Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления»

Загрузка...





Скачать 88.79 Kb.
НазваниеКонкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления»
Дата публикации16.08.2014
Размер88.79 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Физика > Конкурс
Денисов Юрий Павлович, учитель физики ГБОУ СОШ с.Сиделькино м.р. Челно-Вершинский Самарской области

Интеллектуальная игра -конкурс

ФИЗИКА ВОКРУГ НАС

по теме

«Тепловые явления»

8 класс

Цели мероприятия:

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления», сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.

Развивающие: Развить аналитико-синтезирующее мышление, умение действовать самостоятельно, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни .

Воспитательная: Воспитать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции.

Пусть кипит работа,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания!

Подготовительный этап:

  1. Игра сопровождается мультимедийной презентацией.

  2. На столах у учащихся должны быть ручки с листочками.

  3. Для жюри подготовлены бланки для заполнения и карточки с правильными ответами.

  4. Демонстрационное оборудование для опытов должно быть размещено на столике

  5. Для награждения лучшему знатоку темы «Тепловые явления» приготовлен орден «Умник»

Оборудование для опытов: ПК

-кастрюля, вода, снег, поваренная соль;

- бутылка с водой, кусок марли, тарелка с водой

1.Определение лучшего знатока темы «Тепловые явления»

2.Вручение ордена «Умник» лучшему знатоку.
ХОД ИГРЫ

Учитель: Здравствуйте, дорогие участники игры! Сегодня в нашем классе пройдет интеллектуальная игра «Физика вокруг нас» по теме «Тепловые явления» . Вы должны показать свои знания по физике, проявить смекалку и актерские способности.. Оценивать вас будет жюри: (ведущий представляет членов жюри).

Вопросы конкурса представлены в мультимедийной презентации.

По каждому блоку ученик отвечает индивидуально. Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если ученик не отвечает, то право ответа получает другой ученик. За правильный ответ учитель получает 2 балла, за половину – одну

Тот ученик который больше заработает баллов – лучший знаток темы «Тепловые явления». Он будет награжден орденом «Умник».

^ I . РАЗМИНКА.

ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ В ТЕКСТЕ.

СЛОВА ДЛЯ ВСТАВКИ : плохой, хороший. 1.

1.Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух, находящийся между ними, обладает------------------------ теплопроводностью.

2.Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Опилки обладают ---------------- теплопроводностью

3. При одной и той же температуре металлические предметы на ощупь кажутся холоднее других. Это объясняется тем, что металлы обладают ------------------- теплопроводностью.

4. Бумага, солома, воздух, мох, войлок, сукно, полотно обладают -----------------

Теплопроводностью.

5. Чтобы ручка утюга не нагревалась, её делают из пластмассы. Пластмасса обладает -------------------- теплопроводностью.

6. Медь, свинец, алюминий, серебро, сталь обладают ------------------- теплопроводностью.

7. Опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых, так как чугун обладает ------------------ теплопроводностью.

8. Алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая – нет. Это объясняется тем, что фарфор обладает ------------------- теплопроводностью.

^ II. КОНКУРСЫ

1 конкурс. Лирики о физике

1. Русская сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Вслед за ним и лиса появилась, ходит около волка и причитывает: «Ясны, ясны на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!»

Хвост и примерз.

ВОПРОС. Каким путем покинуло тепло хвост волка?

ОТВЕТ . Излучением

2. Алтайская сказка «Горностай и заяц»

Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер, над огнем на железном треножнике стоял золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котел медведь никогда не чистил: боялся, что вместе с грязью счастье уйдет, и золотой котел всегда ста слоями сажи как бархатом покрыт.

ВОПРОС. Влияло ли на нагревание воды то, что котел был покрыт «ста слоями сажи».

ОТВЕТ: Да , т.к. сажа пористая, нагревание воды будет происходить медленнее.

^ 2 конкурс. Физика на прогулке.

Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если ученик не отвечает, то право ответа получает другой ученик

1. Почему в мороз снег скрипит под ногами?

(Ломаются сотни тысяч снежинок – кристалликов)

2. Половина ледяной поверхности пруда была покрыта сначала зимы толстым слоем снега, а другая половина – была расчищена для катания на коньках. На какой половине катка толщина слоя льда больше?

(Толщина слоя льда больше на очищенной, т.к. снег рыхлый и предохраняет воду от замерзания)

3. Почему у грязной лужи белая ледяная поверхность слоя?

(Температура замерзания чистой воды и воды с примесями различна, т.к. примеси имеют плотность больше воды, то они будут оседать на дно. Вначале будет замерзать тот слой, в котором осели примеси)

4.Почему, если дыхнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады.

(Выдыхаемый воздух теплее поверхности руки и может её нагреть. Но если струя воздуха быстро движется, с поверхности руки происходит усиленной испарение влаги, вследствие чего получается охлаждение)

^ 3 конкурс. Физика на кухне.

Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если ученик не отвечает, то право ответа получает другой ученик.

1. Почему коробятся нарезанные для сушки фрукты, грибы7

(Одна поверхность фруктов сохраняет быстрее, чем другая, вследствие чего быстрее сжимается).

2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?

(^ Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг оболочки пар. Этот пар подбрасывает каплю вверх).

3. Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?

(^ Температура клюквы значительно ниже 00С. Вода отдает тепло клюкве, охлаждается и замерзает)

4. В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках макарон?

(Нет. Чтобы вода в макаронах кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагретой выше температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле)

^ 4 конкурс. Автолюбители.

Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если ученик не отвечает, то право ответа получает другой ученик.

  1. Почему резервуары с бензином предпочтительно размещать над землей)

(Это уменьшает нагревание в нем горючего и интенсивность его испарения)

  1. Почему бочка для хранения бензина должна закрываться пробкой с резиновой прокладкой, причем очень плотно?

(Резиновая прокладка, плотно прижатая пробкой, исключает выливание, улетучивание испаряющего бензина)

  1. Когда выгоднее заправить машину: ранним утром или днем?

( Ранним утром , т. к. прохладно, а бензин при охлаждении сжимается сильнее и в бак его вместимость больше)

  1. Для чего радиаторы автомобилей зимой надевают утеплительный чехол?

(Чехол является теплоизолятором. Он предохраняет двигатель от переохлаждения).

5 конкурс. Садовод –любитель.

Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если ученик не отвечает, то право ответа получает другой ученик.

1. Почему сады не разводят в низинах?

(^ Холодный воздух как более плотный скапливается внизу. В низких местах чаще бывают заморозки)

2. Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио, передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?

(Удельная теплоемкость воды очень велика. При охлаждении вода будет отдавать тепло земле).

3. Почему для растений опасно их покрытие ледяной коркой?

( Теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения вымерзают)

4. Почему овощные культуры, находящиеся вблизи водоемов (озер, рек, прудов меньше страдают от заморозков, чем расположенная вдали от них?

( Удельная теплоемкость воды очень велика 4200 Дж/кг0 С, поэтому вода днем медленно нагревается, а ночью когда воздух и почва остывают быстрее, отдает тепло, запасенное днем, окружающим культурам)

^ 6 конкурс. Юный мастер.

Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если ученик не отвечает, то право ответа получает другой ученик.

1. Все знают: сделать с стекле отверстие – дело довольно трудное. Стальное сверло быстро нагревается и перестаёт резать. Чтобы избежать этого , достаточно поместить стекло в ванночку с водой. А если стекло большое, достаточно соорудить на нем небольшое «озерцо с пластилиновыми «берегами» и выполнить сверление.

(При сверлении совершается работа и сверло быстро нагревается. У воды большая удельная теплоемкость и при сверлении выделяющееся тепло будет забирать вода, нагреваясь при этом)

  1. У железа или стали удельная теплопроводность значительно больше, чем у меди. Почему паяльники делают из мели, а не из стали или железа?

(Медь обладает лучшей теплопроводностью, чем железо или сталь. Благодаря хорошей теплопроводности меди припой и материал, на который наноситься припой, быстро нагревается. Медь также хорошо смачивается припоем и это создает удобства в работе).

  1. Зачем в гараже рядом с радиатором зимой ставят большой таз с водой?

( При приближении температуры воздуха до температуры замерзания воды сосуд, наполненный с водой служит резервуаром тепла. Когда в нем начинается образовываться лед, освобождается достаточно большое количество тепла, благодаря чему дальнейшее охлаждение помещения задерживается)

  1. Почему при вколачивании гвоздя в дерево шляпка его мало нагревается, а гвоздь вбит, достаточно несколько ударов, чтобы сильно нагреть шляпку?

( Когда гвоздь перемещается , небольшая часть кинетической энергии молотка превращается во внутреннюю энергию гвоздя и дерева и шляпка слабо нагревается во внутреннюю энергию шляпки гвоздя. При этом температура значительно повышается)

^ 7 конкурс. Шерлок Холмс.

У нас  сегодня  необычный гость – Шерлок Холмс. Он  человек многознающий,  наблюдательный. Постарайтесь ответить на его вопросы.

1. «Не хотите ли чаю?» - однажды предложил мне хозяин дома. «Да,» - ответил я.  «Вот и хорошо, - сказал  хозяин. – Но я люблю горячий чай, потому  кладу в него кусочек сахара  только   перед  тем,  как пить.»  
«Разумнее  это  делать  раньше, сразу,  как  вам  налили его,» - посоветовал я.
Кто прав?
(Ответ.  ^ Если  сахар положить   в горячий чай , то его температура сразу понизится, а чем она  меньше  отличается  от комнатной, тем  медленнее  чай остывает.)

2. Недавно  я  был в гостях.  Хозяйка  дома  подошла  к двери и впустила кошку.  Посмотрев  на кошку,  я сказал:  «Погода на улице холодная». 
Как  я это  определил?
(Ответ. По шерсти кошки.  При  Холодной погоде  шерсть кошки  становится особенно пушистой, чтобы  в промежутках  между  ворсинками  было  больше воздуха, ведь  он плохой  проводник тепла.)

3.Обитатели квартиры вели  дружную беседу, но через  некоторое  время   мне пришлось  их прервать: «уважаемая хозяйка,  у вас  на кухне  кипит чайник».  Как я это определил?
(Ответ.  ^ Когда  полный  чайник  кипит, то крышка  стучит, периодически поднимаясь  и давая  выход  образовавшемуся пару.)

4.Угощая нас блинами, хозяйка сказала: «Блины вкусны горячими, поэтому   я ставлю  тарелку  с блинами на металлический поднос».  «лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал я.  На чем основан этот  совет?
(Ответ.  ^ Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке  тарелка остывает медленнее.)


III.Экспериментаторы

1 эксперимент

На пластиковый  демонстрационный стол  налейте немного воды. 
В кастрюлю положите  снег  и посыпьте поваренной  солью.  Через некоторое время  оторвать  кастрюлю от стола будет  невозможно.
(Ответ. На плавление снега тратиться некоторое количество  теплоты, которое заимствуется от  самой смеси.  Смесь охлаждается, что  вызывает замерзание  воды  под кастрюлей).

2 эксперимент

Бутылку с водой обернуть  куском марли и поставить  ее на тарелку  с водой так, чтобы  концы  марли  были  в воде.  Почему   в этом случае температура  воды  в бутылке более низкая, чем  температура окружающего воздуха?


(Ответ.  Вода,  испаряясь  с поверхности мокрой марли,  забирает  энергию  у воды в бутылке.)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
.Определение лучшего знатока темы «Тепловые явления»

2.Вручение ордена «Умник» лучшему знатоку.
Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира- посмотрели на него глазами физика.
Как сказал Пьер Лаплас
То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, -бесконечно!»

Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности
СПАСИБО ЗА ИГРУ!!!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconУрока: «Обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Тепловые явления»
...

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconУрок по теме: «Тепловые явления»
«Тепловые явления»; способствовать развитию самостоятельного аналитического мышления, формированию компетентности: саморазвития,...

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconГрафик на слайде Вопросы к графику: Для какого вещества построен данный график?
«Тепловые явления в физике и искусстве», интегрированный урок- физика, мировая художественная культура

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconПлан урока: Разминка
Цель урока – повторить материал по теме «Тепловые явления», подготовиться к контрольной работе

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconУрок по теме «Тепловые явления»
...

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconУрока. Урок по теме «Тепловые явления»
Проверить качество усвоения теоретического материала, а также знаний, умений и навыков в решении тестовых задач, заданных графическим...

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconУрок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам
«Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому...

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconЗал оформить газетами каждого класса. 7кл «Физика и жизнь»
В центре плакат с надписью: «Поиграем в физику». Плакат со словами: «Физика! Какая емкость слова! Физика для нас не просто звук!...

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconКонкурс 1-11 класс Координатор Таций Татьяна Викторовна 4 01. 09....
Мбоу дод «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» муниципального района

Конкурс физика вокруг нас по теме «Тепловые явления» iconТематическое планирование непосредственно образовательной деятельности...
Опыт проектирования программы «Мир вокруг нас» составлен тьюторомстажировочной площадки ипк и ппро огпу колисниченко Татьяной Николаевной...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск