Программа элективного курса по физике






Скачать 198.77 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по физике
Дата публикации23.11.2013
Размер198.77 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Физика > Программа
МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Мари-Турекского района РМЭ

РЕКОМЕНДОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Экспертным советом метод кабинета Директор школы:

____________(С.Т.Бочарова) ________(Н.Х.Гумаров)

«___»________2012г «___»________2012г

Программа элективного курса по физике

"Методы решения физических задач"

9-й класс

Разработал учитель физики:

Гумаров Н.Х.

п.Мариец, 2012 - 2013 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий элективный курс рассчитан на преподавание в объеме 17 часов (1час в неделю).

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе. Данный курс модифицированный. Он готовит учащихся для успешного усвоения факультатива “Методы решения физических задач” в 10-11 классах (авторы программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров).

Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения.

^ Цели курса

  1. Расширение кругозора школьников и углубление знаний по основным темам базового курса физики.

  2. Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.

  3. Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.

Задачи курса

  1. Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач.

  2. Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.

  3. Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач.

  4. Развитие творческих способностей учащихся.

  5. Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.

  6. Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

^ Содержание программы

Вводное занятие.


Что такое физическая задача? Значение физических задач в жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу решения и задания. Основные требования к составлению задач. Способы составления задач.




Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Оформление решения задачи. Способы и приемы решения задач (алгоритм, аналогия, геометрический метод, метод размерностей, графическое решение, координатный метод и т.д.)

Механика

1. Кинематика

2. Динамика


Координатный метод решения задач (прямолинейное движение). Графический метод решения задач (прямолинейное движение). Методика решения задач на относительность движения при изучении основ кинематики. Решение задач на движение материальной точки по окружности. Составление таблицы “Виды движения”

Классификация сил (составление таблицы). Решение задач на основные законы динамики (координатный, графический методы)

^ 3. Законы сохранения

Решение задач на закон сохранения импульса. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами (ср-ми кинематики, динамики и с помощью законов сохранения). Составление таблицы “Законы сохранения”.

4. Статика.

Гидростатика

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем (равновесие материальной точки, равновесие тела, имеющего неподвижную ось вращения). Центр тяжести. Решение задач на определение характеристик покоящейся жидкости. Составление обобщающей таблицы “Статика”

5. Механические колебания  и волны

Решение задач на определение характеристик гармонических колебаний. Решение задач на определение характеристик упругих механических волн.

^ Тепловые  явления

Решение качественных и расчетных задач на изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Решение задач на определение влажности воздуха.

 

Электродинамика

1. Постоянный электрический ток

 Решение задач разного типа на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для однородного участка цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников. Решение задач на различные приемы расчета сопротивления эл. цепей. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач.

2. Электромагнитное поле

Характеристики электростатического и магнитного полей. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера. Составление обобщающих таблиц

^ Световые явления

Решение задач по геометрической оптике: законы отражения и преломления света, линзы, построение изображений, даваемых линзой, формула тонкой линзы.

^ Обобщающее занятие

Отчёт учащихся

Основные виды деятельности учащихся

  1. Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.

  2. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

  3. Решение олимпиадных задач.

  4. Составление таблиц.

  5. Взаимопроверка решенных задач.

  6. Составление тестов для использования на уроках физики.

  7. Составление проектов в электронном виде.

  8. Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.

Ожидаемые образовательные результаты

  1. Знания основных законов и понятий.

  2. Успешная самореализация учащихся.

  3. Опыт работы в коллективе.

  4. Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

  5. Систематизация знаний.

  6. Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

  7. Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.

  8. Опыт составления индивидуальной программы обучения.

Список литературы для учащихся

  1. Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М. “Просвещение”, 1983

  2. Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. “Физика в задачах”, Л.: ЛГУ, 1976 г.

  3. Гольдфарб И.И. “Сборник вопросов и задач по физике”, М.: “Высшая школа”, 1973 г.

  4. Степанова Г.Н. “Сборник задач по физике”, М.: “Просвещение”, 1996 г

  5. Рымкевич А.П. “Задачник” 9-11 кл. М.: “Дрофа”, 2000 г.

  6. Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.

  7. Лукашик В.И., Иванова Е.В. “Сборник задач по физике” 7-9 кл., М.: “Просвещение”, 2001

Список литературы для учителей

  1. Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М.: “Просвещение”, 1983 г.

  2. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. “Методика решения задач по физике”, Л.: ЛГУ, 1972 г.

  3. Тульчинский М.Е. “Качественные задачи по физике”, М: “Просвещение”, 1972 г.

  4. Газета “Физика”, издательский дом “Первое сентября”, 2000-2005 гг.

  5. Методика факультативных занятий по физике (Под редакцией Кабардина О.Ф., Орлова В.А.), М.: “Просвещение”, 1988 г.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Дата

1.Вводное занятие

1




^ 2.Основы кинематики

3




Равномерное и равнопеременное движение. Величины, характеризующие механическое

Движение. Графики зависимости

кинематических величин

от времени

1




Действие над векторами.

Проекция вектора на ось. Закон

Сложения скоростей

1




Движение тела под действием силы тяжести по вертикали.

Баллистическое движение

1




^ 3.Основы динамики

3




Силы в природе

1




Алгоритм Решения задач по динамике

1





Первый закон Ньютона

Второй и третий законы

Ньютона

1





4.Элементы

Гидростатики и аэростатики

2




Гидростатическое давление. Закон

сообщающихся сосудов


1





Сила Архимеда. Условия плавания тел

1




^ 5.Законы сохранения в механике

2





Работа, мощность, энергия

Закон сохранения полной

Механической энергии

1





Импульс. Закон сохранения

импульса

1




^ 6.Тепловые явления

2




Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах

1




Уравнение теплового баланса

1




^ 7.Электрические явления

4




Закон сохранения электрического

заряда. Закон Кулона

Построение электрических цепей

1





Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток

Закон Ома. Расчет сопротивления проводников

1





Работа и мощность

электрического тока. Закон

Джоуля-Ленца

Законы последовательного и параллельного соединения

проводников

1





Закрепление знаний

1




Всего

17





^ Тематический план

Тема

Кол-во

часов

Виды

деятельности

Дата


Фактич. дата

1

2

3

4

5


^ Вводное занятие (1 час)


Вводное занятие

1

Решение задач по различным разделам физики








^ Основы кинематики (3 часа)


Равномерное

и равнопере-

менное дви-

жение. Вели-

чины, харак-

теризующие

механическое

движение

Графики за-

висимости

кинематиче-

ских величин

от времени

1

Составление табли-

цы, отражающей

связь между кине-

матическими вели-

чинами, составле-

ние общего алгорит-

ма на кинематику,

решение задач по

общему алгоритму

Построение графи-

ков зависимости

кинематических

величин от времени

для различных ви-

дов движения, ре-

шения задач с при-

менением графиков









Действие над

векторами.

Проекция

вектора на

ось. Закон

сложения

скоростей

1

Построение и на-

хождение проекции

вектора на ось; ре-

шение задач с при-

менением закона

сложения скоростей;

построение траекто-

рии движения при

переходе от одной

системе отсчета к

другой







Движение

тела под дей-

ствием силы

тяжести по

вертикали.

Баллистиче-

ское движе-

ние

1

Применения алго-

ритма по кинема-

тике к решению

задач в случае дви-

жения тела по вер-

тикали и под углом

к горизонту. По-

строение графиков

зависимости кине-

матических вели-

чин от времени








^ 3.Основы динамики (3 часа)


Силы в при-

роде

1

Построение векто-

ров действующих

на тело сил. Нахож-

дение различных

сил, действующих

на тело по форму-

лам. Построение

таблицы







Алгоритм

Решения за-

Дач по дина-

мике

1


Построение и ана-

лиз общего алго-

ритма на динамику.

Решение задач на

применение алго-

ритма







Первый закон

Ньютона

Второй и тре-

тий законы

Ньютона

1


Применение алго-

ритма на динамику

к решению задач в

случае равновесия

или равномерного

прямолинейного

движения

Применение алго-

ритма к решению

задач в случае дви-

жения тела с уско-

рением








^ 4.Элементы гидростатики и аэростатики (2 часа)


Гидростати-

ческое давле-

ние. Закон

сообщающих-

ся сосудов


1


Анализ условия рав-

новесия жидкости

в сообщающихся

сосудах. Построение алго-

ритма на применение закона

сообщающихся

сосудов







Сила Архи-

меда. Условия пла-

вания тел

1

Изображение силы

Архимеда в общем

случае; выяснение

условия плавания

тел, построение

таблицы








^ 5.Законы сохранения в механике (2 часа)


Работа,

мощность, энергия

Закон

сохранения

полной

механической

энергии

1


Построение табли-

цы, устные сообще-

ния

Выяснение условий

сохранения полной

механической энергии и построе-

ние алгоритма на

закон сохранения

энергии в общем

случае и в механике







Импульс.

Закон сохранения

импульса

1

Изображение век-

торов импульса,

выяснение условий

выполнения закона

сохранения им-

пульса и энергии;

оформление ре-

зультатов в виде

схемы. Построение

общего алгоритма

на законы сохране-

ния








^ 6.Тепловые явления (2 часа)


Расчет коли-

чества тепло-

ты в различ-

ных тепловых

процессах

1

Составление таб-

лицы, нахождение

количества теплоты

в различных тепло-

вых процессах по

формулам







Уравнение

теплового

баланса


1


Распространение

закона сохранения

энергии на тепло-

вые процессы; со-

ставление алгорит-

ма решения задач

на уравнение теп-

лового баланса







^ 7.Электрические явления (4 часа)


Закон сохра-

нения элек-

трического

заряда. Закон

Кулона

Построение

электриче-

ских цепей

1


Изображение силы

Кулона в различ-

ных случаях. Ана-

лиз решения задач

на закон Кулона и

закон сохранения

электрического

заряда

Составление таб-

лицы: «Условное

обозначение эле-

ментов электриче-

ских цепей»; по-

строение электри-

ческих цепей с

использованием

условных обозна-

чений







Постоянный

электриче-

ский ток. Ве-

личины, ха-

рактеризую-

щие электри-

ческий ток

Закон Ома.

Расчет сопро-

тивления про-

водников


1


Построение табли-

цы. Решение задач

на применение таб-

лицы

Построение вольт-

амперной характе-

ристики для про-

водников с различ-

ным сопротивлением;

нахождение связи

между напряжени-

ем, силой тока и

сопротивлением на

опыте





Работа и

мощность

электрическо-

го тока. Закон

Джоуля-Лен-

ца

Законы по-

следователь-

ного и парал-

лельного со-

единения

проводников

1


Нахождение энер-

гетических пара-

метров электричес-

кого тока; примене-

ние закона сохране-

ния энергии к электрическим

явлениям

Составление таб-

лицы: «Законы по-

следовательного и

параллельного со-

единения» по экс-

периментальным

данным. Упроще-

ние электрических

схем







Закрепление

знаний

1

Мини-презентации

учащихся по реше-

нию задач на раз-

личные разделы

физики








Всего


17











ПРОГРАММА

  1. Вводное занятие (1 ч).

  2. ^ Основы кинематики (3 ч)

Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тел под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.

  1. ^ Основы динамики (3 ч).

Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.

  1. ^ Элементы гидростатики и аэростатики (1 ч).

Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.

  1. ^ Законы сохранения в механике (2 ч).

Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.

  1. ^ Тепловые явления (2 ч).

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Влажность воздуха.

  1. ^ Электрические явления (4 ч).

Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бутырский, Г.А., Сауров, Ю.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Кабардин, Ф., Орлова, В. А. Углубленное изучение физики в 10-11 классах. – М.: Просвещение, 2002.

  3. Меледин, Г. В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями. – М.: Наука, 1989.

  4. Мясников, С. П., Осанова Т. Н. Пособие по физике. – М.: Высшая школа, 1988.

  5. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант».- Вып. 4. – М.: Наука, 1980.

  6. Трофимова, Т. И., Павлова, З. Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. – М.: Высшая школа, 1999.

  7. Тульчинский, М. Е. Сборник качественных задач по физике. – М.: Просвещение, 1965.

  8. Яворский, Б. М., Селезнев, Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. – М.: Наука,1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по физике iconРабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике»
Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» составлена на основе программы элективного курса В. А. Орлоав, профессора...

Программа элективного курса по физике iconАвторская учебная программа элективного курса «готовимся к егэ по физике»
Изучение программы элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности...

Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике»
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...

Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике»
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...

Программа элективного курса по физике iconПрограмма элективного курса «Готовимся к егэ по физике» Автор программы курса: Недбальская И. В
«Физика 10, 11» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский – М.: Издательство «Просвещение», 2009г

Программа элективного курса по физике iconРабочая программа элективного курса по физике практикум по физике....
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. №03-1263 о примерных программах по учебным предметам Федерального базисного...

Программа элективного курса по физике iconРабочая программа элективного курса по литературному чтению «Волшебный мир сказки»
Рабочая программа элективного курса по литературе для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:...

Программа элективного курса по физике iconРабочая программа элективного курса по физике «методы решения задач по физике» для 10-11 классов
Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая...

Программа элективного курса по физике iconПояснительная записка статус документа
Программа элективного курса «Решение задач по физике методом графических образов» предназначена для обучающихся 10, 11 классов

Программа элективного курса по физике iconПрограмма Элективного курса по алгебре и началам анализа в 10-11классах...
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов универсального профиля и рассчитана на 70 часов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск