Учебное пособие для студентов вузов






НазваниеУчебное пособие для студентов вузов
страница1/32
Дата публикации20.09.2013
Размер5.37 Mb.
ТипУчебное пособие
top-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие для студентов вузов
Под общей редакцией проф. Ю.А. Харина


Издание третье,
дополненное и исправленное

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

МИНСК

ТетраСистемс

2000

УДК 1(075.8)
ББК 87я73

Φ 56

Авторский коллектив:

доктор философских наук, профессор В.Ф. Берков;

доктор философских наук, профессор П.A. Водопьянов;

доктор философских наук, профессор Е.З. Волчек;

доктор философских наук, профессор В.В. Гринин;

кандидат философских наук, доцент Г.В. Кандыбо;

доктор философских наук В.В. Позняков;

кандидат философских наук, доцент И.А. Рябков;

доктор философских наук, профессор Ю.А. Харин;

доктор философских наук, профессор А.Ф. Яцкевич

Философия: Учеб. пособие для студентов
Φ 56 вузов. /В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов,

Е.З. Волчек и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина.
3-е изд., доп. и испр. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 416 с.
ISBN 985-6317-89-4.

Книга раскрывает содержание философии как учебного кур-
са. Сопоставляются различные подходы к осмыслению фундамен-
тальных мировоззренческих проблем бытия, познания, ценностей
и социального действия.

Предназначена для студентов вузов.

УДК 1(075.8)
ББК 87я73

ISBN 985-6317-89-4

© НТООО "ТетраСистемс", 1998

ПРЕДИСЛОВИЕ

Знаменитый в древности Диоген, прославившийся
своим странным и непритязательным образом жизни, на
вопрос, что дала ему философия, ответил: "По крайней
мере, готовность ко всякому повороту судьбы". И это уже
всегда считалось немалым для любого человека, тем более
в нынешние времена со всеми их разнородными колли-
зиями и фактической непредсказуемостью происходящих
событий. Но греческий мыслитель, конечно, не исчерпал
суть вопроса о пользе занятий философией, к системати-
ческому изучению которой вы приступаете. Предмет этот,
на первый взгляд, весьма далек от непосредственных ин-
тересов, скажем, инженера. Естественно, возникает во-
прос: для чего нужна она будущему специалисту в области
техники, экономики, юриспруденции, психологии? О фи-
лософии, еще до ее изучения у вас, скорее всего, уже
сложилось представление как о совокупности знаний, ин-
тересных, может быть, для "общего развития", но без ко-
торых в конкретной профессиональной работе вполне
можно обойтись.

Между тем все не так просто. В условиях динамиче-
ского нарастания на пороге XXI века сложнейших эко-
логических, экономических, политических, межнацио-
нальных и иных проблем становится особенно важным
человеческое измерение любой социальной деятельности.
Необходимость безусловной ее гуманистической ориента-
ции порождает целый комплекс мировоззренческих про-
блем. В размышлениях над ними волей-неволей приходит-
ся вторгаться в подвластные философии сферы духовной
культуры. Современное философское знание предстает
сложной дифференцированной системой различных науч-
ных дисциплин. Среди них - история философии, этика,
эстетика, логика, культурология, социология, социальная
психология, религиоведение, философия естествознания
и техники, философия социального действия и др. Неко-
торые из них преподаются в вузах в виде факультативов и
спецкурсов.

Вместе с тем каждая из названных отраслей социо-
гуманитарного знания исходит из совокупности более
общих воззрений на мир. Их содержание и образует

3

предмет философии в собственном значении этого тер-
мина.

Учитывая ориентацию книги прежде всего на сту-
дентов вузов, и с целью более полного систематического
изложения курса, авторы сочли возможным не выделять в
ней специального историко-философского раздела. Необ-
ходимые сведения из области истории философии приво-
дятся при рассмотрении конкретных мировоззренческих
проблем.

Авторами учебного пособия являются:

* доктор философских наук, профессор Харин Ю.А.
(предисловие, заключение, гл. 1, 6-10, §§ 11.1, 11 6-
11.8, 13.1, 13.3, 14.7, 14.8, 15.3, 15.5, 16.4, 16.5, 16.6, 18.5,
19.3, 20.5, 21.6, Словарь философских понятий);

* доктор философских наук, профессор Берков В Φ
(гл. 12, §§ 13.1, 13.2, 13.4-13.6, 18.5, 20.5);

* доктор философских наук, профессор Водопьянов Π А
(§§ 11.1-11.6, 21.1, 21.3, 21.4-21.6);

* доктор философских наук, профессор Волчек Е.З
(§§21.2,21.3);

* доктор философских наук, профессор Гринин В В
(§§ 20.2-20.4);

* доктор философских наук, профессор Яцкевич А Ф
(§§ 15.1-15.4, 15.6-15-8, 16.1-16.4, гл. 17, §§ 18.1-18.4,
18.6, 18.7, гл. 19, §20.1).

* доктор философских наук Позняков В.В. (§§ 20 1-20-4
21.6);

* кандидат философских наук, доцент Кандыбо Г В
(гл. 2-5);

* кандидат философских наук, доцент Рябков И А
(§§ 14.1-14.6);

4

Раздел I

ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО
МИРОПОНИМАНИЯ


Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И
РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ


1.1. Социокультурная мера цивилизованности

Философия - продукт духовного развития человече-
ства и особая форма общественного сознания. Выдаю-
щийся французский мыслитель Р. Декарт был убежден,
что только философия отличает нас от дикарей и варва-
ров и что каждый народ тем более гражданствен и обра-
зован, чем лучше в нем философствуют. Философия
существует не с самого начала человеческой истории.
Как специфическая область знаний она возникла на со-
циальном переломе, обусловленном переходом от вар-
варства к цивилизации. В те далекие времена произошло
общественное разделение труда, утвердилась моногамная
семья, появились антагонистические классы и государ-
ство. Более разнообразными становятся социальные
взаимодействия, накапливаются знания, совершенству-
ется искусство. Преобразования в сфере материального
производства, в общественных отношениях и культуре
сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззре-
нии людей.

Мировоззрение - способ духовной ориентации че-
ловека в окружающей действительности, определенный
взгляд на мир. Само по себе мировоззрение - не обяза-
тельно философия. Философское мировоззрение - своего
рода социокультурная мера цивилизованности человека и
общества. Ведь определенный взгляд на мир может быть
основан просто на привычном здравом рассуждении. Та-
ково обыденное, часто наивное мировоззрение людей.
Мировоззрение может быть также мифологическим и ре-
лигиозным.

5

Многие тысячелетия в первобытном обществе осно-
ву мировоззрения людей составляет миф. Ощущение че-
ловеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное
ему понимание природы выражались в древних сказаниях
о фантастических существах, всесилии и храбрости богов,
подвигах героев непосредственно в метафорической, ху-
дожественно-образной форме. Они были попыткой отве-
тить на вопросы о судьбе рода, начале и устройстве мира,
отношениях между людьми.

При всем разнообразии мифов (народов Индии,
Китая, Древней Греции и др.) в них выявлялись общие
воззрения на мир. Он представлялся в виде бесфор-
менного хаоса, столкновения случайностей и действия
демонических сил. Мифологическое сознание не фикси-
ровало различий между естественным и сверхъестествен-
ным, между реальностью и воображением. Существен-
но и то, что сознание людей первобытного общества
было полностью равнодушно к обнаруживающимся в
сказаниях противоречиям, для него отсутствовало вся-
кое представление о времени. В мифе слиты воедино
мысль и действие, объект и субъект, нравы и поэзия,
знание и верование. Подобная сохраняемая в мифологии
целостность, синкретичность (нерасчлененность) созна-
ния была исторически необходимым способом духовного
освоения древними людьми действительности.

С дальнейшим прогрессом человеческого общества
мифоолгическое мышление утрачивает прежнюю роль,
хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в
массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала
к жизни новые типы мировоззрения - религию и фило-
софию. Их многостороннее взаимодействие прослежива-
ется на всех этапах истории. Религия всегда претендова-
ла на исчерпывающее, абсолютно истинное объяснение
смысложизненных проблем людей. При этом картина
мироздания, равно как и ответы на вопрос о смерти и
бессмертии человека, его совести и долге, добре и зле,
предлагаются людям на основе их веры в существование
сверхъестественных всемогущих сил. Религиозный культ
связан с системой догматов. Они принимаются верующи-
ми с эмоциональным переживанием своей убежденности
в их истинности.

6

В отличие от религии, философия противопоставляет
догме - сомнение, вере - логику, эмоциям - интеллект.

1.2. Главные философские темы

Истоки философии - в пытливости деятельного
разума. Великие древнегреческие мыслители Платон и
Аристотель считали, что ее начало - в удивлении, стимули-
. рующем глубокие раздумья над тем, что казалось само со-
бой очевидным. Слово "философия" впервые употребил
Пифагор. Он объявил себя не "софистом" (мудрецом), а
лишь философом (т.е. любящим мудрость, испытывающим
влечение к ней), ибо "мудростью" может обладать, по мне-
нию Пифагора, только Бог, а не человек.

Становление философии означало утверждение ка-
чественно нового в сравнении с мифологией и религией
типа мировоззрения, которое предстает ныне как систе-
ма абстрактных идей, определяющих принципы отно-
шения человека к миру, его поведения в обществе. В
философии получили теоретическое выражение соци-
альное самосознание людей, их общие идеалы и ценно-
сти. Вместе с тем философия явилась интегративным
способом духовного освоения общественно-историчес-
кой практики, противоречий прогресса культуры и ци-
вилизации. Справедливо замечание английского ученого
Б. Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны
понять ее философию.

Сами философы по-разному определяют предмет
своих занятий: "познание сущего, вечного и непреходя-
щего" (Платон), "исследование причин и принципов
вещей" (Аристотель), "учение об абсолютных границах
всякого возможного знания" (И. Кант), "мыслящее рас-
смотрение предметов" (Г. Гегель), "познание того, что
есть" (Л. Фейербах), "учение о ценностях" (В. Виндель-
банд), "раскрытие разумом вселенской истины" (Н. Бер-
дяев), "деятельность, посредством которой утверждается
или объясняется смысл высказываний" (М. Шлик),
"учение о человеке и его месте в мире" (И.Т. Фролов)
и т.д.

Круг проблем, относимых к числу философских,
изменялся по мере развития человеческой культуры, на-
учного познания и практики. Большое значение здесь

7

имеют также личность мыслителя, его духовные ориен-
тации, интересы и цели. Но всегда существовали такие
вопросы, ответы на которые по традиции ожидают от
философии. Это коренные проблемы мировоззрения.
Мыслитель XVIII в. И. Кант их свел к четырем: "Что я
могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу на-
деяться?", "Что есть человек?". Современный немецкий
философ М. Хайдеггер "предельными" вопросами считает
"Что такое мир, конечность, уединение?". ''

При более широком подходе могут быть выделены
три основные темы философского сознания. Прежде
всего оно стремилось осмыслить, что представляет собой
мир, в котором мы живем. Эта тема конкретизируется в
вопросах: "Есть ли неизменное первоначало мира или он
пребывает в вечном становлении? Конечен мир или
бесконечен? Един или множествен? Что такое простран-
ство и время? Мир - хаос, как представлялось в мифе,
или же он космос, т.е. в нем существуют закономерность
и порядок? В чем различие чувственно воспринимаемого
бытия и постигаемой умозрительно реальности?". Таковы
лишь отдельные аспекты проблемы бытия как одного из
определяющих сюжетов философского мировоззрения.

Наряду с темой мира в философии рано обозначи-
лась тема человека. Уже древние мыслители устами
греческого философа Протагора провозгласили, что че-
ловек - "мера всех вещей". Тем самым подлинная муд-
рость представала как осознание людьми безусловной
приоритетности в мировоззрении их смысложизненных
проблем. Ту же линию в трактовке философии спустя
многие века продолжил И. Кант, видевший ее высшее
предназначение в том, чтобы помочь человеку занять по-
ложенное ему место в мире, научить его "каким надо
быть, чтобы быть человеком". Эта вторая важнейшая фи-
лософская тема находит свое выражение в вопросах: "Что
такое человек и какова его сущность? В чем смысл его
жизни? Свободен он или несвободен? Может ли человек
влиять на ход событий? Существует ли прогресс общест-
ва? Имеются ли какие-либо его объективные законы? Что
такое истина, красота, добро, справедливость?" Эти и по-
добные вопросы особенно актуальны в переломные века
истории, когда рушатся привычные формы общественной

8

жизни, выдвигаются новые цели, обостряются социаль-
ные противоречия.

Одной из важных граней мировоззренческого ос-
мысления темы человека выступает совокупность про-
блем, суммарно обозначаемых термином философия тех-
ники. Цивилизация исторически возникла и развивается
на основе преобразующей деятельности людей. Первые
простейшие орудия труда были изготовлены не менее
трех миллионов лет назад. Техника является уникальным
средством преобразования природы, самого человека и
человеческого общества. Естественно, что как древней-
ший вид разумной деятельности она была уже предметом
мифотворчества. Прометей не только передал людям
огонь, но и научил их всем искусствам, "тэхне". Древние
философы превратили миф в предмет научных размыш-
лений. Многие из поставленных ими вопросов представ-
ляют интерес и в наши дни. Почему человек - "техник"?
Откуда у него этот дар? Что, собственно, творит человек?
Какова цель инженерной деятельности? На что могут на-
деяться люди, вооруженные техникой? Каково влияние
техники на самого человека, на его мышление, мораль и
культуру?

В современной технической деятельности централь-
ная фигура - инженер. От творит, проектирует и приме-
няет технику. В социальных действиях инженера неиз-
бежно возникают не только научные и технические, но и
нравственные, психологические, политические проблемы.
Ныне глубокого философского осмысления требуют воз-
никшие глобальные противоречия. Жизненно важно по-
нимание места человека в технизированном мире, воздей-
ствия компьютеризации и информатизации общества на
духовную культуру и ценности.

Новые социальные реалии со всей определенно-
стью обнаруживают ущербность чисто технократиче-
ского мировоззрения. Его существенными чертами яв-
ляются примат средств над целью, частной цели над
смыслом и общечеловеческими интересами, техники над
человеком и его ценностями. Технократическое созна-
ние исключает категории нравственности, совести, че-
ловеческого переживания и достоинства. Технократи-
ческому мышлению (проявляющемуся нередко не только
в среде научной и технической интеллигенции, но и в

9

деятельности многих политиков и гуманитариев) свойст-
венен взгляд на человека только как на обучаемый про-
граммируемый компонент и "винтик" системы, как на
объект разнообразных манипуляций. Между тем многоас-
пектный философский анализ предполагает рассмотрение
человека как самодеятельной и самоценной личности,
субъекта культуры и свободы, носителя собственных це-
лей и интересов.

Итак, "мир" и "человек" - главные темы философии.
Но ими ее проблематика не исчерпывается. Особый инте-
рес имеет осмысление самой системы "человек-мир". Круг
вопросов, касающихся ее разных сторон, образует третью
важнейшую философскую тему.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов технических и химико-технологических вузов

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие (Полный курс за 3 дня)
Учебное пособие предназначено для студентов вузов экономических специальностей и всех интересующихся вопросами операций с недвижимым...

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Допущено...
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по...
Баянова Л. Ф. Лекции по истории психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва – Бирск: Бирск гос соц пед...

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие для вузов Дружининская И. М. Хованская И. А
Учебное пособие по курсу "Теория вероятностей" покрывает основные разделы стандартной программы курса для студентов экономических...

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие по курсу "Правовая информатика" представляет собой...
Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для студентов вузов / М. А. Абросимова....

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022200...

Учебное пособие для студентов вузов iconМгу им. М. В. Ломоносова и Гуманитарном институте. Для студентов,...
Ш95 Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277

Учебное пособие для студентов вузов iconУчебное пособие для вузов
Возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск