Программа
«Школа будущего первоклассника»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Алексеева Ольга Викторовна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоарбанская средняя общеобразовательная школа » Медведевского муниципального района РМЭ.
Возраст детей: 5 -6 лет
Срок реализации: 1 год
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами, как преобразование системы управления, в которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению в многообразие новых видов деятельности.
Таким образом, творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности. Общеобразовательная школа, где закладываются основы личностного роста учащихся, теоретически имеет возможность для эффективного развития творческого потенциала каждого школьника.
Цель курса - создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка.
Цель курса конкретизируется в основных задачах:
развитие логического и творческого мышления;
формирование, расширение и обогащение словаря ребенка;
на основе краеведения и национально-регионального компонента
-воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;
-формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Актуальность данного курса состоит в том, что на этих занятиях происходит целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности, а это - важнейшая задача, стоящая перед современной школой.
Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже на первых занятиях дети знакомятся с глобусом и пытаются нарисовать «Портрет Земли», узнают много нового о русской культуре, знакомятся с русскими народными сказками, учатся классифицировать, выделять свойства предметов и т.д. При этом дети выполняют задания с элементами творчества, много фантазируют, воображают, развивают речь и моторику мышц.
Программа рассчитана на 90 часов.
Формы занятий - занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.
К концу курса учащиеся должны знать:
изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи;
числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки;
название своей страны, областного центра, своего села, памятные места, элементарные сведения о народной культуре.
Должны уметь:
конструировать изученные буквы;
правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью;
правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение;
Творческая направленность данного курса обеспечит быстрое включение детей в дальнейшую учебную работу в 1-м классе.
^
Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению, и предназначено для организаций занятий с детьми, посещающих дошкольное учреждение. Занятия организуются в образовательном учреждении, один раз в неделю (3 занятия по 30 минут). В примерном планировании, так же как в программе обучения и развития, представлены следующие разделы:
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (40ч ).
2. Введение в математику (30ч)
3. Я и окружающий мир (20 ч)
Примерный учебный план
Продолжительность обучения: 30 недель (с 1 октября по 15 мая).
^ 90
Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 занятия.
Длительность занятий: не более 30 мин.
Перерыв между занятиями: не менее 10 мин.
Тематическое планирование «Введение в математику»
Ведущими задачами при формировании математических понятий являются:
1. Наблюдение:
сравнение объектов и их свойств;
анализ свойств;
установление и использование аналогии;
классификация.
2. Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях.
3. Формирование ориентировочных понятий: в пространстве и во времени.
№
занятия
|
Содержание программного материала
| 1
| Свойства предметов.
| 2
| Свойства и признаки предметов.
| 3
| Объединение предметов по общему свойству.
| 4-5
| ^
| 6
| На, над, под. Слева, справа.
Между, посередине.
| 7
| Точка. Линия. Прямая и кривая линия.
| 8
| Ломаная линия. Многоугольник.
| 9
| Длиннее, короче. Измерение длины.
| 10 -11
| Геометрические фигуры.
| 12
| Один – много.
| 13
| Тяжелее, легче.
| 14
| Больше – меньше.
| 15
| ^
| 16-17
| Сложение и вычитание.
| 18
| Число 1. Цифра 1
| 19
| Число 2. Цифра 2. Состав числа 2, пара.
| 20
| Число 3. Цифра 3. Состав числа 3
| 21
| Число 4. Цифра 4. Состав числа 4
| 22
| Число 5. Цифра 5. Состав числа 5
| 23
| Число 6. Цифра 6. Состав числа 6
| 24
| Число 7. Цифра 7. Состав числа 7
| 25
| Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.
| 26
| Число 0. Цифра 0числа 9
| 27
| Число 0. Цифра 0
| 28 -29
| Число 10. Состав числа 10
| 30
| Весёлая математика (игра-соревнование).
|
Тематическое планирование по курсу «Я и окружающий мир»
Основная цель курса - знакомство с целостной картиной мира, которое происходит по мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта.
^
- Дальнейшее приобщение к миру взрослых людей, и созданных их трудом предметов;
- Развитие возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результату человеческого труда;
- Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей;
- Формирование отчётливых представлений о предметах материальной культуры;
- Расширение, уточнение и систематизация знаний о явлениях природы, формирование обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;
- Воспитание бережного отношения к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней;
- Расширение, уточнение и систематизация представлений о растительном и животном мире в разных уголках планеты;
- Обогащение и уточнение знаний ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, формирование этических норм и правил поведения в обществе.
1
| ^ . Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелётные птицы.
| 2
| Улица. Правила поведения на улице.
| 3
| Растения в нашем доме. Комнатные растения – разновидности, уход за растениями.
| 4
| ^
| 5
| Наши друзья - животные.
Обитатели леса (тайга, смешанный лес).
| 6
| ^
| 7
| Почему птицы улетают на юг?
| 8
| Грибы съедобные и несъедобные.
| 9
| Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.
| 10
| ^
Правила поведения в лесу.
| 11
| Зима – время года.
| 12
| ^
| 13
| Как зимуют звери в лесу?
| 14
| Новый год и Рождество. История и традиции празднования.
| 15
| ^ История и традиции празднования
| 16
|
| 17
| 23 февраля – День защитника Отечества (день рождения Армии). Истории армии, рода войск. Воин – защитник нашей Родины.
| 18
| ^ Признаки весны. Животный и растительный мир весной.
| 19
| От семечка к росточку.
| 20
| ^
|
Тематическое планирование по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Цель: развитие мелких мышц пальцев обеих рук, формирование четкой артикуляции, синхронности говорения и движения кистей рук, развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
развитие словаря;
формирование грамматического строя речи;
формирование разговорной (диалоговой) речи;
формирование связной (монологической) речи;
развитие умения слушать и понимать читаемую детям художественную литературу;
формирование умений, связанных с подготовкой детей к обучению грамоте;
развитие умения слышать педагога, умения слушать других, умения вникать в содержание их речи;
развитие мелкой моторики кисти руки;
конструирование из бумаги;
развитие пространственного представления;
формирование фонематических представлений.
№
| ^
| 1
| Игрушки.
Знакомство с прописями для дошкольников.
| 2
| Дом. Семья.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
| 3
| Одежда, обувь, головные уборы.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
| 4
| Животные дикие и домашние (звери и птицы).
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
| 5
| Транспорт наземный, водный, воздушный. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, закрашивание рисунка).
| 6
| Профессии.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, закрашивание рисунка).
| 7
| Лес. Плоды, ягоды и семена. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, закрашивание рисунка).
| 8
| Звуки и буквы.
Письмо элементов букв в прописях.
| 9
| Слова. Звуки. Письмо элементов букв в прописях.
| 10
| Гласные звуки. Письмо элементов букв в прописях.
| 11
| Гласные звуки. Слоги. Ударение. Письмо элементов букв в прописях.
| 12
| Предложение. Составление рассказа по картинкам. Письмо элементов букв в прописях.
| 20
| Русская народная сказка «Репка». Письмо элементов букв в прописях.
| 21
| Гласные звуки. Звуки [э], и буква Э.
Письмо элементов букв в прописях.
| 22
| Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Письмо элементов букв в прописях.
| 23
|
Письмо элементов букв в прописях.
| 24
| Русская народная сказка «Теремок». Письмо элементов букв в прописях.
| 25
| Гласные звуки. Звук и буква А. Работа со словариком (аквариум, автобус, арбуз, апельсин).
Письмо элементов букв в прописях.
| 26
| Гласные звуки. Звуки [и], [ы] и буквы И, ы.
Русская народная сказка «Колобок»
| 27
| Гласные звуки. Звук [у], и буква У.
Гласные звуки. Звуки [о], и буква О.
| 28
| Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Рисунок к сказке. Письмо элементов букв в прописях.
| 29
| Гласные звуки. Звуки [Б],[Б,] и буква Б. Работа со словариком (бабочка, банан, бусы, бант). Колыбельные песни, скороговорки. Работа со словариком (вишня, виноград, ваза, ведро,
| 30
| Согласные звуки. Свистящие согласные звуки. Звуки [з], [з,], [с], [с,]. Буквы С, З. Письмо элементов букв в прописях.
| 31
| Согласные звуки. Звуки [н], [н,] и буква Н. Письмо элементов букв в прописях
| 32
| Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.
Звуки [г], [г,], [к], [к,]. Буквы Г, К.
Письмо элементов букв в прописях.
| 33
| Согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звуки [ж], [ш] и буквы Ж,Ш. Письмо элементов букв в прописях.
| 34
| Согласные звуки. Звуки [м], [м,] и буква М. Работа со словариком (машина, мышь, морковь, мухомор, мяч, месяц). Составление слова мама и рисование (по желанию детей) на на эту тему.
| 35
| Согласные звуки. Звуки [р], [р,] и буква Р.
Письмо элементов букв в прописях
| 36
| Согласные звуки. Звуки [д], [д,], [т], [т,] и буквы Д и Т.
Письмо элементов букв в прописях
| 36
| Согласные звуки. Звуки [ч,], [щ,], [ц] и буквы Ч, Щ, Ц.
| 37
| Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуки [л], [л,] и буква Л. Работа со словариком (лампа, лист, лук, лодка, пять, пальма).
| 38
| Гласные и согласные звуки. Звук [й] и буква Й.
Письмо элементов букв в прописях
| 39
| Двойные гласные звуки [йо], [йу] и буквы Ё,Ю.
Письмо элементов букв в прописях
| 40
| Двойные гласные звуки [йа], [йэ] и буквы Я, Е.
Письмо элементов букв в прописях
|
Предполагаемый результат:
Расширить и обогатить кругозор дошкольников .
Помочь будущим первоклассникам адаптироваться в школьной жизни.
Способствовать укреплению взаимоотношений семьи и школы.
^ дети с разным уровнем социального развития, разновозрастная группа. В предшколе предполагается присутствие детей трех уровней:
слабоподготовленные дети (те, с которыми никто не занимался ранее, дети с ОВЗ);
среднеподготовленные дети (те, с которыми время от времени занимались родители);
хорошо подготовленные дети (те, с которыми занимались специалисты в кружках или на дому, посещавшие детский сад).
Ресурсы
1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Изд. Дом РАО, 2011.
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» - «Детский сад 2100» (подготовительная группа/предшкольная подготовка).
2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова, О.В.Пронина – пособие «По дороге к Азбуке», «Наши прописи»,Демидова «Моя математика».
3. Журнал «Завуч начальной школы» - Программа «Курс будущего первоклассника», №3, 2012г
| |