Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка






Скачать 138.1 Kb.
НазваниеПрограмма «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка
Дата публикации19.08.2014
Размер138.1 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > География > Программа

Программа

 «Школа будущего первоклассника»

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Автор: Алексеева Ольга Викторовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоарбанская средняя общеобразовательная школа » Медведевского муниципального района РМЭ.

 Возраст детей: 5 -6 лет

Срок реализации: 1 год

 Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами, как преобразование системы управления, в которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению в многообразие новых видов деятельности.

Таким образом, творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности. Общеобразовательная школа, где закладываются основы личностного роста учащихся, теоретически имеет возможность для эффективного развития творческого потенциала каждого школьника.

 

Цель курса - создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка.

 

Цель курса конкретизируется в основных задачах:

 

  • развитие логического и творческого мышления;

  • формирование, расширение и обогащение словаря ребенка;

  • на основе краеведения и национально-регионального компонента

-воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;

  -формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

 

Актуальность данного курса состоит в том, что на этих занятиях происходит целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности, а это - важнейшая задача, стоящая перед современной школой.

 

Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже на первых занятиях дети знакомятся с глобусом и пытаются нарисовать «Портрет Земли», узнают много нового о русской культуре, знакомятся с русскими народными сказками, учатся классифицировать, выделять свойства предметов и т.д. При этом дети выполняют задания с элементами творчества, много фантазируют, воображают, развивают речь и моторику мышц.

 

Программа рассчитана на 90 часов.

 

Формы занятий - занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

 

К концу курса учащиеся должны знать:

 

  • изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи;

  • числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки;

  • название своей страны, областного центра, своего села, памятные места, элементарные сведения о народной культуре.

 

Должны уметь:

 

  • конструировать изученные буквы;

  • правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью;

  • правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение;

 

Творческая направленность данного курса обеспечит быстрое включение детей в дальнейшую учебную работу в 1-м классе.

 ^ Примерное планирование занятий по программе «Школа будущего первоклассника»

 Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению, и предназначено для организаций занятий с детьми, посещающих дошкольное учреждение. Занятия организуются в образовательном учреждении, один раз в неделю (3 занятия по 30 минут). В примерном планировании, так же как в программе обучения и развития, представлены следующие разделы:

 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (40ч ).

 2. Введение в математику (30ч)

3. Я и окружающий мир (20 ч)

  Примерный учебный план

 Продолжительность обучения: 30 недель (с 1 октября по 15 мая).

 ^ Общее число часов: 90

 Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 занятия.

 Длительность занятий: не более 30 мин.

 Перерыв между занятиями: не менее 10 мин.

Тематическое планирование «Введение в математику»

 

Ведущими задачами при формировании математических понятий являются:

 1. Наблюдение:

 

  • сравнение объектов и их свойств;

  • анализ свойств;

  • установление и использование аналогии;

  • классификация.

2. Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях.

3. Формирование ориентировочных понятий: в пространстве и во времени.

 

 



занятия

 

Содержание программного материала

1

Свойства предметов.

2

Свойства и признаки предметов.

3

Объединение предметов по общему свойству.

4-5

^ Признаки предметов

6

На, над, под. Слева, справа.

Между, посередине.

7

Точка. Линия. Прямая и кривая линия.

8

Ломаная линия. Многоугольник.

9

Длиннее, короче. Измерение длины.

10 -11

Геометрические фигуры.

12

Один – много.

 

13

Тяжелее, легче.

14

Больше – меньше.

15

^ Составление простых арифметических задач по рисункам.

16-17

Сложение и вычитание.

18

Число 1. Цифра 1

19

Число 2. Цифра 2. Состав числа 2, пара.

20

Число 3. Цифра 3. Состав числа 3

21

Число 4. Цифра 4. Состав числа 4

22

Число 5. Цифра 5. Состав числа 5

23

Число 6. Цифра 6. Состав числа 6

24

Число 7. Цифра 7. Состав числа 7

25

Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.

26

Число 0. Цифра 0числа 9

27

Число 0. Цифра 0

28 -29

Число 10. Состав числа 10

30

Весёлая математика (игра-соревнование).

 

Тематическое планирование по курсу «Я и окружающий мир»

 Основная цель курса - знакомство с целостной картиной мира, которое происходит по мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта.

^ Задачи раздела:

-    Дальнейшее приобщение к миру взрослых людей, и созданных их трудом предметов;

 

-         Развитие возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результату человеческого труда;

 

-         Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей;

 

-         Формирование отчётливых представлений о предметах материальной культуры;

 

-         Расширение, уточнение и систематизация знаний о явлениях природы, формирование обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;

 

-         Воспитание бережного отношения к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней;

 

-         Расширение, уточнение и систематизация представлений о растительном и животном мире в разных уголках планеты;

 

-         Обогащение и уточнение знаний ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, формирование этических норм и правил поведения в обществе.

 

 

 

1

^ Осень – время года. Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелётные птицы.

 

2

Улица. Правила поведения на улице.

3

Растения в нашем доме. Комнатные растения – разновидности, уход за растениями.

 

4

^ Домашние животные – наши помощники.

5

Наши друзья - животные.

Обитатели леса (тайга, смешанный лес).

6

^ Лес. Плоды, ягоды и семена.

7

Почему птицы улетают на юг?

8

Грибы съедобные и несъедобные.

9

Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

10

^ Охрана животных и растений. Красная книга.

Правила поведения в лесу.

11

Зима – время года.

12

^ Как сделать кормушку для птиц?

13

Как зимуют звери в лесу?

14

Новый год и Рождество. История и традиции празднования.

15

^ День 8 Марта. История и традиции празднования

16

 

17

23 февраля – День защитника Отечества (день рождения Армии). Истории армии, рода войск. Воин – защитник нашей Родины.

 

18

^ Весна – время года. Признаки весны. Животный и растительный мир весной.

19

От семечка к росточку.

20

^ Животные и растения готовятся к лету.

 

Тематическое планирование по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

 Цель: развитие мелких мышц пальцев обеих рук, формирование четкой артикуляции, синхронности говорения и движения кистей рук, развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

 

  • развитие словаря;

  • формирование грамматического строя речи;

  • формирование разговорной (диалоговой) речи;

  • формирование связной (монологической) речи;

  • развитие умения слушать и понимать читаемую детям художественную   литературу;

  • формирование умений, связанных с подготовкой детей к обучению грамоте;

  • развитие умения слышать педагога, умения слушать других, умения вникать в содержание их речи;

  • развитие мелкой моторики кисти руки;

  • конструирование из бумаги;

  • развитие пространственного представления;

  • формирование фонематических представлений.

 

 

 



^ Содержание программного материала

1

Игрушки.

Знакомство с прописями для дошкольников.

2

Дом. Семья.

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

3

Одежда, обувь, головные уборы.

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

4

Животные дикие и домашние (звери и птицы).

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

5

Транспорт наземный, водный, воздушный. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, закрашивание рисунка).

6

Профессии.

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, закрашивание рисунка).

7

Лес. Плоды, ягоды и семена. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, закрашивание рисунка).

8

Звуки и буквы.

Письмо элементов букв в прописях.

9

Слова. Звуки. Письмо элементов букв в прописях.

10

Гласные звуки. Письмо элементов букв в прописях.

11

Гласные звуки. Слоги. Ударение. Письмо элементов букв в прописях.

12

Предложение. Составление рассказа по картинкам. Письмо элементов букв в прописях.

20

Русская народная сказка «Репка». Письмо элементов букв в прописях.

21

Гласные звуки. Звуки [э], и буква Э.

Письмо элементов букв в прописях.

22

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Письмо элементов букв в прописях.

23

 

Письмо элементов букв в прописях.

24

Русская народная сказка «Теремок». Письмо элементов букв в прописях.

25

Гласные звуки. Звук и буква А. Работа со словариком (аквариум, автобус, арбуз, апельсин).

Письмо элементов букв в прописях.

26

Гласные звуки. Звуки [и], [ы] и буквы И, ы.

Русская народная сказка «Колобок»

27

Гласные звуки. Звук [у], и буква У.

Гласные звуки. Звуки [о], и буква О.

28

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Рисунок к сказке. Письмо элементов букв в прописях.

29

Гласные звуки. Звуки [Б],[Б,] и буква Б. Работа со словариком (бабочка, банан, бусы, бант). Колыбельные песни, скороговорки. Работа со словариком (вишня, виноград, ваза, ведро,

30

Согласные звуки. Свистящие согласные звуки. Звуки [з], [з,], [с], [с,]. Буквы С, З. Письмо элементов букв в прописях.

31

Согласные звуки. Звуки [н], [н,] и буква Н. Письмо элементов букв в прописях

32

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.

Звуки [г], [г,], [к], [к,]. Буквы Г, К.

Письмо элементов букв в прописях.

33

Согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звуки [ж], [ш] и буквы Ж,Ш. Письмо элементов букв в прописях.

34

Согласные звуки. Звуки [м], [м,] и буква М. Работа со словариком (машина, мышь, морковь, мухомор, мяч, месяц). Составление слова мама и рисование (по желанию детей) на на эту тему.

 

35

Согласные звуки. Звуки [р], [р,] и буква Р.

Письмо элементов букв в прописях

36

Согласные звуки. Звуки [д], [д,], [т], [т,] и буквы Д и Т.

Письмо элементов букв в прописях

36

Согласные звуки. Звуки [ч,], [щ,], [ц] и буквы Ч, Щ, Ц.

 

37

Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуки [л], [л,] и буква Л. Работа со словариком (лампа, лист, лук, лодка, пять, пальма).

 

38

Гласные и согласные звуки. Звук [й] и буква Й.

Письмо элементов букв в прописях

39

Двойные гласные звуки [йо], [йу] и буквы Ё,Ю.

Письмо элементов букв в прописях

40

Двойные гласные звуки [йа], [йэ] и буквы Я, Е.

Письмо элементов букв в прописях

 

 

Предполагаемый результат:

 

Расширить и обогатить кругозор дошкольников .

 

Помочь будущим первоклассникам адаптироваться в школьной жизни.

 

Способствовать укреплению взаимоотношений семьи и школы.

 

 

 

^ Предполагаемый состав предшкольной группы: дети с разным уровнем социального развития, разновозрастная группа.
  В предшколе предполагается присутствие детей трех уровней:

 

  • слабоподготовленные дети (те, с которыми никто не занимался ранее, дети с ОВЗ);

  • среднеподготовленные дети (те, с которыми время от времени занимались родители);

  • хорошо подготовленные дети (те, с которыми занимались специалисты в кружках или на дому, посещавшие детский сад).

  Ресурсы

 

 

 

1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Изд. Дом РАО, 2011.

 

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» - «Детский сад 2100» (подготовительная группа/предшкольная подготовка).

 

2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова, О.В.Пронина – пособие «По дороге к Азбуке», «Наши прописи»,Демидова «Моя математика».

 

3.   Журнал «Завуч начальной школы» - Программа «Курс будущего первоклассника», №3, 2012г

 

 

 

 

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconОбразовательная программа «Школа будущего первоклассника» г. Нижнекамск 2014 год
Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни. Работа с детьми по данной...

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconПрограмма «Школа будущего первоклассника» Составители: Потапова Л....
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2012-2013 гг является повышение доступности дошкольного...

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconПояснительная записка Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Курс «Школа будущего первоклассника» направлен на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться,...

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconТема: «Создание и функционирование группы кратковременного пребывания...
Школа» разработали программу для группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»,...

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconПрограмма "Школы будущего первоклассника" программа дошкольного курса...
Непрерывность же на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки...

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconПрограмма курса «Школа будущего первоклассника»
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconРабочая программа «Школа будущего первоклассника» паспорт программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconПрограмма подготовительного курса «Школа будущего первоклассника»
«по-настоящему» в школе, в классе, формируя, таким образом школьные, но еще детские отношения

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconОбразовательная Программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей
Программа предназначена для организации подготовки детей 5-6-летнего возраста к обучению в школе

Программа «Школа будущего первоклассника» пояснительная записка iconПрограмма предшкольного образования Группы общего развития
Организация предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в группах общего развития «Школа будущего первоклассника»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск