Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса






Скачать 419.39 Kb.
НазваниеРабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса
страница1/4
Дата публикации24.01.2015
Размер419.39 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области
«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель Управляющего Совета Директор МОУ СОШ с. Стегаловка

______________Карташов Ю.А. ________________ Востриков И.Е.

Протокол №___ от «___»__________2012 г. Приказ №____от «___»________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ 10-11 КЛАССА

"МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»


Учитель Востриков И.Е.

Год составления 2012-2013 учебный год

Класс 10,11 класс

Общее количество часов по плану 10 класс – 69 часов; 11 класс – 68 часов.

Количество часов в неделю 10 класс – 2 часа; 11 класс – 2 часа.
^

Данный курс является дополнением к   базисному учебному плану, используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева

10-11 класс



«___»_______________ 2012 г. _______________________

(подпись учителя)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла

«___»_____________2012 г. Протокол № _____
Руководитель ШМО ________________ __________________________

(подпись) (Фамилия, имя, отчество)

^ 2012 г.


Содержание программы




Пояснительная записка

3



Цели

4



Принципы отбора содержания и организации учебного материала

4



Методы и организационные формы обучения

6



Основные понятия

6



Средства обучения

6



Организация самостоятельной работы

7



Текущая аттестация качества усвоения знаний

7



Итоговая аттестация

7



Ожидаемые результаты занятий

7



Требования к уровню подготовки обучающихся

7



Учебно-тематический план 10 класса

8



Содержание программы учебного курса

9



Календарно-тематический план

12



Перечень учебно-методических средств обучения

17


^ Пояснительная записка

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2012 –2013 учебном году.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Образовательная программа МБОУ СОШ с.Стегаловка.

  • Учебный план МОУ СОШ с.Стегаловка на 2012-2013 учебный год.

  • Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с.Стегаловка на 2012-2013 учебный год.

Данный курс является дополнением к   базисному учебному плану, используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Программа курса базируется на программе факультативного курса, составленной В.А.Орловым (Москва, НИИС и МО АПН СССР ), Ю.А.Сауровым (г. Киров, педагогический институт), 1986год.

Данная программа составлена также на основе примерной программы средней (полной) школы подготовленной: Ю. И. Дик, В. А. Коровин, А. Н. Мансуров, Г. Г. Никифоров, И. И. Нурминский, В. А. Орлов, А. Ю. Пентин, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шилов, федерального компонента государственного стандарта полного среднего образования по физике 2010г., а также  на основе разработанных методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс»Н.Н.Тулькенбаевой и А.Э.Пушкарева Допущенной  Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10 и 11 классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из историй науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. На современном этапе развития науки и техники на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому, важной целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы. Программа курса согласована с требова­ниями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики средней школы. Она ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных учащимися зна­ний и умений. Для этого вся программа делится на не­сколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при реше­нии задач особое внимание уделяется последовательнос­ти действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса фи­зики 11 класса. При повторении обобщаются, система­тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повто­рения при подготовке к единому государственному экза­мену. Особое внимание следует уделить задачам, связан­ным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При рабо­те с задачами следует обращать внимание на мировоз­зренческие и методологические обобщения: потребнос­ти общества и постановка задач, задачи из истории фи­зики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явле­ний при решении задач и др.

^ Целями программы являются:

- развитие интереса к физике, к решению физических задач;

- совершенствование, расширение и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;

- осуществлениеь связи изучения физики с жизнью;

- формирование у школьников профессиональные намерения для выбора профессии связанные с физикой и техникой;

- подготовка к ЕГЭ.        

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

  • соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;

  • соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;

  • возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;

  • возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;

  • жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) → четкое формулирование физической части проблемы (задачи) → выдвижение гипотез → разработка моделей (физических, математических) → прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений → проверка и корректировка гипотез → нахождение решений → проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

При изучении первого раздела программы необходимо использовать разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, выступления школьников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т.д.

При подборе задач в первом разделе программы необходимо использовать возможно шире задачи разнообразных типов. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование определенной познавательной деятельности при решении задачи. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирования умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории. В механике это описание движения материальной точки законами Ньютона и описание движения физической системы законами сохранения. Идея относительности механического движения рассматривается при решении системы задач, описания явления в разных системах отсчета. В молекулярной физике описание трех состояний вещества осуществляется на основе положений МКТ и их следствий, термодинамический метод раскрывается в применении его для описания процессов с идеальным газом, в решении комбинированных задач на явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. В электродинамике плодотворность идеи объяснения изучаемых физических явлений на основе рассмотрения движения зарядов и существования электромагнитного поля должна подчеркиваться при решении всех задач. Конкретным проявлением этой идеи является описание явлений теми или иными законами.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов:

Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы, в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Подбор задач осуществляется учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы. При подборе задач большое внимание уделяется задачам технического содержания, занимательным и экспериментальным задачам.

Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором задач, так и методикой работы с ними. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т.д.

Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.

В свете новых требовании контроля знаний рекомендуется разбирать конкретные тесты в конце изучения каждой темы и тем самым готовить ребят к ЕГЭ.

Можно предложить ребятам выполнять задания творческого характера: составить и решить тест по конкретной теме подбирая задачи из рекомендуемых учителем задачников и из задачников по усмотрению самого ученика.

^ Методы и организационные формы обучения

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconРабочая программа учебного курса по физике основного общего образования...
Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 8 класса. Основная доля, а это 71% обучающихся воспитывают в приёмных семьях,...

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconРабочая программа учебного курса по физике «Практикум решения задач по физике»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «долговская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconРабочая программа по физике для 10а класса составлена на основе авторской...
Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного...

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconРабочая программа по физике для 11а класса составлена на основе авторской...
Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного...

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconРабочая программа учебного предмета (учебного курса, учебной дисциплины,...
Настоящая рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы 5 класса составлена на основе

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconПрограмма курса физики для 7 класса общеобразовательных учреждений пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования и авторской программы...

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 2 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconРабочая программа элективного курса по физике практикум по физике....
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. №03-1263 о примерных программах по учебным предметам Федерального базисного...

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физика»...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...

Рабочая программа индивидуального учебного курса по физике 10-11 класса iconРабочая программа учебного курса «Литературного чтения»
Рабочая программа учебного курса «Литературного чтения» для 3 класса составлена на основе авторской программы курса «Литературного...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск