Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления»






Скачать 203.63 Kb.
НазваниеУрок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления»
Дата публикации31.07.2014
Размер203.63 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Физика > Урок
«Удивительное электричество»

Тип: урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления».

Класс - 8.

Вид: урок – соревнование

Цели:

1.Закрепить у учащихся основные понятия, полученные при изучении данной темы; навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных.

2.Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

3.Продолжать учить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.

4.Развивать коммуникативные способности.

Задачи:

Образовательные:

Выявить уровень усвоения данного материала;

формирование познавательных умений через решение различных ситуаций; формирование умения группировать материал по указанным признакам. Развивающие:

Сформировать элементы творческого поиска на основе приема обобщения. Воспитательные:

Способствовать воспитанию трудовых навыков; физической сноровки; продолжить воспитание личностных качеств: взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность.

^ Эпиграфы к уроку:

“Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.

(Русская пословица)

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”.

ФИРДОУСИ (Персидский и таджикский поэт, 940-1030г.г.)

Оформление:

1.Плакат с названием урока и его эпиграфами, плакат-призыв.

2.Портреты учёных: Кулона, Ампера, Вольта, Ома, Джоуля, Ленца.

3.Выставка книг по теме «Электричество»

4.Название конкурсов.

5.Раздаточный материал.

Плакат-призыв:

Пусть кипит работа,
Сложны соревнования.
Успех решает не судьба,
А ваши знания!

На уроке организуется соревнование между учащимися класса. Учащиеся класса делятся на три равные команды. Угадав название частицы, выбирается название команды. Заранее подготавливаются жетоны, которыми награждаются победители тех или иных конкурсов. В ходе урока проводятся также соревнования, в которых может принять участие весь класс.

^ Дай название команде.

а) «Протон»…………………………- положительный заряд ядра атома.

б)« Нейтрон»……………………… - нейтральный заряд ядра атома.

в) «Электрон»………………………- отрицательно заряженная частица.
^

Ход урока:


Структурные элементы урока, время.

Форма, методы

Цели, задачи

Деятельность учителя и учащихся

1.Вступительное слово учителя

3мин.

 

 

 

Стихотворение, беседа.

 

 

 

 

 

Создание положительной мотивации; постановка цели урока.

 


 

 

Учитель читает стихотворение, знакомит учащихся с жюри, которое будет оценивать работу учеников; обращает внимание на соответствие баллов и оценок; говорит о конкурсах, в которых предстоит принять участие учащимся; учащиеся слушают учителя.



2.Проверка теоретических знаний по данной теме.
7мин.
 

 

 

Конкурс «Разминка»

 

 



Выявить имеющиеся знания основных определений и формул по данной теме.


Учитель объясняет условия конкурса.

Ученики слушают учителя, выполняют предложенное задание на листочках, выданных учителем. Капитан команды собирает листочки и сдаёт их на проверку жюри.

3.Контроль приобретения навыков решения задач.

 15 мин.

 

 

Конкурс «Люблю задачи я!» (долгосрочный)


 

 


Выявить уровень умения учащихся при решении задач.

В течение 15 минут участники этого конкурса должны решить как можно больше задач. Условия задач записаны на карточках


Учитель объясняет условия конкурса.

Ученики слушают и приступают к выполнению задания.

Они самостоятельно решают предложенные задачи, выбирая те, которые соответствуют их уровню.

Участники конкурса садятся за первые парты по 2 человека от каждой команды.

Листки с решениями сдаются в жюри.



4.Совершенствование и применение знаний при работе с приборами.

 6 мин.


Конкурс «Экспериментато

ров»


Выявить уровень знаний учащихся основных приборов, используемых при изучении темы, умений находить цену деления, предела измерения шкалы прибора, правил его подключения.

Учитель объясняет условия конкурса.

Учащиеся по одному человеку от команды выходят к кафедре, где стоят приборы и по данному им плану, предложенному им, выполняют задание.

6. Предварительное подведение итогов за конкурсы: «Разминка» и «Экспериментаторов»
Проведение физкультминутки «Элементы электрической цепи»


5мин.


Жюри подводит предварительные итоги.


Выявить, сколько баллов набрала каждая команда.



Учитель предлагает жюри объявить количество баллов, набранных каждой командой. Учащиеся слушают.

Учитель объявляет физкультминут

ку

Учащиеся выполняют физические упражнения под диктовку учителя.

7.Объявление завершения конкурса «Люблю решать задачи я!»

 

 



Завершение конкурса. 

 


 

Учитель объявляет завершение конкурса.
Учащиеся сдают свои работы жюри.


 8.Формирование умений применять знания в любой ситуации (решение кроссвордов)

5 мин.


Конкурс капитанов.

Кроссворд «Люди науки»



Капитаны команд должны за отведённое на этот конкурс время, разгадать кроссворд, предложенный им учителем на листах


Учитель объявляет конкурс.
Капитаны каждой команды выходят к доске и выполняют предложенное им задание. Они могут просить помощи у команды, но при этом теряют балы.

По истечении времени, капитаны сдают свои работы жюри.


9. Эмоциональная разрядка

Сценка «Взаимопроверка»

Развитие интереса к предмету

Смотрят сценку, подготовленную учащимися класса

10.Второе подведение итогов конкурсов.

Жюри объявляет итоги конкурсов: «Люблю задачи я!», «Найди ошибку!»





Учитель предлагает жюри подвести итоги по названным конкурсам.

Учащиеся слушают.



11.Заключительный конкурс.

5 мин.

Конкурс загадок «Угадай!»


Выявить умения учащихся применять знания, полученные при изучении данной темы в незнакомой ситуации.

Учитель загадывает всем учащимся загадки.

Учащиеся отгадывают загадки.

12.Подведение итогов игры.

Награждение победителей (вручение орденов «Знаток электричества»). Заключительное слово учителя.

3 мин.


Подводятся итоги конкурсов капитанов и загадок, общий итог.


Подводится итог работы учащихся (по количеству набранных баллов сообщается заработанная учащимися оценка).

Читаются слова Я.П. Полонского, призывающие к деятельности, любознательности, движению вперед

создание положительной мотивации для дальнейшей работы учащихся.

Обращается внимание на выставку книг по электричеству

Учитель объявляет “заработанные” учениками оценки.



13.Организация домашнего задания.

 2 мин.

 


 

Подготовиться к контрольной работе (повторить основной материал по данной теме)



Записывают домашнее задание.

 

 



^ Вступительное слово учителя:

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды; там и тут,
В любом атоме “живут”.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется “Электричество”!

Конкурсы.

  1. Конкурс «Разминка»

Конкурс проводится в форме физического диктанта. Учащиеся должны записать окончание каждой фразы на листочках, которые сдаются и проверяются жюри. Время проведения конкурса – 7 мин.

1.Электрическим током называется…

2.Единица силы тока…

3.Единица электрического сопротивления…

4.Электрическое напряжение измеряется …

5.Формула закона Ома для участка цепи…

6.Как найти общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены последовательно…

7.Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при… соединении.

8.Амперметр всегда включается в цепь…

9.Электрическое сопротивление зависит от …

10Формула работы электрического тока…

11.Мощность равна отношению работы к …

12.1 кВт ч – единица …

13.Формула закона Джоуля – Ленца …

14.Вольтметр включается в цепь …

15.Электрический ток направлен от …

2.Конкурс «Люблю задачи я!»

Участники этого конкурса должны в течение 15 минут решить как можно больше задач. Условия задач написаны на карточках. На первые парты вызываются по два ученика от каждой команды. Они решают предложенные задачи самостоятельно, в произвольной форме, по выбору. По истечении времени листки с решениями сдают жюри.

Примеры задач:

1.Какова сила тока в цепи электрической плитки, если электрический заряд, равный 840 Кл, проходит через поперечное сечение её спирали за 10 мин.?

2.Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

3.Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым находится лампа.

4.Длина медного провода, использованного в осветительной сети, 100 м, площадь поперечного сечения его 2 мм2. Чему равно сопротивление такого провода, если удельное сопротивление меди равно 0,017 Ом мм2/м ?

5.Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе за 30 мин., если сила тока в цепи 0,5 А, а напряжение на клеммах двигателя 12 В?

6.Электроплитка рассчитана на напряжение 220 В и силу тока 3 А. Определите мощность тока в плитке.

7.Мощность электрического утюга равна 0,6 кВт. Вычислите работу тока в нём за 1,5 ч. Рассчитайте стоимость электроэнергии, если 1 кВт ч стоит 1руб. 60коп.

Примечание:

Пока идёт конкурс решения задач, проводятся параллельно конкурсы: «Экспериментаторов» и «Найди ошибку».

^ 3.Конкурс «Экспериментаторов»

Этот конкурс позволяет выявить уровень знаний учащихся основных приборов, используемых при изучении темы, умений находить цену деления, предела измерения шкалы прибора, правил его подключения. Учащиеся по одному человеку от каждой команды выходят к кафедре, где стоят приборы и по данному им плану, предложенному им, выполняют задание, предварительно подготовившись к нему, пока идёт конкурс «Найди ошибку!»

На кафедре стоят следующие демонстрационные приборы: амперметр, вольтметр, гальванометр. По плану рассказать об этих приборах.

План ответа:

1.Название прибора.

2. Назначение.

3. В каких единицах измерения проградуирована шкала?

4. Предел измерения шкалы.

5. Цена деления шкалы прибора.

6. Правила подключения в электрическую цепь.

^ 4.Конкурс «Найди ошибку!»

Цель проведения этого конкурса заключается в том, чтобы выявить у учащихся навыки работы с электрическими цепями.

В течение предложенного времени учащиеся должны рассмотреть схему электрической цепи и выяснить, какие ошибки были допущены при её составлении. Через 4 мин работы сдаются на проверку жюри.



«Найди ошибку!»

Какие ошибки были допущены при составлении электрической цепи, схема которой изображена на рисунке?

Примечание:

Предварительное подведение итогов конкурсов: «Разминка», «Экспериментаторов».

Проведение физкультминутки «Элементы электрической цепи». (См. урок 2)

Объявление завершения конкурса решения задач. Карточки с решёнными задачами сдаются учащимися жюри.

^ 5.Конкурс капитанов.

Капитаны команд должны за отведённое на этот конкурс время – 5 мин., разгадать кроссворд «Люди науки», предложенный им учителем на листах. Учитель объявляет конкурс.

Капитаны каждой команды выходят к доске и выполняют предложенное им задание. Они могут просить помощи у команды, но при этом теряют балы. По истечении времени, капитаны сдают свои работы жюри.

1.Французский учёный, в честь которого названа единица измерения электрического заряда.

2.Фамилия этого итальянского учёного имеется в приборе, который включается в электрическую цепь параллельно.

3.Французский учёный, который ввёл в физику понятие «электрический ток».

4.Немецкий физик, который открыл и на опыте подтвердил закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением.

5. и 6.Закон, определяющий тепловое действие тока, назван в честь этих учёных.

(Кроссворд «Люди науки» в приложении).

Примечание:

Пока капитаны выполняют свою работу, жюри подводит итоги конкурсов «Найди ошибку» и «Люблю решать задачи я!»

^ 6.Конкурс загадок «Угадай!» (заключительный).

Этот конкурс позволяет выявить умения учащихся применять знания, полученные при изучении данной темы в незнакомой ситуации. Учитель загадывает всем учащимся загадки.

Учащиеся отгадывают загадки.

Многое, о чем мечтали люди с древних времен, писали, рассказывали друг другу в сказках, сегодня стало былью, благодаря ученым-физикам, инженерам, техникам. И работа многих из этих приборов возможна благодаря электрическому току. Например:

  • чудо-зеркальце – телевизор;

  • перо Жар-птицы – прожектор;

  • золотой петушок – радиолокатор;

  • белка умница, считает орехи – ЭВМ;

  • конек-горбунок – космическая ракета;

  • ковер-самолет – воздушный лайнер и т.д.

К далеким селам, городам
Кто идет по проводам.
Светлое величество
Это – (электричество)

Два соседних колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочки с голосами. (Магнитофон)

Как солнце горит,
Быстрее ветра летит,
Дорога в воздухе лежит,
По силе себе равных не знает. (Молния)

Горит ясно, если знаешь правила, то безопасно. (Электричество)
Без ног бежит, без огня горит. (Электричество)
Вострушка – вертушка уперлась в винт ногой,
потерял болтун покой. (Отвертка)
Вы его в руках держали,

Когда лабораторную выполняли,

Им силу тока изменяют, если что-то в нём сдвигают. (Реостат)
Он всем несёт тепло и свет

Щедрей его на свете нет

К посёлкам, сёлам, городам

Приходит он по проводам. (Электрический ток)
В нашей комнате одно

Есть волшебное окно:

В нём летают чудо – птицы,

Бродят волки и лисицы. (Телевизор)

Примечание:

Подведение конкурсов капитанов загадок, подведение итогов игры.

Награждение победителей (вручение орденов «Знаток электричества»). Заключительное слово учителя.

Подводится итог работы учащихся (по количеству набранных баллов сообщается заработанная учащимися оценка).

Читаются слова Я.П. Полонского, призывающие к деятельности, любознательности, движению вперед – создание положительной мотивации для дальнейшей работы учащихся.

^ Заключительное слово учителя:

По словам русского поэта 19 века Якова Петровича Полонского:

Царство науки не знает предела –

Всюду следы её вечных побед,

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько ещё непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук, любознательной натуры! Так что запускайте свой «вечный думатель», и вперёд!

Учитель обращает внимание на выставку книг по теме: «Электричество»

Организация домашнего задания: подготовиться к контрольной работе (повторить основной материал по данной теме). Записывают домашнее задание.

Приложение к уроку.

Кроссворд «Люди науки»


    1.  Французский учёный, в честь которого названа единица измерения электрического заряда. (Кулон)


    1. Фамилия этого итальянского учёного имеется в приборе, который включается в электрическую цепь параллельно. (Вольта)


    1. Французский учёный, который ввёл в физику понятие «электрический ток». (Ампер)


    1. Немецкий физик, который открыл и на опыте подтвердил закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Ом)


5 и 6. Закон, определяющий тепловое действие тока, назван в честь этих учёных. (Джоуль и Ленц)



Разминка.
1. Электрическим током называется…упорядоченное направленное движение заряженных частиц.
2. Единица силы тока…Ампер
3. Единица электрического сопротивления…Ом
4. Электрическое напряжение измеряется …в вольтах
5. Формула закона Ома для участка цепи…I=U/R
6. Как найти общее сопротивление цепи,

в которой потребители соединены последовательно…R0=R1+R2
7. Все потребители находятся под одним и тем же

напряжением при…параллельном соединении.
8. Амперметр всегда включается в цепь…последовательно
9. Электрическое сопротивление зависит от …длины проводника l, площади его поперечного сечения S, свойств материала (удельного сопротивления ρ)
10. Формула работы электрического тока…A=I U t
11. Мощность равна отношению работы ко …времени
12. 1 кВт ч – единица …работы
13. Формула закона Джоуля – Ленца …Q= I2 R t
14. Вольтметр включается в цепь …параллельно
15. Электрический ток направлен от …положительного полюса источника к отрицательному полюсу.

Конкурс «Люблю задачи я!»

Примеры задач:


  1. Какова сила тока в цепи электрической плитки, если электрический заряд, равный 840 Кл, проходит через поперечное сечение её спирали за 10 мин.? Ответ: 1,4 А



  1. Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе? Ответ: 4,4 А



  1. Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым находится лампа. Ответ: 217 В



  1. Длина медного провода, использованного в осветительной сети, 100 м, площадь поперечного сечения его 2 мм2. Чему равно сопротивление такого провода, если удельное сопротивление меди равно 0,017 Ом мм2/м ? Ответ: 0,85 м



  1. Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе за 30 мин., если сила тока в цепи 0,5 А, а напряжение на клеммах двигателя 12 В? Ответ: 10800 Дж = 10,8 кДж



  1. Электроплитка рассчитана на напряжение 220 В и силу тока 3 А. Определите мощность тока в плитке. Ответ: 660 Вт



  1. Мощность электрического утюга равна 0,6 кВт. Вычислите работу тока в нём за 1,5 ч. Рассчитайте стоимость электроэнергии, если 1 кВт ч стоит 1руб. 60коп. Ответ: 0,9 кВт ч; 1 руб. 44 коп.

«Найди ошибку!»
Какие ошибки были допущены при составлении электрической цепи, схема которой изображена на рисунке?




Ответы:


  1. Амперметр включён параллельно, а вольтметр последовательно с электролампой, а надо – наоборот.



  1. Неправильно соединены элементы в батарее аккумуляторов. При последовательном соединении элементов в батарею положительный полюс одного элемента надо соединить с отрицательным полюсом другого.



  1. Провода от батареи и лампы присоединены только к одной клемме ключа.

Конкурс «Экспериментаторов»

План ответа:

1.Название прибора. (Амперметр)

2. Назначение. (Для измерения силы тока)

3. В каких единицах измерения проградуирована шкала? (В Амперах)

4. Предел измерения шкалы. (3А)

5. Цена деления шкалы прибора. (0,2А)

6. Правила подключения в электрическую цепь. (Последовательно; положительный полюс источника с положительным полюсом амперметра, отрицательный полюс источника с отрицательным полюсом амперметра)

План ответа:

1.Название прибора. (Вольтметр)

2.Назначение. (Для измерения напряжения)

3.В каких единицах измерения проградуирована шкала? (В вольтах)

4.Предел измерения шкалы. (15 В)

5.Цена деления шкалы прибора. (1 В)

6.Правила подключения в электрическую цепь. (Параллельно; «+» с «+»; « -« с «-«)

План ответа:

1.Название прибора. (Гальванометр)

2.Назначение. (С его помощью можно судить о наличии тока в цепи)

3.В каких единицах измерения проградуирована шкала? ( В Амперах)

4.Предел измерения шкалы. (5А)

5.Цена деления шкалы прибора. (1А)

6.Правила подключения в электрическую цепь. (Последовательно; «+» с «+»; « - « с « - « )
«^ ВЗАИМОПРОВЕРКА» – СЦЕНКА

Два ученика, сидят за одним столом и положив на него руки, разыгрывают сценку контроля знаний.

1-й ученик: Как называется прибор, при помощи которого измеряют величину тока?

^ 2-й ученик (подглядев ответ под ладошкой): Амперметр.

1-й ученик (подглядев у себя под ладошкой): Верно.

1-й ученик: Как называется прибор, при помощи которого измеряют электрическое сопротивление?

^ 2-й ученик (подглядев ответ под ладошкой): Омметр.

1-й ученик (подглядев у себя под ладошкой): Верно!

1-й ученик: Как называется прибор, при помощи которого измеряют величину электрического напряжения?

^ 2-й ученик: пытается подглядеть, но 1-й ученик быстро прикрывает ее своей рукой. После некоторого замешательства.

2-й ученик (отвечает): Напряжометр...

^ 1-й ученик пытается подглядеть, но второй быстро прикрывает его ладонью, и 1-й ученик, поколебавшись, отвечает. Правильно – напряжометр!?

Критерии оценки


    1. «Разминка» - по 1 баллу за каждый правильный ответ.



    1. Конкурс «Экспериментаторов» - максимальный балл – 5



    1. Конкурс «Найди ошибку!» - 1 балл за каждую правильно найденную

ошибку.



    1. Конкурс «Люблю решать задачи я!» - по 3 балла за каждую правильно решённую задачу.



    1. Конкурс капитанов «Люди науки» - по 1 баллу за каждое правильно угаданное слово.



    1. Конкурс загадок «Угадай!» - самой активной команде и угадавшей больше загадок – 3 балла, затем 2 балла и 1 балл.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрок по теме: «Тепловые явления»
«Тепловые явления»; способствовать развитию самостоятельного аналитического мышления, формированию компетентности: саморазвития,...

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика»
Напечатанный текст сказки как раздаточный материал для каждого ученика, толковый словарь, тетрадь, кроссвор

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрок обобщения и систематизации знаний уосз

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока : смешанный....
Оборудование: учебник “Математика 6”, Виленкин Н. Я., карточки-задания, переносная доска

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрок обобщения и систематизации знаний уосз
Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconКонспект урока по теме: «Числа от 1 до 10»
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации учащимися знаний по теме «Числа от 1 до 10»

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрок обобщения и систематизации знаний уосз
Периодический за­кон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрок обобщения и систематизации знаний
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Давайте настроимся на урок. (Аутотренинг: «Приведем свои мысли в порядок, включим...

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний о народный промыслах
Родине, русским народным традициям её истории и национальной культуре, прививать любовь к природе

Урок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления» iconУрок актуализации знаний и умений, урок повторения
Урок русского языка в 5 классе Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск