Урок литературного чтения в 4 классе

Загрузка...





Скачать 106.1 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 4 классе
Дата публикации31.01.2014
Размер106.1 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > География > Урок


Урок литературного чтения в 4 классе
Учитель начальных классов Ялкынской сош

Шигапова Л.Р.

Цели:


  1. Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического произведения,

  2. Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения.

  3. Развивать творческие способности детей и познавательный интерес.

  4. Продолжить знакомство с творчеством поэта родного края А.Н. Бочкарёвым.

  5. Воспитывать любовь к родной природе.


Оборудование:

Компьютерная презентация, мини-сборник со стихами А.Н. Бочкарёва, музыка А. Вивальди «Зима», отрывок из песни «Три белых коня», рисунки детей, мини-сочинения, отрывки из рассказа «Осень спросим» Благиной, листочки с эпитетами о зиме , костюмы к героям игры, снежинки.

^ 1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Наше солнце рано встало

В глазки нас поцеловало,

Ласково щеки коснулось

И на ушко нам шепнуло:

Будем мы работать дружно,

Чтобы всё на свете знать

И пятёрки получать!

- Ребята, улыбнёмся радостно, как солнышко и настроимся на работу.

^ 2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- Ребята, на прошлом уроке вы начали работать над очередным разделом учебника- поэтической тетрадью. Но в отличие от других разделов эта тетрадь не имеет названия. Как же это обидно. Поэтому представим себя в роли авторов учебника и подумаем: Как назвать поэтическую тетрадь? Что в ней изменить? Вы подумаете и дадите мне ответ в конце урока.

А сейчас вспомните, о чём говориться в уже изученных нами стихах этой поэтической тетради?

( о природе летом, осенью, весной)

- Всем нам природа открывает свои чудеса. И у каждого времени они особенные. Каждый их видит и понимает по- разному. И это мы видим по вашим рисункам.

- О природе какого времени года не говориться в нашей поэтической тетради?

( о зимней природе)

- Хотели бы вы узнать о её чудесах?

- Сегодня мы вспомним, а что мы знаем о зиме. Кто она, Зимушка-зима? Как её видят и чувствуют поэты, художники, композиторы.

^ 3. Повторение и обобщение знаний о зимней природе.

1. Выступления детей.

- Ребята, а какие стихи о зиме вы знаете? Прочитайте нам, пожалуйста.

А мы слушаем и запоминаем, как поэты называют зиму? Какие чудеса она может творить?

(Дети читают стихи.)
Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А.С.Пушкин.

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою.

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован.

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет

На него свой ЛУЧ косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Фёдор Тютчев
Зимы покров однообразный,

Везде сменил наряд цветной,

Окован сад броней алмазной

Рукой волшебницы седой.

П.А.Вяземский.
Серебро, огни и блестки,

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березы,

Черно-голые вчера.

В.Брюсов.

^ 2. Краткий анализ прочитанных стихов.
( вывешиваем таблички с эпитетами Зимы, её действиями, показываю слайды зимней природы)

Волшебница Зима, Матушка Зима, Чародейка, Волшебница седая.
В стихотворениях А.С.Пушкина, и Ф.И.Тютчева зима — волшебница, , чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

И в стихотворении, и на полотне пейзажиста лес ''околдован''. "Утонули деревья в дремучих сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные, невиданные существа. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселись по пням и сучкам. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной шапке. А там и вовсе непонятный зверек. Но сделай шаг в сторону, и обернется зверек сучком, запорошенным снегом".


^ 3. Самостоятельный анализ стихов.

- Ребята, а всегда мы рады проказам Зимы? Всегда ли она бывает доброй волшебницей?

(нет, бывает злая, суровая, несущая холод, лютую стужу)
- Прочитайте про себя отрывки из стихов, которые лежат у вас на парте и найдите слова (подчеркните их), характеризующие зиму.
^ Старуха седая – зима-
Периной снежной укрыла
Деревья, дороги, дома,
Речушку в лед превратила.

Лето оденется в шаль тополиного пуха,
Осень напустит туманов над гладью озер,
Снова Зима - белоснежно седая старуха
За ночь на окнах выткет тончайший узор.
 
Где ты, Зима?! Ворожея! Колдунья! Ведьма!


Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...
Ф.Тютчев
Из-за серых гор высоких,
Из чужих земель далёких
Прилетела ведьма злая,
Дикой песней всех пугая.


- Вы заметили, как изменился пейзаж? Сказка исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы.
- Как зиму называют авторы?

(Колдунья, Ведьма злая, седая старуха, Ворожея)

- И, так, ребята, зима не всегда бывает доброй, но почему же мы её любим?

(дети отвечают)

- Да, зима богата зимними забавами, играми. И сейчас мы с вами поиграем.
Игровая физкульпауза. Игра «Метелица».

(звучит музыка и звон бубенчиков, выходят зимние месяцы)

- Ребята, а кто это к нам в гости пожаловал?

- Да это же зимние месяцы. Из какой же сказки они к нам пришли? («Двенадцать месяцев» С.Маршака )
Декабрь.

Верные слуги -

Снежные вьюги,

Заметите все пути,

Чтобы в чащу не пройти

Ни конному, ни пешему!

Ни леснику, ни лешему!
Январь.

Вьюга белая - пурга,

Взбей летучие снега.

Ты крутись, ты дымись,

Пухом на землю вались,

Кутай землю пеленой,

Перед лесом стань стеной.
Февраль.

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!
Декабрь.

Из-за северных

Морей,

Из серебряных

Дверей

На приволье, на простор

Выпускаю трех сестер!
Январь.

Буря, старшая сестра,

Ты раздуй огонь костра.

Стужа, средняя сестра,

Скуй котел из серебра -

Соки вешние варить,

Смолы летние курить…
Февраль.

А последнюю зову

Метелицу-куреву.

Метелица-курева

Закурила, замела,

Запылила, завалила

Все дорожки, все пути -

Ни проехать, ни пройти!
Входит Метелица, к ней подходит Морозец.
Морозец:

Метелица, красавица,

Ты что не весела?

Метелица:

Погода мне не нравится

Морозна и светла.

Морозец

А ты взмахни-ка ручками,

А ты слетай за тучками,

Одну хоть приведи.

Без снега все соскучились,

Поля-то как измучились —

Им холодно, поди.
^ Метелица (повеселела):

Ну что ж, всплесну ладошками,

Притопну, топну ножками

С ветрами в пляс пойду.

(В это время из круга выходит Тучка).

А вон и тучка стелется.
Тучка (нежно, как будто издали, говорит):

Иду к тебе, Метелица,

Иду, иду, иду!

Мои снежинки просятся

Давно на землю броситься,

Попробуй, удержи!

Мне с ними и не справиться,

Метелица, красавица

Возьми их, покружи!

(бросает снежинки)

Дети ловят снежинки, встают вокруг Метелицы и поют)
Все поют:

Вдоль по улице Метелица метёт

Скоро все она дорожки заметёт.

Ай, жги, жги, жги, говори

Скоро все она дорожки заметёт.
Метелица:

- Ребята, скажите, а кто помогает матушке Зиме творить чудеса?

Дети:

Ты, Метелица и твои сёстры Буря и Стужа.

Метелица:

Молодцы, ребята. А сейчас быстренько разбегайтесь, а не то я вас всех снегом замету!
^ 4. Работа над эпическим текстом.

- Красиво говорить о чудесах природы могут не только поэты, но и писатели. Один из вас прочитает выразительно отрывок из рассказа Г. Скребицкого, а все остальные закроют глаза и попытаются зрительно представить картину, нарисованную зимой.

(«Зима – художница» Г. Скребицкий

выразительное чтение учеником)

- Как автор называет зиму? Какую же картину нарисовала зима? Опишите её. Сравните её с картинами художников. Похожи ли они?

- И так, ребята, кто она – зима?

Это - Волшебница и Ведьма, матушка и старуха седая, Чародейка и Колдунья, Художница и Ворожея. Подберите к двум состояниям природы характерные для них образы зимы.

Чудесная зима Суровая зима

(выполняют на листочках)
4 . Образ зимы в творчестве поэта родного края Бочкарёва

А.Н.

- Ребята, а хотите вы узнать, что же значит для поэта нашего родного края А.Н. Бочкарёва это время года?

1) видеоролик с выступлением поэта о зимней природе

Малая родина прекрасна в любое время года. И поэт любит и понимает каждое из времён по-своему.

Смела весёлая метель

Сугроб периною покатой,

Ложится в белую постель

Заря румяная заката.

Темнеет небо. Свет зари

Блеснул прощальною зарницей.

Звезда вечерняя горит

Уже у облака в реснице.

Алмазной пылью под луной

Снега искрятся на морозе,

Мерцает иней кружевной

Фатой волшебной на берёзе.
Очарование зимы

Полно пленительною силой.

Такой её и любим мы –

Простой, суровою и милой.

( к каждому четверостишию показываем слайды с изображением природы, какую мы видим в описании поэта)
^ 2. Анализ стихотворения «Смела весёлая метель …»

1) Лирическая окраска стиха.

- Ребята, какое настроение возникает при чтении этого стихотворения?

(лёгкое, светлое, радость восхищения зимней природой.)

- А какие образные картины предстали в вашем воображении при чтении этого стихотворения?

(пушистые сугробы, солнце ещё не закатилось за горизонт, и видны последние проблески, а луна и звёзды уже появились на – морозном небосклоне и освещают берёзу, засыпанную серебристом снегом).
- Ребята, а какие краски бы вы использовали для рисунка?

(розовые, серебристо-белые, сероватые)
2) Определение выразительно-изобразительных средств)

- Прочитайте стихотворение «про себя» и подчеркните непонятные вам слова.

Зарница (отдалённая мгновенная вспышка на небосклоне –

отблеск молний дальней грозы)

Покатой (высоким бугорком, с которого легко скатиться)

Пленительной силой (покоряющей своей прелестью)

- Кто сможет объяснить эти слова?

- Ребята, вы уже знаете, что в стихотворных текстах часто встречаются такие образные выражения, как сравнения, олицетворения и метафоры.

- Напомните мне, что такое сравнение?

Сравнение – это когда предмет или действие с чем-то сопоставляется. В тексте есть слова: как, как будто, словно.

- Есть ли в нашем стихотворения сравнения?

- Сравнения есть, но в предложениях нет названных слов, как , как будто. Это скрытое сравнение, слова употребляются в переносном значении – этот приём называется метафора.

- Найдём в тексте метафоры.

(сугроб периною покатой – как перина высокий и с него легко можно скатиться;

^ Сугроб белая постель;

Облако – как глаз имеет ресницы;

Снега искрятся алмазной пылью – сверкают как алмаз:

Иней – как кружевная волшебная фата)
- Ребята, мы не назвали ещё один литературный приём, который поэт использует. Какой?

Олицетворение – когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.

- Найдите в тексте.

(весёлая метель, заря ложится)
3) Звукопись стиха.

_ Ребята, оказывается, большую роль в стихах играют не только слова, но и звуки.

Я произношу слова, используемые автором, а вы определите, какие звуки повторяются.

(смела, весёлая, сугроб, постель, снега реснице;

закат, заря, зарница, звезда, мороз, берёза, зима)

- С, З

- это говорит о состоянии зимней природы – всё тихо, спокойно. всё засыпает, нет резких движений, громких звуков.

- Как мы будем читать стихотворение?
4.Выразительное чтение

Прочитаем его выразительно.
5. Обобщение.

В каждом времени года своё очарование. И поэты, искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод, неподвижность.

Художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах.

(слайд 6 – 18)

Композиторы, посвящали ей музыку.

(слайд 19)

- Ребята, а какие чувства зима будит в вас, чем она вас радует, мы можем также выразить в своём творчестве.

Несомненно, среди вас есть люди с душой поэта – вы сочините небольшое стихотворение (на листочках слова-рифмовки для стихотворения).

А кому проще выразить свои чувства красками - нарисует картину зимы.

( делим детей на группы - коллективное рисование).
А кто любит танцевать, тот представи себя снежинкой и покружится под божественную музыку А.Вивальди.
- А сейчас, ребята, мы устроим небольшой концерт для Волшебницы Зимы.

(звучит музыка А.Вивальди «Зима»)
^ 6. Итог урока.

Я хочу закончить наш урок теми же строками из известного вам стихотворения А.Н. Бочкарёва. А вы, ответьте на заданный вам вопрос вначале урока:

- Как бы вы назвали поэтическую тетрадь? Что бы в ней изменили?

У природы свои чудеса

Есть для каждого времени года.

У неё золотые леса,

Солнце ясное и непогода.

У неё и мороз, и капель,

И зарёй налюбуется каждый.

А июльского ливня купель

Утоляет душевную жажду.

(Дети отвечают: «У природы свои чудеса…», добавили бы стихи о зимней природе)
Каждый поэт по-своему выражает свои чувства, пробуждённые родной природой. Каждый из читателей найдёт свою мелодию в стихотворениях поэтов о родной природе. Чтобы ваша мелодия звучала сильно и уверенно, вам поможет маленький сборник стихов Александра Николаевича, который я вам дарю от всего сердца.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Цели:...

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения (чтение) с элементами внеклассного чтения в 1 классе Тема
Цели: формировать навык плавного, слогового, осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения в 3 классе по рассказу К. Г. Паустовского «Барсучий нос». Цели
Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу К. Г. Паустовского «Барсучий нос»

Урок литературного чтения в 4 классе iconТематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе
Уроков литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения во 2 классе. Тема : М. Пришвин «Деревья в лесу»
Цели: ознакомить с содержанием прочитанного; развивать читательские и речевые умения ребят, обогащать словарь детей по теме чтения;...

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения в 1 классе на тему: «Образы весны в стихотворениях...

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения во 2 классе, Iчетверть. Тема урока : Герои...
...

Урок литературного чтения в 4 классе iconУрок литературного чтения по теме «Я и мои друзья»
Обобщающий урок литературного чтения по теме «Я и мои друзья» с использованием мультимедийных технологий, 2 класс



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск