеспечения основного и вспомогательных производственных процессов и т. п. Эту информацию содержат массивы данных, документы и файлы, не предназначенные для передачи во внешнюю среду.

Внешняя информация циркулирует в каналах обмена с иными системами, в совокупности составляющими внешнюю среду. В процессе информационного обмена с внешней средой может участвовать информация, являющаяся основным продуктом деятельности системы, а также контрольная информация о состоянии система (финансовая, отчетная, плановая и др.), правовая и нормативная информация, регламентирующая условия функционирования системы. В ряде случаев к внешней информации приходится относить и внутреннюю, к которой осуществляется несанкционированный доступ посредством технических каналов утечки.

В современном осмыслении информация трактуется как одна из фундаментальных категорий реальности. Значение информации следует из того факта, что она охватывает все сферы производственной, деловой, научной и культурной жизни и деятельности современного общества. Более того, можно говорить об информационных процессах во всех целенаправленных системах. В настоящее время понятие информации трактуется достаточно широко. Несмотря на значительное продвижение в решении методологических проблем теории информации такие проблемы, как ценность и стоимость получения информации, ее доступность и защищенность, необходимые для получения значимых результатов при решении задач информационной безопасности, разработаны еще недостаточно.

Информации присущи следующие основные свойства:

  1. Доступность (если она содержится на информационном носителе). Необходимо защищать материальные носители информации, т. к. с их помощью можно обезопасить материальные объекты и людей.

  2. Ценность. Она определяется степенью ее полезности для владельца. Обладание достоверной информацией дает ее владельцу определенные преимущества. Достоверной (истинной) считается та информация, которая с достаточной для пользователя точностью отображает объекты и процессы окружающего мира в определенных временных и пространственных рамках.

Информация, искаженно представляющая действительность, называется искаженной и может нанести пользователю значительный моральный и материальный ущерб. Если информация искажена умышленно, ее называют дезинформацией.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 № 24-ФЗ гарантируется право собственника информации на ее использование и защиту доступа к ней других лиц (организаций). Если доступ к информации ограничивается, то такая информация является конфиденциальной. Эта информация может содержать государственную или коммерческую тайну. Коммерческую тайну могут содержать сведения, принадлежащие частному лицу, фирме, корпорации и т. п. Государственную тайну могут содержать сведения, принадлежащие государству или государственному учреждению.

Информацию правомочно рассматривать как товар, имеющий определенную цену. Цена, как и ценность информации, связана с полезностью ее для конкретного круга людей, организаций и государств.

Информация может быть получена следующими путями:

  • проведением научных исследований;

  • покупкой;

  • противоправным добыванием.

Как любой товар, информация имеет себестоимость, которая определяется затратами на ее получение. Себестоимость зависит от выбора путей получения информации и минимизации затрат при добывании необходимых сведений выбранным путем. Информация добывается в целях получения прибыли или преимущества перед конкурентами или противоборствующими сторонами. Для этого она может быть продана на рынке, внедрена в производство для получения новых технологий и товаров, приносящих прибыль, использована в научных исследованиях. Кроме того, она позволяет принимать оптимальные решения в управлении.

  1. Количественная характеристика информации. В большинстве работ по теории информации основное внимание уделяется той ее характеристике, которая получила название объем информации. Основными методами определения объема информации являются: комбинаторный, статистический, алгоритмический и метрический. Все эти методы исходят из принципа разнообразия состояний информационной системы.

К прагматическим характеристикам информации принято относить широкий круг показателей ее качества, связанных главным образом, с восприятием субъектом получаемой информации как специфического продукта. Прагматические качества и характеристики информации можно подразделить на три основные группы по следующим признакам:

  • отношение к информации ее потребителя. В эту группу входят полезность информации для получателя, степень ее влияния на состояние получателя (приемника);

  • связь информации с источником. Это характеристики важности, существенности формируемой информации для функционирования источника и показатели интенсивности генерации информации;

  • собственное (внутреннее) качество информации. Это объем информации, выступающий как качественная характеристика: истинность, избыточность, полнота и степень обобщенности.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconКонцепциЯ аудита информационной безопасности систем информационных технологий и организаций

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconМетодические разработки по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета»...
...

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл
Тема №15 «философия хозяйства как стратегическое осмысление экономической деятельности общества»

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей...
Проблематизация человека. Философские определения человека. Поиск «человеческого измерения» ключевых философских проблем. Современная...

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconМеждународный опыт правового регулирования информационной безопасности...
Диссертация выполнена на кафедре компьютерного права факультета информационной безопасности Государственного образовательного учреждения...

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconПрикладные аспекты анализа политических процессов. Вопросы: Политическое прогнозирование
Иными словами, в отличие от теоретического аспекта прикладной аспект ориентирован не на прирост фундаментального научного знания...

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconРоссийской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю»
Прикладные аспекты философского знания: Учебное пособие / Д. И. Грядовой, Н. В. Балябин, П. П. Марченя, Н. Ф. Медушевская, А. М....

Лекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск