Содержание

Загрузка...





Скачать 384.09 Kb.
НазваниеСодержание
страница1/4
Дата публикации02.11.2013
Размер384.09 Kb.
ТипСамостоятельная работа
top-bal.ru > Философия > Самостоятельная работа
  1   2   3   4



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии ЮФУ от «4» июня 2007 года (протокол № 11)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


  1. Государственный образовательный стандарт по курсу «Философия»…4

  2. Пояснительная записка…………………………………………………….5

  3. Тематическое планирование курса …………………………………..…...6

  4. Программа курса …………………………………………………….…….7

  5. Планы семинарских занятий………..……………………….………...…13

  6. Самостоятельная работа студентов……………………………..….……21

  7. Формы промежуточного контроля………………………………………24

  8. Примерные тесты…………………………………………………………25

  9. Глоссарий………………………………………………………………….29

ВЫПИСКА

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

ДЛЯ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели курса: ознакомление с предметом, проблемами и категориями философии для общегуманитарного развития.

Задачи курса:

  1. изучение основных философские понятий и категорий;

  2. формирование навыка логического оперирования гуманитарными понятиями и категориями;

  3. рассмотрение предмета философии, специфики философского знания по сравнению с другими формами познавательной деятельности, основных проблем философского знания;

  4. ознакомление с историко-философской традицией как истории человеческой мысли;

  5. выработка общелогических способностей;

  6. формирование духовных и ценностных ориентиров, системы ценностей.

^ Место курса «Философия» в учебном процессе: Необходимость курса продиктована необходимостью формирования способности преодоления «рамок» естественнонаучного мышления.
^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


Наименование темы

часы

лекции

семинары

КСР

Раздел 1 Философия, ее предмет, круг проблем и социальная функция

Тема 1 Предмет, структура, специфика и функции философского знания

2

4

-

Раздел 2 Историко-философский процесс

Тема 2 Философия Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай)

2

-

-

Тема 3 Древнегреческая философия

4

2

-

Тема 4 Эллинистически-римский период античной философии. Общая характеристика

-

-

2

Тема 5 Философия Средневековья и Возрождения. Общая характеристика

2

2

-

Тема 6 Философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Философия эпохи Просвещения

2

2

2

Тема 7 Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)

2

2

-

Тема 8 Философия марксизма: материалистическое понимание истории

-

-

2

Тема 9 Современная западная философия (иррационализм, позитивизм, экзистенциализм, психоанализ, феноменология, герменевтика, постмодернизм)

2

2

2,5

Тема 10 Русская философия (русская религиозная философия, русский космизм)

2

2

2

Раздел 3 Онтология как учение о бытии

Тема 11 Бытие как философская проблема

2

2

-

Тема 12 Диалектика как учение и метод, ее структура и функции

2

2

-

Тема 13 Материя как объективная реальность

4

2

-

Тема 14 Бытие природы. Человек и природа

-

2

2

Тема 15 Сознание как философская проблема

2

2

-

Раздел 4 Познавательное отношение человека к миру

Тема 16 Познание как способ человеческой жизнедеятельности

2

2

-

Тема 17 Научное познание. Философия науки

2

2

2

Раздел 5 Человек, общество, культура

Тема 18 Общество как система: основные сферы жизни общества

2

2

-

Тема 19 Человек и общество. Понятие личности

-

2

-

Тема 20 Понятие культуры. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современности

2

2

2

Контроль самостоятельной работы







16,5

Итого

36

36

16,5



^ ПРОГРАММА КУРСА

(История философии)
Раздел 1 Философия, ее предмет, круг проблем и социальная функция
Тема 1 Предмет, структура, специфика

и функции философского знания (6 часов)

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Мировоззрение как система, структурные компоненты мировоззрения. Виды (обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное) и уровни мировоззрения. Миропонимание. Мироощущение. Мировосприятие. Место и функции мировоззрения в системе «мир- человек» и в системе «личность».

Система «мир-человек» как предмет философии. Современные и классические определения предмета философии. Традиционные проблемы и категории, их саморазвитие. Философия как любовь к мудрости. Попытка объяснить мир, исходя из единого принципа. Источник философии. Соотношение философии и мифологии, философии и науки, философии и религии. Философия и естественнонаучное знание.

Специфика философии. Многообразие ответов на философские вопросы. Необходимость обоснования ответов. Рациональность как фундаментальная характеристика философского знания. Стремление к выработке систематизированной картины мира. Национальный характер философии. Философия и эпоха.

Структура философского знания и его основные разделы. Место и роль в культуре и в истории мысли.

Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая, социально-коммуникативная, гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, информационная, эвристическая, прогностическая, интегрирующая.
Раздел 2 Историко-философский процесс
Тема 2 Философия Древнего мира

(Древняя Индия и Древний Китай) (2 часа)

Историко-культурные типы философии: восточная (древнеиндийская, древнекитайская, современная философия Индии и Китая), западноевропейская (античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени, Просвещения, немецкая классическая, современная западная) и русская философия.

Философия Древней Индии. Веды, Упанишады, «Махабхарата» - источники становления философии Древней Индии. Взаимосвязь индийской философии с религией.

Ортодоксальные (базирующиеся на Ведах) школы: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед) школы: чарвака, буддизм, джайнизм.

Общие черты индийской философии: Нравственно-практическая философия, зло как основополагающее понятие любой системы индийской философии, нравственный миропорядок, закон кармы, этическая направленность, незнание как причина страданий, нирвана, релятивизм, безличность. Учение о бытии (абсолюте).

Философия Древнего Китая. Базисная природа китайской философии: знания- действия - нравственность. Характерные черты: «растворенность» в космосе, традиционализм, иерархичность, упорядоченность, гармоничность.

Конфуций, «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Правила управления государством, ли – норма, правила, церемониал. Основные понятия этики: взаимность, золотая середина, человеколюбие, благородный муж.

Лаоцзы, «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Космология и онтология даосизма. Дао – первоначало всего существующего, путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека. Этика даосизма: недеяние, человек совершенномудрый.
Тема 3 Древнегреческая философия (6 часов)

Периодизация античной философии: период становления философии (VI-V вв. до н.э.); период античного просвещения (V в. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.).

Натурфилософия: ионийская школа (милетская школа, эфесская школа); италийская школа (пифагореизм; элейская школа); Эмпедокл; атомизм; афинская философия.

Ионийская школа. Милетская школа: Фалес (вода как начало мира), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Эфесская школа (Гераклит): огонь – начало мира, изменяемость природы как устойчивая характеристика вещей, Логос.

Италийская школа. Пифагореизм: число как начало мира. Элейская школа (Парменид): учение о бытии.

Эмпедокл: плюрализм, элементы мира, или «корни всего» (вода, воздух, огонь, земля), понятие материи и силы (любовь и ненависть).

Атомизм (Демокрит): атомы, пустота.

Афинская философия (Анаксагор): неисчислимое количество элементов, из которых все состоит («зародыши», или «вещи», или «гомеомерии»).

Период античного просвещения, классический период. Софисты: недоверие к знанию, сенсуализм, релятивизм, практицизм, конвенционализм. Сократ: добродетель как абсолютное благо, добродетель связана с пользой и счастьем, добродетель есть знание, майевтика. Платон: учение об идеях, познание как припоминание, философия как наука об истинном бытии, теория государства. Аристотель: логика, метафизика, форма и материя, первопричина, этика.
Тема 4 Эллинистически-римский период античной философии.

Общая характеристика (2 часа)

Классификация школ эллинистического периода: 1. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик); 2. Стоицизм (Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий); 3. Эпикуреизм (Эпикур); 4. Кинизм (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет); 5. Пифагореизм, неопифагореизм (Филолай, Ликон); 6. Аристотелизм (перипатетизм), Теофраст; 7. Платонизм (Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский); 8. Неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Влияние кинизма, стоицизма, неоплатонизма на христианскую философию. Кинизм: идея аскетизма, презрение к миру, мирским наслаждениям, богатству и славе. Стоицизм: учение о Логосе, который в христианстве отождествляется с Христом, учение о судьбе и божественном предопределении, космополитизм. Эпикуреизм: счастье как наивысшее благо, гедонизм, культ жизни. Скептицизм: сомнения по поводу познания действительности, воздержание от суждений. Неоплатонизм: философия на основе религии, учение о Едином, тождественном Благу, которое в христианстве отождествляется с Богом, учение о мире как Божественной эманации, учение о стадиях эманации.
Тема 5 Философия Средневековья и Возрождения.

Общая характеристика (4 часа)

Общая характеристика философского мировоззрения христианской эпохи, базисные религиозно-философские и собственно философские понятия. Монотеистические мироощущение и религиозный способ жизнедеятельности. Теоцентризм. Проблема соотношения веры и разума. Проблема доказательства бытия Бога. Религиозная антропология и этика. Философия истории.

Направления в ранней христианской философии: гностицизм, апологетика, патристика. Отцы церкви и виднейшие философы зрелого периода патристики: Аврелий Августин и Василий Великий. Ранняя схоластика: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр. Зрелая (высокая) схоластика: Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот. Поздняя схоластика: Уильям Оккам. Реализм и номинализм: проблема универсалий в средневековой филосфии.

Характерные черты эпохи Возрождения: гуманизм, пантеизм, антропоцентризм, секуляризация. Естественнонаучная революция: гелиоцентрическая картина мира, эксперимент как метод научного исследования, натурфилософия. Николай Кузанский, Джордано Бруно, Якоб Бёме. Социальная философия: Никколо Макиавелли (политический реализм). Утопия: Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание iconПрограмма «Базовое образование» (краткое содержание программ отдельных...
В данном разделе приводится основное содержание программы «Базовое образование». Полное содержание программ по всем учебным предметам,...

Содержание iconСодержание содержание 2 введение 4
Настоящий документ является кратким описанием возможностей системы управления abo. Cms

Содержание iconСущность и содержание межотраслевого баланса Содержание
Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М. Н. Макроэкономика: Учеб пособие для вузов. М.: Инфра-м, 2003. 190с

Содержание iconСодержание учебного предмета
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным...

Содержание iconСодержание самостоятельной работы студентов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Содержание iconОсновная общеобразовательная программа моу «Кекоранская сош» Дошкольной...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»

Содержание iconПояснительная записка Общие сведения об учреждении Содержание образовательного...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

Содержание iconПлан учебно-воспитательной работы на 2013 2014 учебный год содержание
Его содержание отвечает условиям переходного периода на организацию образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным...

Содержание iconТема: Разыгрывание сказки Л. Толстого «Три медведя»
Программное содержание: Продолжить учить детей передавать содержание сказки на основе построения ее наглядной модели, использовать...

Содержание iconПрограммное содержание
Программное содержание: Познакомить детей с разным строительным материалом. Учить различать и называть такие строительные детали,...



Школьные материалы
Загрузка...


Огромные 3D настенные часы!
купить по выгодной цене!

При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты

Огромные 3D настенные часы!
купить по выгодной цене!
top-bal.ru

Поиск