Белячкова Т. П., Кривошея-Бейдик Т. В






Скачать 79.75 Kb.
НазваниеБелячкова Т. П., Кривошея-Бейдик Т. В
Дата публикации11.04.2014
Размер79.75 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > История > Документы
Белячкова Т.П., Кривошея-Бейдик Т.В.
Проект «Семь чудес света».

(к вопросу об использовании методологии концертной педагогики

в проектной деятельности)

Известно, что детей всегда привлекают сказки, легенды, разные «чудесные истории», в которых происходят необычные события, а герои совершают дерзновенные подвиги. Именно в сказочных жанрах сосуществуют разные степени реальности, стремительные модуляции из одного «мира» в другой и моментальные превращения обычного в необычное. Психологи, занимающиеся вопросами динамики детского сознания, отмечают особую роль сказочно-мифологического сознания, как изначального и важнейшего компонента формирования индивидуальности человека.

Данная психолого-педагогическая позиция стала определяющей в работе над проектом «Семь чудес света» для учащихся 5-7 классов.

История возникновения семи чудес связана с Древним Востоком и Древней Грецией, культура которых основывалась на мифосознании и мифопонимании. Поэтому концептуальная основа проекта базируется на понимании мифа как исторического бытия и исторической реальности древних культур.

По словам А. Лосева «миф - есть запечетленная в словах история», «миф – есть чудо». Поэтому проект и задуман как увлекательные путешествия в древность, в мир великих открытий чудесных творений и уникальных человеческих судеб.

В задачи проекта входила возможность познания учащимися иного миропонимания и магической силы искусства.

Для современных школьников «Семь чудес света» - явление прошлого, явление истории, на которую они способны смотреть целостно, схватывая сразу огромные пласты жизни народов и личностей, видеть историко-культурное прошлое в «укрупненных блоках», выделяя в них нечто особенное и удивительное. Поэтому содержательная основа проекта включала не только познание и осмысление историко-художественного пространства каждого «Чуда света», но и активное восприятие учащимися этих феноменов в разных формах рефлексии: от анализа историко-документальных материалов, размышлений о роли искусства в прошлом и в современном обществе до создания собственного творческого «чуда» - музыкальных пьес, рисунков, миниатюрных сочинений или поэтических текстов.

Рефлексивное художественное действие в проекте – это особая форма самопознания ребенка, связанное с открытием им не только внешнего нового («Чуда света»), но и нового внутри себя, открытие «чуда» в себе самом. Весь проектный цикл разработан с учетом методологии концертной педагогики, предусматривающей эстетизацию познавательного пространства и интеграцию интеллектуальных и художественно - эстетических форм познания исторической действительности. Это определило структурную полифоничность проекта: выступления учащихся с рефератами по историко-культурологической проблематике сочетаются с театральным действием, с философскими и эстетическими диалогами, с концертным исполнением собственных музыкальных произведений, с презентацией живописных работ.

Содержательное пространство проекта интегрирует знания по истории и географии, мифологии, архитектуре и археологии, музыке и живописи, скульптуре и театральному искусству.

«Семь чудес света» - это семь театрализованных представлений с музыкальными иллюстрациями, чтением стихов, мультимедийными презентациями. Музыка в них, в зависимости от сценария, выполняет то иллюстративную функцию, то является лейтмотивом героя или его музыкально-психологической характеристикой.

Проект предваряет двухчастный пролог «Священная цифра семь» и «Что такое чудо».

Из глубокой древности ведет свое начало почитание числа семь как священное. Тогда в основу календаря был положен месяц, т.е. 28 дней. За это время луна прибывает и убывает, проходя 4 фазы по 7 дней. Эти фазы и составили основу семидневной недели. Наблюдая за сменой фаз луны, древние люди приписали особое, священное значение числу Семь: семь небесных светил, семиступенчатый храм в Вавилоне и т.д. Древние греки, также как и другие народы, предавали большое значение Семь. Оно часто встречается в мифологии: семь юношей и семь девушек ежегодно приносили в жертву Минотавру, семь сыновей и семь дочерей было у смертной женщины Ниовы. Число семь считали священным числом бога Апполона и почитали Семь мудрецов. С числом Семь древние греки связывали представление о чем-то законченным и совершенным. Упоминания о Семи чудесах появились в сочинениях античных авторов в III веке до н.э. Именно тогда и возникла сама идея выделить Семь самых замечательных произведений древнего искусства:

1. Египетские пирамиды;

2. Висячие сады Вавилона;

3. Храм Артемиды в Эфесе;

4. Статуя Зевса Олимпийского;

5. Мавзолей в Геликарнасе;

6. Статуя Колосса на острове Родос;

7. Александрийский маяк.

Именно эти произведения древних архитекторов и скульпторов принято считать Семью чудесами света.

Что такое чудо? Это то, что поражает нас своей необычностью, неординарностью, вызывает наше удивление и восхищение. За последние пять тысячелетий человечество создало много произведений искусства, но что из них считать чудом? Очевидно то, что по замыслу и исполнению уникально, неповторимо для культуры народа, который его создал, и в тоже время ценно для истории и культуры всего человечества.

«Египетские пирамиды»

(сценарный план конференции- концерта)

«^ Все на свете боится времени,

Но время боится пирамид»

Арабская пословица.

«Исканьем тайн дух человека жив»

В. Брюсов.

В процессе работы над проектом учащиеся посмотрели и обсудили два документальных фильма «Египет» и «Пирамиды за гранью воображения», познакомились с историческими материалами, с египетской мифологией и религией, письменностью и искусством.

Разрабатывая концепцию и структуру проекта, его участники исходили из семантики слова «египет» как тайны, загадки. Поэтому содержание проекта – это исторические факты, и сейчас окутанные тайной и загадочной символикой – египетские пирамиды, личности фараонов, сфинкс, трактаты «О восхождении к свету» и «О бальзамировании» и т.д. Альтернатива «прошлое – настоящее» рождает у учащихся внутреннюю потребность сближения временного пространства древнего и современного хронотопа, побуждает желание выразить своё понимание древних фактов и символов. Процесс познания и осмысления происходит в разных рефлексивных формах – через тематические выступления, диалоги, создание собственных музыкальных произведений, подбор иллюстративного и мультимедийного материала. Личная заинтересованность ребят в этом проекте открывает возможность формирования надпредметного историко – художественного мышления, активного развития фантазийности, стимулирует выдвижение собственных гипотез и предполагает герменевтический уровень отношения к древней исторической реальности.
Сценарный план проекта:
1. Египет: история, мифология, наука

2. Архитектура и строительство пирамид

3. Пирамида – символ величия.

4. Загадка Сфинкса

5. Гробница Тутанхамона.

6. Египетская тематика в творчестве русских поэтов ХХ века (стихи Л. Гумилёва и

В. Брюсова).

Выступления детей дополняются исполнением музыкальных пьес юных композиторов - фортепианный триптих «Египетские арабески»

«Звездное небо Египта» - ноктюрн для флейты и фортепиано.

«Шествие фараона» (ф-но).

«Загадка Сфинкса (скрипка и ф-но).
«Висячие сады Семирамиды»

(художественно-поэтическое и театральное действо).
^ Сады души моей всегда узорны,

В них ветры так свежи и тиховейны.

В них золотой песок и мрамор чёрный.

Глубокие прозрачные бассейны.

Растенья в них, как сны, необычайны,

Как воды, утром розовеют птицы,

И кто поймёт намёк старинной тайны?

Н. Гумилёв

Концепция этого проекта связана с великим чудом жизни – любовью, которая и сотворила «чудо света» - «Висячие сады». В проекте раскрывается не только красота древнего архитектурного пейзажного сооружения, но и красота человеческих чувств и поступков.

В проекте есть действующие лица - исторические персонажи: персидский царь Навуходоносор и его жена – мидийская царевна Амитис. Технология персонификации определила диалог прошлого и настоящего, в котором современные школьники, представляя себя историческими персонажами, вступают с ними в содействие, в сопереживание. Ребята самостоятельно сложили стихотворный текст диалогической сцены Навуходоносора и Амитис, в которой Амитис раскрывает причину своей грусти, а Навуходоносор, говоря о своей любви к ней, обещает создать на её новой родине цветущий сад.
Навуходоносор

О, прекрасный цветок моей жизни

Почему ты грустишь в тишине?

Почему нет улыбки веселой, прелестной

На лице твоем, полном красы

Почему не звучат твои речи

Ты тоскуешь о чем-то в тиши?

Но молчишь, смотришь вдаль на рассвете

И когда наступает закат
Иль не ми́лы тебе наши

Краски – солнца, пустыни, песка?

Не молчи, расскажи и поведай

Свои тайные мысли, мечты

Ты скучаешь, наверно, по дому?

Иль меня разлюбила ты?
Амитис

Повелитель очей моих, Солнце,

Мои чувства к тебе навсегда.

Я о доме тоскую, но все же,

Меня гложет печаль не о нем.
Вспоминаю я краски иные,

Краски леса, цветов и лугов.

Вспоминаю я шум водопадов,

Пенье птиц и полет мотыльков.
Вспоминаю ручьи я прозрачные,

С их журчаньем прекрасных легенд.

И озера со спокойною гладью зеркальной,

С отраженьем лазурных небес.
Я гуляла по саду волшебному,

По тенистым аллеям его.

Напевала мотивы прелестные

И мечтала о встрече с тобой…
Вспоминаю я сад тот прекрасный,

Где любила мечтать в тишине,

Где резвились веселые дети,

И где встретился ты мне тогда…
Навуходоносор

О, прекрасный цветок моей жизни,

Позабудь все печали свои.

Для тебя я создам сад волшебный,

Во всем равный твоей красоте.
Будут в нем и аллеи тенистые,

Водопады, ручьи и цветы,

Будут птицы в нем петь

И даже дивные фрукты будут расти!
Струи вод и фонтаны чудесные

Будут петь о твоей красоте.

О любви нашей верной и вечной

И твоей воплощенной мечте.
В композицию проекта органично вошла музыка оперы Дж. Верди «Навуходоносор», «Марш» из которой стал лейтмотивом Навуходоносора – царя. Фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского – Корсакова «Шехеразада» воплотил лирический, пленительный образ Амитис, а симфоническая прелюдия

К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» стал музыкальным воплощением экзотической красоты Древнего Востока.

Сценарный план.

1. Вавилон – центр культуры Двуречья.

2. Прекрасная и трагическая история Вавилона.

3. Вавилонский царь Навуходоносор.

4. Женитьба Навуходоносора на мидийской царевне Амитис (театральная сцена).

5. История создания и архитектура «Висячих садов».

6. Презентация рисунков и макетов «Садов» разных авторов.

7. Презентация детских работ – «Сады Семирамиды».

8. Чтение стихотворения Н.Гумилева «Семирамида».

9. Завоевание Вавилона Александром Македонским и его смерть в «Висячих садах»

(стихи В.Брюсова)

10. Загадка названия - «Сады Семирамиды»

Добавить документ в свой блог или на сайт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск