Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике»






Скачать 89.95 Kb.
НазваниеРабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике»
Дата публикации23.10.2013
Размер89.95 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Физика > Рабочая программа

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1946


117042, г. Москва, ул. Южнобутовская, дом 135А, тел./факс 715-26-37



Рассмотрено

на методическом объединении

ГБОУ СОШ № 1946

Протокол № 1 от «29» августа 2012г.
Руководитель МО Толкалина С.В.


Согласовано.

Зам. директора по УВР
_______________ / Кушнир Л.П.

Утверждаю.

Директор ГБОУ СОШ № 1946

ЮЗОУО ДО г.Москвы

Приказ № ____ от «___»_____ 2012г.
_________________ /Кракова Н.А.











^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса в 11 «А» классе

«Методы решения задач по физике»

на 2012-2013 учебный год
Учитель – Кушнир Л.П.

2012

^

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» составлена на основе программы элективного курса В. А. Орлоав, профессора ИСМО РАО, г. Москва Ю. А. Саурова, профессора Вятского ГГУ, г. Киров.

(Программа опубликована в сборнике «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 кл. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2009»)

Курс рассчитан на учащихся 11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Элективный курс адресован учащимся 11 класса естественнонаучного профиля. Курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю) и проводится за счет часов школьного компонента учебного плана.

Основные цели курса:

  • развитие интереса к физике и решению физических задач;

  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.

^

Содержание курса


11 классы (17 ч )

Электрическое и магнитное поля


(3 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
^

Постоянный электрический ток в различных средах


(4 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
^

Электромагнитные колебания и волны


(6 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси­фикация задач по СТО и примеры их решения.

^

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач


(1ч)

Литература для учащихся


1. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

2. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.

3. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2009.

4. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Нау­ка, 1992

5. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980

6. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

7. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
^

Учебно - тематическое планирование элективного курса


«Методы и приемы решения задач»


Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата
^

Электрическое и магнитное поле (3 часа)


1

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

1




2

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.

1




3

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца.

1



^

Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа)


4

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

1




5

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.

1




6

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

1




7

Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

1




Электромагнитные колебания и волны (7 часов)




8

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

1




9

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.

1




10

Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор

1




11

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация

1




12

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы

1




13

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

1




14

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач

1




















































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа элективного курса по физике «методы решения задач по физике» для 10-11 классов
Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая...

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике»
Курс рассчитан на учащихся 10 11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных...

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа учебного курса по физике «Практикум решения задач по физике»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «долговская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» icon«Методы и способы решения задач на поверхностное натяжение и капиллярные явления»
«Методы решения физических задач». Цель курса в целом, и урока в частности, повысить мотивацию к изучению физики, развивать логическое...

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа дисциплины «информационно-математические методы решения химических задач»
Гос; овладение методикой обучения школьников приемам решения типовых задач школьного курса химии; ознакомление студентов рекомендациями...

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа по элективному курсу по физике «методы решения физических задач»
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconПрограмма элективного курса по физике
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения...

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии»
Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии» 10 класс

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconЭлективный курс, «Методы решения физических задач»
Элективный курс, «Методы решения физических задач» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений универсального...

Рабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа Общая характеристика дисциплины > Б. 4 «Методы оптимальных решений»
Целью изучения курса является знакомство с широким кругом задач организационно-экономического управления и освоение математических...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск