Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов.

Загрузка...





Скачать 324.43 Kb.
НазваниеПояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов.
страница1/3
Дата публикации28.04.2014
Размер324.43 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3


ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Зеленоградского АО г.Москвы


Суханова Наталия Сергеевна

Практическая разработка
«Использование Интернет - технологий

во внеурочной деятельности по географии школьников с ограниченными

возможностями здоровья»

(из опыта организации работы секции «ГЕОГРАФИЯ»

во Всероссийской Интернет-игре «Хочу все знать»)

Направление: использование интерактивных стратегий обучения для школ надомного обучения


Москва, 2009

Пояснительная записка

По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. За период обучения в школе количество детей с хроническими заболеваниями увеличивается более чем в 2 раза. Такие дети не могут обучаться в обычных школах по причине серьёзных нарушений здоровья. Для них создана сеть коррекционных учебных заведений – школ надомного обучения.

Главной целью, стоящей перед педагогами таких школ – помочь детям-инвалидам самоопределиться в обществе, социально адаптироваться.

Вот почему одной из основных задач педагогов, работающих в надомном отделении школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, является организация интерактивной познавательной деятельности во внеурочной время. Ведь это может стать одним из условий для выбора будущей профессиональной деятельности.

Для реализации таких задач в деятельности педагога географии необходимо:

  • Формировать целостное и всестороннее представление об окружающем мире, умение работать с разнообразными источниками дополнительной информации;

  • Содействовать развитию личности ребёнка, раскрытию его способностей и талантов;

  • Дать детям – инвалидам уверенность в своих силах, способствовать формированию адекватной самооценки;

  • Способствовать формированию у них коммуникативных навыков, расширить сферу общения;

  • Сделать процесс обучения увлекательным и осмысленным;

  • Применяя ИКТ в учебном процессе, расширять возможности для организации познавательной деятельности при изучении географии.

Работа с больными детьми требует новых, особых методов и форм подачи учебного материала.

Одной из них стала Интернет-игра, разработанная педагогами ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367 в 2006 году и ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом учебном году Интернет - игра «Хочу всё знать» будет проведена в четвёртый раз. С каждым годом количество участников возрастает. Если в первой игре 2006 года приняли участие всего 70 ребят из 9 школ Москвы и Московской области, из них в секции «география» участвовало 6 команд (17 человек), то в игре 2008 года играли уже 414 школьников, из них в секции «география» - 23 команды (79 человек) из 21 учебного заведения городов России. В основном это ребята, обучающиеся в школах надомного обучения городов Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Новосибирска и Подольска. Это показывает востребованность подобных форм обучения и заинтересованность в них как педагогов, так и самих школьников.

В своих отзывах об игре ребята и их педагоги пишут:

«Интернет – игра открывает перед нами окружающий мир, захватывает полостью и уносит в бескрайний мир науки».

«Об этом не прочитаешь в учебниках и не узнаешь на уроке. Это - за границами школы, это - вокруг нас».

«С нами играла почти вся школа. За время игры мы создали действительно дружную команду не только учеников, но и их родителей, старших братьев и сестёр, педагогов разных дисциплин».

«С большим удовольствием согласились бы играть ещё. Ведь это не только увлекательно, но и очень развивает не только наших детей, но и нас взрослых».

Данная работа обобщает трехлетний опыт по организации работы секции «География» в Интернет – игре «Хочу все знать». В ней собраны и систематизированы вопросы, а также ответы к ним, выделены критерии их отбора при составлении заданий игры для учащихся 6-7 классов.

Представленные материалы могут стать полезными не только для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и для педагогов массовых школ, организующих внеклассные мероприятия по географии.

Особенности организации внеурочной деятельности по предмету для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20 000 детей инвалидов. За период обучения в школе количество детей с хроническими заболеваниями увеличивается более чем в 2 раза. Такие дети не могут обучаться в обычных школах по причине серьёзных нарушений здоровья. Для них создана сеть коррекционных учебных заведений – школ надомного обучения.

Ребята с компенсированным уровнем заболевания обучаются при школе в малокомплектных классах, школьники, которые страдают особо тяжелыми формами заболеваний (психоневрологические заболевания, нарушения органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ДЦП, посттравматический синдром), онкологические заболевания, хронические заболевания) проходят обучение на дому.

Работа в таких школах требует особых методов и форм подачи учебного материала. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед учителями нашей школы является организация познавательной деятельности.

У обычного школьника познание окружающего мира происходит не только и не столько на уроке, но в большей степени во внеурочное время, когда ребята получают возможность для непосредственного общения со сверстниками. Дети же с нарушениями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При сохранном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределённо. Часто отсутствует простое и естественное для любого ребёнка желание «учиться и познавать». Именно поэтому грамотная организация разносторонней внеурочной деятельности для учеников надомной формы может стать трамплином последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможность для самореализации и профессионального определения.

ИКТ - поддержка учебного процесса.

Уже сегодня большинство ребят школьного возраста с компьютером на «ты»: они свободно разбираются в программах, работают и общаются во всемирной паутине, с удовольствием проводят с ним всё свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность позволяет сформировать умение работать с разными источниками информации, способствует успешному изучению наук, в том числе и географии, открывает новые перспективы в обучении. Использование сети Интернета расширяет возможности общения между учителем и учениками, самими учениками, способствует их сотрудничеству,

Применение информационных технологий при изучении географии расширяет область применения наглядно-иллюстративных фото- и видеоматериалов, позволяет совершать виртуальные путешествия, познакомиться с результатами современных высокотехничных методов исследования земной поверхности и ее недр, глубин Вселенной.

Учитель может использовать компьютер не только на любом этапе урока и при подготовке домашних заданий, но также и во внеурочной деятельности по предмету.

Интернет-игра - одна из новых форм внеурочной деятельности

учащихся по предмету.

Одной из новых и перспективных форм использования информационно-коммуникационных технологий для формирования интерактивной познавательной деятельности во внеурочное время стала Интернет - игра «Хочу всё знать», разработанная педагогами ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367 Зеленоградского АО г.Москвы, с целью повышения интереса к учению и расширению круга общения детей-инвалидов. Девизом ее стали слова: «Играйте с нами, играйте, как мы, играйте лучше нас!»

Игра ориентирована на учащихся 5-11 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому и по классно-урочной форме. В игре принимают участие команды, сформированные из учащихся соревновательной параллели, по графику:




2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

География

7 класс

7 класс

6 класс

5 класс

Игра состоит из четырех туров.

1 тур «Знакомство»

В первом задании необходимо придумать название для своей команды, указав имена и фамилии всех ее членов. Помогает, направляет деятельность команды куратор из числа преподавателей школы. Ребята составляют небольшой рассказ о своей школе и о себе, красочно оформляют его, используя компьютерные программы, которыми владеют.

При оценке задания учитывается содержание, творческий подход, оригинальное оформление. Из присланных работ составляется презентация участников «Давайте познакомимся», которая размещается на предметной странице сайта игры. Ребята получают возможность узнать о подобных школах в других городах, познакомиться с их традициями, узнать, как живут их сверстники, расширить круг общения, завязать новые знакомства.

В этом же туре ребятам предлагаются несложные шутливые вопросы, загадки, головоломки с целью вызвать интерес к игре и ввести в атмосферу географических знаний.

При формировании заданий стараюсь подбирать такие вопросы, чтобы при обсуждении и выполнении их ребята смогли бы не только показать полученные знания, но и приобрести новые, проявить смекалку, а порой, и просто посмеяться. Нужно «зацепить» ученика так, чтобы учение для него стало желанным. Доступный уровень для всех детей с любым уровнем развития, занимательная форма заданий служат мощным толчком, побуждающим к дальнейшему изучению географии, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Познакомиться с заданиями тура «Знакомство» можно в ПРИЛОЖЕНИИ №1.

2 тур «История одного открытия»

В заданиях этого тура даются интересные факты из истории жизни знаменитых первооткрывателей и их достижений, описание маршрутов путешествий, Необходимо догадаться о ком или о каком открытии идёт речь, а также ответить на вопросы о географических объектах, их населении и животном мире.

Важное значение имеют вопросы, касающиеся открытий, сделанных русскими исследователями. Эти примеры учат подрастающее поколение преодолевать трудности на пути к мечте, будят патриотические чувства.

Придумывание вопросов выводит детей на более высокий уровень осмысления учебного географического материала. Поэтому одно из заданий тура предусматривает составление участниками игры вопросов для других команд.

Познакомиться с заданиями тура «История одного открытия» можно в ПРИЛОЖЕНИИ №2.

3 тур «Мир вокруг нас»

Часто ребята, по воле судьбы оказавшиеся запертыми в четырех стенах, не видят или не могут увидеть тех географических явлений и объектов, которые находятся рядом. Поэтому задачей организаторов игры стало познакомить их с миром «за порогом квартиры», показать красоту родного края и величие России.

Познакомиться с заданиями тура «Мир вокруг нас» можно в ПРИЛОЖЕНИИ №3.

4 тур «Бумеранг»

Включает в себя лучшие 10 блиц-вопросов , придуманных участниками из разных команд. Критерием отбора блиц-вопросов являются: краткость, емкость содержания, интересная форма подачи вопроса, занимательность и оригинальность.

Познакомиться с заданиями тура «Мир вокруг нас» можно в ПРИЛОЖЕНИИ №4.

Для более оперативной обработки информации, прозрачности всех этапов игры, а также для привлечения новых участников, создан Интернет-сайт игры http://www.um-ka367.narod.ru, в котором для каждого учебного предмета разработана предметная страничка.

Оперативное опубликование правильных ответов и результатов игры на предметных страничках сайта способствует развитию соревновательного духа, а также поддерживает познавательную активность и интерес участников.

Анкетирование преподавателей-кураторов команд после окончания игры позволило сделать вывод о большом интересе самих преподавателей и ребят к игре, повышению мотивации к изучению предмета в течение всего периода проведения игры и после него. Игра способствует росту личной самооценки ребенка, появлению новых лидеров в коллективе, зарождению новых дружественных связей.

Подобные игровые методики вносят разнообразие, развивают, поддерживают познавательный интерес, способствуют более глубокому изучению географии, учат детей работать с информацией, сплачивают коллектив, повышают авторитет преподавателей и участников игры.

«В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли»,- писал А.С.Макаренко. В ходе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. При этом создаётся атмосфера интереса к процессу познания, стремление искать, исследовать, творить. Школьники становятся активными, заинтересованными участниками обучения. Учение проходит с увлечением. А самое главное, сидя дома, не чувствуют своей оторванности от мира. Игра становится средством всестороннего развития школьников, вовлекает их в активную познавательную деятельность по предмету.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Задания для 7 класса

  1. Придумайте название для своей команды. Составьте небольшой рассказ о своей школе и о себе. Будет здорово, если вы красочно оформите его и дополните своими фотографиями. Для удобства обработки материалов пожалуйста используйте программы Microsoft Word или Microsoft Power Point.

  2. «Следствие ведут знатоки»
    Найдите соответствие между приведенными названиями и изображениями на картах .

  1. Каир

  2. Сантьяго

  3. Оттава

  4. Канберра

Объясните свой выбор. К какой группе принадлежат изображенные географические объекты? Назовите их.
Ответ:

Изображение 1 Австралия - Канберра
Изображение 2 Африка- Каир
Изображение 3 Сев. Америка-Оттава
Изображение 4 Юж. Америка -Сантьяго
Все изображенные на фрагментах карты географические объекты являются материками.


^ 3) «Географические загадки»
1. К торжественному крику
Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы
С севера на юг.

Ответ: Ура -Урал
2. Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени-
Стану спутником Земли.
Ответ: Лена -Луна
3. Первый слог мой – нота,
Буква – слог второй,
Целое – широко разлилось рекой.
Ответ: До -Дон
4. Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если «д» на «б» мне сменишь,
Во мне утонешь, как в реке.
Ответ: Долото - Болото

5. Что по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочти иначе – превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму.

^ Ответ: Катер- Артек
6. Когда жара иль дождь идёт,
Тебя от них всегда укрою.
Прочти меня наоборот –
Узнаешь озеро большое.

Ответ: Навес- Севан
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. iconОб утверждении сводных статистических отчётов
Заслушав и обсудив информацию об итогах статистической отчётности за 2012 год, президиум Медведевского районного комитета профсоюза...

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. iconОбразовательная программа средней группы муниципального бюджетного...
«Детский сад №40 присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением лечебно – профилактических, оздоровительных, санитарно-гигиенических...

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. iconОбразовательная программа второй младшей группы муниципального бюджетного...
«Детский сад №40 присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением лечебно – профилактических, оздоровительных, санитарно-гигиенических...

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. iconСанитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся...
Овиям обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской...

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. icon«Российский научный центр рентгенорадиологии Минздравсоцразвитие...
Российской Федерации в 2008 году по данным отчетов лечебно-профилактических учреждений страны. Представлены сведения о материально-техническом...

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Единомышленник»
По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных...

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия на тему:...
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж №5 департамента здравоохранения...

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. icon«Орленок» комитета администрации Баевского района по образованию
Информация подготовке водного объекта, предназначенного для купания в загородных оздоровительных учреждениях

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. iconЗаседание Председатель
...

Пояснительная записка По данным статистических отчётов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей инвалидов. iconПриказ Московского комитета образования №377 от 24. 09. 1997 «Об...
Общие сведения о Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы центре дополнительного образования детей



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск