Название номинации конкурса






Скачать 148.45 Kb.
НазваниеНазвание номинации конкурса
Дата публикации15.02.2014
Размер148.45 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > История > Конкурс

Полное название темы работы

Вурнарская «Мать Тереза»

Название номинации конкурса

Старая фотография

Фамилия и имя автора

Алексеев Сергей,Степанова Даша

Территория

П.Вурнары,Вурнарский район

Место учебы

МБОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2»

класс

9 «б»

Руководитель

Алексеева Т.А.,учитель истории,Сергеева Л.Г. учитель изобразительного искусства

^ Контактный телефон

2-53-49















Введение

Цель работы: рассказать о судьбе простой женщины, которая на всем протяжение своего

жизненного пути служила Родине. Наша работа охватывает хронологические рамки с начала 40-ых годов XX века и до 2011 года.

Для этого воспользуемся воспоминаниями Нины Александровны, хранящимися в фондах местного краеведческого музея, документами домашнего архива семьи.

Мы встретились с Ниной Александровной и взяли у неё интервью. Поговорили (встретились) с людьми, лично знавшими Нину Александровну (Алексеева Тамара Александровна, Шарипова Елена Ивановна).

В работе использованы публикации в СМИ (районной газеты, газет «Справедливая Россия», «Советская Чувашия»), материалы энциклопедии Вурнарского района.

Актуальность данной темы проявляется в ряде памятных дат, к которым Нина Александровна имеет прямое отношение. Школа, в которой она начала трудовую деятельность отметила своё 90-летие, самой Нине Александровне в 2012 году исполнится 90 лет, наш район в этом году отметил 115-летие, а Нина Александровна об истории района знает практически всё. В годы войны Нина Александровна активно помогала всем тем, что могло помочь к приближению Победы.

Методы исследования: интервью, анализ документов домашнего архива, встречи с людьми, знавшими Нину Александровну.

В основе работы документы архива семьи и фондов местного музея. Литературу по данной теме мы не привлекали. Мы допускаем, что наш подход к данной теме может быть субъективным, в какой-то степени ошибочным. Но при всём при этом наша работа имеет большое значение. Её содержание можно использовать для проведения классных часов, написания сочинений по истории родного края, литературе.

1. Начало трудовой деятельности

1.1. В школе деревни Буртасы

Называя женщину слабым полом, философы ошиблись. Какими только качествами бог не наградил женщину? А уж ее терпению нет предела. Нельзя описать словами, как она может быть предана своему делу, семье, детям, мужу, Отечеству. Жизнь ломает, качает, трясет ее. Порой жизнь может быть невыносимой. Но женщина сумеет выстоять, победить и быть счастливой! Именно о такой женщине мы хотим рассказать.

В нашем небольшом поселке все знают Макарову Нину Александровну. Такого сердечного, отзывчивого и доброго человека не сыскать не только в Вурнарах, но и в окрестностях.

Нина Александровна родилась 7 марта 1922 года в Удмуртии в пос. Кизнер. Отец Нины работал железнодорожником и судьба забросила семью в Чувашию в посёлок Вурнары. Здесь семья и живет с 1930 года. В 1931 году Нина пошла в школу, .

Ей хотелось учиться, после 7 класса она поступает в зооветтехникум. Но судьбе не угодно было, чтобы она стала зоотехником. Душа Нины Александровны тянулась выше. И вот, любовь к детям, стремление узнать больше, получить образование, делают свое: она поступает в двухгодичный учительский институт в Чебоксарах. Нина всю себя посвящает учебе.

В 1941 году окончила Чувашский учительский институт. Диплом выдали в Доме Советов г. Чебоксары с направлением в среднюю школу № 4 г. Шумерля. Поехала к указанному сроку, но… на мое место приняли учительницу моей специальности из эвакуированных - пришлось уступить, ведь ей тяжелее (началась Великая Отечественная война). Взяла открепление и 1941-42 учебный год работала в сельской школе д. Буртасы. Начались трудности и трудовая деятельность».

Нина Александровна продолжает: «Сельсовет меня и учительницу русского языка Милютину Марию Николаевну из Чебоксар направил в частный пятистенный, деревянный дом с печным отоплением к Чечекову Василию. Его жена Матрена не понимала русский язык, а мы с подругой по-чувашски - горе! Выдавали на месяц один литр керосина, его не хватало, приходилось пользоваться коптилкой - копоть, угар и прочие большие неудобства. Колхоз выделял по 10 кг ржи, ходили пешком на ветряную мельницу за 4-5 километров, где за размол брали гарнцевый сбор - 1 кг муки, а сколько муки оставалось при помоле на стенах, закромах, сусеках мельницы. Хорошо, если приносили по 7-8 кг муки ( в сельской местности карточной системы не было). Общение с хозяйкой было затруднено. Надо спросить у нее квашню, закваску, помело, лопату и чтоб научила печь хлеб. Хлеб получался не всегда хороший, то сырой, то горелый. Молодость. Дома хлеб - то пекла мама. Трудно было с продуктами. Пока не скажешь соседке « Я свой человек - учитель», она не продавала продукты - мясо, молоко, масло.

Работала на уроках я с переводчиком, некоторые ученики особенно из разъезда Чаркли, деревни Волонтеры (там в 30-х годах образовалась первая коммуна) знали русский язык. Уже тогда родители с детьми общались в семьях на русском языке. Пришлось приспосабливаться, географию преподавала в основном по карте, вела и физкультуру, обучала строевому шагу, прыжкам. На этих уроках было легче. Учила учеников рисовать.

В Буртасинской школе работали местные жители и эвакуированные - Мария Петровна и ее дочь Людмила из Ленинграда. Помню, как они мешками заготовляли траву: молодую лебеду, сныть (серде), борщевик - пултран, на случай голодовки. Они рассказывали об ужасах Ленинградской блокады. В сентябре школа не работала: помогали колхозу в уборке урожая. Верили в Победу. Наше дело правое, враг будет разбит .

^ 1.2. Работа в исполкоме.

В то время искали работника в исполкоме на должность заведующей отделом мобилизации рабочих и служащих на сельхозработы, заготовку и подачу дров на железнодорожное полотно Вурнары-Чаркли. Приняли с 6 июня 1942 г.на эту работу молодую учительницу. Работа новая, ответственная, транспорта нет, приходилось ходить пешком 8-10 км ( Орауши , Вурманкасы и другие колхозы). «Дойду до деревни уставшая, надо искать председателя колхоза. Показываю телеграмму от Совета Министра, что ваш колхоз должен направить 8-10 человек на заготовку и вывоз дров (на лошадях) на железнодорожное полотно. На каждом километре железной дороги должны стоять штабеля дров для подачи идущим поездам. Донбасс был в руках немцев, а топливом для паровозов были дрова.

Петров Николай Петрович, помню председатель колхоза «Самолет», выслушал меня худенькую, молоденькую, дал расписку в выделении пофамильно несколько человек, ещё спросил: « Ела ли я сегодня?». Направили в колхозную столовую с запиской, чтобы меня накормили. Что это значило в то военное время! Спасибо таким душевным людям!» - продолжает свой рассказ наша героиня.

^ 1.3. Нина Александровна – Учитель средней школы №1

В октябре 1942 г. получила Нина Александровна направление на работу секретарем Вурнарской средней школы №1. Приходилось замещать и учителей ( по болезни). Так, 5 месяцев работала учителем 3 класса (эвакуированная Рыжова Евдокия Ивановна болела). Затем замещала учителя географии Самаеву Раису Сергеевну длительное время. Приходилось «вести» уроки не по специальности. Трудно, а что делать?

Учителя мужчины - предметники призывного возраста (до 60 лет) уходили на защиту Родины, их тоже приходилось заменять временно. В начальных классах работать намного труднее, не та методика, порою надо быть «матерью». Война. По железной дороге шли эшелоны с ранеными на восток, снимали тяжелораненых и в Вурнарах. Осенью 1941 года сняли неизвестного солдата, поместили в районную больницу (документы были у бригадира поезда ), он полежал и … скончался, хоронить не кому. Конюх больницы без гроба, в простыне захоронил его на территории больницы, на склоне оврага. « Я до сих пор сохраняю это место. (22 июня 2011 года на этом месте поставили памятник неизвестному солдату при поддержке партии «Справедливая Россия») .

6-го октября 1941 года прибыл в поселок Вурнары эвакогоспиталь 3065 и находился 15 месяцев. Госпиталь расположился в зданиях детского костно-туберкулезного санатория (а его эвакуировали в село Калинино) и в здании СПТУ- 29. Начальником эвакогоспиталя был товарищ Похисов, а комиссаром Михайлов Андрей Михайлович. Позднее, 23 февраля 1968 года на здании установили мемориальную доску «В этом здании находился эвакогоспиталь № 3065 в 1941-1943 г.г.» Нина Александровна работала в детском костно-туберкулезном санатории, который после закрытия эвакогоспиталя в 1943 году вновь вернулся на прежнее место, с 1946 -1980 г.г. и, как председатель местного комитета, открывала эту доску.

Учителя, учащиеся помогали раненым в госпитале, поддерживали духовно, как могли: кормили с ложки, читали новости с фронта, прочитывали письма от родных и близких, писали ответы, летом собирали в лесу землянику для раненых на десерт, помогали умываться, подавали пить, поправляли постель, дежурили у кровати больных, выводили на прогулку, выступали с концертами художественной самодеятельности, приносили художественную литературу из библиотеки, при госпитале стирали, гладили с обеих сторон бинты, скручивали и т.д.. Тяжело раненые, не выдержав, «уходили» в другой мир. Их хоронили на Вурнарском кладбище, где установлен обелиск - памятник, на котором высечено 17 фамилий, но по данным райвоенкомата похоронено 30. За памятником ухаживают учащиеся ТУ № 29 .

« Мы, как могли, помогали стране: проводили сбор денег на строительство танковой колонны, родители своим детям давали 3-5-10 руб., а Коротков Николай из 6-го класса внес 100 рублей (отец работал секретарем РК КПСС), сбор денег на строительство самолета земляку Орлову Федоту. Учителя вносили месячный оклад. В то время на рынке 1 кг муки стоил 35 рублей, стакан соли 50 рублей. Ученики старших классов изучали азбуку Морзе, вождение сельхозмашин и их ремонт (летом работали в колхозах). Рыли противотанковые рвы на правом берегу реки Суры в Горьковской области. При школе был военный кабинет, которым заведовал военрук Пенчук Борис Михайлович.

По ночам дежурили в школе, телефона и электричества не было- было боязно.

В военном кабинете были боевые винтовки, пулеметы, противогазы. По ночам учителя с уличным комитетом следили за светомаскировкой в поселке. В летнее время заготовляли дрова в Чарклинском лесничестве для отопления школы. Жили в бараках, где царила антисанитария. Питание домашнее, а что можно взять при карточной системе (одна полушка на рынке стоила 10 рублей, она величиной с чайное блюдце). Делянка с оврагом, хорошо, что с нами учителями были завхоз Соловьев Петр, учителя - мужчины, которым 60 и более лет, у которых был навык валки леса, вытягивать поваленные деревья из оврага. Надо топором обрубать сучья, распиливать…Ох как было тяжело!

С учениками шили кисеты с затяжным шнурком, вязали рукавицы с указательными пальцами для стрельбы, носки для отправки бойцам на фронт. В летнее время не все учителя пользовались отпусками. Я работала директором пионерского лагеря при школе. Помогали колхозу «Санар» в прополке, уборке свеклы, картофеля, собирали колосья вместе с учениками. Помогали, чем могли.

Как могли помогали фронту, лишь бы скорее была Победа! Это было 70 лет назад, а в памяти вроде недавно» - неспешно ведёт свой рассказ Нина Александровна.

^ 1.4. На новом месте работы

С 21 августа 1943 года она учитель 3 класса семилетней школы поселка . Директора школы Ефимова Лазаря Ефимовича(1919 г.р.) только что отправили на защиту Родины. И учителя начальных классов Илюкина Петра Федотовича(1888 г.р.) назначили на должность директора. Здание 2-х этажное, деревянное, с печным отоплением, до 1943 года в здании школы стоял запасной стрелковый полк №359. Стены и фойе школы были расписаны рисунками и портретами, панно на военные темы - Суворов, Кутузов и т.д. Очень красиво. Директор Илюкин Петр Федорович хороший хозяйственник, подтянутый, в меру строгий.

« В годы ВОВ работать было трудно. Не было бумаги. Ученики писали на бланках, между строк книг, газет. Не хватало чернил, приходилось их готовить самим из наростов на дубовых листьях. Ручки делались из стеблей малины, вставляя перья. Макали ручки в пузырек с чернилами, которые проливались. Для пузырьков шили мешочки с затяжным шнурком и привязывали к матерчатым сумкам с учебниками. Не хватало учебников. Один на 3-5 учеников. В большую перемену в школьном буфете выдавали ученику стакан горячего, горького, ячменного кофе, редко с сахаром, больше с сахарином. И то хорошо!

Домашнее питание было не калорийное, учащиеся были худые, что тут говорить об учебе, памяти. Много внимания уделяли санитарной обработке одежды, тела.

А как были обуты, одеты, хорошо, что матери стирали хоть и без мыла, чаще щелочной водой ( золой). Штопали и не стеснялись заплат.

Мне самой, частный сапожник (сосед) Пискунов Иван Иванович дал низкие старые сапожки на каблуке и научил ставить на них заплатки. На сапожках было по 8-10 заплаток. И этому я была несказанно рада. Жили как могли, выжили и живем.

Однажды в чулане мама обнаружила бутылку из- под подсолнечного масла, и мы с ней накапали в суп 20 капель – это был праздничный обед.

Помню, пригласил меня директор крахмального завода Шерстнев Василий и разрешил взять мешок картофельных очистков. Мы ее долго ели, мыли, варили, пропускали через мясорубку и пекли «котлеты» без муки, а чтобы они не приставали к сковороде, то сковородку в горячем виде натирали луковицей. Умудрялись! Все время хотелось есть, но молодость спасла.

Сколько было радости, когда узнали о Победе (утром 9 Мая 1945 г.). От радости плакали, прыгали и плясали, передавали по цепочке новость встречным, целовались даже с незнакомыми встречными!

Мы победили! Заживем лучше, веселее!

Не напрасно мы верили в победу, ждали ее, надеялись, любили Родину, Россию!»- завершает свой рассказ Н.А. Макарова.

Не стареют душой ветераны, низкий им поклон! Будьте оптимистами, берегите Родину, мир! Делайте людям добро!

Трудной была для женщины в тылу, тяжелая работ, и, кроме того приходилось:

- дежурить в ночное время в школе, охранять военный кабинет (оружие, пулеметы…);

- заготавливать в лесу дрова для отопления школы;

- рыть окопы на реке Сура;

- помогать колхозу «Санар» в уборке урожая, сборе колосьев;

- собирать средства на строительство танковой колонны;

- вязать для фронта носки, рукавицы с указательным пальцем (для стрельбы)

^ 2. Сердце отдала детям

Общий трудовой стаж Макаровой Н.А. – 40 лет, из них 34 года она проработала в Республиканском противотуберкулезном санатории (с 1946 г. по 1980 г.) в качестве учителя географии, биологии, химии, физики. Была первым и незаменимым предметником в школе при санатории.

Вурнарский противотуберкулезный санаторий открылся 8 октября 1936 г., согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров № 849. Первым главным врачом был Чернов, которого прислали из Министерства здравоохранения Чувашии г. Чебоксар. Всего с 1937 по 1996 год работало 12 главврачей (Бронштейн Э.В., Саперов П.К., Издинников С.Ф., Спасский Н.А., Пырков И.П., Кузьмин А.К., Отнюков М.Н. и др.), а в школе 7 завучей (Матвеев В.М., Михайлова В.М., Амбросьева А.П., Жукова Л.М. и др.).

В санатории первоначально была открыта 4-летняя школа, которая в 1945 году была преобразована в 7-летнюю школу в связи с увеличением коек до 150, в 1970 году 7-летня школа при санатории была преобразована в среднюю общеобразовательную школу в связи с доведением количества коек до 200.

Все дети были лежачими больными. В то время лекарственных препаратов не было, лечили неподвижностью, покоем, вниманием под наблюдением опытного персонала, чистым хвойным воздухом. 34 года Нина Александровна учила этих больных детей и вселяла в детские души веру, что болезнь можно победить. Многие затем заканчивали заочные курсы в Москве.

Благодаря беззаветному труду педагогов больные стремились к знаниям, жизни, много читали, одновременно некоторые учились на стенографических курсах в городе Москве. Больные верили в улучшение своего здоровья, в то, что они встанут на ноги, в успех в учебе и получение специальности.

Нина Александровна передала в фонд Вурнарского музея деревянную шкатулку, она сделана в 1937 году на Московском заводе «Мостэлектрик». Шкатулка - эта семейная реликвия, которая хранила старые письма, фотографии. Писали Нине Александровне дети, которые лечились в противотуберкулезном санатории, с некоторыми из них эта дружба продолжилась в течение всей жизни.

Отрывок из письма Пушкаревой Гали город Ленинград «Дорогая Нина Александровна! Помните, как много работ мы провели вместе сообща, мы сблизились, сроднились. Я полюбила вас за откровенность, чистоту и прямоту души…»

В этой шкатулке хранились письма участника ВОВ Волкова Анатолия Александровича. Во время войны он курсантом патрулировал улицы поселка Вурнары. Спустя 60 лет Нина Александровна откликнулась на его просьбу через районную газету о поиске его однополчан. Их дружба длилась более 8 лет.

Нина Александровна в 1964 году вступила в ряды КПСС, активно участвовала в общественной жизни. 12 лет была членом местного комитета, в том числе неоднократно избиралась председателем месткома, членом народного контроля, членом комитета охраны природы.

Её трудовой подвиг отмечен наградами:

- За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.;

- Медаль 30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.;

- Медаль 40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.;

- Медаль 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.;

Награждена медалью в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина (1870-1970). Удостоена звания «Ветеран труда». Награждена значком « Победитель соцсоревнования» в 1976 и 1979 годах

^ 3. Мать Тереза (Сердце отдаю людям)

На заслуженном отдыхе с 1977 года, но она не знает покоя и выполняет множество дел:

- Ведет личный архив, в котором имеются ценные сведения об истории поселка Вурнары. При проведении различных мероприятий она консультирует должностных лиц, опираясь на материалы личного архива. Нина Александровна публикует статьи в местной печати, в том числе и об истории поселка, его улиц, учреждений, жителей.

- Ухаживает за могилой неизвестного солдата на территории Вурнарской центральной больницы с осени 1941 года (об этом мы уже упоминали).

-Участвует в выставке цветов (оформление букетов, композиций), выставках плодов и овощей, получает призы.

Находит время для чтения газет, книг, художественной литературы.

Нину Александровну приглашают для выступлений на различные мероприятия. В том числе и детские, в связи с юбилейными датами и на всевозможные воспитательные мероприятия.

Нина Александровна обладает уникальной памятью, с удовольствием делится с населением и, особенно, с подрастающим поколением своими бесценными воспоминаниями. При удобном случае всегда старается правильно объяснить населению обстановку в стране и временные трудности. Заражает людей своим оптимизмом и верой в лучшее(

До сих пор поддерживает связь со своими воспитанниками, встречается с ними, ведет активную переписку, например с ученицей Михайловой Любовь Никитичной с 1925 года рождения, которая была эвакуирована из Ленинграда в Сосновку Чебоксарского района, а там заболела туберкулезом позвоночника и 3 года лечилась в санатории, затем уехала в Санкт-Петербург. Часто бывает у ученицы Пушкаревой Галины Федоровны 1939 года рождения.

Нина Александровна как сестра милосердия посещает больных, помогает инвалидам, и ей это приятно. Она не может сидеть без дела, кому носки свяжет, кому перчатки. Всегда разделяет горе и провожает в последний путь. Тесный контакт держит Нина Александровна со своими одноклассниками. Через 45 лет после окончания школы состоялась встреча выпускников.

4. Семья

Нелегкая судьба была у Нины Александровны. Когда она работала в Вурнарской средней школе № 1, судьба свела ее с учителем физкультуры. Марк Макарович намного старше ее. Что побудило красавицу на столь решительный поступок? Может быть тоска, в годы войны молодая Ниночка познакомилась в эвакогоспитале с раненым, любовь вспыхнула ярким пламенем. Но судьба распорядилась по-своему, с войны солдат не вернулся, погиб смертью храбрых.

В семье росло 3 детей, Нина Александровна практически одна воспитывала своих детей. Ее мать всегда помогала и поддерживала свою дочь. Судьба вознаградила Нину Александровну и дети росли на радость матери. Но жизнь приготовила ей еще одно испытание: Нина Александровна узнала о том, что осиротела внебрачная дочь Марка Марковича, но она понимала, что она не должна падать духом. Надо жить. Нина Александровна всю жизнь думала о других, мало заботясь о благополучии. И она привела эту девочку к себе домой. Появлению в доме новой девочки удивились дети, но они любили и уважали свою мать. Считали: если мама так поступила, значит так надо. Дети быстро сблизились с Люсей, которая стала полноправным членом семьи. Люся, как и ее дети, была хорошей девочкой, получила образование в Цивильском культпросвет училище. Сейчас она преподает в детской школе искусств в селе Токур Тюменской области Ханты-Мансийского национального округа. Старшая дочь Полина 1947 года рождения окончила Казанский авиационный институт. Средний сын Сергей 1952 года рождения - инженер-механик, был в Чернобыле, умер в 1995 году. Младшая дочь Валентина окончила Чебоксарский техникум связи и заочно Саратовский институт связи. Она инженер связи.

Нет большей награды, чем любовь детей. Семь внуков и два правнука растут у Нины Александровны. В них она видит, что ее старания не пропали даром: дети не забывают ее, часто пишут, звонят.

Двери дома Нины Александровны всегда открытии всем, она поможет соседям, знакомым и просто чужим людям попавшим в беду.

У Нины Александровны есть все на все случаи жизни. На своем огороде она выращивает около 80 наименований цветов, лекарственных трав, имеется даже питомник редких в наших краях каштанов.

Заключение

Вот такая в Вурнарах живет женщина, которую стали называть «Мать Тереза». Бескорыстно помогает людям, выращивает цветы и мечтает дожить до 100 лет.

Жизнь иногда испытывает нас. Далеко не каждый сможет победить неурядицы, преодолеть барьеры на жизненном пути. Кто-то сломается, а кто-то, скрипя зубами, тащит свою ношу вперед. Поистине был мудр тот человек, который сказал, что счастлив тот, кто не теряет надежды. Но жаль, что за терпение, мужество, доброту и оптимизм нельзя дать женщине награду. Эта награда была бы самой дорогой для таких, как Нина Александровна Макарова.


Список использованных источников и литературы:

1.Источники

1. Воспоминания Макаровой Н.А.

2.Личный архив Макаровой Н.А.

3. Воспоминания Алексеевой Т.А.- учителя МБОУ «Вурнарская СОШ №2»

4.Воспоминания Шариповой Е.И. –директора Вурнарского народного историко-краеведческого музея

2. Литература.

1. Газета «Путь победы» за № 98 от 24.08.96.Статья О.Васильевой «Судьба не баловала ее»

2. Газета «Жизнь» за № 30 от 24.06.01 г. (статья Н.Даниловой)

3. Газета «Путь победы» за № 67-68 от 08.06.96 ( статья Макаровой Н.А. « Ее жизнь связана с поселком»

4. Газета «Путь к победе» за № 25-26 от 07.03.98 (статья Макаровой Н.А.» Сердца доброты» ).

5. Газета «Справедливая Россия» №8 от 25 июня 2011 года

6. Путешествие в страну поэзии- 2 том. Лениздат 1988 г.(стихотворение «Русской женщине» М.Исаковского)

7. Энциклопедия Вурнарского района. ……………..

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название номинации конкурса iconПоложение о проведении школьного этапа городского конкурса «Новогодняя...
Ф. И. автора, название произведения, возраст, класс, образовательное учреждение, округ

Название номинации конкурса iconАдминистрация города Кстово подвела итоги городского конкурса на...
«Новогодняя сказка в Кстово» победа досталась магазину «Народный» на улице Жуковского, в номинации «Новогодний парад» лучшим стал...

Название номинации конкурса iconТеоретическое задание всероссийского конкурса профессионального мастерства...
...

Название номинации конкурса iconНазвание мероприятия
БарейшаК, Синявская К. – победа в номинации «За соблюдение канонов жанра кроссвордов»

Название номинации конкурса iconКонкурса «Педагог города-2013»
Прошу зачислить меня в число участников заочного этапа городского конкурса профессионального мастерства «Педагог города -2013» в...

Название номинации конкурса iconТворческая работа призёра краевого конкурса по духовно-нравственному...

Название номинации конкурса iconДоклад муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...
Всероссийской Премии в номинации «В гармонии с природой» (2008), Всероссийского конкурса «Национальная экологическая премия»(2009),победитель...

Название номинации конкурса iconРаботы
Список участников регионального тура конкурса «Сказки красивого сердца» в номинации «Экологическая сказка»

Название номинации конкурса iconРаботы
Результаты регионального тура по г. Москве конкурса «Сказки красивого сердца» в номинации «Экологическая сказка»

Название номинации конкурса iconНазвание конкурса
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск