Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки»






Скачать 150.55 Kb.
НазваниеМетодические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки»
Дата публикации20.09.2013
Размер150.55 Kb.
ТипМетодические указания
top-bal.ru > Философия > Методические указания
6. Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу

«Философия и методология науки»
Написание реферата является необходимым компонентом профессиональной подготовки аспиранта или соискателя в рамках освоения курса «Философия и методология науки». Основная его задача состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем современной философии и методологии познания развить навыки самостоятельной работы с оригинальными научными и философскими текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками. В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретной научной проблемы в контексте ее философского понимания и интерпретации.

Подготовка и написание реферата осуществляется в рамках контролируемой самостоятельной работы (КСР) аспиранта или соискателя и предшествует экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки.

На кафедре разработана обширная тематика рефератов с учетом особенностей философско-методологических проблем гуманитарных и естественнонаучных специальностей, а также отражающая наиболее актуальные вопросы базовых разделов программы курса «Философия и методология науки». Значительная часть предлагаемых тем посвящена анализу методологических идей и концепций крупнейших представителей современной философии науки.

Аспирант или соискатель имеет право свободного выбора темы реферата из предлагаемого списка тем с учетом профиля своей научной специальности (гуманитарные или естественнонаучные факультеты). Он может получить соответствующие консультации и разъяснения у преподавателей кафедры, читающих лекционный курс или обеспечивающих проведение практикумов и семинарских занятий. В исключительных случаях допускается самостоятельная формулировка темы реферата, которая связана с научными интересами аспиранта или соискателя и посвящена философско-методологическим аспектам осуществляемого им диссертационного исследования. В таких случаях предложенная тема в обязательном порядке утверждается заведующим кафедрой философии и методологии науки. В заявлении на имя заведующего кафедрой должно содержаться развернутое обоснование причин выбора индивидуальной темы реферата.

Главное требование при выборе темы реферата – наличие репрезентативной философско-методологической компоненты в структуре исследования, позволяющей оценить уровень философской подготовки аспиранта или соискателя, качество знаний, владение категориальным аппаратом философии и методологии науки, умение использовать его для анализа и решения конкретных научных проблем.

Реферат должен соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям:

1. Объем реферата должен составлять 25-30 страниц печатного текста (формат А-4; поля зеркальные 2,5 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт; междустрочный интервал одинарный; выравнивание по ширине; отступ 1,25 см). Работа выполняется на русском или белорусском языке.

2. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением №1.

3. Реферат должен включать план, введение, основную часть и заключение. Пример оформления плана (оглавления, содержания) работы приведен в приложении №2 в двух вариантах.

Во введении необходимо отразить актуальность, степень разработанности проблемы, ее место в системе философско-методологического знания, цель и задачи работы.

В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна соответствовать пунктам плана. Проблематика, рассматриваемая в разделах реферата, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы.

В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы.

4. Реферат завершается списком использованной литературы, включая оригинальные тексты, монографические исследования, статьи, учебные пособия и др.

5. Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка.

В установленные сроки реферат представляется в отдел аспирантуры Белгосуниверситета, регистрируется там и передается для проверки на кафедру философии и методологии науки. Решением заведующего кафедрой из профессорско-преподавательского состава назначается преподаватель (доктор или кандидат философских наук), который осуществляет рецензирование представленного реферата.

В ходе рецензирования реферата проводится анализ его содержательных и формальных параметров, результаты которого фиксируются в баллах по следующей схеме:



№п/п


Основные параметры оценки реферата


Оценка в баллах

1

Обоснование актуальности темы реферата, ее философско-методологического статуса и связи с научной специальностью аспиранта или соискателя. Четкая постановка цели и задач исследования.



16

2

Обоснованность плана и структуры реферата, их соответствие поставленным целям и задачам.


12

3

Теоретический уровень анализа заявленной проблемы.

Глубина ее философско-методологического осмысления и использования категориального аппарата современной философии.


24

4

Наличие исследовательской компоненты в анализе рассматриваемой проблемы, самостоятельный и творческий характер работы.


20

5

Качественные и количественные параметры литературных источников, использованных при написании реферата, их соответствие заявленной теме и современному уровню философско-методологических исследований.


16

6

Оформление реферата в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми к научным работам и аттестационным текстам (язык изложения, стилистические особенности, правильность оформления аппарата ссылок и в целом текста реферата).



12


Рецензия оформляется в виде заполненной таблицы, в приложении к которой в обязательном порядке даются краткие содержательные комментарии, с фиксацией как положительных моментов работы, так и ее недостатков, повлиявших на итоговую оценку. Рецензент дает общую оценку реферата по формуле «зачтено» или «не зачтено», а в случае общей позитивной оценки дифференцирует ее с учетом количества баллов в таблице:


Количество баллов

Оценка

менее 35 баллов

не зачтено

35-44

4

45-54

5

55-64

6

65-74

7

75-84

8

85-94

9

95-100

10


Выставленная оценка за подписью рецензента с указанием его фамилии, ученой степени и звания фиксируется как в тексте рецензии, так и на титульном листе реферата с указание даты его проверки. В случае выставления оценки «не зачтено» автор реферата не допускается к сдаче кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» и обязан в следующем учебном году представить на рецензию новый текст реферата.

Аспирант или соискатель знакомится с рецензией на его реферат до срока сдачи им кандидатского экзамена. Собеседование по теме реферата (его защита аспирантом или соискателем) включается в структуру кандидатского экзамена в качестве одного из экзаменационных вопросов.

7. Тематика рефератов по проблемам курса

«Философия и методология науки» для аспирантов

и соискателей естественнонаучных специальностей


  1. Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам в содержании основных разделов программы курса

«Философия и методология науки»


  1. Философия и мировоззренческие основания культуры.

  2. Философия в духовном опыте современного общества.

  3. Философия и национальное самосознание.

  4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.

  5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.

  6. Философия и искусство.

  7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.

  8. Философия и идеология.

  9. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.

  10. Философия как личностное знание.

  11. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.

  12. Ф. Скарына как мыслитель и философ.

  13. С.Будный в белорусской культуре и философии.

  14. Философия и развитие белорусского национального самосознания.

  15. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.

  16. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.

  17. Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.

  18. Философия русского космизма.

  19. Бытие как проблема философии.

  20. Категория небытия в культурной традиции Востока.

  21. Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.

  22. Пространство и время как категории философии и культуры.

  23. Бытие человека и время.

  24. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.

  25. Становление и развитие экологической этики в современной культуре.

  26. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.

  27. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

  28. Диалектика как философская теория развития и метод мышления.

  29. Диалектическая логика как философско-методологический проект.

  30. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.

  31. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

  32. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.

  33. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.

  34. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

  35. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.

  36. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

  37. Игра как феномен человеческого бытия.

  38. Образ «человека массы» в современной философии и культуре.

  39. Человек в системе социальных коммуникаций.

  40. Сознание и языковые структуры.

  41. Проблема «диалога» человека и компьютера.

  42. Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.

  43. Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.

  44. Сознание и самосознание. Проблема «Я».

  45. Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.

  46. Проблема человека в философии неофрейдизма.

  47. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.

  48. Проблема человека в философии марксизма.

  49. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.

  50. Интернет как форма коммуникации и познания мира.

  51. Знание и вера в структуре познавательного процесса.

  52. Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.

  53. Истина и релятивизм в современной философии науки.

  54. Истина и ценность в современной науке.

  55. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.

  56. Проблема социальной стратификации в современной философии.

  57. Марксистская концепция социума.

  58. Концепция этногенеза Л.Гумилева.

  59. Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.

  60. Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина.

  61. Теория социального действия Т. Парсонса.

  62. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.

  63. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.

  64. Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.

  65. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.

  66. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.

  67. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.

  68. Философия истории Гегеля.

  69. Материалистическое понимание истории К.Маркса.

  70. Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.

  71. Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.

  72. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.

  73. Философская концепция истории Н.Бердяева.

  74. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.

  75. Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.

  76. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.

  77. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.

  78. Социально-философский смысл евразийства.

  79. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.

  80. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.

  81. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.

  82. Техника как объект социально-философского осмысления.

  83. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.

  84. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.

  85. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.

  86. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.

  87. Политическая власть и социальный интерес.

  88. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.

  89. Культура как предмет осмысления в современной философии.

  90. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.

  91. Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.

  92. Традиции и новации в динамике культуры.

  93. Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.

  94. Современное искусство и философия: грани взаимодействия.

  95. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.

  96. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.

  97. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.

  98. Наука и религия: возможности и границы диалога.

  99. Наука как предмет философско-методологического исследования.

  100. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

  101. Философия науки: становление и основные этапы развития.

  102. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

  103. Феномен антинауки и критика классического рационализма.

  104. Методологические новации в современной философии науки.

  105. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.

  106. Наука в постиндустриальном обществе.

  107. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.

  108. Эмпирическое познание и факты науки.

  109. Метатеоретические основания науки.

  110. Научная картина мира и ее эволюция.

  111. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

  112. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.

  113. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.

  114. Многоуровневая концепция методологического знания.

  115. Системный подход как общенаучная методологическая программа.

  116. Научное исследование как предмет методологического анализа.

  117. Методы исследования в современной науке.

  118. Наука как социальный институт.

  119. Научное сообщество и школы в науке.

  120. Проблема коммуникации в современной науке.

  121. Этика науки и нормы научного этоса.

  122. Проблема аргументации в современной науке.

  123. Наука и власть: возможность и границы диалога.

  124. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

  125. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

  126. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.

  127. Философия и футурология.

  128. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.



  1. Темы рефератов, ориентированные на исследование и анализ методологических идей и концепций крупнейших представителей современной философии и естествознания.




  1. Анри Пуанкаре о ценности науки в современной культуре.

  2. М.Вебер о призвании ученого и ценности науки.

  3. В.Гейзенберг о роли традиций в развитии науки.

  4. Концепция логического атомизма Б.Рассела.

  5. Концепция теоретического знания в творчестве Р.Карнапа.

  6. Философия нового научного духа Г.Башляра.

  7. Концепция науки в «философии нестабильности» И.Пригожина.

  8. Концепция роста знания в философии науки К.Поппера.

  9. Образ развивающейся науки в работе Т.Куна «Структура научных революций».

  10. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И.Лакатоса.

  11. Методология тематического анализа науки Дж.Холтона.

  12. Концепция эпистемологического анархизма П.Фейерабенда.

  13. В.И.Вернадский о науке и научных революциях.

  14. Феномен единства научного знания в творчестве П.В.Копнина.

  15. Системный подход как исследовательская программа в творчестве Э.Г.Юдина.

  16. Проблема гуманизации науки в работах И.Т.Фролова.

  17. Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева.

  18. Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С.Степина.

  19. Концепция социального призвания науки А.Н.Уайтхеда.

  20. Физика и философия в творчестве А.Эйнштейна.

  21. Н.Бор о методологии дополнительности.

  22. Луи де Бройль о революции в физике.

  23. Биогеохимия В.И. Вернадского и ее роль в развитии современной экологии.

  24. Проблемы методологии познания в творчестве Д.И. Менделеева.

  25. Русский космизм и творчество К.Циолковского.

  26. Философия биологии в творчестве В. Энгельгардта.

  27. В.И. Ленин о революции в естествознании на рубеже XIX-XX веков.



III. Темы рефератов по философско-методологическим проблемам

естественных наук

  1. Естествознание в современной культуре: эпистемологический и ценностный статус.

  2. Проблема классификации наук: история и современность.

  3. Философско-методологические аспекты программы «Великого объединения» в физике.

  4. Проблема объективности описания в неклассической физике.

  5. Эволюция Вселенной и философские проблемы современной космологии.

  6. Антропный принцип как методологический регулятив в современном научном познании.

  7. Философия природы и экологизация современного естествознания.

  8. Копенгагенская интерпретация квантовой механики: научные предпосылки и философские основания.

  9. Методология редукционизма в классической и современной науке.

  10. Пространственно-временная организация Универсума и развитие релятивистской физики.

  11. Эволюция физического знания и принцип соответствия.

  12. Основные направления математизации современной науки.

  13. Вычислительный эксперимент в современной науке: достижения и проблемы.

  14. Роль математической гипотезы в развитии современной науки.

  15. Диалог человека и компьютера в современном научном познании.

  16. Социально-психологические проблемы компьютеризации познания и деятельности в современном обществе.

  17. Философско-методологические проблемы обоснования математики.

  18. Парадоксы теории множеств и их философская интерпретация.

  19. Проблема бесконечности в философии и математике.

  20. Место и роль биологии в структуре современного естествознания.

  21. Синтетическая теория эволюции как предмет философско-методологического осмысления.

  22. Этические проблемы современной биологии.

  23. Биотехнологии и будущее цивилизации.

  24. Мировоззренческие и социально-этические проблемы генетики человека.

  25. Химия в современной научной картине мира.

  26. Методологический потенциал системно-структурного подхода в современной химии.

  27. Идея развития в химии. Проблема химической эволюции.

  28. Химия и междисциплинарные методологии познания.

  29. Современные химические технологии и охрана окружающей среды.

  30. Философско-методологические проблемы развития современной урбоэкологии.

  31. Место и роль географии в системе современного научного знания.

  32. Формирование и развитие географической среды в современном обществе.

  33. Географический детерминизм и геополитика.

  34. Структура и основные направления развития современного географического знания.

  35. Философско-методологические проблемы математизации современной географии.

  36. Биологическая парадигма в современной экологии.

  37. Экология человека в структуре социально-экологического знания.

  38. Становление системной парадигмы в экологии. Экосистема как интегральный природный комплекс.

  39. Предмет и структура социальной экологии.

  40. Экологические приоритеты национальной стратегии устойчивого развития Беларуси.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии»

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положена дисциплина «история исторической науки (историографии)»

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 23. 00....
Особенности теоретического моделирования политики. Верификация политического знания и риск-рефлексии. Теоретическая таксономия и...

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче государственного экзамена
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для...

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconМетодические рекомендации по выполнению реферата 9 Методические рекомендации...
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности 130405 Подземная разработка месторождений...

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconПрограмма философской части кандидатского экзамена по курсу "История...
Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину...

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconПрограмма философской части кандидатского экзамена по курсу "История...
Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину...

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconМетодические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению
Методические рекомендации предназначены для студентов, специализирующихся в области философии на социально-теологическом факультете...

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В программе по специальности «история философии» показано содержание данной философской дисциплины, представляющей философию в ее...

Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория»
Невская, Н. А. Методические рекомендации по написанию по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск