Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень

Загрузка...





Скачать 208.91 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень
Дата публикации03.12.2013
Размер208.91 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > География > Рабочая программа
Рабочая программа

по географии 10 класс
География мира
Базовый уровень

(70 часов, 2 часа в неделю)


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Автор Сиротин В.И. - Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. М.: «Дрофа», 2004 г.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М.: «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе:

- выделен раздел «Политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира».

- сокращен до 5 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 – 5 и отдельно в разделе 7 «Россия в современном мире» (5 часов).

- за счет резервного времени и перераспределения времени увеличено количество часов на изучение раздела «Природа и человек в современном мире» - на 2 часа. «Население мира» - на 2 часа. «Регионы и страны мира» - на 3 часа.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Основной целью изучения курса является сохранения и углубление знаний о географии России и географии современного мира. Предполагается более широкое использование таких форм обучения как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной теме, подготовка рефератов и т.д.

Программа подготовлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (уровень А).

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

^ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

^ Требования к уровню подготовки учащихся:
в результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать


  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.



Используемый УМК:


  1. Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. 1 и 2 часть. Поурочные планы на основе учебника В.П.Максаковского. Волгоград: «Учитель», 2001.

  2. Задачи по географии: Пособие для учителей /Под ред. А.С.Наумова. – М.: МИРОС.1993.

  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. М., «Просвещение», 2004 г.

  4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

  5. Максаковский В.П. Географическая картина мира, в 3-х кн., Ярославль «Верхняя Волга», 1995 – 1998 г.

  6. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

  7. Колесник И.В. Статистический справочник данных по географии. Саратов: «Лицей», 2002.

  8. Колесник И.В.Тесты по экономической и социальной географии зарубежных стран. 10 класс. – Саратов: «Лицей», 2000.

  9. Кусков А.С. Макарцева Л.В. География. Подготовка к государственному централизованному тестированию. Саратов: «Лицей», 2002.

  10. Мишняева Е.Ю. Экзаменационные вопросы и ответы. География. 10-11 классы.М.,АСТ-Пресс, 2003.

  11. Элькин Г.Н. География. Тесты.10 класс. С-Петербург, «Паритет», 2005.




  1. Географический атлас школьника. М.: АСТ-Пресс, 2003.


^

Тематическое и поурочное планирование





№ п.п.

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Практическая работа

Пример.

сроки




Раздел 1.







1.

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4







1.1.

Положение географии в системе наук. Виды географической информации, ее роль и практическое использование в жизни людей

1







1.2.

Географическая карта – особый источник информации о действительности

1

Анализ и сопоставление карт различной тематики.

Пр. р. № 1. Краткая географическая характеристика территории

с использованием метода наложения карт различного типа.




1.3.

Традиционные и новые методы географических исследований

1

Составление картосхем и простейших карт




1.4.

Статистический метод – один из основных в географии. Виды статистических материалов ГИС.

1

Использование статистической информации разной формы и содержания




Раздел 2.




2.

Политическая карта мира

3







2.1.

Многообразие стран мира и их типы

1

Анализ политической карты мира




2.2.

Влияние международных отношений на политическую карту мира

1







2.3.

Государственный строй стран мира

1

Пр. р. № 2. Нанесение на к/к государств с монархической формой правления и федеральным устройством.




Раздел 3.




3.

Природа и человек в современном мире

6







3.1.

3.2

Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды»
Природные ресурсы Земли, их виды.

Ресурсообеспеченность


1
1


Пр. р. № 3. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов






3.3.

3.4.


Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов

География природных ресурсов Земли


1

1


Пр. р. № 4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений п.и. и районов их выгодных сочетаний.




3.5.

Загрязнение и охрана окружающей среды. Рациональное и нерациональное природопользование. Пути сохранения качества окружающей среды

1

Анализ карт с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций




3.6.

Обобщение и контроль знаний по р -3.

1




1

Раздел 4.




4.

Население мира

7







4.1.

Постоянный рост населения Земли, ее причины и последствия. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира

1

Анализ карт, статистических таблиц. Определение демографической ситуации политики в разных странах и регионах




4.2.

Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню)

1

Анализ карт, диаграмм. Оценка особенностей уровня и качества жизни население в разных странах и регионах

Пр. р. № 5. Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся темпами воспроизводства нас-я




4.3.

География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

1

Пр. р. № 6. Обозначение на к/к районов распространения основных мировых религий




4.4.

Главные особенности размещения населения. Основные направления и типы миграций в мире

1

Анализ карты «Плотность

населения»

Пр. р. № 7. Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Сев. Америки и евроазиатского пр-ва. Обозначение на контурной карте




4.5.

Формы расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира

1

Составление таблицы. Анализ карт, статистических таблиц, диаграмм.

Пр. р. № 8. Обозначение на к/к стран с высоким уровнем и высокими темпами урбанизации




4.6.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

1

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.




4.7.

Обобщение и контроль знаний по разделу 4.

1







Раздел 5.




5.

География мирового хозяйства (МХ)

14







5.1.

МХ, основные этапы его развития

1







5.2.

Отраслевая и территориальная структура МХ. Международное географическое разделение труда; специализация и кооперированные, крупнейшие формы и ТНК

1







5.3.

5.4

5.5-5.6
5.7-5.8

5.9-5.10



География важнейших отраслей МХ. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы

Топливная промышленность

Электроэнергетика

Отрасли обрабатывающей промышленности

Сельское хозяйство

Транспорт

1

1

2
2

2

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и с/х продукции, видов сырья.
Пр. р. № 9. Нанесение на к/к автомобильных центров мира. Составление таблицы «Автомобильные фирмы мира».

Пр. р. № 10. Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур

Пр. р. № 11. Составление таблицы «Особенности основных видов транспорта»




5.11.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание СЭЗ. География мировых валютно-финансовых отношений

1

Определение стран и регионов международного туризма и отдыха, стран, представляющих банковские и другие услуги




5.12.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

1







5.13.

Международная торговля- основные направления и структура.

Главные центры мировой торговли

1

Определение основных направлений международной торговли; факторов определяющих международную специализацию стран и регионов




5.14.

Контроль знаний и умений по разделам 1 – 5

1







Раздел 6.




6.

Регионы и страны мира. Понятие географических регионов

23







6.1



Общая характеристика стран Зарубежной Европы

1







6.2


Особенности стран Европы по географическому положению, природно-ресурсному потенциалу, населению, хозяйственной специализации

1

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий




6.5


Субрегионы и страны Зарубежной Европы

1

Пр. р. № 12. Составление комплексной географической характеристики стран, определение их географической специфики.




6.6

ФРГ

1







6.8.

Роль Зарубежной Европы в мировой политике и экономии. Проблемы современного социально-экономического развития

.

1

Использование (нахождение и применение) различных видов географической информации для характеристики и правильной оценки событий международной жизни.




6.10.

Общая характеристика Зарубежной Азии

1







6.11.

Внутренние различия. Особенности региональной интеграции

1

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природ. условиями




6.12.

-

6.13.

Комплексная характеристика Китая

2

Составление комплексной характеристики




6.14.

-

6.15

Япония

2

Составление комплексной характеристики




6.15.

Индия

1

Составление комплексной характеристики




6.17.

Роль стран Азии и АТР в мировой политике и экономике. Проблемы современного социально-экономического развития

1







6.18.

Общая характеристика стран Африки

1







6.19.

Субрегионы Северной и Тропической Африки ЮАР.

1







6.20

-

6.22.

Общая характеристика США

3







6.22.

Макрорегионы США

1







6.23.

Сравнительная характеристика Канады и Австралии

1







6.24.

Общая характеристика стран Латинской Америки

1







6.25.

Комплексная характеристика Бразилии, Мексики и Аргентины (Сравнение)

1







6.26.

Обобщение и контроль знаний по разделу 6.










Раздел 7.







Россия в современном мире

5










7.1.

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Современные границы

1

Анализ и объяснение особенностей совр. геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возм.- развития







7.2.

Россия в МХ и международном географическом разделении труда. География отраслей международной специализации

1

Определение роли России в пр-ве важных видов мировой промышленности и с/х продукции







7.3.

Характеристика современного этапа экономических реформ. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений

1










7.4.

Особенности структуры и географии внешней торговли. Крупнейшие торговые партнеры. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей.

1










7.5.

Участие России в международных организациях России и СНГ.

1










Раздел 8.







Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

5










8.1.

-
8.2.

Глобальные проблемы человечества, их типы и взаимосвязи. Возможные пути решения.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества

2

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни, географ. аспектов текущих событий и ситуаций







8.3.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества

1

Выявление по картам регионов с неблагополучной экологической ситуацией







8.4.

Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли

1










8.5.

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Стратегия устойчивого развития

1













Итоговый контроль знаний и умений по курсу.

1













Практических работ




12










Резерв времени

2










Итого:

70










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconРабочая программа для 7 класса по предмету география (70 часов в...
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г и...

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconРабочая программа по учебному курсу «Экономическая и социальная география мира»
...

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconГеография М., «Дрофа», 2004 г. (программа) Учебник И. И. Баринова....
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании...
Одические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004....

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconРабочая программа Курса «География Росси. Природа.»
Планирование составлено на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2006 г. Сборник...

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconРабочая программа Курса «Географии материков и океанов.»
Планирование составлено на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2006 г. Сборник...

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconФизическая география. 6 класс. По учебнику Т. П. Герасимовой, Неклюковой Н. П
...

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconРабочая программа по предмету география для 9 класса базовый уровень...
Рабочая программа по предмету география для 9 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы «География...

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconУчебник В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г

Рабочая программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень iconПояснительная записка. Статус документа: рабочая программа разработана...
Примерной программы общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы (Базовый уровень). Допущено Министерством образования и...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск