Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход)

Загрузка...





НазваниеФилософия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход)
страница1/6
Дата публикации25.01.2014
Размер0.67 Mb.
ТипАвтореферат
top-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4   5   6
На правах рукописи

УДК 130.2:7


ЦАРЕВА

Надежда Александровна


ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

И ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ

(КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД)

специальность: 09.00.13 – философская антропология и философия культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Санкт-Петербург

2011
Работа выполнена на кафедре «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Тихоокеанского Военно-Морского Института им. С.О. Макарова

ВУНЦ ВМФ ВМА (г. Владивосток)


Официальные оппоненты

  

доктор философских наук, профессор

Гришаев Вячеслав Васильевич
доктор философских наук, профессор

Дианова Валентина Михайловна

доктор философских наук, профессор

Пишун Сергей Викторович  





Ведущая организация

  


Уральский Государственный

Университет им. М. Горького

   


 
 
 

Защита состоится «___» ___________ 2011 г. в ___ часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций 09.00.13 при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 107046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Автореферат разослан «___»_______________2011 г. 
Ученый секретарь   Совета

кандидат философских наук, доцент               Ю.В. Пую  
^ I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.

В наше время начала XXI столетия объективной закономерностью развития многообразия культур все более становится тенденция их дифференциации, обособления, диалектически синтезированная с силой интеграции и объединения. Многомерное культурное пространство требует выхода за пределы локальных культурных различий, постижения общечеловеческого видения мира, способного предложить новое основание человеческого бытия, новые ценности, новые пути развития. В этой ситуации диалог культур, основанный как на единстве, так и на неповторимой самобытности социокультурных ценностей, приобретает особую актуальность. Осознание себя через понимание «другого» в ситуации межкультурных и межцивилизационных столкновений является одним из способов преодоления человеком и обществом духовного кризиса.

Современное мультикультуральное общество не может быть понято вне его отношения к постмодернизму как состоянию современной культуры. Основные принципы и положения последнего реализуются сегодня в различных практиках (искусство, образование, техно-наука, политика, масс-медиа и др.). Вместе с тем приходится констатировать, что вопрос о сущности и значении этого феномена до сих пор остается остро дискуссионным.

В современной отечественной философско-культурологической мысли существуют разные точки зрения на феномен постмодернизма. Во-первых, отношение к нему как к явлению контркультуры, не выражающему тенденций современного развития культуры. Во-вторых, оценка постмодернизма как перехода к радикально новой культурной парадигме. В-третьих, взгляд на постмодернизм как на явление, преемственно связанное с развитием модернизма1.

Для постмодернистской философско-культурологической парадигмы с ее стремлением воспроизвести целостную духовную среду, воссоединяющую природу, культуру и технику, характерна своя система ценностей, норм, понятий. Тем не менее, несмотря на их своеобразную трактовку, обусловленную изменениями современного образа жизни, культурный феномен постмодернизма, по мнению автора, вытекает из всего культурного наследия прошлого, и его ценностные ориентиры тесно сопряжены с традицией предыдущих культурных парадигм. В настоящем исследовании постмодернизм понимается как звено в цепи последовательного и неразрывного развития культуры. С этой позиции в работе сопоставляются феномены символизма и постмодернизма, находящиеся в ряду наиболее значительных направлений культуры прошедшего столетия.

С другой стороны, теоретический анализ феномена постмодернизма позволит по-новому осмыслить философию русского символизма. Русский символизм наиболее полно выразил состояние сознания общества на рубеже ХIХ-ХХ вв. и оказал сильнейшее влияние на развитие модернизма, благодаря которому появляются новые культурные системы и практики, в том числе и постмодернизм. Идеи русского символизма занимают особое место в современной философской мысли. Символ есть связь между двумя мирами, знак духовного мира в этом мире. Обращение к сущности духовной жизни, утверждение принципа единства искусства и бытия, призыв к творчеству самой жизни – все философско-эстетическое содержание русского символизма особенно актуально для современной России в связи с переживаемым страной состоянием нравственного регресса, культурного упадка, ослабления политической воли и соответственно задачами духовного возрождения общества и личности.

Значение русского символизма в современном мировом историко-философском процессе связано с тем, что его теоретики доводили идею новой культурно-художественной формы на уровень решения проблем глобального мироустройства, что созвучно современной парадигме гуманитарного знания, во многом сфокусированного на проблемах человека и его культуры. Кроме того, концепция культуры символизма обосновывала историческую продуктивность взаимодействия Востока и Запада и имплицитно содержала актуальную на сегодняшний день идею диалогичности культур.

Отсутствие прямого текстуального обращения постмодернизма к идеям русского символизма не затемняет того факта, что существует объективный алгоритм, объясняющий наступление переходных состояний развития в философии и культуре и объединяющий философов различных эпох и культур. В истории философии проявляется социогенез идей, позволяющий обнаружить единство смыслов и понимания проблем русскими и европейскими философами. Обнаружение единства и различий теоретических положений русского символизма и европейского постмодернизма представляется актуальной задачей современной компаративистики. Анализ трансформации основных идей символизма в культуре и философии ХХ в. поможет раскрыть сущностное значение импульса, который был дан символизмом для их развития.

Автор считает, что исследование динамики и воплощение идей символизма и постмодернизма позволит взглянуть на специфичность двух философских направлений России и Европы через призму актуальной проблемы понимания культуры. Рост технизации общества ставит человечество перед сложными проблемами: вытесняется духовность, разрушаются традиционные культурные смыслы, пересматриваются многие фундаментальные идеи, определяющие развитие человека и мира. В связи с этим анализ основных проблем культуры, ее онтологических оснований, источников и движущих сил развития, соотношения экономической, политической и культурной сфер жизнедеятельности общества представляется особенно актуальным.

Актуален и вопрос о взаимосвязи рационального и внерационального в познавательном процессе. В своем решении этого вопроса оба направления исходят из социокультурного языкового контекста. Основные теоретические положения символизма и постмодернизма в трактовке природы искусства и творчества показывают их сфокусированность на проблеме внерационального. Эта единая направленность обусловлена общей целью, а именно созданием нового способа мышления. Рационализированное мышление понимается как упрощенная мыслительная конструкция, суживающая рамки картин мира, личности и социума. Выход из духовного кризиса начала и конца столетия усматривается в создании нового способа видения мира с доминирующей ориентацией на философско-художественный стиль мышления.

Неоднозначность и противоречивость теоретической программы постмодернизма требует дальнейшего научного изучения этого феномена через осознание его внутренней связи с предшествующей культурой. Обращение к началам постмодернизма в его преемственности с русским символизмом представляется важным и продуктивным для теоретического осмысления механизмов смены философско-культурологических парадигм XX века.

^ Степень научной разработанности проблемы.

Несмотря на то, что научных работ монографического характера, посвященных компаративистскому анализу русского символизма и европейского постмодернизма, в философской литературе нет, следует отметить наличие научного интереса к различным аспектам данной проблемы. Работы, посвященные сопоставлению идей названных философских направлений, явились важной теоретической предпосылкой постановки и решения задач диссертационного исследования. Прежде всего, необходимо отметить публикации В.В. Бычкова и В.И. Самохваловой2. В статьях В.В. Бычкова убедительно аргументируется необходимость исследования связи русского символизма и постмодернизма, намечаются основные направления такого исследования в области эстетики.

Постановка проблемы пропедевтического характера содержится в статьях В.И. Самохваловой, где виднейший представитель символизма Вяч. Иванов рассматривается как «первый русский постмодернист». Автор полагает, что компаративистский подход поможет раскрыть сущность и социально-философские основания возникновения постмодернизма.

Компаративистский опыт исследования постмодернизма представлен в работе В.М. Диановой. Сопоставляя постмодерн с модерном Нового времени и романтизмом ХIX в., автор обнаруживает основы мировидения, которое в ХХ в. конституируется в постмодернистское. Благодаря компаративистскому подходу В.М. Дианова раскрывает истоки постмодернизма в философии ХVIII-ХIX вв. В то же время подчеркивается, что культуры Нового времени и романтизма не являются достаточной опорой для раскрытия феномена постмодернизма. «Если обратиться к особенностям так называемого «русского постмодернизма», то, полагаем, он имеет в значительной мере иные истоки. Их детальное рассмотрение и анализ – дело будущего»3.

Понятие «русский постмодернизм» осмысливается в двух аспектах. Во-первых, как ряд концепций современных российских философов, развивающих темы, теории, идеи, критические проекты и пр. европейского постмодернизма, и, во-вторых, как концепции русского символизма, в недрах которого формируются некоторые основные идеи постмодернизма. Понятие «европейский постмодернизм» означает генерализацию ряда теорий, в основном французских философов, наиболее крупных представителей постмодернизма.

Существует ряд работ, раскрывающих сущность и своеобразие каждого в отдельности из исследуемых направлений. Так, русский символизм как явление культуры давно является предметом рефлексии философов и историков искусства. Проблемы философии и культурологии русского символизма анализировались в трудах Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, И.А. Ильина и др.4. Отечественные работы 1970-1980 гг. (Л.К. Долгополов, З.Г. Минц, Е.В. Ермилова, Э.И. Чистякова, Н.В. Брагинская, П.Н. Берков, А.И. Мазаев, И.Ю. Искржицкая и др.) имеют характер литературоведческих и искусствоведческих исследований. Символизм рассматривается как художественный феномен, изучается степень влияния символизма на отечественную культуру советского периода. В современных исследованиях символистские концепции искусства и культуры анализируются Ю.А. Асояном, В.Ф. Бычковым, Е.П. Беренштейн, М.А. Воскресенской, А.И. Малафеевым, Л.А. Сугай и др. В работах этих авторов освещаются мировоззренческая и эстетическая основа символизма, его культурологическое учение в контексте отечественной философии рубежа XIX-XX вв. Отмечается метахудожественная особенность русского символизма, требующая парадигмального изучения: во взаимосвязи документов художественного мышления и доминантно-теоретических дискурсов (И.В. Кондаков, В.В. Бычков, Л.А. Колобаева). В исследованиях С.Н.Лютовой, Н.Л. Адаскина, И.А. Азизян, А.Н. Иньшакова, С.Т. Исаева и др. при анализе символизма используется компаративистский подход. Объектами изучения являются символизм и реалистическое искусство, символизм и неофрейдизм, символизм и авангардизм.

Источниковедческая база исследования русского символизма представлена философскими размышлениями об искусстве, творчестве, культуре крупнейших русских символистов: В. Брюсова, А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока, Дм. Мережковского, Эллиса (Л.Л. Кобылинского) и др.

Понимание сущностных черт постмодернизма невозможно вне теоретической саморефлексии собственно его творцов. Характерные черты постмодернизма, анализ категорий и понятий, выражающий его концепцию искусства и культуры, отражены в трудах Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ж-Ф. Лиотара, А. Бадью, Р. Барта, М. Фуко, У. Эко, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида и др.

В последние годы различные аспекты феномена постмодернизма активно исследуются и обсуждаются в работах отечественных философов (Н.А. Автономова, В. Ф. Бычков, О.Н. Бушмакина, Б. Гройс, С.П. Гурин, В.М. Дианова, А.В. Дьяков, И.П. Ильин, И.Е. Карцев, Л.И. Кирсанова, П.А. Ковалев, В.Л. Лехциер, М.Н. Липовецкий, Н.Б. Маньковская, М.А. Можейко, В.П. Руднев, М.К. Рыклин, В.А. Подорога, М.Н. Эпштейн, и др.).

Изучение такого столь многогранного и поливариантного явления, как постмодернизм, в сопоставлении с символизмом представляет достаточно широкую исследовательскую перспективу. В настоящей работе сделан акцент на анализе одного из важнейших аспектов философии русского символизма и европейского постмодернизма – философии культуры.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной философско-культурологической мысли предмету данного исследования – систематическому сравнительному анализу концепций культуры в русском символизме и европейском постмодернизме специальных работ не посвящалось.

Объект исследования – культурный диалог России и Запада и его отражение в русском символизме и европейском постмодернизме.

^ Предмет исследования – сравнительный анализ философской концепции культуры в русском символизме и европейском постмодернизме.

Цель и задачи исследования.

Общей целью настоящего компаративистского анализа является осмысление связи русского символизма и европейского постмодернизма и их вклада в постановку и решение важнейших проблем философии культуры.

Для достижения поставленной цели потребовалась решить следующие основные задачи.

– Дать сопоставительный анализ концепта культуры в русском символизме и постмодернизме.

– Раскрыть единство и связь философского и художественного мышления в указанных философско-культурных течениях.

– Выявить общность и отличие подходов символизма и постмодернизма в понимании и сущностном определении феномена традиции. Оценить концептуальный вклад символизма и постмодернизма (как альтернативной парадигмы) в объяснение данного феномена.

Сопоставить понимание роли и значения языка в развитии культуры и соответственно связи философии языка с философией культуры в символизме и постмодернизме.

– Выявить общие основания и подходы к пониманию сущности и роли мифа в развитии культуры. Объяснить различие мифологических систем начала и конца ХХ века.

– Показать своеобразие концепций искусства и творчества в символизме и постмодернизме.

– Раскрыть особенности взаимодействия рациональных и внерациональных форм мышления и познания в пространстве искусства и творчества.

– Тематизировать проблему кризиса культуры в сопоставительном ее анализе в русском символизме (модернизме) и европейском постмодернизме.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconН. А. Богомолов Русская литература начала XX века и оккультизм
Блока «О современном состоянии русского символизма», лирика Н. Гумилева, М. Кузьмина, Вл. Ходасевича; наконец публикация документов,...

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconТематическое планирование уроков литературы в 11А классе
В. Я. Брюсов: конструктор русского символизма. Стихотворения «Каменщик», «Юному поэту», «Творчество», «Грядущие гунны»

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconФредрик Джеймисон Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма
Из книги Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, Duke University Press pp. 1-54

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconСценарий внеклассного мероприятия "Европейский День языков"
Формирование положительного отношения (толерантности) обучающихся к фактам иноязычной культуры

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconЕвропейский суд по правам человека большая палата
По делу "Кононов против Латвии" Европейский Суд по правам человека, заседая Большой Палатой в составе

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconЛичностно-ориентированный подход в обучении на уроках физической культуры
В контексте индивидуализации образовательного процесса личностно ориентированным подход является актуальным и соответствует современным...

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconФилософия Филатов Тимур Валентинович Спиркин А. Г. «Философия»
Философия – один из базисных видов деятельности выполняющий функции исторического типа мировоззрения

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconФилософия одна из древних и увлекательных областей духовной культуры...
...

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconКурсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы...
Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы

Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход) iconКомплекс разработан на кафедре гуманитарных дисциплин. Авторы комплекса
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история мировой культуры; история...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск