Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике

Загрузка...





Скачать 149.37 Kb.
НазваниеГ. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике
Дата публикации21.04.2015
Размер149.37 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Физика > Документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Суровикино Волгоградской области

Формирование гражданственности и патриотизма

в процессе обучения физике

(сборник задач)

Разработала Заплишняя Любовь Николаевна

учитель физики и математики

МКОУ СОШ №3 г. Суровикино

Волгоградской области

г. Суровикино 2013г.

Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике
Физика не только наука о природе. Изучая ее, человек изучает мир во всем его многообразии. При этом важной составляющей при ее изучении является формирование гражданской позиции подрастающего поколения. В «Концепции модернизации российского образования» предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма.
Формировать у школьников чувство патриотизма на уроках физики можно, используя следующие эффективные средства:

1. Показ выдающегося вклада отечественных ученых в развитие науки. Большинство этих ученых были и есть настоящие патриоты своей Родины ( М.В. Ломоносов, А.Г. Столетов, Д.И. Менделеев, Э.Х. Ленц, А.Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И.В. Курчатов и другие).

2. Рассказ о большом вкладе отечественных изобретателей в развитие техники ( П. Н. Яблочкова, А.Н Лодыгина, Б. С. Якоби, А.С. Попова, С. П. Королева и других конструкторов – создателей первых атомных электростанций, реактивных самолетов, искусственных спутников Земли, космических кораблей, лазеров, квантовых генераторов и т. д.).

3. Иллюстрация патриотизма выдающихся ученых и изобретателей нашей страны. В жизни и деятельности многих из них проявлялась высокая гражданственность, мужество и патриотизм (А.С. Попов отказался переехать в Америку, П. С. Яблочков выкупил во Франции свой патент на электрическую лампочку и передал его в дар России, чтобы « русским светом» владела в первую очередь его родина др.).

4. Подчеркивание гражданственности и активной жизненной позиции прогрессивных ученых. Например, П. Н. Лебедев в знак протеста против преследования студентов за свободомыслие покинул Московский университет, где им была создана физическая лаборатория.

5.Формирование у учащихся уважительного отношения к труду, упорства в преодолении трудностей на примерах деятельности выдающихся ученых. Именно благодаря своему трудолюбию, целеустремленности Курчатову удалось проложить путь к атомной энергетике.

При рассмотрении на уроках соответствующего материала нельзя ограничиваться упоминанием имен ученых, изобретателей, конструкторов и их достижений – важно раскрыть, в каких условиях осуществлялась их деятельность, какие трудности преодолевали ученые на пути к своей цели.
Знакомство учеников на уроках с достижениями отечественной науки и техники, жизнью и деятельностью выдающихся ученых можно осуществлять следующими способами:

1. Включение фрагментов о жизни и научных поисках ученых в объяснения учителем новой темы.

2. Сообщения учащихся на уроке о жизни и деятельности ученых.

3.Проведение учебных конференций, вечеров, посвященных новейшим достижениям,

юбилейным датам ученых.

4. Выпуск стенгазет, посвященным юбилейным датам.

5.Рекомендация учащимся научно – популярных книг, Интернет- ресурсов, освящающих жизнь ученых и изобретателей.

На уроках гражданское воспитание можно осуществлять также и с помощью заданий по решению задач, которые необходимо связывать с жизнью, техникой и производством, с научно- техническим прогрессом, с достижениями наших ученых и конструкторов. Применение этих задач на занятиях активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию технического творчества, повышает интерес к физике и технике, развивает чувство гордости за достижения страны. Задачи по военной тематике служат реальной связью между наукой и практикой, дают учащимся не только знания предмета, но и профессиональные сведения, обеспечивают лучшее понимание физических основ действия военной техники, воспитывают гордость за отечественную военную промышленность, создающую образцы боевой военной техники.

Примеры жизни и деятельности творцов науки и техники – лишь одно из средств воспитания у учащихся гражданственности и патриотизма.
^ Привожу примеры задач по разделам курса физики к учебнику «Физика 9 класс», авторы А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, издательство: М. « Дрофа», 2012г.

Данный сборник задач можно использовать на уроках, как при изучении новой темы, так и при итоговом повторении.
^ 9 класс Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел.

1.Можно ли рассматривать как материальную точку противотанковую ракету, когда она попадает в цель и взрывается?

^ 2.Что определяет пассажир автобуса по цифрам на километровых столбах, установленных вдоль шоссе, - перемещение или пройденный автобусом путь?

3. Вертолет пролетел на юг в горизонтальном направлении 12 км, затем повернул строго на восток и пролетел еще 16 км. Найдите путь и перемещение вертолета.

4. Колонна войск во время похода движется со скоростью 5 км/ч, растянувшись по дороге на расстояние 400 м. Командир, находящийся в хвосте колонны, посылает велосипедиста с поручением к головному отряду. Велосипедист отправляется и едет со скоростью 25 км/ч и, на ходу выполнив поручение, сразу же возвращается обратно с той же скоростью. Через какое время после получения поручения он вернулся обратно?

5.Через какое время истребитель времен Великой Отечественной войны ЯК – 3, имевший скорость 650 км/ч, мог догнать бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 3 км и летевший со скоростью 500 км/ч?

^ 6. Пуля в стволе автомата Калашникова движется с ускорением 616 км/с2. Какова скорость вылета пули, если длина ствола 41,5 см?

7. Реактивный самолет для взлета должен иметь скорость 172, 8 км/ч. На разгон он тратит 6 с. Определите ускорение и расстояние, пройденное самолетом при разгоне.

8. Первый советский искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года. Определите массу этого спутника, если известно, что на Земле на него действовала сила тяжести, равная 819, 3 Н.

9. Космическая ракета «Мечта» стала первой искусственной планетой Солнечной системы, удаленной от центра Солнца в среднем на расстояние 1,7* 108 км. Оцените скорость движения ракеты по орбите и период ее обращения вокруг Солнца.

^ 10.Почему самолет при повороте наклоняется в сторону поворота, а корабль – в противоположную сторону?

11.Скорость истребителя МИГ – 21 равна 611,1 м/с. На пути самолета оказалась птица массой 2 кг. Определите среднюю силу удара птицы о стекло кабины летчика, если длительность удара равна 0,001 с.

12.Граната, летевшая со скоростью 12 м/с, разорвалась на две части массами 0,8 кг и 1,7 кг. Скорость большего осколка осталась горизонтальной и возросла до 24 м/с. Определите скорость и направление движения меньшего осколка.

Глава 2. Механические колебания и волны. Звук.

1. Почему солдатам приказано идти не в ногу, когда они проходят через мост?

2. Период колебаний моста длиной 400 м, по которому движется колонна танков, равен 0,5 с. Определите частоту колебаний моста.

3. В покоящейся ракете маятник колеблется с периодом 1 с. При движении ракеты вертикально вверх период колебаний уменьшился вдвое. Определите ускорение ракеты.

4.Звук взрыва, произведенного в воде вблизи поверхности, приборы, установленные на корабле и принимающие звук в воде, зарегистрировали на 45 с раньше, чем он пришел по воздуху. На каком расстоянии от корабля произошел взрыв?

^ 5.Наблюдатель, находящийся на расстоянии 4000 м от орудия, услышал звук выстрела через 12 с после вспышки. Определите скорость звука в воздухе.

6. На каком расстоянии от наблюдателя произведен выстрел из пушки, если звук выстрела слышен через 9с после вспышки?

7. Из орудия произведен выстрел под углом 45° к горизонту. Через какое время артиллерист услышит звук разрыва снаряда, если начальная скорость равна1000 м/с?
^ Глава 3. Электромагнитное поле

1.На какой частоте суда передают сигнал бедствия « SOS», если по международному соглашению, длина радиоволны должна быть 600 м?

2. Первая в мире радиограмма была передана А.С. Поповым в 1896г. на расстоянии 250 м. За какое время радиосигнал прошел это расстояние?

3. В 1897г. выдающийся русский физик П.Н. Лебедев получил электромагнитные волны длиной 6 мм. Вычислите частоту таких волн.

^ 4.Частота колебаний зарядов в антенне орбитального спутника, излучающей радиоволны, равна 106 кГц. Определите период колебаний зарядов в антенне.

5. Радиосигнал, посланный с Земли на Луну, может отразиться от поверхности Луны и вернуться на Землю. Как с помощью такого радиосигнала измерить расстояние между Землей и Луной?

6. По сигнальному проводу длиной 500м, проведенному по периметру территории склада с боеприпасами, протекает ток силой 50 мА. Чему равна индукция магнитного поля, которое условный противник создает для помех, если на сигнальный провод действует сила 25 Н?


^ Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Суровикино Волгоградской области

Физика помогает сделать нашу жизнь безопасной
конспект урока по теме «Короткое замыкание. Предохранители»

Разработала Заплишняя Любовь Николаевна

учитель физики и математики

МКОУ СОШ №3 г. Суровикино

Волгоградской области

г. Суровикино 2013г.

Физика помогает сделать нашу жизнь безопасной

Физика – это не только строгие законы и четкие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире. Каждый день, выходя из дома, все мы, взрослые и дети, невольно становимся участниками дорожного движения. На наших дорогах растет травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Наиболее распространенные нарушения: переход дороги на запрещающий сигнал светофора; внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта; переход дороги перед близко идущим транспортом; нарушение правил езды на велосипеде; игра на дороге и другие. С каждым годом требования ко всем участникам движения повышаются.

В школьном курсе физики достаточно информации, знание которой помогает сделать нашу жизнь безопасной. Начиная с первых уроков изучения физики в 7-м классе, мы знакомимся с понятиями: «механическое движение», «скорость», «инерция», «тормозной путь». Обращаем внимание учащихся на то, что для остановки движущихся тел нужно время и пространство. Остановиться автомобилям мгновенно не позволяет физическое явление, которое называется инерцией. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, знание которых помогает соблюдать некоторые правила дорожного движения.

  1. Можно ли перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

  2. Почему в населенных пунктах существует ограничение на скорость движения транспорта?

  3. Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?

  4. По какой стороне дороги должен двигаться пешеход, если нет тротуара?

  5. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?

  6. С какого возраста можно ездить на велосипеде?

  7. Как переходить дорогу, выйдя из автобуса?

  8. Для чего перед взлетом и посадкой пассажир обязан пристегнуться ремнем безопасности?

  9. Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?

  10. Перед поездкой на автомобиле после дождя по грунтовой дороге водитель ослабил давление в шинах автомобиля. Следовало ли это делать? И другие вопросы.

При изучении в 9-м классе вопроса «От чего зависит тормозной путь?», учащимся можно предложить решить следующие задачи:

  1. Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 20 м и начинает экстренное торможение. Произойдет ли авария, если скорость автомобиля 60км/ч? Коэффициент трения 0,75. А что могло быть, если бы недавно прошел дождь?

  2. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4м от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36км/ч, время реакции водителя 1с.

  3. На участке дороги, где установлен знак 30, водитель применил аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12м. Нарушил ли водитель правила, если коэффициент трения 0,6?

  4. Велосипедист движется со скоростью 8м/с. Какой путь пройдет он после того, как перестанет вращать педали? Коэффициент трения 0,05.

  5. Поезд двигался со скоростью 72км/ч. Найдите время торможения, если известно, что тормозной путь равен 800м?

  6. Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар, мальчику необходимо 7с. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60км/ч? Почему детям запрещается играть на дорогах или вблизи них?

  7. Во время автомобильной катастрофы машина, движущаяся со скоростью 108 км/ч, останавливается за 2мин. Что произойдет при этом с пассажиром? Зачем нужны предохранительные ремни?

Знания, полученные учащимися при изучении раздела «Оптика» в 8-м классе, позволяют им понять «Почему для сигналов светофора выбраны цвета: зеленый – разрешающий;

желтый – предупреждающий; красный – запрещающий?». Это позволяет им соблюдать правила перехода через дорогу. Отвечая на вопрос «Удастся ли мальчику, переходящему шоссе со скоростью 1,8км/ч, воспользоваться островком безопасности, если зеленый светофор горит 25с? Ширина шоссе 24м.», учащиеся делают вывод о безопасности движения.

Изучая законы «Электричества» в 8-м классе, учащиеся знакомятся с правилами пользования электрическими приборами, что помогает избежать поражение электрическим током. Знакомясь с электрическими явлениями, узнают, что все электрические приборы необходимо заземлять; что переменный ток опаснее постоянного; что от удара молнии существуют способы защиты; что переменные электромагнитные поля определенных частот очень опасны для всего живого; что радиация опасна и от нее можно защищаться.

На уроках физики, по возможности, необходимо знакомить учеников с теми опасностями, которые появляются при их взаимодействии с объектами окружающего мира. Решение подобных задач при изучении курса физики – элемент здоровьесбережения, что помогает сделать нашу жизнь безопасной.

^ Привожу пример урока по теме: «Короткое замыкание. Предохранители».


Короткое замыкание. Предохранители.



ФИО

Заплишняя Любовь Николаевна



Место работы

МКОУ СОШ №3 г. Суровикино



Должность

Учитель физики и математики



Предмет

физика



Класс

8 класс



Тема и номер урока в теме

Короткое замыкание. Предохранители.

14



Базовый учебник

А.В.Перышкин «Физика 8»

  1. Цель урока: Изучение понятия «короткое замыкание», назначения и

устройства предохранителей; знакомство с правилами

безопасного пользования электрическими приборами.

9. Задачи:

- обучающие - познакомить с понятием «короткое замыкание»; устройством и

принципом действия предохранителей;

- закрепить знание основных положений техники безопасности при

работе с электрическим током;

- способствовать сохранению безопасности здоровья;

-развивающие - развивать умения сравнивать, делать выводы, применять знания

внезнакомой ситуации;

-воспитательные – учить видеть практическую пользу знаний.

  1. Тип урока комбинированный

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.

  3. Необходимое техническое оборудование компьютер, интерактивная доска, презентация «Короткое замыкание. Предохранители».

^ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этапы урока

Деятельность учителя

^ Деятельность учащихся

Время

1.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Обсуждение проблемного вопроса.

Предлагает учащимся ответить на вопросы по повторению:

1.Что называется электрическим током?

2. Какие действия оказывает

электрический ток?

3. От каких величин и как зависит количество теплоты, выделяемое током в различных участках цепи?

4. К чему может привести чрезмерное нагревание

проводников?

Предлагает учащимся сформулировать проблему: Что такое короткое замыкание?


Отвечают на поставленные вопросы:

1.Направленное движение заряженных частиц.

2. Магнитное, химическое, тепловое.

3.Силы тока, сопротивление и время.
4. К плавлению изоляции, замыканию проводников, воспламенению.

Учащиеся участвуют в обсуждении проблемы


6 мин.

2 мин

2.

Изучение нового материала


Осуждение

проблемного вопроса


1.Предлагает записать тему урока в тетради. Сообщает, что наиболее частой причиной пожара в домах является: 1.Неисправность проводки; 2. Нарушение правил пользования электроприборами.

2.Предлагает ответить на вопрос: Что может служить причиной значительного увеличения силы тока в цепи?

Демонстрирует шнуры с поврежденной

изоляцией.
^ 3.Вводит понятие «короткое замыкание».

4. Называет причины возникновения короткого замыкания:

--- при ремонте электропроводки;

--- при ремонте приборов, находящихся под напряжением;

--- при случайном соприкосновении оголенных проводов и другие.

5. Вводит понятие о предохранителе.

Предлагает выполнить практическую работу: рассмотреть изучить устройство различных предохранителей


1.Оформляют записи в тетради темы урока, слушают объяснения учителя.
2.Работают (в парах) с учебником п.55, рассуждают вместе с учителем, приводят примеры из жизни, делают выводы о причинах: 1.Одновременное включение мощных потребителей тока;

2.Использование самодельных нагревателей.

3.Записывают определение КЗ в тетради.

4. Знакомятся с понятием «короткое замыкание», его последствиями.

Делают вывод: Короткое замыкание опасно.

Формулируют проблему: Как избежать короткого замыкания? Необходимо устройство, размыкающее цепь при коротком замыкании.

5.Работают с учебником, записывают определение предохранителя, изучают предложенные предохранители, знакомятся с их подключением. Делают выводы.


12 мин

5 мин

3.

Первичное закрепление материала

Демонстрирует презентацию по теме.

Организует беседу и обсуждение вопросов:

1.Условные обозначения предохранителей на схемах.

2. Почему в плавких предохранителях не применяют проволоку из тугоплавких металлов?

3. Почему вместо перегоревшей пробки предохранителя в патрон нельзя вставлять какой-нибудь металлический предмет (гвоздь, пучки проволок)?

4. Правильно ли поступил электромонтер, вставив на место перегоревшего предохранителя толстую проволоку (жучок)?

Просматривают презентацию « Короткое замыкание.

Предохранители».

Высказывают свои представления, отвечают на вопросы.

Повторяют и закрепляют материал.


8 мин.

4.

Подведение итогов

Обобщая изученное, обращает внимание на причины короткого замыкания, правила обращения с электроприборами.

Раздает каждому учащемуся памятку пользователя электричеством. (Приложение №1)

Изучают памятку.

Делают вывод о том, что незнание физики и правил обращения с электроприборами может подвергнуть нашу жизнь опасности.

5 минут

5.

Домашнее задание

Задает задание на дом:

--- прочитать п.55;

--- ответить устно на вопросы после параграфа;

--- проверить, какие именно предохранители используются дома?


Записывают домашнее задание.

2мин

Памятка пользователя электричеством Приложение №1

    1. Визуально проверить целостность проводов, исправность розеток и выключателей.

    2. Включать электронагреватели только в сеть, защищенную предохранителями.

    3. Перегорание предохранителя – сигнал опасности.

    4. Не ставить самодельные предохранители- жучки.

    5. По возможности, заменить плавкий предохранитель на предохранитель- автомат.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconГ. Суровикино Волгоградской области Материалы для подготовки к егэ по физике
От чего зависит максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов, выбиваемых из металла при фотоэффекте?

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconСтатья в процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система,...
Формирование воспитательного пространства в школе, классе предполагает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную,...

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconБюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2013 год...
Волгоградской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса...

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconГосударственное специальное (коррекционное) образовательное автономное...
Цель: формирование семейных ценностей как основы гражданственности и патриотизма

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconП. А. Николаенко Заведующему контрольным отделом аппарата
В ответ на Ваше обращение от 28 марта 2011 г. №01/196 по вопросу о внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 июля 2010...

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconПлан воспитательной работы моу кяппесельгская сош
Гражданско-патриотическое, правовое воспитание, направленное на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения...

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике icon«Детский сад комбинированного вида №4 «Светлячок» г. Медногорска»
«Формирование у дошкольников гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине,...

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconУрок мужества (6 7 классы) Тема: «Юность, опаленная войной»
Формирование чувства гражданственности, патриотизма через представление о долге, мужестве, героизме в годы Великой Отечественной...

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconМеталлургической промышленности волгоградской области на период до 2020 года
Правительства Волгоградской области от 27 ноября 2012 года №540-п "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие промышленности...

Г. Суровикино Волгоградской области Формирование гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике iconПостановление от 20 мая 2013 г. N 243-п об утверждении долгосрочной...
Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск