Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений






Скачать 367.84 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
страница1/3
Дата публикации01.02.2015
Размер367.84 Kb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3



Методические рекомендации

для педагогов и учащихся

образовательных учреждений

Образовательные ресурсы

сети Интернет

для учителя-предметника:

БИОЛОГИЯ

г.о. Новокуйбышевск, 2009 год




Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра»

г. Новокуйбышевска.
Составитель: Нестерова С.А., методист.

Ответственный редактор: Сиркиз Е.В., руководитель медиатеки.

Рецензенты:

Парфенова О.И., директор «Ресурсного центра»

Евдокимова Е.Н., заместитель директора «Ресурсного центра»


^ Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 31 стр.

Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о способах конструирования урока с использованием информационно-коммуникационных технологий, показаны приемы использования Интернет-ресурсов и электронных образовательных материалов при проведении урока и подготовке к нему. Приведены примеры использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии. Подробно описаны возможности профессиональных сетевых образовательных сообществ. Показаны возможности работы в сетевых образовательных сообществах для учителей биологии. А также приведен перечень ссылок на ресурсы сети Интернет по биологии.

Уважаемые педагоги и учащиеся!
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации цикла «Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя предметника - БИОЛОГИЯ», в которых подробно описаны способы конструирования урока с использованием информационно-коммуникационных технологий, приемы использования Интернет-ресурсов и электронных образовательных материалов при проведении урока и подготовке к нему, а также приведен перечень ссылок на ресурсы сети Интернет по биологии.
Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!



Содержание:


  1. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий _________________________ 5

  2. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии ___________________________________ 19

  3. Сетевые профессиональные сообщества учителей ________ 24

  4. Приложение: Интернет ресурсы для урока биологии _______31


1. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский




Урок – это социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен:

  • социально-психологическими потребностями общества,

  • уровнем его развития,

  • конкурентоспособностью его экономики,

  • нравственными и моральными ценностями этого общества.

Сегодня система образования нацелена на:

  • Получение твердых теоретических знаний

  • Практическое применение этих знаний не является целью

  • Ученик лишен возможности выбирать приоритеты в обучении

  • Ученик и учитель неравноправны: первый обязан уважать второго, второй первого – нет.

В книге американского педагога Филиппа С. Шлехти «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования” есть такой диалог:

  • Что вы хотите от школы?

  • Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно.

Не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, но умение учиться. Знать назубок закон Джоуля-Ленца иногда необходимо в быту, и валентность уметь расставить – тоже полезно. Но мир изменился. Давайте вспомним, что еще двадцать лет назад, зачастую достаточно было фундаментально изучить какое-то направление, например, в математике – и ты почетный специалист на всю жизнь. Это, конечно, утрированный пример, но все же. Сегодня для того, чтобы быть профессионалом в вопросах экономики, информатики и многих других направлений, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета, посещать библиотеки. Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками. Навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе. И не только с помощью компьютера, но и компьютер и ресурсы Интернета на данном этапе могут стать отличным тренажером для развития этих навыков.

^ Что было…

Селестин Френе еще в 1926 году разработал и организовал школьную корреспондентскую сеть. В рамках этой сети школьники обменивались текстами и картинками и, таким образом, включались во взаимодействие с другими школьниками.

«Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, с зубрежкой и оттарабаниванием уроков. И это - в век фотографии, кино, грамзаписи, пишущих машинок, железных дорог, автомобилей и самолетов!».

Иван Иллич создал городскую учебную паутину, которая позволяла всем желающим обмениваться знаниями и навыками, используя для этого обычную почту, телефон и электронные доски объявлений, общества-агентства (где каждый учится у всех).

Это очень важно, когда не один человек, как бы он ни старался, но все же – субъективно, преподносит ученикам материал, а множество источников подтверждают и опровергают твои предположения, когда ты можешь пообщаться с профессионалами и со сверстниками. Тогда на смену пассивной позиции потребителя информации учащийся становится исследователем.

Возвращаясь к навыкам, хочется вспомнить еще такое искусство – умение сравнивать, сопоставлять, выбирать и конструктивно критиковать. Именно для работы с вариативной информацией можно использовать ресурсы Интернет. Для того, чтобы меньше после школьного обучения у ребенка оставалось не всегда корректных стереотипов, преподнесенных «Марией Ивановной». Вы говорите это так? А посмотрю-ка я в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона». Это не недоверие учителю. Нет. Это любознательность и самообразование. Хорошее сомнение тоже полезно в информационном океане, который вокруг нас.

Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов.

Мы рассмотрим каждый этап применительно к использованию ИКТ.

Этапы урока

  1. Организационный этап.

  2. Этап проверки домашнего задания.

  3. Этап всесторонней проверки знаний.

  4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

  5. Этап усвоения новых знаний.

  6. Этап закрепления новых знаний.

  7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

«Время – великий учитель». Эдмунд Бёрк

Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:

  • Не как цель, а как еще один инструмент исследования;

  • Как источник дополнительной информации по предмету;

  • Как способ самоорганизации труда и самообразования;

  • Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;

  • Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

Итак…

^ 1. Организационный этап

Показатели выполнения психологической задачи этапа:

  • доброжелательный настрой учителя и учащихся;

  • быстрое включение класса в деловой ритм;

  • организация внимания всех учащихся;

  • кратковременность организационного момента;

  • полная готовность класса и оборудования к работе.

Ролевая игра: дежурный системный администратор.
На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля и логина, не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, которые достаточно хорошо разбираются в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает…

^ 2. Этап проверки домашнего задания

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок;

    • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися;

    • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще;

    • использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы

На данном этапе предлагается следующее:

  1. Электронное домашнее задание. Его не обязательно выполнять дома (не у всех есть домашние компьютеры) – можно использовать мощности школьного компьютерного класса. Сохранение электронных домашних работ занимает мало времени. Одновременно учителем могут быть предложены некоторые дополнительные «критерии для сохранения выполненного домашнего задания»: самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), интерес («интересно», «неинтересно») и т.п. своей работы каждым учеником. Создав заранее в именной папке учителя систему дополнительных папок, можно получить интересные результаты на этапе сдачи домашней работы в электронном виде.

  2. Создание «разминочных тестов» - без автоматической отметки - с помощью панели инструментов «Формы» в MS Word. Кстати, в создании таких тестов-упражнений по разным предметам могут принять активное участие сами ребята, которые, осваивая на информатике инструмент «Формы», делают для младших классов тесты по биологии, химии, географии и т.д.

^ 3. Этап всесторонней проверки знаний

Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.

Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих товарищей учащимися.

«Электронные рецензии» - как проверка степени усвоенности материала, выполнения домашнего задания. Сетевая рецензия дает возможность провести сочинение «с открытой тетрадью», используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

  • проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;

  • рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях;

  • активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

На этом же этапе предлагается дать на «творческое оформление» тему по географии, литературе, физике, где ребятами может быть осуществлен показ глубины и осознанности материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, могут показать как ребенок видит и слышит тему.

И еще один важный момент. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно, попытаться выполнить работу, которую он собирается ставить перед учениками. В результате можно ясно увидеть критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также «подводные камни», которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке задания.

^ 4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя на CD». В этом могут помочь дети. Как домашнее задание ребята от трех учителей (информатика, русский-литература, +например, химия) получают следующую задачу: «В течение двух недель вы должны найти в Интернете 5 сайтов по химии и составить на каждый рецензию» (слова учителя по химии), «Вспомним, что рецензией называется… и за ваши рецензии вы получите отметку по литературе» (слова учителя-литератора), «На эту работу вам выделяется компьютерный класс строго по вторникам с 16-00 до 17-00». (это слова учителя по информатике). В результате такого четко поставленного задания учитель химии получает коллекцию работ по своему предмету, а ребята – интересную работу и две, а если вы прочтете статью П.Ю. Белкина «Поиск информации в Интернете: некоторые проблемы обучения», то и три отметки.

^ 5. Этап усвоения новых знаний

Условия достижения положительных результатов:

  1. Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей. Поисковая работа – это, на первый взгляд, очень просто. На самом деле – достаточно сложно. Мы рекомендуем всем, кто использует эту форму при подготовке и проведении своих уроков прочитать упоминавшийся выше материал П.Ю. Белкина «Поиск информации в Интернете: некоторые проблемы обучения».

  2. Использование сменных диалогических пар.

  3. Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary.fio.ru/). Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.

  4. Систематизация новых для учащихся знаний.

  5. Воспитание навыков рациональной учебы.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

  • качество ответов учащихся на следующих этапах урока;

  • активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

^ 6. Этап закрепления новых знаний

Условия достижения положительных результатов:

  1. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

  2. Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

  3. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

Этот этап урока важен прежде всего тем, что на нем наиболее рельефно выступают результаты урока.

^ 7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Условия достижения положительных результатов.

  1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.

  2. Задание должно проходить при полном понимании класса.  

Показатели выполнения учебно-воспитательной работы.

  1. Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников, подготовит восприятие нового материала;

  2. Правильно организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из необходимости в увлекательную и полезную с точки зрения самообразования ученика работу;

  3. Сделает последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее и интереснее;

  4. Гармонично свяжет несколько уроков в единую систему;

  5. Сделает приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратит знания в инструмент познания;

  6. Может помочь в сплочении классного коллектива.

Основные требования к электронному домашнему заданию

  • Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые+средние и средние+сильные.

  • Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных:

    • временные рамки,

    • количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов),

    • программа реализации задания (это может быть MS Word, PowerPoint или Publisher),

    • объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.),

    • дополнительное задание,

    • оговорено место размещения выполненной работы.

Электронные домашние задания как проектная деятельность

С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, ставится вопрос о разгрузке школьников. Как вариант, предлагается понятие интегрированного домашнего задания: одно задание зачитывается по двум предметам. Таким образом, мы не только разгружаем ребенка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.

Примеры:

  • Литература+МХК: подберите к стихам поэтов Серебряного века иллюстрации художников-импрессионистов.

  • География+МХК+музыка: «Музыка разных стран» - проект, исследующий географические особенности стран через призму культуры.

  • Литература+история: «издание» электронных книг «История в поэзии» или «Литературные портреты» с иллюстрациями писателей и историческими комментариями.

  • ^ Физика, химия: «Дневник одного открытия», «Моя физика», «Моя химия».

Пример постановки задачи на электронную домашнюю работу.

География+экономика: характеризуйте страну, где можно дешевле всего съесть Бик-Мак в Макдоналдсе. Выполните задание к следующему уроку (неделя).

^ Дано: 35 рублей стоит Бик-Мак в московском Макдоналдсе

Программа реализации задания: найти не менее пяти котировок валют, перевести их к одной валюте, сравнить цены на Бик-Мак. Охарактеризовать страну с позиции плотности населения, урбанизации, выделить ландшафтные особенности страны.

Базовый сайт для обзора валют: http://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг.

Базовый сайт для характеристики стран: http://www.kontorakuka.ru/ - Контора Кука. География, достопримечательности и другая информация о странах.

^ Объем отчетного документа: 1 лист (А4), MS Word, PowerPoint.

Дополнительное задание: проанализировать зависимость повышения цены Бик-Мака в разных странах от экономических (инфляция) и географических (численность населения) факторов, указать основные причины в разнице цен на один и тот же продукт.

И в заключение.

И в заключение хотелось бы привести те главные компоненты, которые отличают печатные материалы от электронных. Это те основные особенности, которые стоит учитывать при разработке своего электронного материала учителем.

^ Создание учителем-предметником электронного пособия, сайта, учебника. Планирование работы. Главные компоненты:

  • Активный интерфейс: способы взаимодействия программы и ученика (вопросы, тесты, и т.п.)

  • Графика: создание зрительных образов абстрактных объектов

  • Звуковые эффекты: например, для поощрения правильных ответов (могут быть включены или выключены пользователем)

  • Гипертекст

  • Видеоэффекты

 Ресурсная библиотека

Обобщением всех уроков в рамках одной или нескольких школ, созданных с помощью компьютерных технологий, может стать Банк данных учебно-методического обеспечения школьных дисциплин. Это своеобразная «Электронная копилка» опытов, архивные, но отнюдь не секретные материалы, которые бы помогли и ребятам и другим учителям работать, совершенствоваться, творить. http://www.edu.nsu.ru/- Новосибирская областная образовательная сеть.

^ Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель,
а тем, что они взяли в процессе обучения


Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:

  • Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

  • Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;

  • Объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;

  • Наличие у учащихся познавательного интереса;

  • Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

^ Конструирование урока биологии с использованием ИКТ

Ученик должен выносить из школы не просто объем знаний, а умение учиться. Мир изменился. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета и многое другое. Поэтому крайне необходимо владеть навыками сбора, систематизации и обработки, анализа информационного массива. Им и нужно обучать в школе, а компьютер и ресурсы Интернета могут стать отличным тренажером для их развития.

Это очень важно, когда не один человек, как бы он не старался, но все же – субъективно, преподносит ученикам материал, а множество источников подтверждают и опровергают твои предположения, когда ты можешь пообщаться с профессионалами и со сверстниками. И тогда на смену пассивной позиции потребителя информации учащийся становится исследователем.

Еще хочется вспомнить такое искусство – умение сравнивать, сопоставлять, выбирать и конструктивно критиковать. Именно для работы с вариативной информацией можно использовать ресурсы Интернет.

Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:

  • не как цель, а как еще один инструмент исследования;

  • как источник дополнительной информации по предмету;

  • как способ самоорганизации труда и самообразования;

  • как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;

  • как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

Каждый урок – это сложный процесс.

Рассмотрим этапы урока по теме «Деление клетки» («Общая биология», 10 класс) применительно к использованию ИКТ:

^ Этапы урока

Показатели выполнения психологической и учебно-воспитательной  задачи этапа

Методические приемы использования ИКТ

Комментарии

1. Организационный момент

- доброжелательный настрой;

- быстрое включение класса в деловой ритм;

- кратковременность.

Ролевая игра «Дежурный системный администратор»

На данном этапе важно, чтобы не «отнималось» время на ввод пароля и логина, на загрузку учебного сайта и инсталляцию программы. Здесь учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Он и готовит компьютерный класс к уроку.

2. Проверка домашнего задания

- Выявление факта выполнения домашнего задания за короткий промежуток времени (5-7 мин);

- формирования понимания у учащихся целостности учебного процесса;

- использование различных форм контроля.

1. Электронное домашнее задание: сочинение от имени соматической (половой) клетки на тему «Что происходит со мной во время деления» или интерактивную схему «Способы деления» (в зависимости от уровня ИКТ-компетентности ребенка).

2. «Разминочные тесты»  (ЦОРы, электронные учебники)

Для выполнения электронного домашнего задания можно использовать мощности школьного компьютерного класса, поэтому его не обязательно выполнять дома, т.к. не у всех есть компьютеры. Сохранение таких работ занимает мало времени. Одновременно можно предложить ребятам некоторые дополнительные «критерии для сохранения такого домашнего задания»: самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), интерес («Интересно», «Неинтересно») и т.п. Для этого достаточно создать на рабочем столе учителя систему дополнительных папок и получить интересные результаты. Можно воспользоваться и электронной почтой.

«Разминочные тесты» создаются с помощью панели инструментов «Формы» или другим способом. Кстати, дети сами могут принять активное участие в создании таких тестов-упражнений.

3. Всесторонняя проверка знаний

- Проверка глубины, осознанности знаний, умения использовать их на практике;

- рецензирование ответов;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

1. Творческое оформление темы «Способы деления клеток» – 1-3 ученика (индивидуально или групповой проект).

2. Электронные отзывы о работах своих одноклассников после прослушивания творческого отчета (все остальные).  

На данном этапе можно также предложить «творческое оформление» темы с использованием компьютерных технологий. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций, звуков могут показать, как ребенок видит и слышит тему.

Проверять необходимо не только знания, сколько мышление ребенка, ведь в этом и есть суть обучения. Опрос должен быть интересен ученикам. Здесь я важным приемом считаю организацию рецензирования своих товарищей учащимися, которое может быть проведено с использованием возможностей локальной сети и заранее подготовленной папкой с общим доступом. 

4. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

- Развитие самостоятельной познавательной активности;

- демонстрация практической значимости изучаемого материала.

1. Рецензии Интернет-сайтов по биологии

2. Создание CD-библиотеки (ЦОРов)

Тематические и предметные Интернет-ресурсы – один из способов повышения интереса учеников. Такие ресурсы важно собирать и формировать «CD-библиотеку для учителя». На данном этапе дети получают задание одновременно от трех учителей (биология+информатика+русский язык): составить рецензию 5 сайтов по биологии. В результате учитель имеет коллекцию работ по своему предмету, а ученик – три отметки и свободный доступ к Интернет-библиотеке при подготовке к уроку. 

5. Усвоение новых знаний и их закрепления

- Активизация мыслительной деятельности, максимальное творческое участие детей;

- систематизация новых для учащихся знаний и, как следствие, качество ответов на следующих этапах урока;

- воспитание навыков рациональной учебы.

1. Поисковая работа в Интернете  по вопросам, выходящим за рамки программы: «Апоптоз», «Клонирование – за и против», «Загадки опухолевых клеток», «Стволовые клетки – их возможности» и др.

2. Словарная работа - термины из Интернет-справочников.

 

Поисковая работа – достаточно сложная задача. Такую работу лучше проводить в сменных диалогических парах. У ребят должен быть доступ к библиотеке Интернет-сайтов по биологии. В течении определенного времени они должны найти материал по данному вопросу.  

Проведение словарной работы возможно по справочникам и энциклопедиям Интернета (КМ-школа, Википедия и др.). Обозначив 3-5 справочных ресурса, дать детям подобрать те определения к терминам, которые понятны и удобны им самим. 

6. Информация о домашнем задании

- Направляет внимание учеников;

- превращает знания в инструмент познания;

- гармонично связывает несколько уроков в единую систему;

- помогает в сплочении класса.

Проекты с использованием того материала, который сами нашли в Интернете.

С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, стоит все же поставить вопрос о разгрузке детей. Как вариант – межпредметные проекты: одно задание зачитывается по двум и более предметам. Таким образом мы еще и воспитываем в ребенке понятие целостности мира.

Примеры межпредметных проектов:

  • Дневник одного открытия (биология+…)

  • Экономная клумба (экология + экономика)

  • Природа Чувашии и химическое производство (экология + химия)

  • Карта мира на моем столе (биология + география)

  • Улица моей мечты (экология + информатика)

  • Рецензия  Интернет-сайтов (биология+литература)

При постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, учителю необходимо самому, хотя бы эскизно, попытаться выполнить ту работу, которую он хочет предложить ученикам. В результате более ясно можно увидеть критерии оценки и трудоёмкость выполнения работы, а также «подводные камни», которые могут встретиться ученику.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения…
^ 2. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • психологически настроить на атмосферу экзамена,

  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,

  • сформировать навыки самоконтроля,

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

 В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

  • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Селекция» в 11 классе мною было дано задание найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данным вопросам.

  • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы « Генетическая и клеточная инженерия» мною было дано задание найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что его вообще нет в учебниках. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к данной проблеме.

  • в-третьих может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 11 классе при изучении темы «Классификация организмов» мною было дано задание сделать дайджест по материалам о СПИДе. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель биологии полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов www.referat.ru, или поисковые системы. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебными материалами одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.

 Электронный учебник по биологии на сервере «Открытый колледж». Содержание учебника приведено на сайте Биология сервера «Открытый колледж» ООО «Физикон» — www.college.ru/biologi/.

 На сайте школы университета штата Вирджиния (США) можно найти «Виртуальную лягушку». Эта оригинальная моделирующая программа создана в 1994 году. Web-сайт позволяет препарировать на экране виртуальную лягушку. Основное меню программы размещено по адресу -www.curry.edschool.Virginia.EDU/go/frog/menu.html

Газета «Биология» — приложение к газете «Первое сентября»- имеет электронную версию на сайте сервера «Первое сентября» — www.1september.ru/ru/bio.htm

Другие адреса:

Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

  • многоаспектное развитие школьника

  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества

  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconУрок «Семья и семейные ценности»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
...

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов образовательных учреждений...
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений и родителей
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
В них рассматриваются вопросы влияния латерального профиля на успешность обучения и осуществления образовательного процесса с учетом...

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных...
Утверждено решением Научно-методического совета гбоу дпо цпк «Ресурсный центр» г о. Новокуйбышевск

Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных...
Первичное выявление логопедических проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск