№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности»






Название№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности»
страница1/7
Дата публикации20.09.2013
Размер0.73 Mb.
ТипРеферат
top-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук,

доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 16 «КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(название темы)
(РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 030502.65 «Судебная экспертиза»)
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.

Москва 2008
ТЕМА № 16
КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Коммуникация и информация как предмет философии……………………….


с. 6

Вопрос 2

Социальные коммуникации и диалог в истории философии……………………….


с. 27

Вопрос 3

Интернет как метафора

глобального мозга………………………...


с. 38

Вопрос 4

Эпистемологическое содержание компьютерной революции…...…………...


с. 46

Вопрос 5

Философские дискуссии вокруг понятия информационного общества...……………


с. 49

Вопрос 6

Правоохранительная деятельность и информационные технологии.

Борьба с преступностью

в информационном обществе…………….


с. 60

Заключение

..…………………………………………….

с. 68

Список литературы

..…………………………………………….

с. 70

Приложение

Интернет-ресурсы по теме……………….

с. 76


ВВЕДЕНИЕ
Лекция по ТЕМЕ № 16 «КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 030502.65 «Судебная экспертиза».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения целого ряда важнейших проблем становления и развития современного информационного общества и обеспечения эффективности правоохранительной деятельности в новых коммуникационно-информационных условиях.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современной философии и имеющие важное значение для современной науки. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной деятельности, связанной с использованием специальной техники и новых информационных технологий. Усвоение материала данной темы в ведомственном вузе системы МВД России особенно актуально для будущих специалистов правоохранительных органов, в деятельности которых коммуникационные и информационные процессы и их постоянный анализ будут, в сущности, составлять основное содержание службы. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением коммуникационных и информационных процессов способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России.

Кроме того, теоретическое содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной литературы и востребованных электронных ресурсов, обращение к которым позволяет практически использовать актуальные современные информационно-образовательные технологии и технические средства обучения.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением коммуникационных и информационных процессов в жизни человечества.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления коммуникационных и информационных процессов, связанных с ними проблем и путей их решения.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем философии коммуникационных и информационных процессов и ознакомление с ее ключевыми терминами и направлениями;

  • выделение и сравнительная характеристика основных этапов осмысления социальных коммуникаций и диалога в истории философии;

  • ознакомление с современными философскими представлениями о смысле и роли средств массовой коммуникации;

  • выявление эпистемологического содержания компьютерной революции;

  • осмысление и сопоставление основных философских интерпретаций понятия информационного общества;

  • определение места и роли информационных технологий в современной правоохранительной деятельности и анализ основных направлений борьбы с преступностью в условиях информационного общества.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»).

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности.
Вопрос 1

КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Бурное развитие коммуникационных и информационных процессов обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Страны, обладающие передовыми технологиями в этой сфере, имеют возможность доминировать в мире и диктовать свои правила другим. Информация действительно правит современным миром, и этот факт должен быть всесторонне и глубоко осмыслен всеми, кто желает получить нормальное, и, тем более, «высшее» образование.

Для успешного освоения этой темы следует, прежде всего, определиться с понятиями «коммуникация» и «информация». Сделаем это сначала, в «первом прочтении», в упрощенном виде, а затем, по ходу изложения, будем расширять и углублять понимание этих важнейших терминов.

Коммуникация (лат. Communicatio, от Communico - делаю общим, связываю, общаюсь) в самом общем виде есть:

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка, реже при помощи др. знаковых систем (коммуникацией называют также и сигнальные способы связи у животных).

В зависимости от контекста, в научной и учебной литературе под коммуникацией может пониматься:

  • передача информации с целью получить ответ;

  • координация значений между индивидом и аудиторией;

  • обмен информацией об идеях или переживаниях;

  • обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил;

  • достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря, достижение взаимопонимания;

  • чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем-либо;

  • движение смыслов во времени и пространстве… и т.д.

Предполагается, что различные подходы к пониманию коммуникации определяются той соответствующей ролью, которую выполняет она в обществе и его развитии. Если, например, психологический подход объясняет коммуникативные процессы с точки зрения индивидуальной психической деятельности, то философский подход интерпретирует коммуникацию как явление культуры. Разумеется, что коммуникация в правоохранительной сфере объединяет, интегрирует различные подходы к пониманию сущности коммуникации.

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации: - коммуникант (отправитель, передатчик) – сообщение (передаваемый объект) - реципиент (адресат, приемник).

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

1). В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация).

Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов. Так, например, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс.

2). Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т.д.) или не иметь ее.

Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь. Особая (иногда трактуемая как вырожденная) форма коммуникации есть внутриличностная, автокоммуникация - общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.).

3). Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность (поэтому, например, бред не есть коммуникационный акт).

Таким образом, коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов.

Под коммуникацией в широком смысле понимаются:

  • и система, в которой осуществляется взаимодействие,

  • и процесс взаимодействия,

  • и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Таким образом, содержанием процесса коммуникации выступает информация.

Информация (лат. Information – разъяснение, изложение, осведомленность) в самом общем виде означает какие угодно знания, сведения, данные.

С сер. XX в. «информация» становится основополагающим понятием кибернетики, а чуть позже постепенно приобрела статус общенаучного понятия, включающего:

  • обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом;

  • обмен сигналами в животном и растительном мире;

  • передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Как уже было отмечено, рассматривая информацию, обычно выделяют источник, потребителя и передающую среду. Системно-кибернетический подход требует также различения трех аспектов функционирования кибернетической системы:

  • информационный аспект (связан с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов);

  • управленческий аспект (учитывает процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей);

  • организационный аспект (характеризует устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты затрат на осуществление процессов управления в системе).

В зависимости от контекста, в научной и учебной литературе под информацией могут понимать:

  • сведения, сообщения о чем-либо, которыми обмениваются люди;

  • сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических (кибернетических) устройствах;

  • количественную меру устранения неопределенности (энтропии), меру организации системы;

  • функцию системы;

  • отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы;

  • атрибут материи;

  • абстрактный концепт… и т.д.

В «математической» теории информации она рассматривается как абстрактный объект. Так, Норберт ВИНЕР еще в 1948 г. написал: «Информация есть информация, а не материя и не энергия».1 Из этого определения вытекает, что информация - не существующий реально объект, а умственная абстракция, то есть созданная человеческим разумом фикция.

В «физической» теории информации она рассматривается как физический феномен. С 60-х годов ХХ в. проблема информации привлекла внимание отечественных философов-материалистов, которые не могли примириться с тем, что информация - это идеальная фикция и попытались «материализовать» информацию, найти ей место в материально едином мире2.

Наиболее авторитетными в нашей философской науке считаются так называемые атрибутивная и функциональная концепции. Обе концепции утверждают, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Первая рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, т.е. превращает информацию в материальный объект («Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением - свойством отражения»), а вторая - как функциональное качество самоуправляемых и самоорганизуемых (кибернетических) систем, превращая информацию в функцию.

Статус физического феномена информация обретает и в «естественнонаучной» концепции информации, ставящей ее в один ряд с категориями вещества и энергии.

Эта трактовка воспринята многими научными авторитетами. Принципиальное отличие ее от атрибутивной концепции состоит в том, что в ней затруднительно обнаружить взаимосвязь отражения и информации, зато ясно просматривается тенденция к отождествлению информации с организацией. Информация выглядит уже «естественнонаучным подтверждением» не столько присущего материи свойства отражения, сколько свойства организации. Формула «материя = вещество + энергия + организация» вытесняется формулой «материя = вещество + энергия + информация».

Следствием подобных взглядов является своеобразный «панинформизм», выводы о том, что информация «существовала и будет существовать вечно», что она «содержится во всех без исключения элементах и системах материального мира», «проникает во все «поры» жизни людей и обществ» и т.д. Из «панинформизма» вытекает, что информация в качестве одной из трех основ мироздания, должна служить первопричиной таких свойств материи, как отражение и организация.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине " информационные и коммуникационные...
Курс «информационные и коммуникационные технологии», согласно стандарту, нацелен на изучение следующего материала

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» iconВопросы к экзамену «Информационные технологии» одо, 1 курс, направления «Математика»
Информационные процессы: хранение информации. Основные свойства хранилища информации

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» icon«СД. Дс. Ф. 17»
Курс «информационные и коммуникационные технологии», согласно стандарту, нацелен на изучение следующего материала

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» iconУчебно-методический комплекс Курс по выбору по теме: «Информационные...
Разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» iconКурсы повышения квалификации в области ит для учителей-предметников
«Информационные и коммуникационные технологии и их применение в образовательных целях»

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» iconПояснительная записка Программа курса «Информационно-коммуникационные...
Программа курса «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности» рассчитана на опытного пользователя,...

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины информационные системы Специальность
Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики....

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» iconМетодическая разработка «Информационно-коммуникационные технологии...
Поиск путей разрешения обозначенного выше привел к определению гипотезы: если использовать информационно-коммуникационные технологии...

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» icon«Информация и информационные процессы» является одной из ведущих...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...

№16 «коммуникационные и информационные процессы в правоохранительной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «М2» «Информационные технологии...
«Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск