Урок №61/14 Тема урока






Скачать 105.09 Kb.
НазваниеУрок №61/14 Тема урока
Дата публикации27.11.2014
Размер105.09 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Информатика > Урок
Вводный урок по теме: «Изопроцессы в газах»

Автор Копачева Е.В.

Учитель физики ГОУ СОШ №1041

Разработка вводного урока по теме «Изопроцессы в газах»

Урок №61/14

Тема урока: «Изопрцессы в газах»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Фрагмент рабочей программы (учебник Физика. 10 кл.: Г.Я. Мякишев , Б.Б.Буховцев. – М.: Просвещение, 2010, 2 часа в неделю)

№ урока

Дата

Тема

Планируемый результат

Возможные виды деятельности

Возможные формы контроля

Предметные знания

УУД

61




«Изопроцессы в газах»

Смысл понятия-изопроцесс, математическое выражение каждого изопроцесса и его графическое изображение.

Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из прослушанной лекции (с компьютерной презентацией) ; определение основной и второстепенной информации.

Логические – анализ и синтез, установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Обработка информации: составление конспекта лекции; решение количественных и графических задач.

Фронтальная беседа, краткий фронтальный опрос на этапе подведения итогов урока.

Цели урока:

1.Образовательная: ввести понятие изопроцесса, как процесса, при котором один из макроскопических параметров остается неизменным; знать три основных изопроцесса: изотермический, изобарный, изохорный; уметь графически изображать эти процессы.

2.Воспитательная: формирование системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения, овладение основами научной организации умственного труда.

3.Развивающая: развитие мышления, способности делать выводы, выделять существенные признаки объектов, воспринимать и обрабатывать информацию, поданную в виде лекции.

План урока:



Этап

Время

^ Основные методы, приемы и формы

1

Организация начала занятия

2 м.

Постановка цели урока, организация работы

2

Актуализация знаний

4м.

Фронтальный опрос: 1). Что такое идеальный газ в МКТ. 2). Какие макроскопические параметры связывает уравнение Менделеева – Клайперона? 3).Какие параметры необходимо знать для определения состояния идеального газа? 4). Что вы понимаете под состоянием термодинамического равновесия? Почему в этом состоянии параметры принимают определенные значения?


3

Усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания

16 мин.

Лекция – беседа с применением компьютерной презентации

Решение количественных и графических задач (задачи предлагаются и решаются в ходе лекции, иллюстрируя её отдельные элементы).

4

8 мин.

5

Закрепление знаний и способов действий

7 мин.

Решение задачи из сборникаА. П. Рымкевича № 544 (эталонное решение демонстрируется на доске).

6

Подведение итогов занятия

6 мин.

Фронтальный мини-тест (рефлексия), подведение итогов занятия и выставление оценок.

7

Информация о д/з

2 мин.

Учебник §71, записи в тетради

Упр №13 (1-3).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточные карточки.

Ход урока:

План урока

Шкала времени

Деятельность

Планируемый результат

учителя

учеников

Организация начала занятия


1-2 мин

Приветствует учащихся, инструктирует по организации работы на уроке, формулирует цель урока.

Настраиваются на работу, приветствуют учителя.

Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

Актуализация знаний

2-6 мин

Задает учащимся вопросы:

1). Что такое идеальный газ в МКТ? основные свойства этой модели:

2). Какие макроскопические параметры связывает уравнение Менделеева – Клайперона?

3). Для чего нужно уравнение состяния?

Отвечают на вопросы:

1). Идеальный газ – это простейшая модель реального газа, основные свойства этой модели:

-отсутствуют силы притяжения между молекулами;

-взаимодействия молекул происходят только при их столкновениях, при этом столкновения являются упругими;

-молекулы газа не имеют объема – материальные точки.

2). Давление, объем и температура.

3).Ур. состояния позволяет определить одну из термодинамических величин, если известны 2 другие.


Формируются познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, применение знаний в стандартной ситуации.

Усвоение новых знаний

6 – 22 мин

^ Лекция - беседа. Основное содержание: определение изопроцесса; изотермический, изобарный, изохорный процессы; графики изопроцессов; границы применимости изопроцессов.


Выслушивают лекцию, записывают основные тезисы (в зависимости от подготовленности класса выбирают материал для записи сами или записывают часть материала под диктовку), отвечают на встроенные в лекцию вопросы.

Формируются познавательные УУД: определение основной и второстепенной информации, её переструктурирование, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД – саморегуляция, оценка своих возможностей (скорость письма, умение или неумение переформулировать информацию), оценка своих способностей к усвоению (одновременно слушать и записывать, какие виды памяти лучше развиты). Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог


Первичная проверка понимания


22 -30 мин

Предлагает задачи для совместного с учащимися решения

Примечание: задачи предлагаются и решаются в ходе лекции, иллюстрируя её отдельные элементы.

Принимают решение, могут ли ответить на вопрос, отвечают на вопросы, выдвигают предложения, устанавливают причинно-следственные связи.

Формируются познавательные: логические и знаково-символические действия, происходит закрепление знаний на уровне узнавания и запоминания, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: учет позиции других людей, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Закрепление знаний и способов действий

30 -37 мин

Предлагает учащимся решить задачу по типу решенных в ходе лекции. Контролирует работу учащихся.

Отвечает на возникшие вопросы.

Решают самостоятельно задачу, затем проверяют решение по эталонному решению, предложенному учителем, задают вопросы

Формируются познавательные: логические и знаково-символические действия, происходит закрепление знаний на уровне применения. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция.

Подведение итогов занятия

37-43 мин

Предлагает ответить на вопросы , написанные на карточках. Затем некоторые учащиеся, по усмотрению учителя, зачитывают свои ответы.

Отвечают на вопросы , проводят рефлексию полученных знаний.

Формируются познавательные и регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Подводит итог занятия, выставляет оценки.

Оценивают результат своей учебной деятельности

Информация о д/з


43 - 45 мин

Сообщает домашнее задание: Учебник §71, записи в тетради, упр.№13(1-3).


Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД

Содержание лекции (этапы 3,4,5)

1.Термодинаическими параметрами состояния идеального газа являются давление, объем и температура. Процессы в газе при которых меняются его параметры состояния называются газовыми процессами. Газовые процессы, при которых величина одного из параметров остается неизменной называются изопроцессами. Изопрцесс- это идеализированная модель реального процесса, которая только приближенно отражает действительность. Изопроцессы подчиняются эмпирическим газовым законам.

2.Первый газовый закон был открыт английским ученым Робертом Бойлем в 1662 г, работа называлась «Новые эксперименты, касающиеся воздушной пружины». Бойль изучал давление газа в зависимости от объема при постоянной температуре. Этот процесс получил название – изотермический. (слайд №7)

Чуть позднее, независимо от Роберта Бойля французский ученый Эдм Мариотт в1676 г пришел к тем же выводам, поэтому данный закон носит название закона Бойля – Мариотта.

Согласно этому закону: для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется.(слайд №8)

Закон Бойля – Мариотта объясняется с точки зрения МКТ следующим образом: двигаясь хаотично молекулы газа сталкиваются со стенками сосуда, оказывая на нее давление. При уменьшении объема в несколько раз число молекул в единице объема увеличивается во столько же раз, следовательно число ударов в единицу времени, т. к. если температура не меняется, то неизменна и средняя скорость молекул. Следовательно давление увеличиваются во столько же раз.

Данный закон справедлив для любых газов, существенные отклонения от закона наблюдаются при давлениях в несколько сотен раз больше атмосферного.

Газовые законы принято изображать графически в координатах P-V; V-T; P- T.

Решение задач (слайды № 9, 10).

3. Газы как и все тела, расширяются при нагревании, но значительно интенсивнее. В 1802 г. Французский ученый ^ Гей – Люссак открыл закон теплового расширения газов. ( Слайд №11)

Для газа данной массы при постоянном давлении отношение объема газа к его температуре постоянно (слайд №12). Данный процесс получил название изобарный.

Решение задач (слайды №13, 14)

4. В1787г. Жак Александр Сезар Шарль – французский математик и изобретатель установил зависимость между давлением и температурой при постоянном объеме. (Слайд №15) Закон получил название – изохорный, согласно закону Шарля для газа данной массы отношение давления к его термодинамической температуре постоянно. (Слайд №16). Закон Шарля легко объясняется молекулярно – кинетической теорией. При увеличении температуры газа скорости его молекул увеличиваются. Расстояние от одной стенки сосуда до другой молекула проходит в меньшее время. Поэтому молекула газа чаще сталкивается со стенками сосуда. Соответственно увеличивается давление газа на стенки сосуда.

Решение задач (слайды № 17-18).

Закрепление знаний: решение задачи №544 из сборника задач А. П. Рымкевича (с проверкой у доски).

^ Список литературы:

1. З.В. Александрова, И. В. Бададина «Уроки физики 7-11 классы с применением информационных технологий» М: «Глобус» 2009 г.

2. Г. В. Маркина, С. В. Боброва «Физика 10 кл. поурочные планы» Волгоград: «Учитель» 2008 г.

3. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский «Физика 10 класс» М: «Просвещение» 2009 г.

4. А. П. Рымкевич «Сборник задач по физике 10—11» М: «Дрофа» 2005 г.

Приложения

1. Карточки для подведения итогов занятия с вопросами:

- Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные сегодня?

- Что представляло наибольшую трудность?

- Как ты оцениваешь полученные сегодня знания ( глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

- С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками?

2. Опорный конспект:

Постоянный параметр

Название изопроцесса

Связь между другими параметрами

Объяснение связи между параметрами с точки зрения МКТ

График изопроцесса

1

2

3

4

5

T= const

Изотермический

(закон Бойля-Мариотта.

1662г – Роберт Бойль; 1676 г – Эдм Мариотт.)

pV=const

или

P1V1=P2V2


Давление газа зависит от числа ударов молекул о стенки сосуда. Число ударов пропорционально числу частиц в единице объема

(n=N/V) объем увеличивается, а концентрация уменьшаетс следовательно давление уменьшается

gz2.gif

V = const

Изохорный

(закон Шарля, 1787 г.)

p/T=const

Р121/T2





gz1.gif

Р = const

Изобарный (закон Гей-Люссака , 1802 г.)

V/T=const

Или

V1/V2=T1/T2




gz3.gif

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №61/14 Тема урока iconУрок чтения в 4 классе. Тема урока
Тема урока. «Сказка – ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок». (Обобщающий урок)

Урок №61/14 Тема урока iconУрок обж, истории и информатики Тема урока: «Дни воинской славы России»
Тип урока: интегрированный урок с применением современных компьютерных технологий

Урок №61/14 Тема урока iconУрок (мастер класс). Тема урока
Тема урока: «Чтоб многоликость мира мне открыть, необходимо спортом всех нас объединить»

Урок №61/14 Тема урока iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся»

Урок №61/14 Тема урока iconУрок обучения грамоте в 1 классе по ос «Школа 2100» Тема: Буква «ю» иее звуки
Тип урока: интегрированный урок (чтение – письмо) «открытия» новых знаний (рассчитан на два урока)

Урок №61/14 Тема урока iconПодробный конспект урока Организационная информация Тема урока Интегрированный...
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по теме «Текст. Редактирование и форматирование текста»

Урок №61/14 Тема урока iconТема урока : Работа по развитию речи «Скоро весна!»
Сегодня нас ждет необычный урок. На этом уроке у нас будет и урок чтения, и урок русского языка и даже урок рисования

Урок №61/14 Тема урока iconУрок истории в 6 классе Тема урока. В поисках знания
Цели урока. 1 Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися об арабской средневековой культуре, познакомить с основными её особенностями...

Урок №61/14 Тема урока iconУрок-презентация
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Сегодня мы еще раз убедимся в том, что знания, которые мы получаем на уроке математике,...

Урок №61/14 Тема урока iconУрок русского языка во 2ом классе. Разработан и проведён учителем...
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск