Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "

Загрузка...





Скачать 218.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Дата публикации07.12.2013
Размер218.11 Kb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
1

О.Ф. Кабардин В.А. Орлов

Методические рекомендации

к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "

под редакцией А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10 и 11 классов при организации изучения предметов на профильном уровне

Москва

«Просвещение»

2004

2

1 . Введение

Физика как предмет в учебном плане общеобразовательной средней шко-лы занимает особое место по ряду причин. Поворот школы от ориентации учебного процесса на запоминание и воспроизведение учащимися некоторой суммы знаний и умений к ориентации, прежде всего, на развитие умственных способностей школьников требует самостоятельной познавательной и творче-ской деятельности учащихся. Физика как учебный предмет в общеобразова-тельной школе по своему содержанию предоставляет исключительно широкие возможности для организации такой деятельности учащихся. Кроме того, зна-ние физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физиче-ской географии, технологии.

Из наблюдений и опытов учащиеся должны самостоятельно прийти к вы-водам, что для количественного описания наблюдаемых природных явлений необходимо введение таких физических понятий, как расстояние, время, ско-рость, ускорение, масса, сила, импульс, энергия, температура и других. Основ-ные физические понятия должны формироваться в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физические законы должны откры-ваться в их собственных опытах и исследованиях.

Подлежащие усвоению физические явления, понятия и законы должны рассматриваться не столько как цель, сколько как средство развития познава-тельных и творческих способностей учащихся, умений логически мыслить, приобретения опыта планирования практических действий с предметами мате-риального мира с использованием современных технических средств и прибо-ров. При успешной организации самостоятельной, познавательной деятельно-сти школьников на уроках физики выполнение обязательных требований к знаниям и умениям школьников будет естественным следствием процесса их

3

умственного развития с использованием изучения физики в качестве средства достижения этой цели.

Особенностью предмета физика в учебном плане общеобразовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами в современной жизни стало необходимым практически каждому че-ловеку.

Изучение физики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эво-люции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических тео-рий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинами-ки, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических за-дач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информа-ции физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного при-обретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, под-готовки докладов, рефератов и других творческих работ;

4

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности выска-зываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования на-учных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ве-дущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практиче-

ских, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окру-

жающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и об-

щества.

Курс рассчитан на 5 учебных часов в неделю. Он может быть ис-пользован в 10 и 11 классах при обучении по физико-математическому, ес-тественнонаучному (область физики и химии) и технологическому (инду-стриально-технологический) профилям.

При изучении физики профильного уровня основное внимание должно уделяться не дополнительным вопросам и темам, а содержанию, определенно-му обязательным минимумом. Большое внимание должно уделяться формиро-ванию у школьников физических понятий на основе наблюдений физических явлений, выполнению учащимися самостоятельных опытов и экспериментов с последующим анализом их результатов, развитию умений применять на прак-тике теоретические знания, полученные на уроках физики. Основные понятия и законы физики должны быть представлены учащимся не как окончательные и неизменные истины, а в их историческом развитии, с выяснением границ при-менимости изученных законов, с примерами существования различных систем научных понятий.

Такой методический подход к изучению основных физических понятий и законов использован в книге для учителя «Углубленное изучение физики в 10-11 классах» (под ред.О.Ф.Кабардина, В.А.Орлова. —М.:Просвещение, 2002.) В тематическом планировании ссылки на эту книгу обозначены Кн. для учит…

В учебнике "Физика 10" в соответствии с программой по физике введена новая глава, посвященная методам научного познания и физической картине мира. По выбору учителя материал этой главы может быть изложен в форме лекций учителя с последующим обсуждением основных тем на семинарских занятиях или в форме ученических конференций с подготовкой кратких высту-

5

плений учащихся и последующим коллективным обсуждением. Форма обычно-го урока с последующим опросом и выставлением оценок за ответы для темы едва ли целесообразна.

Программа по физике для профильных классов завершается разделом "Строение и эволюция Вселенной". Необходимость введения такого раздела в школьный курс физики обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, курс астрономии перестал быть обязательной составной частью общего среднего образования, а без знаний о строении Вселенной и законах ее развития невозможно формирование целостной научной картины мира. Во-вторых, в со-временном естествознании наряду с процессом дифференциации наук все большую роль начинают играть процессы интеграции различных ветвей естест-веннонаучного познания природы. В частности, физика и астрономия оказались неразделимо связанными в поисках решения проблем строения и эволюции Вселенной в целом, происхождения элементарных частиц и атомов. По этим причинам в переработанном издании учебника "Физика 11" в соответствии с программой имеется новый раздел "Строение и эволюция Вселенной".

Материал этого раздела целесообразно изучать не на традиционных уроках с последующим опросом и оцениванием ответов, а в основном в форме семи-нарских занятий, на которых учащиеся делают краткие сообщения по заранее распределенным темам. Основой для подготовки таких сообщений может слу-жить текст соответствующего параграфа учебника, но учащимся следует реко-мендовать при подготовке сообщений использование дополнительных источ-ников. Не менее половины урока-семинара целесообразно отводить на обсуж-дение сообщений. Наиболее трудные темы может излагать учитель в форме лекции с последующим обсуждением.

Для изучения материала связанного с астрономией можно также использо-вать учебник «Астрономия 11» Е.П.Левитана (М.: Просвещение). В тематиче-ском планировании ссылки на учебник обозначены А.

Основными учебниками, используемыми в тематическом планировании, являются учебники «Физика 10","Физика 11» под редакцией А.А.Пинского, О.Ф.Кабардина (М.: Просвещение, 2004). Ссылки на данные учебники обозна-чены У.

При использовании учебников более раннего года выпуска номера пара-графов могут не совпадать. В таких случаях в скобках указаны номера парагра-фов учебников выпуска до 2004 г., либо учебники «Физика 10, 11» Г.Я.Мякишева и др. (М.: Просвещение), которые обозначены У*10 и У*11.

6

Для развития умений самостоятельно применять полученные знания по физике при решении задач различного уровня рекомендуется использовать книгу «Физика. Задачник 9-11 классы» (О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. —М.: Дрофа, 2003.) В тематическом планировании ссылки на эту книгу обозначены З. …

На подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий по физике ори-ентирована книга «Тесты по физике. Для классов физико-математического профиля.» (О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, С.И.Кабардина. —М.: Вербум-М, 2002.) В тематическом планировании ссылки на эту книгу обозначены Т. …

Для подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ по физике можно использовать книгу «Единый Государственный Экзамен. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. Физика. Руководство для подготовки к экзаменам. М.: АСТ "Астрель", 2004. В тематическом планировании ссылки на эту книгу обозначены ЕГЭ.

Выбор лабораторных заданий различного уровня трудности для постанов-ки физического практикума учитель может сделать, используя "Физический практикум для классов углубленным изучением физики" (под ред. Ю.И.Дика, О.Ф.Кабардина. —М.:Просвещение, 2002.).

^ X КЛАСС (5 часов в неделю)

1-2 уроки. Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в фи-зике. У. §§ 74-75 (У* 10. Введение, §§ 1-2, " Первое сентября. Физика", №42, 2001г.) 2ч.

3-4 уроки. Научные гипотезы. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. У. §§76-78 (У* 10. Введение, §§ 1-2, " Первое сентября. Физика", №42, 2001г.) 2ч.

5 урок. Физическая картина мира. У. §79 (У* 10. Введение, §§ 1-2. У* 11. § 117, " Первое сентября. Физика", №42, 2001г.) 1ч.

6-7 уроки. Механическое движение и его относительность. Способы опи-сания механического движения. Материальная точка как пример физической

7

модели. У. §1 Демонстрации. Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

8-9 уроки. Характеристики механического движения: координаты, пере-мещение, скорость, ускорение. Уравнения прямолинейного равномерного и прямолинейного равноускоренного движения. У. §1 Примеры решения задач. Решение задач. Демонстрации. Падение тел в воздухе и в вакууме.

10 урок. Фронтальная лабораторная работа. Измерение ускорения сво-бодного падения.

11-12 уроки. Решение задач. З. 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.10, 1.11, 1.13, 1.17.

13-14 уроки. Движение по окружности с постоянной по модулю скоро-стью. Центростремительное ускорение. У. §1. Решение задач. З. 1.14, 1.16.

15 урок. Инвариантные и относительные величины в кинематике. У. §2.

16-17 уроки. У. §2 Примеры решения задач. Решение задач.

18-19 уроки. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. У. §3. Кн. для учит. §3. Демонстрации. Явление инерции. Инертность тел. Взаимо-действие тел. Сравнение масс тел.

20 урок. Фронтальная лабораторная работа. Измерение массы тела.

21-22 уроки. Второй закон Ньютона. Сила. Измерение сил. Принцип су-перпозиции сил. У. § 3. Кн. для учит. §3. Демонстрации. Зависимость силы упругости от деформации. Измерение сил. Сложение сил. Фронтальная лабо-раторная работа. Измерение сил и ускорений.

23-24 уроки. Третий закон. Ньютона. Границы применимости законов ди-намики Ньютона. У. §3 Примеры решения задач. Решение задач.

25 урок. Прямая и обратная задачи механики. У. § 4. Решение задач. 3. 2.1-2.3, 2.5-2.6.

26-27 уроки. Сила тяжести. Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. У. §4. Примеры решения задач. Решение задач.

8

28-29 уроки. Гравитационная постоянная. Определение масс небесных тел. У. §4. Решение задач. З. 4.1,4.2, 4.6.

30 урок. Вес и невесомость. Демонстрации. Невесомость и перегрузка. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. У. §5. Ре-шение задач. Кн. для учит. §3.

31-32 уроки. Сила упругости. У* 10. §§ 36-37. Фронтальная лаборатор-ная работа. Изучение движения тела по окружности под действием силы тяже-сти и упругости.

33-34 уроки. Сила трения. У* 10. §§ 38-40. Демонстрации. Силы трения. Решение задач. З. 2.13, 2.14.

35 урок. Тест по кинематике и динамике. Т. Тест 2.

36-37 уроки. Анализ результатов выполнения теста 2.

Вращательное движение тел. У. § 6. Решение задач.

38-39 уроки. Условия равновесия твердого тела. Демонстрации. Виды равновесия тел. У. §7. Примеры решения задач. Решение задач.

40 урок. Решение задач. З. 3.1-3.7, 3.10- 3.13.

41-42 уроки. Импульс силы. Импульс или количество движения. Связь им-пульса силы с изменением импульса тела. У. §8. Кн. для учит. §4.

43-44 уроки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. У. §8. Решение задач. Кн. для учит. §4. Фронтальная лабораторная работа. Иссле-дование столкновения тел.

45 урок Закон сохранения момента импульса. У. §9. Фронтальная лабора-торная работа. Измерение момента инерции тела. Решение задач. Кн. для учит. §6.

46-47 уроки. Кинетическая энергия. Работа. Демонстрации. Изменение энергии тел при совершении работы. У. §10. Примеры решения задач. Решение задач. Фронтальная лабораторная работа. Сравнение работы силы с измене-нием кинетической энергии тела.

9

48-49 уроки. Работа силы тяжести. Потенциальная энергия. У. §10. При-меры решения задач. Решение задач.

50 урок. Потенциальная энергия упругой деформации. У. §10.Фронтальная лабораторная работа. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Кн. для учит. §5.

51-52 уроки. Закон сохранения механической энергии. У. §10. Решение задач. З. 4.3, 4,4, 4.7, 4.8, 4.9, 4.12.

53-54 уроки. Решение задач. З. 5.1- 5.8, 5.13, 5.14.

55 урок. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза коле-баний. Уравнение гармонических колебаний. У. §11. (У* 11. §§ 19-24). Демон-страции. Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно. Свободные колебания груза на нити и на пружине. Запись колебательного дви-жения.

56-57 уроки. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколе-бания. У. §11. (У* 11. §§ 18, 25). Демонстрации. Вынужденные колебания. Ре-зонанс. Автоколебания. Фронтальная лабораторная работа. Исследование за-висимости периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины. Решение задач. Кн. для учит. §11. З. 6.4-6.6.

58-59 уроки. Решение задач.

60 урок. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: отра-жение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны. У. §12. (У* 11. §§ 42-46). Демонстрации. Поперечные и продольные волны. Отражение и преломление волн. Дифракция и интерференция волн. Частота колебаний и вы-сота тона звука.

61-62 уроки. Тест "Законы сохранения в механике. Механические колеба-ния и волны." Т. Тест 3. Анализ итогов выполнения теста 3.

63-64 уроки. Основные положения молекулярно-кинетической теории. У. §13. Решение задач. Кн. для учит. §7

10

65 урок. Экспериментальные доказательства атомистической гипотезы строения вещества. У. §14. Демонстрации. Механическая модель броуновского движения. Модель опыта Штерна.

66-67 уроки. Свойства газов. Модель идеального газа. У. §15. Решение за-дач.

68-69 уроки. Абсолютная температура. Температура как мера средней ки-нетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением иде-ального газа и средней кинетической энергией теплового движения его моле-кул. У. §16. Решение задач.

70 урок. Уравнение состояния идеального газа. У. §17. Решение задач.

Уроки 71-72. Изопроцессы в газах. У. §.18. Демонстрации. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Решение за-дач.

Уроки 73-74. Реальные газы. Границы применимости модели идеального газа. У. § 19. Решение задач. З. 7.1-7.11.

Урок 75. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы. Модель строения жидкостей. У. § 20.

Уроки 76-77. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. У. § 21. Демонстрации. Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Решение задач. Фронтальная лабораторная работа. Измерение влажности воздуха.

Уроки 78-79. Свойства поверхности жидкостей. Поверхностное натяжение. У. §§ 22-23. Демонстрации. Явление поверхностного натяжения жидкости.

Фронтальная лабораторная работа. Измерение поверхностного натя-жения. Решение задач.

11

Урок 80. Кристаллические тела. Модель строения твердых тел. У. § 24. Демонстрации. Кристаллы. Объемные модели строения кристаллов. Модели дефектов кристаллических решеток.

Уроки 81-82. Фронтальная лабораторная работа. Наблюдение роста кри-сталлов из раствора. Механические свойства твердых тел. У. § 25. Решение за-дач.

Уроки 83-84. Получение и применение кристаллов. У. §§ 26-27. Решение задач 3. 7.12-7.13, 7.15-7.18.

Урок 85. Т. Тест 4.

Урок 86. Анализ итогов выполнения теста 4.

Урок 87. . Внутренняя энергия и способы ее изменения. У. § 28. Решение задач.

Уроки 88-89. Первый закон термодинамики. У. § 29-30. Решение задач.

Урок 90. Применение первого закона термодинамики к различным процес-сам. Адиабатный процесс. У. § 31. Демонстрация. Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении. Решение задач.

Урок 91. Фронтальная лабораторная работа. Измерение удельной тепло-ты плавления льда.

Урок 92. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. У. §§ 33, 35, 36. Демонстрации. Модели тепловых двигателей. Решение задач.

Уроки 93-94. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. У. § 37. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. У. § 34.

Урок 95. Решение задач. З. 8.1-8.9.

Уроки 96-97. Т. Тест 5. Анализ выполнения теста 5.

Уроки 98- 99. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. У. §§ 38, 39. Демонстрации. Электрометр. Решение задач.

Урок 100. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. У. § 40. Решение задач.

Уроки 101-102. Теорема Гаусса. У. § 41. Решение задач. З. 9.1, 9.2.

12

Уроки 103-104. Работа сил электрического поля. У. § 42. Решение задач. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Связь разности потен-циалов с напряженностью электрического поля. У. § 43. Решение задач.

Уроки 106-107. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Элек-трическая емкость. Конденсатор. Демонстрации. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы. У. §§ 44-45. Решение задач.

Урок 105. Энергия электрического поля. Демонстрации. Энергия заря-женного конденсатора. У. §§ 46-47. Решение задач.

Уроки 108-109. Условия существования постоянного электрического тока. Электродвижущая сила источника тока (ЭДС). Напряжение. У. § 48. Фрон-тальная лабораторная работа. Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Урок 110. Закон Ома для полной электрической цепи. У. § 49. Решение за-дач.

Уроки 111-112. У. Фронтальная лабораторная работа. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи. У. § 50. Решение задач.

Уроки 113-114. Правила Кирхгофа. У. § 51. Решение задач. Работа и мощ-ность тока. У. § 52. Решение задач. З. 11.1-11.3, 11.10-11.13, 11.16.

Урок 115. Электрический ток в металлах. Демонстрации. Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. У. §§ 65-66. Решение за-дач.

Уроки 116-117. У. Фронтальная лабораторная работа. Измерение темпе-ратуры нити лампы накаливания. Электрический ток в электролитах. Закон электролиза. Демонстрации. Явление электролиза. У. § 67. Решение задач.

Уроки 118-119. У. Фронтальная лабораторная работа. Измерение эле-ментарного электрического заряда. Электрический ток в газах. Плазма.§ 68. Демонстрации. Электрический разряд в газе. Люминесцентная лампа.

13

Урок 120. Электрический ток в вакууме. Электрон. У. §§ 69,70. Решение задач. Демонстрации. Термоэлектронная эмиссия. Электронно-лучевая труб-ка.

Уроки 121-122. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости полупроводников. У. § 71. Демонстрации. Зависи-мость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения. Собственная и примесная проводимость полупроводников

Уроки 123-124. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. У. §§ 72-73. Демонстрации. Полупроводниковый диод. Транзистор. Решение задач. З. 11.4-11.7, 11.9, 11.14.

Урок 125. Т. Тест 6.

Уроки 126-127 . Магнитное взаимодействие токов. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Демонстрации. Магнитное взаимодействие токов. У. §§53, 54. Решение задач. Кн. для учит. § 10.

Уроки 128-129. Магнитное поле тока. У. § 54. Решение задач.

Урок 130. Сила Лоренца. У. §55. Демонстрации. Отклонение электронно-го пучка магнитным полем. Решение задач.

Уроки 131- 132. Магнитные свойства вещества. Магнитная запись звука. Демонстрации. §§ 56, 64. Электроизмерительные приборы. Демонстрации. Электроизмерительные приборы. У. § 57.

Уроки 133. Электрический двигатель постоянного тока. У. § 58. Решение задач.

Урок 134. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Индукционное электрическое поле. У. § 59. Решение задач. Демонстрации. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Зависимость ЭДС само-индукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Урок 135. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. У. §§ 60, 61. Решение задач.

14

Урок 136-137. Энергия электромагнитного поля. Электрический генератор постоянного тока. У. §§ 62, 63. Решение задач.

Урок 138. Решение задач. 3. 10.1-10.5, 10.8- 10.12,10.16. Уроки 139- 140. Т. Тест 7. Анализ решения теста 7. Уроки 141- 142. ЕГЭ. Решение задач из тестов ЕГЭ.

Физический практикум (20 ч.)

Экскурсии (4 ч.) (Во внеурочное время)

Резерв времени (13 ч.)

В учебнике "Физика 10" не обязательными для изучения являются §§

6, 9, 19, 20, 26, 27, 32, 36, 41, 47, 51, 56, 57, 64, 73.

XI КЛАСС (175 ч.) (5 часов в неделю)

Уроки 1-2. Свободные и вынужденные колебания. Гармонические и не-гармонические колебания. Способы представления колебаний. Сложение коле-баний. Демонстрация. Сложение гармонических колебаний. У. §§ 1-3 (1-2, 4).

Уроки 3-4. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колеба-ния. У. §§ 4-5 (1). Решение задач. Кн. для учит. § 12.

Урок 5. Автоколебательный генератор незатухающих электромагнитных колебаний. У. § 6 (3).

Уроки 6-7. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения. Де-монстрация. Осциллограмма переменного тока. У. §§7-8 (4-5). Решение задач.

Уроки 8-9. Конденсатор Демонстрация. Конденсатор в цепи переменно-го тока. Фронтальная лабораторная работа. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока. У. §9 (7).

Урок 10. Решение задач. З. 12.4, 12.5.

Уроки 11-12. Катушка в цепи переменного тока. Фронтальная лабора-торная работа. Измерение индуктивности катушки. У. § 10 (6). Решение задач.

15

Уроки 13-14. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. У. § 11 (8). Решение задач.

Урок 15. Мощность в цепи переменного тока. У. § 12 (8). Решение задач.

Уроки 16-17. Электрический резонанс. Демонстрация. Резонанс в после-довательной цепи переменного тока. У. § 13 (9). Решение задач.

Уроки 18-19. Трансформатор. Производство и использование электриче-ской энергии. Демонстрации. Трансформатор. Генератор переменного тока. У. §§ 14 –15 (14-15). Решение задач.

Урок 20. Решение задач. 3. 12.1 - 12.3, 12.6 - 12.12, 12.14.

Уроки 21- 22. Генератор трехфазного тока. Асинхронный трехфазный двигатель. Передача и использование электрической энергии. У. §§ 16 – 18 (12*-13*, 16).

Уроки 23 - 24. Открытие электромагнитных волн. Генерация электромаг-нитных волн. У. §§ 19 – 20 (17). Решение задач.

Урок 25. Отражение электромагнитных волн. Демонстрация. Отражение электромагнитных волн. У. § 21 (18).

Уроки 26 - 27. Преломление электромагнитных волн. Демонстрация. Пре-ломление электромагнитных волн. У. § 22 (19). Решение задач.

Уроки 28 - 29. Интерференция и дифракция электромагнитных волн. Де-монстрация. Интерференция электромагнитных волн. Дифракция электромаг-нитных волн. У. §§ 23 – 24 (20-21). Решение задач. З. 13.2, 13.3.

Урок 30. Поляризация электромагнитных волн. Эффект Доплера. Демон-страция. Поляризация электромагнитных волн. У. §§ 25, 26 (22).

Уроки 31-32. Принципы радиосвязи и телевидения. Демонстрации. Моду-ляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний. Про-стейший радиоприемник. У. §§ 27- 29 (24-28).

Урок 33. Радиоастрономия. У. § 30 (А. §§ 1, 29).

Урок 34. Электромагнитная природа света. Скорость света. У. § 31 (29).

16

Урок 35. Интерференция света. Когерентность. Демонстрации. Интерфе-ренция света. У. §§ 32, 33 (32, 33). Решение задач.

Уроки 36-37. Дифракция света. Демонстрация. Дифракция света. У. § 34 (34*). Решение задач. Кн. для учит. § 13.

Уроки 38-39. Дифракционная решетка. Демонстрация. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. У. § 35 (35). Решение задач.

Урок 40. Фронтальная лабораторная работа. Оценка длины световой волны по наблюдению дифракции от щели.

Уроки 41 - 42. Решение задач. З. 13.4 - 13.13.

Уроки 43 - 44. Голография. У. § 36 (36*). Дисперсия света. Демонстра-ции. Получение спектра с помощью призмы. Спектроскоп. § 37 (48). Решение задач.

Урок 45. Поляризация света. Демонстрация. Поляризация света. У. § 38 (38).

Урок 46. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. У. § 39 (30).

Урок 47. Принцип Ферма. У. § 40 (40*).

Уроки 48 - 49. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Демонстрация. Полное внутреннее отражение света. У. § 41 (41). Решение задач.

Урок 50. Фронтальная лабораторная работа. Измерение показателя пре-ломления стекла.

Уроки 51 - 52. Зеркала. У. § 42 (42). Решение задач.

Уроки 53 - 54. Решение задач. 3. 14.1 - 14.6.

Урок 55-57. Линзы. Формула тонкой линзы. У. § 43 (43). Примеры реше-ния задач. Решение задач.

Уроки 58 - 59. Решение задач. З. 14.7 - 14.11.

Урок 60. Фронтальная лабораторная работа. Расчет и получение увели-ченных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы.

17

Уроки 61 - 62. Глаз как оптическая система. У. § 44 (44). Решение задач. Фронтальная лабораторная работа. Определение спектральных границ чувст-вительности человеческого глаза.

Уроки 63 - 64. Оптические приборы. Разрешающая способность оптиче-ских приборов. Демонстрации. Фотоаппарат. Лупа. Проекционный аппарат. Микроскоп. Телескоп. У. § 46 (46-47). Решение задач.

Урок 65. Световые величины. У. § 45 (45*). Решение задач.

Уроки 66 - 67. Решение задач. 3. 14.12 - 14.18.

Уроки 68 - 69. Т. Тест 8. Анализ результатов выполнения теста 8.

Урок 70. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. У. §§ 47, 48 (50).

Урок 71. Пространство и время в специальной теории относительности. У. § 49 (52).

Уроки 72 - 73. Энергия, импульс и масса в релятивистской динамике. У. § 50 (54).

Уроки 74 - 75. Релятивистские законы сохранения. У. § 51.

Урок 76. Закон взаимосвязи массы и энергии для системы частиц. У. § 52 (55).

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (34 ч.)

Урок 77. Гипотеза М.Планка о квантах. У. § 53 (57). Решение задач.

Уроки 78 - 79. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Фотон. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Демонстрация. Фотоэффект. У. §§ 54 – 55 (58). Решение задач.

Урок 80. Решение задач. 3. 15.4 - 15.6.

Уроки 81 - 82. Химическое действие света. У. § 56 (61). Решение задач. Световое давление. Опыты П.Н.Лебедева. У. § 57 (62). Решение задач.

Уроки 83 - 84. Опыты, обнаруживающие корпускулярные свойства света. Опыты С.И.Вавилова. У. § 58 (64*). Решение задач. З. 15.8 - 15.10.

18

Урок 85. Планетарная модель атома. У. §§ 59 – 60 (65-66). Решение задач. Кн. для учит. §§14 - 15.

Уроки 86 - 87. Квантовые постулаты Бора. Объяснение происхождения линейчатых спектров. Демонстрация. Линейчатые спектры излучения. У. §§ 61, 62 (67, 69). Решение задач.

Уроки 88 - 89. Опыты Франка и Герца. У. §63 (70). Фронтальная лабора-торная работа. Наблюдение линейчатых спектров.

Урок 90. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. У. §§ 64 (71). Решение задач.

Уроки 91 - 92. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Элементы квантовой механики. У. §§ 65 – 66 (71-72*). Решение задач.

Уроки 93 - 94. Спин электрона. Многоэлектронные атомы. У. §§ 67 - 69 (74-75).

Урок 95. Решение задач. 3. 15.7, 15.11 - 15.14.

Уроки 96 - 97. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры. Де-монстрация. Лазер. У. § 70 (77).

Уроки 98- 99. Модели строения атомного ядра. У. §§ 71 – 72 (78-79). Кн. для учит. § 16.

Урок 100. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. У. § 73 (80). Решение задач.

Уроки 101 - 102. Ядерные спектры. Радиоактивность. У. §§ 74 – 75 (81*-82). Решение задач. Кн. для учит. § 17.

Урок 103. Закон радиоактивного распада. Статистический характер про-цессов в микромире. У. § 76 (83). Решение задач.

Уроки 104 - 105. Свойства ионизирующих излучений. Дозиметрия. Мето-ды регистрации ионизирующих излучений. Демонстрации. Счетчик ионизи-рующих частиц. Камера Вильсона. Фотографии треков заряженных частиц. У. §§ 77- 78 (84-85). Решение задач.

19

Уроки 106 - 107. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. У. §§ 79 – 80 (86-87). Решение задач.

Уроки 108 - 109. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. У. §§ 81 – 82 (88-89). Решение задач.

Уроки 110 - 111. Т. Тест 9. Анализ результатов выполнения теста 9.

Уроки 112 - 113. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодейст-вия. У. §§ 83 – 87 (90-93). Кн. для учит. § 18.

Уроки 114 - 115. Природа тел солнечной системы. У. §§ 88 – 91 (А. §§ 12-17). Решение задач. Примеры решения задач.

Уроки 116 - 117. Солнце и звезды. и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Демонстрации. Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами. Наблюдения. Наблюдение солнечных пятен. Обнаружение вращения Солнца. У. §§ 92 – 95 (А. §§ 18-21, 24). Решение задач.

Уроки 118 - 119. Строение Галактики. Метагалактика. Демонстрации. Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей. Фотографии га-лактик. Наблюдения. Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галак-тик. У. §§ 96 – 97 (А. §§ 28-30).

Уроки 120 - 121. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. У. §§ 98 – 100 (А. §§ 31-33).

Уроки 122- 125. ^ ЕГЭ. Решение задач из тестов ЕГЭ.

Физический практикум (20 ч.) Экскурсии (4 ч.) (во внеурочное время) Обобщающее повторение (20 ч.) Резерв времени (10 ч)

В учебнике "Физика 10" не обязательными для изучения являются §§ 2, 3, 16, 17, 26, 30, 36, 40, 58, 65, 66, 67, 68, 69.

20

Список сборников задач, соответствующих программе классов с углубленным изучением физики

1. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике
для 10-11 классов с углубленным изучением физики / Под ред.

С.М.Козела. – М.: Просвещение, 2001

  1. Малинин А.Н.. Сборник вопросов и задач по физике. Для 10-11 клас-сов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002

  2. Черноуцан А.И. ФИЗИКА. Задачи с ответами и решениями. – М.: Высшая школа, 2003

  3. 3800 задач по физике для школьников и поступающих в вузы. Авт.­сост. Н.В.Турчина и др. – М.: Дрофа, 2000

  4. Павлов С.В., Платонова И.В. Сборник конкурсных заданий по физике для поступающих в вузы. – М.: Интеллект-Центр, 2001

Список пособий для подготовки к единому государственному экзамену

  1. Ханнанов Н.К., Орлов В.А., Никифоров Г.Г.,Тесты по физике. Уровень В. - М.: Вербум-М, 2002

  2. Орлов В.А., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен. 2002. Кон-трольные и измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2003

  3. Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Фадеева А.А.. Единый государственный эк-замен. 2003-2004. Контрольные и измерительные материалы. – М.: Про-свещение, 2003

  4. Орлов В.А., Фадеева А.А.Ханнанов Н.К., Учебно-тренировочные мате-риалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004 – М.: Интеллект-Центр, 2003

  5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Кабардина С.И. Физика Тесты для школьни-ков и поступающих в вузы –М.: Мир и образование, 2002

  6. Гладышева Н.К., Нурминский И.И. и др. Тесты. Физика. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.

http://www.prosv.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconС. И. Кабардина Методические рекомендации к личностно ориентированному...
Методические рекомендации к личностно ориентированному учебнику «Физика 10 класс»: Методическое пособие. – Черноголовка: гну иним...

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconУчебники (автор, изд., год) методические пособия (автор, изд., год)...
Е. В. Рыбаков «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» 2012, Просвещение

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconКомплекты (умк) по физике Касьянова В. А. для профильного и базового...
«Физика. 10 класс (профильный уровень)», «Физика. 11 класс (профильный уровень)» написаны в соответствии с авторской программой среднего...

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconИгряшова И. В., методист кафедры естественнонаучных дисциплин Учебно-методический...
«Физика. 10 класс (базовый уровень)», «Физика. 11 класс (базовый уровень)» написаны в соответствии с авторской программой среднего...

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconРабочая программа по учебному курсу «Физика» 10 класс
Сборник нормативных документов «Физика», примерные программы по физике, Дрофа, м-2007, составители Э. Д. Днепров,А. Г. Аркадьев

Методические рекомендации к учебникам \"Физика. 10 класс\" и \"Физика. 11 класс \" iconРабочая программа разработана на основе Примерной программы основного...
Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М.: Дрофа, 2002



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск