Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы

Загрузка...





НазваниеМетодические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы
страница1/12
Дата публикации27.01.2015
Размер1.57 Mb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



К о р р е к ц и я





Методические рекомендации

для специалистов

образовательных учреждений
Особенности работы

педагога с детьми, имеющими нарушения в поведении


г.о. Новокуйбышевск, 2008 год




Методические рекомендации

для специалистов

образовательных учреждений

Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения в поведении.

г.о. Новокуйбышевск, 2008 год

Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра»

г.о. Новокуйбышевска.
Составитель: Лобина С.А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

^ Ответственный редактор: Ульянова Ю.А. – руководитель отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Рецензенты:

Парфёнова О.И., директор «Ресурсного центра»

Воронков Д.А., заместитель директора «Ресурсного центра»

^ Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения в поведении:

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2008 г. – 104 стр.

Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о вопросах этиопатогенеза поведенческих расстройств у детей разных возрастных групп, об основных видах нарушения поведения у детей, а также организации их индивидуального сопровождения

В них выделены направления коррекционной работы с отдельными видами нарушений, представлены основные приёмы коррекции поведения, а также рекомендации для всех участников образовательного процесса. Данные рекомендации помогут специалистам образовательных учреждений сохранять, развивать, корригировать поведенческую и личностную сферы детей.


Содержание: стр.



  1. Основные виды нарушений поведения у детей и организация их индивидуального сопровождения 5

  2. Причины поведенческих расстройств 13

  3. Особенности проявления детской агрессии 27

  4. Способы преодоления агрессии (рекомендации специалистам и родителям) 40

  5. Гиперактивные дети или дети с СДВГ 59

  6. Организация обучения детей с СДВГ 61

  7. Особенности поведения леворукого ребёнка 68

  8. Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими

детьми 71

  1. Застенчивый и тревожный ребёнок 73

  2. Преодоление застенчивости у детей 75

  3. Рекомендации родителям застенчивых детей 81

  4. Проблема поведения подростков «группы риска» 90

  5. Особенности поведения подростков с ЗПР 92

  6. Организация комплексного подхода к преодолению поведенческих нарушений у детей 92

  7. Приложение №1. «Сопровождение агрессивного ребёнка» (рекомендации по результатам диагностики) 95

  8. Приложение №2 «Сопровождение гиперактивного ребёнка» (рекомендации по результатам диагностики) 96

  9. Приложение №3 «Что делать, если ребёнка обижают другие» 97

  10. Приложение №4. «Как избежать проблем поведения» 98

  11. Приложение №5. «Диагностика леворукости» 102

  12. Список используемой литературы 104


Основные виды нарушения поведения у детей и организация их индивидуального сопровождения
Дети с нарушениями в поведении – это категория «группы риска», которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с интеллектуальными нарушениями, дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Также к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями.

Организация индивидуального сопровождения – это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как для нас с вами является приоритетным личностно-ориентированное образование, то мы в работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя.

Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

Дети с нарушениями поведения - проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей. Нарушения поведения - широкое понятие. К нему относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушения сна, а также невропатию и невроз и психосоматическое неблагополучие, т.е. заболевания внутренних органов, основная причина которых - тягостные переживания. Один ребенок рождается нервным, другой становится таковым.
На прием к невропатологу и психиатру приводят и «трудных детей», т.е. детей с неблагоприятными чертами характера, которые затрудняют их адаптацию (приспособление) в жизни. Между тем, если нервный - всегда трудный, то трудный - не всегда нервный, хотя нервность угрожает и ему. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина того и другого - неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняют воспитание.
Поскольку нервность детей неразрывно связана с отклонениями в их поведении, в данном разделе рассматриваются обе стороны проблемы.
Нервный или трудный ребенок - это бессонные ночи, изнуряющая усталость, сниженная работоспособность, плохое настроение и, как итог, нередко - неврозы и депрессии у родителей. Именно поэтому нервный и трудный первенец, порождая страх перед появлением в семье такого же ребенка, может остаться единственным. Единственный же чаще всего становится еще более нервным или еще более трудным. Нервный или трудный ребенок вызывает у родителей тревожную любовь или неприятие, отвергание, неосознаваемую агрессивность по отношению к нему. Плохо и то, и другое.
Нервный или трудный ребенок - источник ссор в семье, поскольку мнения о том, кто виновен в этом и как воспитывать его, разделяются. Зачастую такой ребенок становится причиной развода. Проблема нервных и особенно трудных детей при отсутствии своевременного квалифицированного воспитующего воздействия неизбежно перерастает сначала в проблему трудных подростков, а затем и в проблему молодых людей с отклоняющимся поведением, которые пополняют контингент лиц, совершающих правонарушения, прибегающих к алкоголю и наркотикам.
Проблема нервности или трудности рождается нередко вместе с ребенком. В оплодотворенной яйцеклетке встречаются две сложные генетические линии предков, пересекаются истории жизни отца и матери, их здоровье или болезни. В ней уже заложены великие возможности, задатки, способности, норма, но и отклонение от нее, патология. Внутриутробное развитие может оказаться благополучным или дефектным, а роды нормальными или патологическими. И если воспитание каждого ребенка индивидуально, то воспитание нервного или трудного тем более требует решения множества специфических индивидуальных задач. Здравым смыслом и опытом бабушек здесь не обойтись. Необходимы специальные знания врачей и специалистов.
В настоящее время к категории детей с нарушениями поведения правомерно отнести каждого третьего ребенка. Причин тому много. С одной стороны, время предъявляет чрезвычайно высокие требования уже к ребенку. С другой - множество детей рождаются слабыми. Последнее обусловлено: вынашиванием беременности, которая в прошлом заканчивалась выкидышем (из-за неполноценности плода или детородных органов женщины); осложненным протеканием беременности из-за болезни женщины или в связи с вредными воздействиями (экологическими, инфекционными, токсическими, производственными, радиационными и др.); ростом числа осложненных родов (крупный плод, увеличение числа позднородящих, в том числе первого ребенка, а также родящих до достижения полной физической зрелости, сделавших аборт до первых родов и др.); выживанием глубоко недоношенных. Наличие же большого числа единственных детей, что объективно осложняет их воспитание, еще более усложняет проблему.
Рассмотрению данной сложной проблемы детей с нарушениями поведения посвящены наши методические рекомендации. Мы стремились дать как наиболее общие, так и конкретные рекомендации по преодолению, а еще более по профилактике отдельных, чаще всего встречающихся форм детской нервности.

^ Основные виды нарушений поведения у детей

В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отстава­ние в психической деятельности и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического и личностного развития ребен­ка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибка­ми воспитания или 2) определенной незрелостью, минималь­ными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фак­тора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не зна­ют) те особенности нервной системы ребенка, которые ле­жат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воз­действиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и вос­питателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психичес­кого развития детей, знание которой позволит педагогу со­вместно с психологом не только правильно построить ра­боту с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квали­фицированной медицинской помощи.

Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической по­мощи - главное условие ее успешности и эффективности.

Агрессивность

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования, которые взрослым кажут­ся мелкими и незначительными, для ребенка оказывают­ся весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удов­летворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обижен­ным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушен­ными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

^ Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и раз­рушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет иг­рушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность не обязательно проявляется в физичес­ких действиях. Некоторые дети склонны к так называе­мой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собствен­ные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в нео­жиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшиб­ся, его поддразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани - слова, которые мож­но с чувством произнести в качестве разрядки («елки-пал­ки», «пропади пропадом»).

Как работать с детьми, проявляющими описанные выше формы агрессивности? Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психи­ческом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Основ­ные пути работы по преодолению детской агрессивнос­ти подробно рассматриваются Д. Лешли (1991). Это не конкретная программа, а та тактика поведения взрослых, которая в конечном итоге способна привести к устране­нию нежелательных форм поведения ребенка. Важны по­стоянство и последовательность в реализации выбран­ного взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первым шагом на этом пути является попытка сдер­живать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрес­сии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игруш­кой или каким-то занятием, создать физическое препят­ствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за пле­чи). Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение аб­солютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выход­ку ребенок подвергается суровому осуждению, в то вре­мя как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно по­казать ребенку, что сам он только проигрывает от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязатель­но должен кратко, но однозначно выразить свое недоволь­ство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или по­здно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточ­но большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убрать». Уборка как нака­зание за содеянное неэффективна; лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка ад­ресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Может быть, он хо­чет испытать приятное чувство превосходства над взрос­лым, а может быть в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превра­тить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссо­ры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, как ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка могут только стимулиро­вать его. Конечная цель преодоления агрессивности ре­бенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, го­раздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удо­вольствие от демонстрации нового навыка поведения пе­ред благожелательной аудиторией.

Для преодоления и предупреждения агрессивного по­ведения маленьких детей можно использовать коллектив­ные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных...
Утверждено решением Научно-методического совета гбоу дпо цпк «Ресурсный центр» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений и родителей
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений
Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации Рецензенты: доцент кафедры «Прикладная математика и механика»
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и могут быть использованы...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации Рецензенты: доцент кафедры «Прикладная математика и механика»
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и могут быть использованы...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
В них рассматриваются вопросы влияния латерального профиля на успешность обучения и осуществления образовательного процесса с учетом...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации по организации работы интернет сайтов образовательных...
Отдел образования администрации Дубровского района направляет Вам Методические рекомендации по организации работы интернет сайтов...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
Загрузка...
top-bal.ru

Поиск