Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака»

Загрузка...





Скачать 117.95 Kb.
НазваниеУрок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака»
Дата публикации08.04.2014
Размер117.95 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > История > Урок

Урок по истории Древнего мира в 5 классе

тема «Восстание Спартака»

учитель истории Яценко А.В. МБОУ СОШ №43 города Белгорода

Курс «История Древнего мира»

Учебник «История Древнего мира» для 5 кл. общеобразовательных учреждений

Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011.

Глава «Гражданские войны», урок 2; время изучения - 1 час.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Используемые технологии: ИКТ, технология ЛОО, ТРКМ, технология решения проблемных задач.
^ Цели урока: организовать работу по определению обучающимися причин, событий и итогов крупнейшего восстания рабов эпохи древнего мира под предводительством Спартака, подвести к пониманию обучающимися тезиса о социальном угнетении, жестоких нравах римского общества и формулированию учениками выводов о личности Спартака.

Пятиклассники путем анализа законов и логических выводов решают главную проблемуо справедливости социального протеста рабов древнего Рима и определения результативности их действий. Спартак - преступник или борец за справедливость?
Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность учеников;

  • формировать у обучающихся навык работы с текстом учебника;

  • развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте изучаемые объекты;

  • развивать умение объективно оценивать себя и свои результаты;

  • воспитание чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности, понимания сущности понятия «справедливость»


Вопрос обучающимся: Что будем делать на уроке для достижения поставленной цели?
Дадим определение понятия «восстание» и будем изучать восстание под руководством Спартака по плану

  • работать с историческим документом;

  • учебными картами учебника, найдём места сражений армии Спартака

  • Необходимо узнать о Спартаке. Что он сделал выдающегося? Оценку человеку дают по его поступкам и результатам дел.

  • Составим личностный портрет Спартака, отметив его качества (Написать на листе)

  • Выполним задания на рабочем листе с целью закрепления


^ Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке; содействовать формированию ценностно – смысловых ориентаций: умению выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами - подвести учеников к пониманию, что состояние рабства предполагает унижение личности, а в современном обществе необходимо уважать личность и её достоинство, содействовать формированию у обучающихся отношения нетерпимости к любым видам насилия, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
^ Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу с рисунками, иллюстрациями учебника, картой, цитатами высказываний Спартака путем выдвижения гипотез, анализа, логических выводов решить проблему справедливости борьбы рабов за свободу, определить результаты борьбы и причины неудач восстания;
^ Регулятивные УУД: содействовать обеспечению организации учебной деятельности: определить целеполагание, пути решения учебных задач на основе того, что уже усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся;
^ Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, контролировать свои действия, учиться анализировать деятельность в группе.
Работа обучающихся в 4-х группах.
Оборудование:

  • Настенная карта «Рост Римского государства в III - II вв. до н. э.» и «Восстание Спартака 74-71 гг. до н.э.» (врезка)

  • учебник “История Древнего мира ”- авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер,

И.С. Свенцицкая

  • карточки с текстом для групп;

  • историческая справка о Спартаке;

  • фрагменты из книг о Спартаке

  • рабочий лист по теме «Восстание Спартака»;

  • иллюстрации, разрезанные на 4 части разной формы, характеризующие положение рабов в Риме

  • основные понятия и даты: г.Капуя, Галлия, Везувий, Фракия, Красс, Лукулл, Помпей, Альпы, Брундизий. 74 – 71 гг.. до н.э.;

  • компьютер, проектор, презентация «Восстание Спартака»

  • раздаточный материал

  • иллюстрация или рисунок ученика «Бой Спартака с римским отрядом»

Словарь урока
Восстание – высшая форма борьбы за освобождение с целью смены власти.

Город Капуя, Везувий, Мутина, Апулияместа сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Переход к изучению новой темы – стадия вызова:

Учитель: Послушайте следующие стихотворные строки и подумайте, о ком из жителей Древнего мира они сказаны (на фоне слайда презентации – картина «Рынок рабов» )

Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он Отчизны просторы.

- О ком идет речь в стихах? - Кто такой «раб»? ( Раб – несвободный, бесправный человек, который наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца)

^ III. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Учитель: - На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинные изображения. Они пожелтели от времени, и в руках ученых распались на части. Нам с вами нужно помочь ученым собрать эти изображения (см. приложение: рисунки, разрезанные на 4 части «Триумф в Роме», «Гладиаторские бои», «Труд рабов в имении богатого рабовладельца, в каменоломнях», «Рабы несут своего хозяина, мостят дорогу»).

- Попытайтесь собрать в группах. Кто желает восстановить их у доски? (прикрепляются магнитами)

- Кто изображен? Что делают рабы? (комментарий учеников к рисункам)

- Сделайте вывод по всем рисункам о положении рабов.

– Беседа с учащимися об источниках рабства. (Войны, пиратство, дети рабов – рабы, неуплата налогов в провинциях).

- Где использовался труд рабов? (В каменоломнях, на строительстве дорог, в домашнем хозяйстве римлян, в сельском хозяйстве, в качестве гладиаторов) .

Вывод: С середины 3 века до н.э. Рим вёл активную завоевательную политику, в результате которой в Римском государстве появилось большое количество дешёвых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны, бесправны. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов.

Во времена Второй пунической войны рабов в Риме было примерно столько же, сколько и свободных. Ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокого угнетения рабов.

– Как вы думаете, как рабы реагировали на такое к ним отношение? (Многие боролись с эксплуатацией).

- О чем рабы могли мечтать? (о свободе)

- А как они могли бороться? (порча орудий труда, побеги, неповиновение хозяину, заговоры, восстания). Определяем понятия «восстание»:

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение или смену власти.

Учитель сообщает ученикам цель урока. Изучить восстание рабов под руководством Спартака. Справедливы ли были их действия? Спартак - преступник или борец за справедливость?



- По какому плану мы будем изучать восстание ?

(На доске – памятка- план изучения восстания)

1. Причины восстания

2.Состав восставших

3. Цели восставших

4. Руководитель восстания - Спартака

5. Ход восстания

6. Причины поражения

7. Значение восстания


Работа по плану изучения восстания
На какой вопрос плана изучения восстания мы уже можем ответить? (п.1, 2, 3 плана)

Рабы хотели стать свободными, но ведь можно было просто убежать от хозяина, а войско Спартака проделало огромный путь через весь Аппенинский полуостров. (Карта) Зачем, как вы думаете? (Свобода, возвращения рабов домой, борьба против Рима, установление связей с Сицилией, раздел имущества рабовладельцев)

п.4 плана. Сообщение ученика о Спартаке. Дополнение учителя.


   О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов. В качестве конкретного места его рождения принято указывать город Сандански в Родопских горах, почти на границе с Югославией.

 Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На этот факт указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины власти. Да и та уверенность, с какой Спартак управлял своей огромной армией, может свидетельствовать в пользу предположения о его принадлежности к знати.
     Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Римская армия на то время не знала себе равных, и Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.
     После нескольких лет службы Спартак дезертирует и возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян.  Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Об этом как будто говорят слова Флора: "Спартак, этот солдат из фракийских наемников, ставший из солдата дезертиром, из дезертира - разбойником, а затем за почитание его физической силы - гладиатором."

Через какое-то время Спартак вторично попал в плен; смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатором в школе Лентула Батиата в Капуе.

Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.

Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу в амфитеатрах и цирках Италии.

Высказывания Спартака. Согласны ли вы с ними? Объясните свою позицию.

1) «Наше дело свято и справедливо и не умрёт с нами…Мужественная и почётная смерть лучше постыдной и гнусной жизни». (Р. Джованьоли «Спартак»)

2) «Там мы найдём свободу, вы слышите это чудное слово – свобода! Мы построим своё небывалое государство свободных, равных, счастливых людей».

3) «И в странах позора, где царствует гнёт,

Пусть самый ленивый оружье берёт!»
4) Перед последней битвой Спартак, указывая товарищам на распятого римлянина, крикнул: «Вот что нас ждёт, если вы живыми попадётесь в руки врагов! Надо биться до последнего вздоха! Либо свобода навсегда, либо смерть для всех!»
Написать на листе Составить личностный портрет Спартака, отметив его качества:

Мужество, гордость, нежелание унижаться, ум, организаторские способности, хороший воин и полководец, сильный физически, справедливый, борец за свободу и других рабов.
п.5 плана Ход восстания

Каждой из 4-х групп даётся задание: в ходе работы с п. 51 учебника определить действия восставших, их результаты.

1-я группа: п.1

2-я группа: п.2

3-я группа: п.3

4-я группа: п.4

По плану: 1) место действий рабов (показать на карте)

2) что они делали

3) какими путями, способами действовали

4) чего добились

5) причины успеха или неудачи
Кем же был Спартак: преступником, как считали рабовладельцы, требуя немедленно расправиться с ним, или борцом за справедливость?

Почему даже враги-римляне вспоминали о нём с уважением? Каждая группа на листе составляет личностный портрет Спартака, отметив его качества (мужество, гордость, нежелание унижаться, справедливость, желание бороться за свободу и других рабов, ум, организаторские способности, хороший воин и полководец, сильный физически).
П. 6 плана. Какими были итоги восстания?

Желание к свободе и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. – Почему? Причины поражения восставших рабов:

а) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии
римлян.

б) У Спартака не было четкого плана действий. Планы менялись.

в) Восставших обманули пираты.

г) Тактические разногласия между восставшими
п.7 плана Значение восстания?
Выводы: Восстания рабов обычно заканчивались поражением и отличались одной, особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные государства рабов, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, провозглашали себя царями.

В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства, старался отучить их от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.

Рефлексия

Рабочий лист для каждой группы

^

Задание №1. Выберите правильный ответ.


1. С каким событием из истории Древнего Рима вы познакомились?

а) завоеванием Римом Италии

б) восстанием рабов

в) войне Рима с Карфагеном

2. Причинами борьбы было

а) жестокое обращение с рабами

б) у рабов не было жилища

в) римские легионы поддержали рабов

3. Каким был главный итог борьбы?

а) армия Спартака захватила Рим

б) восставшие покинули Италию

в) армия восставших потерпела поражение

Задание №2. Впишите недостающие слова.

______________ , предводитель восставших, был родом из Фракии. Лагерь бежавшие рабы устроили на вершине вулкана _____________ . Главной целью восстания было _________________ .
^

Задание №3. Тест «Да – Нет». Впишите в клетки свой ответ на вопрос:


  1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя.

  2. Спартак был родом из Греции.

  3. Восставшие рабы сражались в Сицилии.

  4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии.

  5. Последний бой Спартака произошел в Альпах в 71г. до н.э.




1

2

3

4

5

















^ Проверьте себя и поставьте оценку группе в целом и каждому ученику в отдельности.

Оценка___

Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия:

Что понравилось на уроке ...

Что было трудно ...

Что хотелось бы ...
Всем спасибо за работу!

Домашнее задание: Прочитать § 51 стр.234-238.

Задания по выбору


  • Написать сочинение – миниатюру о восстании от имени Спартака, раба - участника восстания, рабовладельца.

  • Нарисовать рисунок «Восстание Спартака».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconКонспект открытого урока в 5 классе по истории древнего мира Тема: «Культура Древнего Египта»
...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconСергей Александрович Нефедов История Древнего мира «Нефёдов С. А....
Популярное изложение истории древнего мира. История, поданная как роман. Увлекательное чтение для всех любителей истории. Книга,...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconРабочая программа по истории (история Древнего мира) для 5 класса...
Примерной программы основного общего образования по истории мо и н РФ 2004 г и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconУрок истории в 10 классе по теме: «Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима»
Образовательные: повторение и обобщение материала по истории Древней Греции и Древнего Рима

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconТесты по Истории экономических учений Тема Предмет и метод истории...
Тема Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и средневековья

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconЗадание по истории Древнего мира
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconКалендарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconКонспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе Тема: Зарождение демократии в Афинах
Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconУрока по истории древнего мира в 5 классе Тема: «В афинских школах и гимнасиях»
Образовательная: создать условия для понимания учащимися основных понятий урока, особенности древнегреческого образования и воспитания...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе тема «Восстание Спартака» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Система кровообращения»
Урок окружающего мира в 4 классе по умк «Перспективная начальная школа». Данный урок входит в систему уроков по разделу «Человеческий...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск