Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления»

Загрузка...





НазваниеИсследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления»
страница1/5
Дата публикации28.11.2014
Размер0.63 Mb.
ТипИсследование
top-bal.ru > Информатика > Исследование
  1   2   3   4   5




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ВЫСШУЮ КАТЕГОРИЮ

ТЕМА:
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Выполнила: Долженкова Л.А.,

Учитель английского языка МОУ

«Дедуровская СОШ Оренбургского района»


Руководитель: Ряховских Нина Дмитриевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дидактики и

частных методик ОГПУ

Оренбург, 2011

Содержание
Введение ..……………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования мотивации в обучении иностранному языку на основе использования мультимедийных средств обучения через развитие критического мышления ..…………… 8

    1. Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора ………………………………………………… 8

    2. Способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка ……………………….. 11

1.3 Понятие «критического мышления» в методике обучения английскому языку, его содержание и технологи использования ………………… 19

Глава 2 Практическое обоснование проблемы ……………………………. 31

2.1.Принцип организации деятельности по развитию критического мышления учащихся на уроках английского языка ..……………………………….. 31

2.2.Формирование основ критического мышления через обучение мультимедийными средствами обучения ………………………………. 33

2.3.Анализ деятельности и результатов исследования мотивации учащихся к изучению английского языка …………………………………………….. 41

Продукты, полученные от реализации проекта……………………………… 45

Ресурсы, используемые в процессе проектной деятельности ……………. 46

Финансовое обеспечение ……………………………………………………. 47

Риски и их предупреждение …………………………………………………..48

Заключение …………………………………………………………………… 49

Список литературы ………………………………………………………….. 50

Приложение …………………………………………………………………… 52

ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с требованиями, предъявляемыми Новыми образовательными стандартами, а также изменениями в самой системе преподавания предмета иностранный язык, появилась тенденция построения нового образовательного пространства, характеризующегося переходом от «школы памяти» к «школе мышления», что, в конечном счёте, означает «формирование языковой личности» и требует изменений в подходе к обучению английскому языку.

Вхождение в общеевропейское пространство и построение открытого образовательного общества ставит перед учительским сообществом новую цель- формирование обучающихся личностей, граждан России, воспринимающих себя не только как представителей одной культуры, но и как граждан мира, участников «двух культур», которые способны осознать свою значимость, роль, ответственность в масштабных общечеловеческих процессах, происходящих не только России, но и в мире целом.

И, в настоящее время, обучение иностранным языкам строится на данных принципах.

Любому ученическому сообществу необходимо понимание того, что, необходимо воспитать личность, открытую для диалога, умеющую правильно и мгновенно реагировать на быстрые перемены во всём мире, умеющую молниеносно осуществить жизненный выбор, готовую к глобальному сотрудничеству и конкуренции, развивать при этом в себе критическое мышление.

Теоретическая база педагогического опыта коллектива учителей Дедуровской СОШ опирается на положительный опыт, накопленный в современной педагогике, психологии и методике. Это современные теории личности Л.С.Выготского, Г.П.Давыдова, Эльконина, концептуальные идеи В.С.Ильина и В.В.Краевского, концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревка,В.В.Сериков).Особую важную роль играют труды В.С.Бибера «Диалог культур», Г.В.Елизаровой о развитии межкультурной компетентности, П.В..Сысоева о культурном самоопределении и В.В.Сафоновой о социокультурном подходе к обучению иностранным языкам.

Новизна педагогического опыта заключается в том, что расширяется информационное поле учащихся за счёт внедрения в учебно-образовательтый процесс мультимедийных обучающих средств. При подготовке данного проекта много бралось на заметку из материалы сайта «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/, в частности Александра Драхлера, Георгия Аствацатурова.

Удачно сочетая отечественные и зарубежные технологии (в частности Team Teaching – парная работа, использование проектной методики и «Лестницы успеха» Б.Блума)[21,183], помогают развитию творческого потенциала учащихся и позволяют педагогу создать среду, способствующую активизации субъектной позиции школьника и обеспечивающую его речевую и поведенческую активность и организовывать общение в режиме сотрудничества.

А это, в свою очередь, способствует решению задачи по воспитанию конкурентоспособной личности через формирование и развитие критического мышления.

Основная цель данного проекта состоит в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка, углублении, расширении и систематизации знаний, развитие творческих способностей путём развития критического мышления на основе использования мультимедийности в учебном процессе.

Практическое значение данной работы заключается в решении проблемы через выбор темы: « Повышение мотивации к изучению английского языка и развитие критического мышления на основе использования мультимедийных средств на уроках».

Объектом исследования становится процесс развития критического мышления учащихся, предметом исследования – педагогические условия посредством организации деятельности учащихся на уроке и вне него.

Мы исходим из того факта, что именно наличие критического мышления у учащихся позволяет им стать и быть творческой, конкурентоспособной личностью, отвечающей запросам современного общества при условии, что само обучение способствует самореализации учащихся и удовлетворению их потребностей в самовыражении.

В ходе работы мы планируем изучить проблему через теорию, выраженной на практике, описать сущность процесса развития критического мышления через анализ эффективности применения системы творческих заданий на уроках иностранного языка, описать методику своей работы по указанной проблеме.

Цель проекта - выяснить как, благодаря развитию критического мышления посредством применения мультимедийных средств обучения, происходит рост мотивации учащихся к обучению и изучению иностранного языка. Задачи проекта включают в себя следующее:

- формировать условия, в которых проходит формирование критического мышления учащихся средних школ;

-проанализировать учебно-методическое обеспечение формирования критического мышления учащихся;

- отследить уровень сформированности мотивации и лингвистической компетенции учащихся;

Ожидаемые результаты. В ходе реализации проекта предполагается получить рост мотивации к изучению предмета, рост уровня социокультурной компетенции, а также выяснить, как развитие критического мышления способствует социализации учащихся средних общеобразовательных школ.

^ Этапы реализации проекта.

Таблица №1

Этапы

содержание

цели

сроки

информационный

Изучение литературы, выявление актуальности проблемы, формулиро-вание проблемы

Ознакомление с освещением проблемы в литературе, изучение отношения учёных к проблеме

август-сентябрь

организационный

Составление плана работы, установление сроков реализации этапов, выбор экспериментальной и контрольной группы, проведение входной диагностики, подбор исследовательских методик, перечень финансового обеспечения, определение и обоснование рисков и намётка способов их предупреждения.

Обеспечение валидности и достоверности исследования

октябрь-февраль

исследовательский

Работа по реализации плана проекта:

-проведение промежуточных диагностик;

-коррекция хода исследовательской работы;

-выступления с анализом промежуточных результатов перед учителями и родителями

Диагностика продвижения, обеспечение надёжности, систематизация промежуточных результатов

Дважды в месяц, По мере не-обходимости,

Ежеме-сячно

аналитический

Систематизация материала, полученного в ходе исследовательской деятельности, анализ и описание полученных результатов.

Получение полной картины итогов работы

Май-июнь

оценочный

Оценка результатов, подведение итогов, составление плана работы в наметившемся направлении.

рефлексия

август



Мы предполагаем, что способность к критическому мышлению является одним из факторов, способствующих формированию творческой, конкурентоспособной личности, отвечающей запросам современного общества, при условии, что система заданий способствует самореализации учащихся и удовлетворению их потребностей в самовыражении. В ходе работы мы планируем изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике, выявить сущность процесса развития критического мышления учащихся, проанализировать эффективность применения системы творческих заданий на уроках английского языка, описать методику своей работы по указанной проблеме.


Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования мотивации в обучении иностранному языку на основе использования мультимедийных средств обучения через развитие критического мышления

^ 1.1 Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора.
Анализ результатов наблюдений, тестирования и анкетирования, которое регулярно проводится в учебных, общеобразовательных учреждениях с целью диагностики речевых навыков учащихся, выявил проблемы, связанные с тем, что иноязычное образование не позволяло в полной мере осуществлять деятельность, связанную с языковой коммуникацией и познанием объектов реальной иноязычной действительности.

Размышляя над процессом обучения английскому языку, мы пришли к выводу, что уровень лингвистических знаний и речевого развития учащихся может быть существенно повышен, расширен и углублён, если существенно изменить подход к обучению, создав для этого особые педагогические условия и используя современные технологии.

Коммуникативное обучение в преподавании иностранного языка требует выработки у учащихся готовности к спонтанной речи, что, в свою очередь, диктует необходимость владения не только лексической и грамматической стороной языка, но и навыками аудирования и разных видов чтения. Но самое главное – быть компетентным в вопросах культурологи для повышения языковой компетентности.

Ориентация на разнообразие языковых уровней и возможностей является ключевой характеристикой изучения иностранного языка и обучения ему.

Цели и задачи изучения иностранного языка, уровень мотивации, способности учащихся, а также формы обучения и образовательная среда существенно различаются.

Следовательно, учитель должен иметь широкие полномочия в выборе и обсуждении с учащимися информации и документов, наиболее ясно иллюстрирующих, как проходит учебный процесс и каковы его результаты.

Инициатива обучаемых и развитие их самооценки должно поощряться. Эти требования к обучению иностранным языкам были высказаны и отражены в документах Новые стандарты в обучении иностранным языкам, которые служат основой для обучения и в которых ясно отражены учебные моменты для достижения иноязычной компетенции у школьников российских школ.

Предложенная шкала уровней владения иностранным языком служит отправным моментом в нашей деятельности по развитию способности учащихся к критическому мышлению.

Общеизвестное положение психологической теории самоактуализации, согласно которой реальное «Я» человека стремится к «Я» идеальному, справедливо относительно любой сферы деятельности личности, в том числе и учебной.

Задача педагога - научить ребёнка оценивать свои действия и знания сквозь призму общепринятых стандартов.

Работа по развитию критического мышления путём повышения мотивации за счёт использования в учебном процессе мультимедиа способствует этому и отвечает требованиям современного общества по формированию конкурентоспособной личности.
А ведь есть и ещё один важный воспитательный момент, без которого  даже самые правильные ответы  на вопросы будут бессмысленными: умение находить общий язык с детьми!  Умение правильно построить отношения так, чтобы возникла ситуация, где никто не может быть униженным, как считается, важнейшая составляющая мастерства педагога.  В педагогической работе, естественно, приходится сталкиваться с тем, что кто-то сильнее, способнее, кто-то наоборот. Учитель должен добиваться того, чтобы при этом никто не почувствовал себя ущемленным, но вместе с тем, стремлюсь поставить дело так, чтобы у тех, кто пока чуть слабее, был стимул и возможность догнать тех, кто ушёл вперёд.

Учеников, у которых снизилась внутренняя мотивация, он старается заинтересовать в своем предмете и ведёт обучение в рамках государственной программы. Для тех, у которых внутренняя мотивация достаточно высока, предлагаются различные виды дополнительных работ творческого и познавательного характера.

Признавая ведущую роль мотивации при обучении иностранному языку, педагог представляет себе способы и приемы ее формирования в условиях средней школы. Формирование мотивации – это не перекладывание в головы учеников уже готовых, извне заданных мотивов и целей обучения. Это, прежде всего, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшее саморазвитие мотивационной сферы.

Теоретическая база моего педагогического опыта опирается на положительный опыт, накопленный в современной педагогике, психологии и методике. Это современные теории личности Л.С.Выготского, Г.П.Давыдова, Эльконина, концептуальные идеи В.С. Ильина и В.В. Краевского, концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревска, В.В. Сериков). Особую важность имеют труды В.С.Бибера «Диалог культур», Г.В. Елизаровой о развитии межкультурной компетентности, П.В. Сысоева о культурном самоопределении и В.В.Сафоновой о социокультурном подходе к обучению иностранным языкам.[16,105 ]

^ 1.2 Способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка.
Мотивация, по определению Е.Ивановой [11,173]– это внутреннее побуждение к деятельности, когда человек ставит себе вопрос «Для чего я ЭТО делаю?», «Зачем мне ЭТО нужно?». Основная задача учителя заключается в том, чтобы заинтересовать ученика в своем предмете и что же для этого необходимо сделать?

Во-первых: необходимо знание личностных особенностей учащегося, его интересы, способности, возможности. Основываясь на имеющихся данных, учитель уже точно знает, какое задание ему интересно и он будет заинтересован в его выполнении, а какое задание нельзя предлагать ни в коем случае.

Во-вторых, с точки зрения психологии, ребенок всегда находит авторитет, и копирует его. Поэтому, необходимо заинтересовать ученика своими личностными качествами, и быть образцом для него. Быть примером во всем и всегда. Мы все хорошо знаем, что ученик лучше учится, когда ему нравится учитель и тогда ему тоже нравится преподаваемый им предмет. А вот представьте наоборот: ученику нравится предмет, но он не любит учителя. Какой же тогда эффект от обучения?

Для эффективной работы в системе обучения английскому языку учащимся нужна мотивация. Ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. При глубокой мотивации у учащихся более активно протекают мыслительные процессы, им становится интересен материал, они быстрее и эффективнее воспринимают информацию. Для успешной жизни и деятельности в обществе подросткам необходима учебная деятельность и важна мотивация обучения.

Формирование и развитие мотивации - одна из главных задач учителя, который должен учитывать индивидуальность каждого ребенка, их возрастные особенности развития и многие другие факторы. Поэтому необходимо найти и использовать средства поддержания мотивации. Мультимедийные средства являются одним из этих средств.

Повсеместное внедрение мультимедиа в систему обучения английскому языку позволяет разнообразить её и сделать более эффективной. Процесс обучения становится более интересным, развивается познавательная мотивация, критическое мышление, приобретаются навыки самостоятельной работы с большими объемами информации, появляются возможности для творчества, приобретения и закрепления навыков, реализации новых форм и методов обучения.

Современные мультимедийные средства обучения реализуют важнейший дидактический принцип - принцип наглядности. Объекты, представленные посредством мультимедиа, более информативны, красочны, позволяют рассматривать процессы разносторонне. Учитель может реально смоделировать ситуации естественного общения. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Использование мультимедийных средств обучения создает благоприятный психологический климат, повышает степень интерактивности обучения, дает возможность самостоятельно выбирать темы и уровень выполнения заданий, что соответствует принципам индивидуального обучения. Кроме того, учащиеся имеют практическую возможность применять навыки, полученные на уроках информатики.

Ведущим компонентом использования мультимедиа в системе обучения английскому языку является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения, тестировать свои знания.

Использование мультимедийных средств обучения создает оптимальные условия для успешного освоения программного материала, при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того, трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля за деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях ученик получает необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени.

Близость знаний к реальной жизни делает их более понятными. Но как быть, если цветение по учебному плану изучается зимой? Именно использование видеороликов, учебных видеосюжетов позволяет заинтересовать ученика, а интерес - один из элементов мотивации.

Обучающая медиасистема позволяет делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. Использование мультимедийных средств обучения дает толчок развитию новых форм и пересмотру содержания традиционных видов деятельности учащихся. Работа должна быть организована так, чтобы она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к обучению английского языка.

Использование такой формы обучения существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения учебного процесса с использованием мультимедиа и их разработка должны быть методически продуманными и научно обоснованными.

Что же формирует положительную мотивацию на наших уроках иностранного языка? Обратимся к теории М.В.Кларина [11,3-10]. Что мы узнаём?

В основу всего ставится личный пример носителя языка. Это  в первую очередь учитель, одноклассник. Им может быть человек, владеющий ИЯ и способный заинтересовать своими личными качествами в уровне владения ИЯ.

На своих уроках очень часто применяется такой вид деятельности как ролевая игра.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Также на своих уроках применяются СМИ. Это журналы, газеты и их электронные версии. Мы знакомимся с жизнью стран изучаемого языка посредством СМИ.

Большую роль играет компьютер и современные информационные технологии.

Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызвало огромный интерес у учащихся.

Существующие сегодня CD диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Компьютерные программы позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе.

Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать Мультимедийные элементы при выполнении домашних заданий, при обучении в группе, а также при работе над совместными проектами в классе.

В качестве базового учебника в нашем общеобразовательном учреждении мы взяли УМК И.Н.Верещагиной и CD - ROM Way Ahead 1, 2, 3, 4, 5 авторов Printa Ellis , Mary Bowen . Тщательно изучив мультимедийный курс, мы соотнесли его с учебным материалом базового курса и успешно используем на уроках.

Диск «Way Ahead», который входит с УМК данных авторов, включает 20 заданий, каждое из которых состоит из двух обучающих игр. Задания носят различный характер:

- нажать на правильный ответ;

- заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды;

- найти слово, правильный ответ;

- расположить предметы на картинке;

- соединить точки, ответить на вопросы;

- найти слова, соответствующие картинкам;

- прочитать слова и указать на предмет;

- прослушать и спеть песенку;

- прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос;

- напечатать слово, фразу, предложение.

Учащимся очень нравится этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Игры направлены на достижение положительного результата, что способствует повышению качества обученности.

Что касается всемирной сети ИНТЕРНЕТ, то мы учим своих учеников находить необходимую информацию в ИНТЕРНЕТЕ. Они без труда могут найти страноведческие данные, проанализировать их и подготовить сообщения, доклады. Ввиду того, что большая часть ресурсов на английском языке, у них появляется дополнительный стимул к изучению моего предмета

Другим важным средством для повышения интереса к иностранному языку является клуб по переписке или чаты. Он помогает научиться письменно излагать свои мысли и имеет огромное значение для формирования внутренней мотивации. То есть, учащийся практически применяет полученные на занятиях знания и стремится получить дополнительные.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние обучаемого обеспечивают ему выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Это, прежде всего, проектная работа, которая возможна на каждом этапе обучения и усложняющаяся по мере накопления знаний.

Проектная работа выполняется учащимися не только на бумаге, но и при помощи компьютера, который дает возможность более красочно и эффектно оформить свою работу. Необходимо отметить, что учащиеся более прилежно работают над составлением Web презентаций, чем над обычными проектами.

Проекты различаются по форме представления результатов, характеру, времени, затраченному на выполнение.

Они могут быть посвящены какой-то одной лексической или грамматической теме. Такие проекты представляются в виде итоговых, обзорных уроков, когда по их результатам оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.

Но наиболее интересными, в большей степени раскрывающими творческий потенциал ученика, являются, так называемые, долгосрочные проекты. Они могут занимать не один месяц работы от момента постановки задачи до итоговой презентации. Именно такие проекты создают условия для осмысления материала и свободы выражения мыслей. Для того чтобы подготовить, оформить и представить такой проект требуется гораздо больше времени, чем для традиционных заданий.

Хочу привести в качестве примера проект по теме “Волшебный мир Гарри Поттера”, который был предложен самими учениками.

Они хотели рассказать о герое, который их увлекал в тот момент, о своих любимых книгах и фильмах, пытались разобраться, почему книги и фильмы о Гарри Поттере столь популярны не только среди детей, но и среди взрослых.

Был собран большой объем информации, связанный с автором книг, героями книг и фильмов, актерами, исполнявшими их роли. Представлены факты их творческих биографий.

В одном из разделов был поставлен вопрос: является ли литература в современном мире искусством или это бизнес. На примере книг о Гарри Поттере авторы пытались ответить на этот вопрос.

Таким образом, использование на уроках английского языка, а также во внеурочное время, таких средств и методов как современные информационные технологии, компьютер, Интернет, СМИ и другое, помогают нам развивать лингвострановедческие знания, развивая и формируя социокультурную компетенцию. Мы стараемся найти со всеми общий язык, предлагаю самые разнообразные творческие задания. Мои учащиеся с удовольствием занимаются проектной работой, умеют получать информацию из сети ИНТЕРНЕТ и работать с ней, много читают дополнительной литературы. Клуб по переписке помогает нам применять на практике полученные знания и умения. Это является одним из главных стимулов к изучению иностранного языка.

Таким образом, необходимо уточнить содержание понятия «мотивация к изучению иностранного языка», под которой понимается система целей, потребностей и мотивов, побуждающих учащихся к изучению иностранного языка

Вот основные приемы работы, которые можно использовать для повышения интереса учащихся к изучению английского языка. Но любая работа над проектом требует особого переосмысления, поиск своего взгляда на решаемую учеником проблему. Следовательно, необходимо формирование у детей критического мышления.


    1. ^ Понятие «критического мышления» в методике обучения английскому языку, его содержание и технологи использования.


Что представляет собой развитие критического мышления у учащихся в процессе изучения иностранного языка?

Критическое мышление, в свою очередь состоит из процесса личностного анализа и оценки информации, утверждения или предположения, которое считается признанным другими людьми. Это формирует способность рефлексировать значение утверждений, проверяя представленное мнение и обоснование, и создаёт базу для создания собственного суждения о теме.

Критическое мышление может быть представлено в виде двух компонентов:

- способность усваивать и обрабатывать информацию;

- привычка руководствоваться этими навыками при определении линии поведения.

Психологическая теория (Стенберг,[21,23]) критического мышления предполагает, что «процесс критического мышления происходит в пространстве, ограниченном личностными качествами человека и его окружением».С точки зрения психологии важную роль на процесс мышления играют жизненные обстоятельства, насколько успешно протекает мыслительный процесс при определённых обстоятельствах.

Педагогический подход к проблеме критического мышления представлен такими учеными, как Б,Блум, Рензулли, Перкинс[21,183], которые более тесно связывают критическое мышление с требованиями современного образования. Они считают, что критическое мышление необходимо учащимся для успешного усвоения учебного материала в классе: решения задач, принятия решения, концептуального обучения.

В процесс деятельности, развивающей критическое мышление, у ученика осуществляется креативная и когнитивная деятельность, которая имеет общую структурную основу и выражается в общеобразовательных результатах ученика, и которая осуществляется на базе таких способностей, как:

- целеполагание;

- целеустремлённость;

- планируемость;

- самоопределение;

- рефлексия и другие, которые формируются у учащихся через развитие критического мышления.

Таким образом, ученик взаимодействует в процессе учебной деятельности с тремя основными видами:

познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём; создание учеником личностного продукта образования;

самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

При осуществлении этих трёх видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

- когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира;

- креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности;

- методологические качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика в двух её проявлениях - в познании и творении.

Каждой группе личностных качеств соответствуют определённые способности, с помощью которых происходит самореализация ученика.

Перечисленные качества могут служить основой для планирования, организации и контроля эффективности обучения.

Но в тоже время эти качества ученика являются открытыми для расширения и уточнения и представляют минимальный комплексный набор ориентиров для обеспечения творческого обучения. Так, например, общее образовательное движение ученика возможно при комплексном сочетании креативных качеств и сформированной организационной основы.

В своей работе мы использовали классификацию, предложенную Бенджамином Блумом (Bloom's Taxonomy).[21,183]

Будучи психологом в сфере образования в университете Чикаго, он предложил разделить образовательные цели на три категории:

- эмоциональную;

- психомоторную

- познавательную.

В каждой категории существуют свои уровни обученности, где самый высокий уровень предполагает наиболее сложный подход к овладению и познанию предмета изучения. Целью классификации Блума [21,183]было побудить преподавателей сконцентрироваться на всех трёх категориях для создания наиболее оптимальных условий преподавания.

Структура технологии:

1. Вызов.

- анализ и обобщение имеющихся знаний

- побуждение к активной работе на уроке

2. Осмысление:

- получение новой информации

- осмысление ее

- отнесение с уже имеющимися знаниями

3. Рефлексия:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации

- присвоение нового знания

- формирование собственного отношения к изучаемому материалу

Можно отметить взаимосвязь между мотивацией в обучении иностранному языку и задачами технологии критического мышления, которые включают в себя следующее:

Существенно повысить интерес учеников, как к изучаемому материалу, так и самому процессу обучения;

Развивать у учеников умение самостоятельно обрабатывать информацию и осуществлять осознанный выбор во всех сферах деятельности;

Существенно повысить эффективность восприятия информации учениками;

Сформировать навыки работы в коллективе.

К какому выводу мы можем прийти, чтобы дать определение технологии критического мышления?

Этапы работы с технологией критического мышления можно изобразить в виде схемы:

Схема №1.


Формирование критического мышления направлено, прежде всего, на развитие творческих качеств личности учащихся.

Учителя начинают работу в данном направлении с самых первых шагов в изучении английского языка. Прежде всего, это так называемые «открытые задания», которые предполагают лишь возможные направления ответа, задавая его структуру или отдельные элементы.

Получаемые результаты всегда уникальны и отражают степень творческого самовыражения ученика. Это обычно задания личностного плана: рассказать о своей семье, друзьях, интересах. Но уже на этом этапе ученик тем не менее применяет имеющиеся у него знания в новой для него области.

В своей деятельности мы основываемся на использовании следующих методов обучения, приводящих к созданию учениками образовательной продукции:

- метод вживания (опирается на эмпатию). Он развивает способность мыслить и понимать явления с разных точек зрения, задействует не используемые обычно способности детей.

- метод конструирования. Учащиеся самостоятельно формулируют правила грамматики на основе предложенного текстового материала и создают свои примеры предложений на это правило.

- метод придумывания – замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта.

- метод предположений (what if…). Этот метод позволяет лучше понять и оценить картину мира (грамматики и лексики).

- метод гиперболизации. Широко распространённые игры «Снежный ком», «Робин» и др.

- метод самоорганизации – работа с первоисточниками, словарём, выполнение упражнений.

- метод взаимообучения. Это парная и групповая работа, где один из учащихся выполняет функции учителя.

- метод проектов. Развитие навыков групповой работы, исследовательской деятельности.

- метод рецензий. Развивает умение адекватно оценить работу другого ученика.

Среди применяемых образовательных технологий хочется выделить следующие:

- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;

- технология развивающего обучения;

- технология модульного обучения;

- технология проблемного обучения;

- информационно - коммуникативные технологии.

В процессе воспитания мы используем:

- технология сотрудничества;

- технология инновационной оценки «Портфолио»

- технология формирования положительной Я - концепции;

- технология формирования ценностного самоопределения личности;

- технология создания ситуации успеха;

- проектные технологии;

- информационно-коммуникативные технологии.

Все эти методы и технологии способствуют формированию гармоничной, свободной и творчески развитой личности.

Они обеспечивают формирование компетентностей личности, расширение информационного поля учащихся для культурного самоопределения, подготовку подрастающего поколения к выполнению социальных ролей, формирование ценностного самоопределения личности в контексте диалога культур, формирование позитивного отношения к миру, позитивной коммуникативности, развитие таких качеств, как толерантность, ответственность, гражданственность.

Реализуя перечисленные методы и технологии, мы добиваемся того, что каждый урок носит элементы нетрадиционного, творческого характера. Однако особо хочется выделить такие урочные формы, как деловая игра, дискуссия, защита проектов, использование мультимедийности на уроке иностранного языка, работа в компьютерном классе.

Подобные уроки повышают мотивацию к изучению предмета, помогают создать творческую атмосферу и благоприятный психологический климат.

Всё это способствует развитию творческих способностей и критического мышления учащихся.

И, наконец, усилить мотивацию в обучении иностранного языка может использование на уроках мультимедийных средств обучения.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Л.Мастерма[14,174].
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

- усиление мотивации учения;

- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

- демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры

Согласно теории Е.Ивановой [10,21-23]мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

Для анонсирования темы - (на слайдах представлена тема урока, кратко изложены его ключевые моменты (в виде плана, в виде вопросов, на которые необходимо ответить в ходе урока, в виде ключевых слов)

Как сопровождение объяснения учителя - специально для конкретных уроков создаются мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение.
Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран) или путем синхронного вывода на экраны рабочих мест учеников одного и того же кадра. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, оказывающий  нужную помощь и поддержку.
Кроме того такие пособия удобно использовать и в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал, либо взять его на дом. И, наоборот, учащиеся которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.
Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю "панели управления".
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.

Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора  или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. Кроме того вывод вопросов теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии" (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора). При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

Преимущества использования мультимедийных презентаций:

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие особенности данной технологии

Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

Повышение уровня использования наглядности на уроке.

Повышение производительности урока.

Установление межпредметных связей с другими предметами.

Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

Изменяется отношение к ПК. Учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconМастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления"...
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (тркм) в организации активной и эффективной деятельности...

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconАнализ работы центра языкового развития моу «Гимназия» за 2009 10 уч год
Разработка механизма повышения мотивации учащихся к научно-исследовательской и поисковой деятельности через уроки иностранного языка...

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconАнализ работы муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Оу по теме: «Применение современных образовательных технологий. Использование технологии критического мышления через чтение и письмо...

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconАктивные формы, методы и приемы формирования мотивации в урочной деятельности
Для развития мотивации в своей педагогической практике использую следующие приемы

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка через...
«Роща», взятый из книги В. Ю. Романовой и Л. В. Петленко «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения»...

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» icon«Методы и средства эффективного обучения младших школьников»
Тема: «Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного...

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconИнструкция по работе с текстом Практическая часть
Краткое обоснование основных идей опыта: какие умения даёт технология развития критического мышления через чтение и письмо

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconСамообразования
Цель: Формирование критического мышления в процессе обучения русскому языку, литературному чтению и через уроки окружающего мира...

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconПрактика применения технологии критического мышления для формирования...
Фио автора, должность: Ежикова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Исследование современных учебно-методических комплексов и обоснование их выбора способы формирования мотивации учащихся через основные формы и методы работы на уроках иностранного языка понятие «критического мышления» iconОтчет о проведении недели иностранного языка
...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск