Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7»






НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7»
страница1/11
Дата публикации04.12.2014
Размер1.36 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Б.3.В.7» «Структуры и алгоритмы обработки данных»
Направление подготовки 230100 "Информатика и вычислительная техника"
^ Профиль подготовки "Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем"

Квалификация выпускника - Бакалавр техники и технологии

(очная форма обучения)

Составитель: Козырева Г.Ф.

Армавир, 2012

Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Структуры и алгоритмы обработки данных» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Информатика и вычислительная техника».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.


Авторы (составители): Козырева Г.Ф.

Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой _________________/ Бельченко В.Е./

(подпись) Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка ..

II. ^ Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины …………

III. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….

IV. Рабочая программа дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных» (очная форма обучения) ……….

V. Рабочая учебная программа дисциплины «__» (заочная форма обучения).

VI. Материалы по используемым инновационным методам обучения …..

VII. ^ Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий ……………………………………………………..

VIII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе …..................................................................................

IX. ^ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов …...............................................................................................................

X. Практикум

XI. Глоссарий

XII. Тестовые задания

^ XIII Дидактические материалы

XIV. Дополнительные материалы
I. Пояснительная записка
Краткая характеристика предмета изучения. В настоящее время постоянно растёт потребность страны в специалистах – профессионалах в области информационно- коммуникационных технологий, а не только в грамотных пользователях. Поэтому учебный курс «Структуры и алгоритмы обработки данных» занимает одно из центральных мест в системе подготовки бакалавра техники и технологии и имеет как мировоззренческое, так и прикладное значение. В нем объединено фундаментальное теоретическое знание в области информатики, в частности, умение проектировать, строить алгоритмы, со знанием технологии их реализации в современных системах программирования. Методы и алгоритмы решения задач в программировании способствуют эффективной организации вычислительного процесса, повышают эффективность решаемой задачи. К наиболее важным задачам, возникающим при организации вычислительного процесса, следует отнести сегментацию программ, оптимальное размещение отдельных блоков программ, определение порядка решения задач с общими страницами в памяти ЭВМ, оптимальное размещение информации, контроль записей и т.п.

^ Цель дисциплины.

Целью изучения курса «Структуры и алгоритмы обработки данных в ЭВМ» является глубокое освоение студентами методов представления данных в памяти ЭВМ и основных алгоритмов, оперирующих с ними.

Для достижения целей при совместной и индивидуальной познавательной деятельности студентов в части овладения теоретическими знаниями и практическими умениями используется полный набор методического материала: лекции, методические разработки к проведению лабораторных работ, тесты и контрольные задания для проверки знаний студентов, методические разработки к самостоятельной работе студентов по отдельным темам.

Дисциплина “Структуры и алгоритмы обработки данных” призвана обеспечить высокую профессиональную подготовку в области изучения теоретических основ языков программирования высокого уровня, дать студентам представление о структуры и алгоритмы обработки данных показать спектр задач, решаемых с помощью Паскаля.

^ Задачи дисциплины:

  • формирование четкого представления об алгоритмизации как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта;

  • развитие представлений о видах программирования и области его применения;

  • знакомство с типовыми алгоритмами, с принципами и методами построения программ;

  • приобретение навыков программирования стандартных алгоритмов.

Дисциплина “Структуры и алгоритмы обработки данных” входит в базовую часть профессионального цикла в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

Изучение курса «Структуры и алгоритмы обработки данных в ЭВМ» опирается на знания, умения и навыки, которые студенты должны получить при изучении дисциплин: «Теория алгоритмов», «Информатика», «Программирование».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Программирование на языке высокого уровня», «Технология разработки программного обеспечения», «Теория языков программирования и методы трансляции», «Функциональное и логическое программирование», «Объектно- ориентированное программирование», «Базы данных», дисциплин по выбору студента и подготовке к итоговой государственной аттестации.

В результате изучения дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных» студент должен иметь представление:

  • об основных структурах представления данных в ЭВМ;

  • об алгоритмах, оперирующих со структурами;

  • об использовании структур представления данных для решения возникающих задач;

знать и уметь использовать:

  • основные понятия алгоритмических структур для построения алгоритмов и задач по их математическим моделям;

должен приобрести навыки:

  • грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности для их решения с помощью ЭВМ;

  • разработки оптимальных алгоритмов для решения поставленных задач;

  • формализованного описания поставленных задач.

Данный курс предусмотрен в блоке профессиональных дисциплин. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 3 семестре.

Неотъемлемой частью курса является лабораторный практикум, при прохождении которого студентами приобретаются навыки программирования в интегрированной среде Turbo Pascal 7.1

^ Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ, коллоквиума, тестирования и выполнения контрольных работ.

Содержание курса определено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

^

II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины


Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр, курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост. работы

Форма

текущего контроля

Формы

рубежного и промежу­точного контроля

Всего

Из них:

лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий

Очная

3

180

90

42



48

54

тестирова­ние, контроль­ная работа, выполнение лабораторной работы

экзамен

В т.ч. в интерактивной форме

48











В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.
Таблица 2. Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля




ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

индивидуальное задание, тестирование

ОК-10

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

индивидуальное задание,

коллоквиум,

тестирование

ОК-11

осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

индивидуальное задание,

контрольная работа,

тестирование

ОК-12

имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

индивидуальное задание,

контрольная работа,

тестирование

ПК - Профессиональные компетенции




ПК-1

разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием

индивидуальное задание,

коллоквиум

ПК-4

разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных

индивидуальное задание,

контрольная работа,

тестирование

ПК-5

разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования

индивидуальное задание, выполнение творческого проекта



^

III. Список рекомендуемой литературы


Основная литература

  1. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. - М., 1989 г.

  2. Голодов Е.А., Лапшин Н.А., Николаева Л.Г. Информатика и программирование: учебно-методический комплекс. – Армавир: 2009.

  3. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 1: Основные алгоритмы.- М.: Мир, 1976. (3-е изд.: Уч.пос.-М.:Издательский дом “Вильямс”, 2000.)

  4. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 3: Сортировка и поиск.- М.: Мир, 1978. (2-е изд.: Уч.пос.-М.:Издательский дом “Вильямс”, 2000.)


Дополнительная литература


  1. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Практикум. СПб. Питер, 2001

  2. Программирование на языке Паскаль: задачник/ под ред. Усковой О.Ф. –СПб.: Питер, 2003.

  3. Фаронов В.В. Турбо Паскаль. В 3-х кн. М.: МВТУ, 1992.

  4. Фаронов В.В.. Турбо Паскаль. Начальный курс. М., “Нолидж”, 1999.

  5. Бабенко Т.А., Бельченко В.Е., Козырева Г.Ф. Практикум по курсу «Основы программирования». Ч2 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2008г.

  6. Бабенко Т.А., Бельченко В.Е., Козырева Г.Ф. Практикум решения задач на языке программирования Паскаль. Ч1 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2005г.

  7. БабенкоТ.А., Козырева Г.Ф. Практикум решения задач на ЭВМ. Ч.1. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «информатика».- Армавир, 2004

  8. Бельченко В.Е., Давиденко А.Н. Сборник тестов по языкам программирования PASCAL и DELPHI . Учебно-методическое пособие. Армавир, 2005г.

  9. Рейнгольд Э., Нивергельт Ю., Део Н. Комбинаторные алгоритмы. Теория и практика.- М.: Мир, 1980.

  10. Седжвик Р. Фундаментальные алгоритмы на С++.

  11. Альсведе Р., Вегенер И. Задачи поиска.- М.: Мир, 1982.

  12. Гудман С., Хидетниеми С. Введение в разработку и анализ алгоритмов.- М.: Мир, 1981.

  13. Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование. М.: Мир, 1975.

  14. Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход.- М.: Мир, 1978.

  15. Лэнгсам Й., Огенстайн М., Тененбаум А. Структуры данных для персональных ЭВМ. - М.: Мир, 1989.

  16. Мейер Б., Бодуэн К. Методы программирования: В 2-х томах.- М.: Мир, 1982.

  17. Пападимитриу Х., Стайглиц К. Комбинаторная оптимизация. Алгоритмы и сложность. М.: Мир, 1985.

  18. Свами М., Тхуласираман К. Графы, сети и алгоритмы.- М.: Мир, 1984.

  19. Сибуя М., Ямамото Т. Алгоритмы обработки данных.- М.: Мир, 1986.

Периодические издания

  1. Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»)

  2. Журнал "КомпьютерПресс"

  3. Журнал "Мир ПК"


Интернет-ресурсы

  1. http://pas1.ru/pascaltextbook

  2. http://www.pascal7.ru/

  3. http://alfa47.narod.ru/pascale.htm

  4. http://www.intuit.ru/department/pl/prinpas/1/

  5. http://www.intuit.ru/department/pl/plpascal/

  6. http://forcoder.ru/pascal/


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Факультет прикладной информатики и информационных технологий

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


« Б.3.В.7» «Структуры и алгоритмы обработки данных»

Направление подготовки 230100.62 "Информатика и вычислительная техника"
Профиль "Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем"

Степень выпускника бакалавр

Форма обучения очная

Армавир – 2012 г.
^ Лист согласования
Лист согласования


Автор-составитель: к.п.н., доцент Козырева Г.Ф.


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры информатики и ИТО

« ___ » ________ 2013 г. протокол № ____
Заведующий кафедрой Бельченко В.Е. / ________________________
^ 4.1. Цели освоения дисциплины

Целью изучения курса «Структуры и алгоритмы обработки данных в ЭВМ» является глубокое освоение студентами методов представления данных в памяти ЭВМ и основных алгоритмов, оперирующих с ними.

Для достижения целей при совместной и индивидуальной познавательной деятельности студентов в части овладения теоретическими знаниями и практическими умениями используется полный набор методического материала: лекции, методические разработки к проведению лабораторных работ, тесты и контрольные задания для проверки знаний студентов, методические разработки к самостоятельной работе студентов по отдельным темам.

Дисциплина “Структуры и алгоритмы обработки данных” призвана обеспечить высокую профессиональную подготовку в области изучения теоретических основ языков программирования высокого уровня, дать студентам представление о структуры и алгоритмы обработки данных показать спектр задач, решаемых с помощью Паскаля.

^ Задачи дисциплины:

  • формирование четкого представления об алгоритмизации как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта;

  • развитие представлений о видах программирования и области его применения;

  • знакомство с типовыми алгоритмами, с принципами и методами построения программ;

  • приобретение навыков программирования стандартных алгоритмов.


^ 4.2.Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Данный курс предусмотрен в блоке профессиональных дисциплин в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника".

В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 3 семестре.

Изучение курса «Структуры и алгоритмы обработки данных в ЭВМ» опирается на знания, умения и навыки, которые студенты должны получить при изучении дисциплин: «Теория алгоритмов», «Информатика», «Программирование», «Дискретная математика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Программирование на языке высокого уровня», «Технология разработки программного обеспечения», «Теория языков программирования и методы трансляции», «Функциональное и логическое программирование», «Объектно- ориентированное программирование», «Базы данных», дисциплин по выбору студента и подготовке к итоговой государственной аттестации.
^ 4.3.Место дисциплины в структуре ООП
Таблица 4. Выписка из учебного плана

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич., час

Лаб.раб., час

СРС, час

Форма аттестации

зач.ед.

час

очная

3

5

180

42



48

54

экзамен

в т.ч. в интерактивной форме







48








Таблица 5. Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

Код дисциплины

Название дисциплины

Дидактический минимум содержания дисциплины

Содержательно-логические связи

Коды учебных дисциплин, практик

Коды формируемых компетенций

на которые опирается содержание учебной дисциплины

для которой содержание учебной дисциплины выступает опорой

Б.3 В.7

Структуры и алгоритмы обработки данных

Основные типы данных. Основные структуры данных.

Рекурсивные алгоритмы. Эффективность алгоритмов

Алгоритмы поиска и сортировки данных. Рандомизированные алгоритмы. Алгоритмы на графах.

Б2.Б.4

Б2.Б.5

Б2.В.3


Б3.Б.7

Б3.В.1

Б3.В.6

Б3.В.8

Б3.В.9

Б3.В.10

ОК-1

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ПК-1

ПК-4

ПК-5




^ 4.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" общекультурных (ОК):

ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-10: использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ОК-11: осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

ОК-12: имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

^ Профессиональных (ПК):

ПК-1: разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием

ПК-4: разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных

ПК-5: разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования

В результате изучения дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных» студент должен иметь представление:

  • об основных структурах представления данных в ЭВМ;

  • об алгоритмах, оперирующих со структурами;

  • об использовании структур представления данных для решения возникающих задач;

знать и уметь использовать:

  • основные понятия алгоритмических структур для построения алгоритмов и задач по их математическим моделям;

должен приобрести навыки:

  • грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности для их решения с помощью ЭВМ;

  • разработки оптимальных алгоритмов для решения поставленных задач;

  • формализованного описания поставленных задач.

^ 4.5. Структура и содержание дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных»
Таблица 6. Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля



Основные типы и структуры данных.

Основные типы данных Указатели Основные структуры данных. Стандартные массивы.

Динамические массивы. Записи. Множества Списки. Стеки.Очереди.

защита лабораторных работ, тестирование, коллоквиум



Алгоритмы обработки данных

Рекурсивные алгоритмы. Эффективность алгоритмов Алгоритмы поиска и сортировки данных. Рандомизированные алгоритмы. Алгоритмы на графах.

защита лабораторных работ, тестирование,

контрольная работа, коллоквиум, защита творческого проекта
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс курс по выбору по дисциплине « дв4»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б2»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная графика
Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании Учебно-методической комиссии роат. Протокол №4 от 01. 07....

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная графика
...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв12»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв32»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине по выбору Б3
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логическое программирование» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «б в. 7» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « В. 3»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Профессиональные компьютерные программы» разработан в соответствии с требованиями...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
top-bal.ru

Поиск