Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа)






Скачать 113.01 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа)
Дата публикации21.04.2015
Размер113.01 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Физика > Программа
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

(34 часа)
Пояснительная записка.

Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов профильной школы и предлагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели курса:

Развитие интереса к физике и решению физических задач;

Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже освоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача». Дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т.д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем так подобрано, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краевежческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т.д. Предлагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самооценка и самоконтроль, моделирование физических явлений и т.д.
^ Содержание курса.

10(11) класс

Физическая задача.

Классификация задач.

(4 ч)


  1. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.

  2. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения.

  3. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.

  4. Примеры решения всех видов.


Правила и приемы решения физических задач.

(6 ч)


  1. Общие требования при решении задач. Этапы решения.

  2. Анализ физического явления: формулировка плана решения, числовой расчет.

  3. Оформление решения.

  4. Изучение примеров решение задач.

  5. Различные приемы и способы решения, алгоритмы, аналогии.

  6. Метод размерностей, графические решения.

Динамика и статика.

(8 ч)


  1. Координатный метод решения задач по механике.

  2. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения.

  3. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения.

  4. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

  5. Задачи на принцип относительности; кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

  6. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач.

  7. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач.

  8. Обобщение темы.


Законы сохранения.

(8 ч)


  1. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

  2. Задачи на определение работы и мощности.

  3. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

  4. Решение задач несколькими способами.

  5. Составление задач на заданные явления. Взаимопроверка решаемых задач.

  6. Знакомство с примерами решения задач олимпиад.

  7. Конструкторские задачи и задачи на проекты.

  8. Обощение темы.

Строение и свойства газов жидкостей и твердых тел.

(6 ч)


  1. Качественные задачи на основные положения МКТ.

  2. Задачи на основное уравнение МКТ, характеристики состояния газа в изопроцессах.

  3. Задачи на использование уравнение Менделеева – Клайперона.

  4. Задачи на описание явлений поверхностного слоя, работа сил поверхностного натяжения. Капиллярные явления. Влажность.

  5. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, запас прочности, сила упругости.

  6. Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.



^ «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

часа)



Тема

Новые понятия

впервые вводимые

Демонстрации

эксперименты

Тип урока

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ (4ч)










1. Значение задач в обучении и жизни.

Состав физических задач

Примеры решения задач

Коллективна работа по составлению задач

2. Классификация физических задач.

Алгоритм, классификация по содержанию, требованию

Примеры оформления задач

Рассказ учителя, выступления учащихся

3. Составление физических задач







Индивидуальная работа с учащимися

4. Примеры задач всез видов







Конкурс на составление лучшей задачи

2. ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (6ч)










1. Этапы решения физических задач




Решение основных типов задач

Коллективная работа с использованием компьютера

2. Работа с текстом задачи (формулировка плана решения)







Индивидуальная и коллективная работа, работа с задачником

3. Использование вычислительной техники для расчетов.

Погрешность инструментальная, погрешность отсчета

Калькулятор, линейка

Выполнение экспериментальных задач

4. Метод размерностей, графическое решение

Различные виды систем отсчета




Работа с различными задачниками, индивидуальная работа

5. Изучение примеров решения и оформления задач







Подробное объяснение примеров решения задач, индивидуальная работа по составлению задач

6. Различные приемы и способы решения

Алгоритм, аналогия, геометрические приемы




Конкурс на составление лучшей задачи

3. ДИНАМИКА И СТАТИКА (8ч)










1. Координатный метод решения задач по механике.







Урок – подробное объяснение примеров решения задач

2. Решение задач на основные законы динамики

Система точек, абсолютно чвердое тело




Коллективна беседа, самостоятельная работа по карточкам

3. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, движение под действием нескольких сил.







Обзор задач домашнего задания, выступление учащихся.

4. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем

Момент сил, правило моментов, гидростатика




Коллективна постановка экспериментальных задач

5. Задачи на принцип относительности : кинематические и динамические характеристики тела в разных инерциальных системах отсчета.







Рассказ учителя

6. Подбор, составление, решение по интересам различных сюжетных задач.







Индивидуальная работа по составлению задач

7. Составление занимательных, экспериментальных задач.







Конкурс на лучшую задачу

8. Экскурсия с целью отбора данных для составления задач.







Экскурсия.

4. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (8ч)










1. Классификация задач по механике.







Объяснение учителя

2. Задачи на закон сохранения импульса, реактивное движение







Работа с тестами, индивидуальная работа

3. Задачи на определение работы и мощности







Коллективная и индивидуальная работа

4. Задачи на закон сохранения энергии.







Коллективная и индивидуальная работа

5. Составление задач на заданные объекты и явления







Конкурс на составление лучшей задачи

6. Знакомство с примерами решения задач по механике международных олимпиад.







Коллективная работа

7. 8. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель маятника Фуко, модель пушки с противооткатным устройством, устройство для наблюдения невесомости,автоколебательная система).




Модели

Конкурс на составление лучшей задачи, индивидуальная работа, экспериментальная работа

5. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (6 ч)










1. Задачи на тепловые двигатели







Объяснение учителя

2. Экскурсия с целью сбора данных длясоставления задач







экскурсия

3. 4. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель назового термометра, модель предохранителя, модель тепловой машины.

Газовый термометр, предохранитель

модели

Экспериментальная работа, индивидуальное решение задач

5. Экскурсия с целью сбора данных







экскурсия

6. Комбинированные задачи на первый закон термодинамики







Коллективная и индивидуальная работа

Резерв (2 ч)













ЛИТЕРАТУРА.


  1. Аганов А.В. Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики 2002 г.

  2. Бутырский Г.А. , Сауров Ю.А. Экпериментальные задачи по физике 10-11 клас. М.: Просвещение 2000

  3. Малинин А.Н. Теория относительности в задачах. М.: Просвещение 2000

  4. Орлов В.А., Никифоров Г.Г. ЕГЭ. Методические рекомендации. М.: Просвещение 2005

  5. Балаш В.А. Задачи по физике. М.: Просвещение 2002


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconРабочая программа факультативного курса в 11 «А» классе «Методы решения задач по физике»
Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» составлена на основе программы элективного курса В. А. Орлоав, профессора...

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) icon«Методы и способы решения задач на поверхностное натяжение и капиллярные явления»
«Методы решения физических задач». Цель курса в целом, и урока в частности, повысить мотивацию к изучению физики, развивать логическое...

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconЭлективный курс, «Методы решения физических задач»
Элективный курс, «Методы решения физических задач» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений универсального...

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconПрограмма элективного курса по физике
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения...

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconРабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике»
Курс рассчитан на учащихся 10 11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных...

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconРабочая программа элективного курса по физике «методы решения задач по физике» для 10-11 классов
Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая...

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconПрограмма элективного курса «Измерение физических величин» ( 34 часа )
Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений естествен­нонаучного или естественно-математического...

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconРабочая программа элективного курса по физике «Решение физических задач»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Ныр Тужинского района Кировской области

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconПрограмма элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания»
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате егэ, и рассчитана...

Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа) iconРабочая программа по элективному курсу по физике «методы решения физических задач»
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск