Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах»

Загрузка...





Скачать 79.77 Kb.
НазваниеУрок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах»
Дата публикации17.06.2014
Размер79.77 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Физика > Урок
Учитель физики Н.П.Николаева, школа № 476.

Урок физики в 5 классе .

Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах».

Цели:

Обучающие: - обобщить и закрепить знания учащихся о явлениях

преломления и отражения световых лучей;

- закрепить навыки и умения построения изображений в

сферических зеркалах;

Развивающие: - способствовать развитию культуры устной речи;

- развитие интереса к чтению;

- способствовать развитию познавательных интересов

учащихся, их творческого потенциала.

Воспитательные: - воспитание чувства взаимопомощи;

- воспитание самостоятельности и самоконтроля.
Содержание урока.
Учитель: Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать.
Грустить, веселиться, о чуде мечтать,
И снова забудем, дружок впопыхах,
Что чудо-то держим с тобою в руках.

И это чудо- книга, повесть - сказка А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

(Демонстрируется слайд №1)

Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова на урок приходит книга.

Вместе с Элли и её друзьями мы отправимся в путешествие по Волшебной стране к Гудвину, чтобы узнать рецепт эликсира успеха. А помогут нам ваши знания о поведении световых лучей. И так в путь.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Слайд №2)

Учитель: В пути нас ждут самые разные испытания и неожиданные встречи. С кем встретились в угрюмом , тёмном лесу Элли и её спутники?

Ученик: С саблезубыми тиграми.

Учитель: Предлагаю вам назвать оптические явления, посмотрев видеосюжеты и узнать волшебное слово- пароль, которое поможет нам убежать от саблезубых тигров. Ответы записывайте в тетради в столбик. Возьмите из каждого слова-ответа указанные мною буквы и составьте слово –пароль.

Демонстрируются слайд № 3.

Учитель: Из этого слова возьмите первую букву.

Демонстрируются слайд № 4.

Учитель: Возьмите из ответа пятую букву.

Следующее необходимое нам слово обозначает естественный источник света, а волшебник Гудвин считал его своим другом и ещё более могущественным волшебником, чем он сам. Из этого слова возьмите первую букву.

Демонстрируются слайд № 5.

Учитель: Из ответа возьмите вторую букву. Составьте слово-пароль.

Проверим ваши ответы.

(Слайд № 6)

Ученик: Миражи

Преломление

Солнце

Отражение

Учитель: Мы идём дальше в Изумрудный город. Дорога из жёлтого кирпича привела нас к реке, где нас ждёт ещё одно испытание, ведь Страшила попал в беду, остался висеть на шесте посреди реки. Чтобы ему помочь вам необходимо разгадать филлворд. Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова, определения которых заданы. Из оставшихся четырёх букв составьте слово.

  1. Оптическое устройство, которое позволяет проводить наблюдения, находясь в укрытии. (перископ)

  2. Точка сферического зеркала, в которой собираются лучи, параллельные ГОО. (фокус)

  3. Преломлённый луч и …., восстановленный в точку падения, образуют угол преломления. (перпендикуляр)

  4. Устройство, состоящее из большого числа уголковых отражателей. Его главная особенность – способность после отражения направлять световые лучи туда, откуда они пришли. (катофот)

  5. Точка сферического зеркала, лежащая на главной оптической оси, обозначенная буквой P.


т

о

ф



п

к

п

е

у

е

р

с

р

и

с

п

о

к

е

н

д

и

т

а

к

п

ю

л

и

у

к

о

ф

о

с

с

о

п

л

я

р

а

т



Учащиеся разгадывают филлворд, работая в парах. Проверка осуществляется с использованием мультимедийного проектора.( слайд № 7) Из оставшихся букв получается слово « аист».

Звучит отрывок из книги: «Аист взмахнул широкими крыльями и полетел к Страшиле. Он вцепился ему в плечи крепкими когтями, легко поднял и перенёс на берег, где сидела Элли с друзьями».

Учитель: Дружба и взаимопомощь помогли нам справиться и с этой задачей.

Ребята, вы вспомнили некоторые характеристики сферического зеркала . Теперь мы сможем решить задачи на построение изображений в сферических зеркалах, а заодно помочь Страшиле и Дровосеку перенести Элли и Тотошку через коварное маковое поле. Соберите маки, освобождая путь нашим друзьям.




На доске висит плакат- иллюстрация. Рисунки маков содержат с обратной стороны задания на построение изображений в сферических зеркалах. Учащиеся берут карточки и выполняют построение в тетрадях. Проверка выполняется построением рисунков на доске.

Задания на построение изображений в сферических зеркалах.



Учитель: Ну вот все трудности позади и мы добрались до Изумрудного города.

Звучит отрывок из книги « Перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкающими так ярко, что они ослепили даже нарисованные глаза Страшилы. У этих ворот кончилась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, которая много дней верно вела их и наконец привела к долгожданной цели». (слайд № 7) Объясните почему драгоценные камни сильно блестят?

Ученик: Блеск объясняется отражением света от граней камней.

Учитель: Отправляемся во дворец Великого Мудреца и Волшебника Гудвина. Дворец Гудвина хорошо защищён, его окружает высокая стена, где стоит Солдат.(Слайд № 9).

«В руках у Солдата было зеркальце и гребешок. Он смотрелся в зеркальце и расчёсывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал». Предлагаю вам, ребята, взять волшебную систему, состоящую из зеркал и используя законы отражения выполнить построение дальнейшего хода изображённого луча. Ваша задача собрать три буквы.

^ Учащиеся выполняют построение чертежей по вариантам.

1 вариант.




Получаются буквы Д, Н, И.



2 вариант.
Получаются буквы И, Г, О.
Учитель: Прочитаем поочерёдно буквы первого и второго варианта.

Буквы закрепляются на доске с помощью магнитов. Последнюю букву добавляет учитель.

Дин Гиор.

Теперь мы можем крикнуть Солдата по имени и пройти к Великому Гудвину.

Здесь нас ждут волшебства и превращения.

^ Демонстрируется занимательный опыт.

На столе располагается ящик в форме куба. На задней стороне ящика устанавливается лампочка. Свет от неё проходит через отверстия. Зрители это хорошо видят. У боковой стенки также устанавливается лампочка. Нетолстая книга оборачивается чёрной бумагой. Учитель сообщает, что эта бумага обладает особыми свойствами, т.к. книга становится прозрачной. Учитель помещает книгу внутрь ящика и все продолжают видеть горящую лампочку.

^ Идёт обсуждение секрета опыта.

(секрет фокуса: во втором случае зрители видят не проходящий сквозь книгу свет, а отражённый от стекла свет боковой лампы)

Учитель: Великий и Ужасный Гудвин не открыл нам тайны эликсира успеха. Нам предстоит сразиться с Бастиндой. (Слайд № 10).

Задача. Владения Бастинды пустынны и солнце палит нещадно. На какой высоте находится солнце над горизонтом, если угол между падающим и отражённым лучом составляет 50 º.

Ученик: Угол между падающим и преломлённым лучом равен сумме угла падении и отражения. По закону отражения эти углы равны, значит каждый из них равен 25º. Высота солнца над горизонтом будет равна 90º- 25º=65º.

Учитель: Как же удалось друзьям победить злую волшебницу Бастинду?

Ученик: Бастинда боялась воды. Элли окатила старуху водой и она растаяла.

Учитель: Какое оптическое явление происходит на границе раздела воды и воздуха?

Ученик: Наблюдается явление преломления.

Учитель: Выберите правильные на ваш взгляд пояснения к рисунку (Слайд № 11).



А. Скорость света в воде больше, чем в воздухе.

Б. Угол падения луча больше, чем угол преломления.

В. Вода является оптически более плотной средой, чем воздух.

Ученик: Правильные утверждения Б,В.

Учитель: Теперь предлагаю воспользоваться волшебными зелёными очками и прочесть рецепт эликсира успеха. (Слайд № 12).Прочтите только зелёные буквы.

^ Текст с рецептом эликсира успеха состоит из букв разного цвета, лишь белые буквы сквозь зелёные очки будут казаться зелёными. Учащиеся читают:

Знания

Трудолюбие

Взаимопомощь

Учитель:

Вот, наконец, финал маршрута.

Но чтоб итоги подвести,

Давайте вспомним, что в пути

Нам помогло не заблудиться,

Умнее стать, к мечте пробиться.

И хоть порой бывало нам

Пожалуй, не до смеха,

Но все, же мы его нашли –

Волшебный эликсир успеха.

Мы шли за световым лучом:

Он нас манил, загадки предлагая.

Но трудности нам были нипочём.

Ведь были вместе мы, друг другу помогая.

Делились знаниями, трудились,

И цели мы своей добились.

О главном не сказать нельзя:

Важней всего, что мы друзья.

Выставляются оценки, подводятся итоги.

Учитель: Ваше домашнее задание – творческое .Составьте задачи, кроссворды, ребусы по теме нашего урока с использованием сюжета повести – сказки «Волшебник Изумрудного города» . Мы создадим головоломки Страшилы Мудрого.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconУрок физики в 11 классе Тема урока
Для проведения данного урока требуется 2 часа. Очень удобны «спаренные» уроки физики в расписании

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconОдинаковы ли скорости распространения красного и фиолетового излучений в вакууме, в стекле?
Показатель преломления воды при для различных монохромотических лучей видимого излучения находится в интервале от n1=1,3308 до n2=...

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconТема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Открытый урок по физике в 7 «Б» классе, разработанный и проведенный учителем физики Белой Е. И. 04. 03. 2009г

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconМикроэкономика
Тема Структура рынка. Поведение предприятия в различных рыночных структурах 46

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconУрок физики в 7-м классе по теме: "Инерция"
Сегодня мы наш урок начнем с повторения пройденного материала в виде физического диктанта

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconДевиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация)
...

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconУрок чтения в 4 классе. Тема урока
Тема урока. «Сказка – ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок». (Обобщающий урок)

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconТема самооб-разования, год
Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики с учетом индивидуальных особенностей...

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconУрока (русская литература и физика) на тему: «Сколько лирики в физике? Сколько физики в лирике?»
Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний

Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» iconУрок физики и математики в 11 классе
Цель: показать использование производной, интеграла, логарифмов в решении физической задачи



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск