Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком»






НазваниеМетодические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком»
страница1/11
Дата публикации22.01.2015
Размер1.21 Mb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Отдел специального и психологического сопровождения

Методические рекомендации

для педагогов и специалистов образовательных учреждений

«Особенности работы педагога

с агрессивным ребенком»

г.о. Новокуйбышевск

2012 год


Утверждено решением Научно-методического совета ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск.

Составитель: Дугинова Е.А. – методист отдела специального и психологического сопровождения ГБОУ ДПО ЦПК«Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск.

Редактор: Евдокимова Е.Н., заместитель директора ГБОУ ДПО

ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск
Рецензенты: Меркурьева Е.Е., руководитель территориального сектора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск;

Ульянова Ю.А., руководитель отдела специального и психологического сопровождения ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск.

^ Особенности работы педагога с агрессивным ребенком: методические рекомендации адресованы педагогам и специалистам образовательных учреждений. - г.о. Новокуйбышевск, 2012 год, 48 стр.
В методических рекомендациях рассматриваются причины возникновения и развития детской агрессивности, ситуативные социально-психологические предпосылки возникновения агрессии у ребенка, методики диагностики агрессивного поведения, направления психосоциальной помощи и коррекции. Пособие адресовано педагогам и специалистам образовательных учреждений.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………………... 4
Современные классификации нарушений поведения ………………………………….... 5

Виды нарушений поведения ……………………………………………………………………. 5

Типология агрессивного поведения ……………………………………………………....…... 6

Регуляция агрессивного поведения …………………………………………........................... 7

Социализация агрессивности …………………………………………………………………. 8
Ситуативные социально-психологические предпосылки агрессивности……………… 10
Психологическая характеристика детей с агрессивным поведением ………………….. 12

Мотивационная сфера ………………………………………………...………………………… 12

Эмоциональная сфера …………………………………………………………..............……… 12

Волевая сфера …………………………………………………………………………..………. 15

Нравственная сфера ………………………………………………………………..…………… 16

Сфера межличностных отношений ………………………………………………...………….. 16
Методы диагностики агрессивного поведения ………………………………….………… 18

Наблюдение ………………………………………………………………………...………….. 18

Интервью …………………………………………………………………………………..……. 20

Проективные методы……………………………………………………………………………. 22

Опросники ………………………………………………………………………………..…….. 24

Методики диагностики компонентов регуляции агрессивного поведения …………….….. 24
Взаимодействие педагога с агрессивным ребенком …………..………………………..... 28

Направления психосоциальной помощи ………………………………………………........... 28

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения …………………….. 30

Способы конструктивного взаимодействия с агрессивным ребенком ……………………… 39

Заключение ……………………………………………………………………………………... 46

Список использованной литературы …………………………………………………….... 47


^ Пояснительная записка

Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится сталкиваться взрослым: педагогам и родителям. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия: от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии, как косвенной, так и прямой. Подобное агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда опасно для окружающих и потому требует грамотной коррекции. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Следует отметить, что в психологической науке советского периода проблема агрессивности не изучалась. Публикации на эту тему были единичны и представляли собой главным образом обзор зарубежных исследований.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В настоящее время начинает складываться общая психологическая теория нарушений поведения (агрессивности, негативизма), состоящая из трех компонентов:

феноменология нарушений поведения, этиология нарушений поведения, профилактика и коррекция нарушений поведения.

В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции.

Начало формы

Данные методические рекомендации углубляют представления педагогов о причинах возникновения детской агрессивности, типологии агрессивного поведения, социализации агрессивности, обозначают основные направления и задачи коррекционного воздействия, знакомят с когнитивным, поведенческим, гештальт-подходами к решению данной проблемы.

В методических рекомендациях изложены основы психокоррекционной работы с детьми и подростками с агрессивным поведением и негативизмом. В рекомендациях рассматривается апробированный комплексный подход к управлению агрессивным поведением, включающий одновременную работу с ребенком, педагогом, родителем, разработанный И.А. Фурмановым (авторская психокоррекционная программа «Тренинг модификации поведения»).

^ Современные классификации нарушений поведения

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Согласно справочной психиатрической литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Они проявляются либо в игнорировании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

^ Виды нарушений поведения

С точки зрения деструктивной направленности предлагаем рассмотреть три типа нарушений поведения.

  • Нарушения поведения – одиночный агрессивный тип. У детей доминирует агрессивного поведения в физическом или вербальном плане, преимущественно направленное против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.

Дети с данным типом нарушений не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганств, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.

У многих нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие дети могут быть аутичными или держаться изолированно. Некоторые из них дружат с более старшими или более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми.

Для большинства детей, отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойственна низкая самооценка. Характерно, что они никогда не заступаются задругих, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Дети не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная адаптированность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах, но и в недостаточности сексуального торможения. Частые наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящие дезадаптивный характер, и не способствуют решению проблемы.

Основной отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности.

  • Нарушения поведения – групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обычно вне дома, которое включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением.

Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому дети обычно дружат со сверстниками. Часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы, не склонны обвинять или доносить на них.

  • Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, однако не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность.

Дети с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых ребенок хорошо знает.

Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких детей часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи.
^ Типология агрессивного поведения

Условно агрессивность можно разделить на разные категории.

По направленности на объект выделяют:

– внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия).Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;

– внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием («Мама, я пойду и встану в угол, потому что я разбил чашку!»), а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.).

По способу выражения существует:

– произвольная, возникающая из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, подросток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, высказывает им свое недовольство в довольно грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для нанесения ответного удара;

– непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративной в данном случае может быть детская истерика, когда ребенок бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет.

По конечной цели выделяют:

– инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства. Например, врач, который делает операцию больному с целью спасти его жизнь, причиняет ему совершенно определенную физическую боль и душевные страдания;

– враждебную (деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии.

По форме выражения различают:

– физическую агрессию – предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.);

– вербальную агрессию – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг) или через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;

– косвенную агрессию – действия, направленные окольным путем на другое лицо, как-либо связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топание ногами);

–негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (детское упрямство, «неразговаривание») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги).1
^ Регуляция агрессивного поведения

Рассматривая агрессивное поведение как психическое явление, важно знать механизмы его регуляции, выделяя мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты.

Исследователи рассматривают мотивационный компонент как особого рода энергию, накопление которой происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. Однако такой взгляд как бы исключает участие самого человека в регуляции собственного поведения. В этом случае реализация агрессивной мотивации будет зависеть от способностей человека использовать тормозные механизмы агрессии.

Эмоциональный компонент: человек на всех этапах агрессивного состояния (при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов) переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Бывает «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, дети и подростки иногда переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Волевой компонент включает целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев инициативность и смелость. Поскольку агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, в результате соперничества, то всякая борьба требует проявления волевых качеств.

Нравственный компонент: реализация агрессии во многом зависит от силы «Сверх-Я». Здесь можно выделить два компонента, регулирующих проявление агрессивности: совесть и чувство вины. Совесть (ограничивающее «Сверх-Я») воздействует на агрессивную мотивацию до совершения поступка. П.Я. Гальперин отмечал, что моральная оценка, производящаяся до совершения поступка, означает задержку импульсивного побуждения и возможность его «запрещения». Чувство вины (укоряющее «Сверх-Я») корректирует поведение после совершения поступка и связано с ожиданием наказания за содеянное, сопровождающимся страхом и повышением тревожности. Различие между совестью и чувством вины состоит в том, что первая является «внутренним», а второе – «внешним» регулятором агрессии.

При регуляции агрессивного поведения происходит сложное взаимодействие всех перечисленных компонентов. Агрессивное поведение начинается с аффекта гнева, вызванного каким-либо препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью. Если в результате когнитивных процессов оценивания ситуация воспринимается как «действительно заслуживающая гнева», то актуальное мотивационное состояние расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ведущих к ней действий и предвосхищения возможных последствий достижения цели. Важным является то, что лица с высоким мотивом агрессии имеют низкий порог гнева, и поэтому сначала испытывают гнев и только потом адекватно оценивают вызвавшую гнев ситуацию, в то время как менее агрессивные лица прежде чем рассердиться, взвешивают ситуацию более тщательно. Это связано с тем, что аффект гнева при объективации самосознания, заполняя все чувства субъекта, затушевывает не только значимость нормативных ценностей в саморегуляции действий, но и сводит на нет влияние интеллектуальных процессов2.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений и родителей
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconУрок «Семья и семейные ценности»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
В них рассматриваются вопросы влияния латерального профиля на успешность обучения и осуществления образовательного процесса с учетом...

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений
Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Особенности работы педагога с агрессивным ребенком» iconМетодические рекомендации Рецензенты: доцент кафедры «Прикладная математика и механика»
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и могут быть использованы...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск