Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие

Загрузка...





Скачать 132.13 Kb.
НазваниеКуцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие
Дата публикации12.02.2015
Размер132.13 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Философия > Документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 133

ДЕЛОВАЯ ИГРА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»
Старший воспитатель

Захарченко Т.В.
Иркутск 2013
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»
Цели: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.
Литература:

  1. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  2. Горшенин В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова.: М.: Глобус, Волгоград, 2009.

  3. Елжова Н.В. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

  4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  5. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград: Учитель, 2013 г.


Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 6 столов с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются макеты шляп шести цветов – белого, красного, синего, черного, зеленого и желтого (по одной шляпе на столе). Шляпы накрываются тканью. Мультимедийная установка, презентация. Раздаточный материал: задания для групп, буклеты, рекомендации. Мяч.


^ Технологическая схема деловой игры

(О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец)
Ход игры
I. Этап подготовки.

  • Разработка игры: стратегия, план, описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения.


^ Предварительно всем участникам деловой игры дается задание: «Изучить имеющийся материал по теме: «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников». Подготовить примеры из опыта работы с родителями по трудовому воспитанию дошкольников». Ответственным мини-групп (6 человек) дать индивидуальные вопросы (см. Приложение).


  • Вход в игру: постановка проблемы, целей; условия проведения игры, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультирование.



Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, тема нашей деловой игры «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников». В ходе деловой игры мы не просто обсудим проблему, но и рассмотрим ее со всех возможных сторон и постараемся выработать единую стратегию деятельности или хотя бы наметить пути ее решения.

Один мудрец сказал: «Сядь и подумай! Найди в своем вопросе все «плюсы» и «минусы», и ты увидишь его значимость для себя. Проживи все свои эмоции, которые способна вызвать в тебе эта проблема, и ты освободишься от эмоций и сможешь объективно судить о ней. Оцени свою проблему со всех сторон, и тогда ты сможешь накопить значимый опыт и обратить свою проблему в возможность раскрыть себя, самореализоваться».

Сегодня я предлагаю вам сесть и подумать над нашей проблемой. Но не просто подумать, а подумать максимально эффективно за минимально короткий отрезок времени. Исследователь Эдвард Боно разработал метод обучения эффективному мышлению и назвал его «Шесть шляп мышления». Он, конечно, подразумевал осмысление одним человеком значимого для него вопроса: «надевая» по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.

Но нам с вами интереснее и эффективнее будет работать коллективом, т.е. группами рассматривать нашу проблему с разных сторон. Именно поэтому я попросила вас сесть сегодня такими группами, в составе которых, на мой взгляд, работа будет проходить наиболее эффективно. Каждая группа будет представлять свою шляпу, т.е. постарается описать для нас проблему со своей стороны. Всего шляп – шесть: белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя.

Откройте, пожалуйста, свои шляпы (они скрыты под тканью) и приготовьтесь слушать задание.

^ Каждая группа находит свою шляпу.

Итак, группа Белой шляпы работает только с фактами, цифрами, событиями. Участникам необходимо освободиться от эмоций, стать как можно более беспристрастными в своих суждениях.

Группа ^ Черной шляпы отмечает все негативные стороны события, явления, проблемы. Данная позиция помогает группе оценить риски при реализации проблемы, осуществлении явления, события.

Группа ^ Желтой шляпы раскрывает все ресурсы, положительные стороны ситуации; она помогает увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

Группа Красной шляпы преподносит событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках, тем самым создавая условия для обрабатывания эмоций, благодаря чему они не будут мешать работе.

Группа ^ Зеленой шляпы актуализирует творческое мышление, организует нестандартный подход к решению задачи, осуществляет поиск новых способов и приемов решения проблемы, ситуации.

И наконец, группа Синей шляпы помогает найти смысл в осуществляемой деятельности, старается продуктивно управлять процессом мышления для обобщения накопленного опыта.
^ II. Этап проведения.

  • Групповая работа над заданием: Мозговой штурм; работа с ведущим.

  • Межгрупповая дискуссия: выступления групп; защита результатов.

Основная цель в работе с семьей дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребенка. Первая задача педагога - убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создания достаточных условий для приобщения детей к труду.

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного труда, с уважением относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье. Но почему же довольно трудно достичь такого единства?

Итак, рассмотрим проблему «Вовлечение родителей в жизнь ДОУ с целью достижения единства в трудовом воспитании ребенка». Образно надевая разные шляпы, мы постараемся выяснить, действительно ли данная проблема является актуальной, необходимо ли стремиться к единству в работе ДОУ и семьи, на самом ли деле существуют расхождения между воспитателями и родителями по вопросам трудового воспитания ребенка, увидим плюсы и минусы данной проблемы и попытаемся найти пути ее решения. Предлагаю рассмотреть проблему с разных сторон (задания для групп находятся на столах и представлены на экране):

  1. Группа Белой шляпы: раскроет цели и задачи достижения единства в работе ДОУ и семьи, приведет результаты анкетирования.

(Примерные ответы педагогов)

Эффективность трудового воспитания, осуществляемого в детском саду по реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГТ, не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия с родителями. В содержании образовательной области «Труд» - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, выделено отдельным блоком. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игр и т.д. Успешное приобретение детьми таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьей.

В каждой возрастной группе воспитатель взаимодействует с родителями детей, объясняя и помогая им стать активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка.

Готовясь к сегодняшнему выступлению, с помощью анкетирования мы обследовали состояние трудового воспитания в семьях детей, а из бесед с родителями узнали их отношение к этому вопросу, и пришли к выводу, что в нашем ДОУ необходимо усилить внимание к вопросам педагогической пропаганды по трудовому воспитанию детей.

По результатам анкетирования, проведенного среди родителей младшей группы, 76% прислушиваются к советам педагога о том, как надо воспитывать у ребенка навыки самостоятельности дома, но только 32% действительно выполняют эти советы.

  1. Группа Черной шляпы: рассмотрит примеры расхождения между родителями и педагогами по данному вопросу.

(Примерные ответы педагогов)

На наш взгляд, достичь единства между родителями и воспитателями очень трудно. Например, воспитатель просит родителей приучать детей дома к самостоятельности во время одевания на прогулку. Большинство родителей сразу воспринимают ее просьбу не как единую цель в воспитании ребенка, а как способ воспитателя освободиться от ухода за детьми. При этом одна мама говорит: «Я не могу предоставить дочке полную самостоятельность, ведь она и оденется неряшливо, и ушки не закроет, как следует, заболеет!». Другая мама, наоборот заявляет: «А я никогда не помогаю своему сыну. Пусть сам одевается!». Таким образом, родители часто не доверяют воспитателям (я сам лучше знаю, как воспитывать), не доверяют они и своим детям (он маленький сам не справится или все испортит), или ссылаются на нехватку времени (я не могу дожидаться, когда ребенок сам что-то сделает).

В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается формальным. На наш взгляд, проблема вовлечения родителей в жизнь ДОУ состоит не только в занятости и пассивности родителей, но и в самих педагогах. Не все воспитатели желают видеть родителей в группе, потому что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), дети начинают капризничать (почему Сережина мама пришла, а моя – нет) часто родители в группе воспринимаются педагогом, как контролер (у нас и так достаточно проверяющих). Да и времени на проведение подобных мероприятий у воспитателя недостаточно.

  1. Группа Желтой шляпы: расскажет о плюсах ситуации, приведет позитивные примеры вовлечения родителей в жизнь ДОУ.

(Примерные ответы педагогов)

Практика нашей работы показывает, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Трудовое воспитание в семье и детском саду преследует единые цели и задачи, различаются только содержание и методы их решения, так как труд детей в семье имеет свою специфику. В атмосфере взаимной любви детей и родителей создается положительное отношение ребенка к труду, что побуждает его делать что-то приятное для близких. Воспитатель, хорошо знающий, как организован труд ребенка в семье, может оказать родителям соответствующую помощь.

^ Рассмотрим положительные моменты в вовлечении родителей в жизнь группы с разных позиций.

Для родителей участие в «трудовой жизни» группы имеет следующие плюсы:

  • они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

  • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей трудовым навыкам;

  • возникает доверие к сотрудникам детского сада;

  • родители обучаются видам труда, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

А что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

  • они видят, что членов их семьи принимают в детском саду с открытым сердцем, следовательно, у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

  • дети начинают признавать полномочия других взрослых и воспринимать их как источник получения трудового опыта;

  • дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении (особенно если приходят в группу папы и выполняют вместе с детьми «мужскую» работу).

^ А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:

  • возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;

  • возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

  • происходит более тесное общение между родителями;

  • возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, изготовление подарков к праздникам и др.).



  1. Группа Красной шляпы: преподнесет проблему в ярких эмоциональных красках.

(Примерные ответы педагогов)

1-й участник группы: расскажет о негативных эмоциях, связанных с привлечением родителей к выполнению трудовых поручений, к оказанию помощи ДОУ и т.д.

2-й участник группы: расскажет о собственном равнодушном отношении к данной проблеме и равнодушном отношении родителей («Мне все равно, будут участвовать родители в совместных мероприятиях или нет. Я свою работу делаю, программу по образовательной области «Труд» выполняю. Рекомендации родителям даю. А уж их дело, будут они пользоваться моими советами или сами справятся и воспитают трудолюбивого ребенка. Многие родители заняты на работе, и я понимаю, что им некогда вечерами ждать, когда ребенок сам соберет игрушки или расстелет постель. В конце концов, больше половины времени ребенок проводит в детском саду, вот мы и будем прививать им навыки положительного отношения к труду»).

^ 3-й участник группы: расскажет о положительном опыте привлечения родителей к трудовому воспитанию дошкольников.

  1. Группа Зеленой шляпы: постарается творчески подойти к решению проблемы вовлечения родителей в жизнь ДОУ с целью достижения единства в трудовом воспитании ребенка.

(Примерные ответы педагогов)

Для того, чтобы отпали сомнения по поводу присутствия родителей в качестве помощников, наблюдателей или ассистентов в группе, мы задали себе вопрос: «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь…

  • в работе с небольшими группам или отдельными детьми?

  • в отношении материалов и оборудования?

  • при осуществлении проектов или общих мероприятий?

  • в подготовке праздников? коллективного труда? мастер-классов?

  • в центрах обучения или выполнении других заданий?

В результате таких размышлений появились варианты включения родителей в педагогическую деятельность детского сада.

Например, приглашаем родителей разных профессий для ознакомления с трудом взрослых, но не просто предоставляем гостю слово, а включаем его в наши дела, выполняем вместе с ним трудовые действия, обращаемся к гостю с вопросами и предложениями и побуждаем к этому детей, ну и конечно не забываем о словах поддержки и публичной благодарности.

Для того, чтобы общение со взрослыми было продуктивным и эффективным, помогаем родителям заранее подготовиться. Для этого раздаем им карточки, например «Инструкция по изготовлению книги», «Учимся вышивать» и др.

Кроме того, можно подготовить специальные памятки, которые вывешиваются на видном месте в приемной. Например: «Дорогие взрослые, мы рады, что вы выбрали вместе с нами Центр конструирования и ручного труда. Пожалуйста, поинтересуйтесь тем, что мы собираемся делать, что нам для этого нужно, с чего мы начнем работу. Если вы увидите, что нам нужна ваша помощь, окажите ее. Если мы уверенно работаем сами, просто понаблюдайте за нами или же возьмитесь за работу сами – рисуйте, клейте, лепите так же, как и мы. Видеть вас за работой большое удовольствие! Ваши дети».

или «Дорогие взрослые, мы рады, что вы нашли время быть с нами. Мы еще только учимся быть самостоятельными – не проливать суп и натягивать колготки, но мы очень стараемся. Для нас важно сделать это самим. Пожалуйста, даже если вы очень хотите помочь, не обращайтесь с нами как с игрушечными. Просто подскажите, с чего начать, подскажите, как сделать, и порадуйтесь нашим успехам. Ваши дети».

  1. Группа Синей шляпы: представит проект решения данной проблемы.

(Примерные ответы педагогов)

Для того, чтобы семья понимала, что цели и задачи у нее едины с детским садом, необходимо как можно чаще включать родителей в деятельность дошкольного учреждения. Кроме того, педагоги призваны устранять нехватку специальных педагогических знаний родителей. Поэтому работу с родителями мы разделили на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача первого блока: повышение педагогической грамотности родителей. Реализовать поставленную задачу можно через следующие формы работы: лекции, семинары, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация.

Задача второго блока: создание условий для включения родителей в планирование и организацию совместной трудовой деятельности взрослого и ребенка. Для решения задачи педагоги используют: совместные мероприятия, продуктивные занятия, экскурсии на места работы родителей, викторины, выпуск газеты, кружки, соревнования.

Итак, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми по трудовому воспитанию создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет реализовать индивидуальный подход.
^ III. Этап анализа и обобщения.

  • Выход из игры: анализ, рефлексия, выводы, обобщения, рекомендации.

Выступление старшего воспитателя с подведением итогов всех выступлений.

Итак, в процессе игры мы смогли рассмотреть проблему «Вовлечение родителей в жизнь ДОУ с целью достижения единства в трудовом воспитании ребенка» с разных сторон.

Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети неадекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада, в том числе и по реализации образовательной области «Труд», идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада. Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:

  • оказание разовой помощи;

  • участие в организации образовательной и воспитательной работы с детьми;

  • участие в качестве постоянных добровольных помощников;

  • участие в принятии решений относительно своего ребенка или группы, которую он посещает, инициирование действий и проектов «для своих»;

  • участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить ее пить» будем понимать, что нельзя заставить родителей принять полезность трудового воспитания детей, можно только «вырастить» желание получить пользу от решения общих целей и задач.

  • Высказывания педагогов.

  • Буклеты и памятки в помощь педагогам.

  • Ритуал завершения работы. Психологическое упражнение «Благодарность».

Участники стоят в кругу. Инструкция: сейчас я передам вам мяч. Каждый из вас должен будет передать мяч следующему участнику и поблагодарить его словами: «Я благодарна вам сегодня за то, что…» Будем следить за тем, чтобы никто из присутствующих не остался без благодарности и ничей вклад сегодня не остался незамеченным.

После выполнения упражнения можно предложить участникам рассказать о своих впечатлениях.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие iconПерспективное тематическое планирование
Цель – воспитание ребенка-дошкольника в традициях отечественной народной культуры

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие iconВизитная карточка
Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его духовное воспитание через народное творчество

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие iconПитание и здоровье дошкольника
Здоровье детей прежде всего в руках родителей, и поэтому именно от них зависит воспитание у ребенка культуры питания

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие icon«Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»
«Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности...

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие icon«Труд красит человека»
Труд – это источник материального и духовного богатства общества. Трудовое воспитание является основным принципом народной системы...

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие iconАрушанова А. Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие»
Арушанова А. Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие». М.: Тц сфера 2011г

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие iconИгра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности,...

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие iconСочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева; под ред проф. Л. А....

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие iconМетодическое пособие по музыке 1 класс (конспект урока). Урок по теме: «Опера- сказка»
Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный...

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программно-метод пособие iconСогласовано
Учебно-методический комплект: «Мама, я умею лепить», автор Л. В. Куцакова. Москва, Мой мир, 2007. «Мама, я умею мастерить», автор...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск