Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация

Загрузка...





Скачать 137.05 Kb.
НазваниеВсероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация
Дата публикации04.05.2014
Размер137.05 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > История > Конкурс
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

Номинация

«Методика организации и проведения:

«Уроков Мужества», торжественных мероприятий,

посвященных 65 годовщине Победы

в Великой Отечественной войне»

Урок Мужества

«Города-Герои»

Автор проекта:

зам. директора по воспитательной работе

МОУ «Усть-Кубинская СОШ»

Певцова Людмила Николаевна

Адрес:

161140

Вологодская область,

Усть-Кубинский р-н,

с.Устье, ул. Мира, д. 3а, кв. 3.

Р.т. 8(81753)-2-18-24

М.т. 8-905-296-79-80

с. Устье

2010 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Номинация: «Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне»
^ Название работы: Урок Мужества «Города-Герои»
Краткое содержание: Урок Мужества проводился для обучающихся 7-9 классов в 2005 году. Вели урок Мужества ученики 8-9-х классов. Каждый класс получил задание подготовить определенную страницу. Рассказ учащихся сопровождался показом презентации.
^ Цели и задачи:

  1. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.

  2. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, чувства национальной гордости за подвиг городов-героев, побуждение интереса к истории своей страны.

  3. Воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма.


Рекомендации: Данный урок может быть проведен как в одном классе, так и для параллели обучающихся.
^ Форма урока - устный журнал.
Возрастная группа слушателей: обучающиеся 5-9 классов общеобразовательных школ.
Ожидаемые результаты: обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, осознание ответственности за судьбу своей страны, углубление знаний учащихся по ее истории, уважение к старшему поколению.

^ Содержательная часть:

1 страница. Это надо помнить!

Ведущий. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы сегодня отмечаем.

Ученик 1. Война - жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть, и нет.

(Александр Твардовский).

Ведущий. Когда июньской ночью 1941 года войска гитлеровской Германии, вооруженные не только самой передовой по тому времени боевой техникой, но и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос о жизни и смерти нашего народа. Все от мала до велика встали на защиту своей Родины.
Ученик 2. Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокосых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос.
И темная роща, где свищут

Всю ночь напролет соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои.
И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звездах,

В высоких седых париках.
И рожь на полях непочатых,

Которую топчут враги,

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола.
И фрески Андрея Рублева

На темной церковной стене,

И звонкое русское слово,

И в чарочке пенник на дне...
И ливни - такие косые.

Что в поле не видно ни зги, —

Запомни:

Все это - Россия.

(Дмитрий Кедрин).

Последнее четверостишие читается на фоне песни «Священная война».

Ведущий. На знамени 13-ти городов сияет высшая награда родины - Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». «Город-Герой» - почетное звание, присваиваемое городам СССР, трудящиеся которых проявили героизм и мужество, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны.

Золотые Звезды наших городов - символы неувядаемой славы и вечной па­мяти о сотнях тысяч геройских подвигов, совершенных у их стен. Знаки великой гордости и не утихающей скорби Родины-матери.

В чем же состояло величие ратного подвига городов-героев? Какие черты характера проявились и закалились в этих битвах? Каков вклад городов-героев в Победу?

Разными были судьбы этих городов.
^ 2 страница. Брестская крепость. Тула. Киев

Ученик 3. Мы помним суровые даты -

Они всему миру известны,

В те дни умирали солдаты

Под стенами древнего Бреста.

Ведущий. Отражая вероломное нападение гитлеровских захватчиков, гарнизон Брестской крепости в исключительно тяжелых условиях первых дней войны проявил беспримерную стойкость, массовый героизм и мужество. В течение месяца советские воины самоотверженно сражались в условиях полного окружения с превосходящими силами противника. Они упорно дрались, когда немецкие танки входили в Минск; отвергли предложение о капитуляции, когда фронт отодвинулся к Березине. И даже когда немецко-фашистские войска были уже под Смоленском, оставшиеся в живых воины все еще продолжали свою героическую борьбу в крепости.

Ученик. Большинство защитников Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца. Навсегда останутся в памяти имена защитников крепости - майор Гаврилов, комиссар Фомин, капитан Зубачев, военфельдшер Авакумова, лейтенанты Виноградов и Семененко, старшина Мейер и многие другие.

Ученик. В 1965 году в связи с празднованием 20-летия победы в Великой Отечественной войне Брестской крепости было присвоено почетное звание «Крепость-Герой». Подвиг защитников Брестской крепости навсегда сохранится в памяти народной.

Ведущий. Промышленная Тула, имевшая в начале войны минимальное войсковое прикрытие, защитила Москву от прорыва танковых войск гитлеровцев с юга. Два с половиной месяца в невероятно трудных условиях проходила Киевская оборонительная операция, задержавшая наступление фашистов на главном — Московском — направлении.

Ученик 4. Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу.

Что умерли они?..
Чем им обязан — знаю я.

И пусть не только стих.

Достойна, будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

(Степей Щипачев «Павшим»).
3 страница. Оборона Москвы

^ На фоне музыки из песни «У деревни Крюково» звучат стихи

Ученик 5. Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва,

Их было только 28,

А за спиной у них Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг...

«Так защитим Москву, родные!» -

Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты

Последний бой всегда суров!

«Бей за Москву, за нас, ребята!» -

Последний раз кричит Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей,

В сырой земле лежат останки,

Лежат тела богатырей.

И славу им ветра разносят,

И слышит Родина слова:

«Их было только 28,

За их спиной была Москва!»

Ведущий. Защитники Москвы сражались за каждый оборонительный рубеж. Бесчисленны примеры мужества и самоотверженности, проявленные ими на подступах к Москве. С исключительной стойкостью оборонялись на Волоколамском шоссе полки 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова.

Ученик 6. В боях на Волоколамском направлении в районе деревни Горки Рузского района высокое мужество и отвагу проявили войны-артиллеристы третьей батареи 694-го истребительного-противотанкового артиллерийского полка. Утром 18 ноября 1941 года наступавшие вражеские танки обрушили на батарею шквальный огонь. Вскоре были тяжело ранены комиссар, зам. командира батареи и два командира взвода. На батарее осталось только два орудия, но и танки противника были вынуждены откатиться назад, понеся большие потери.

Ученик 7. Спустя некоторое время на участке, который держало под обстрелом орудие сержанта Плохих, вновь появились вражеские танки. В первые же минуты боя сержант подбил четыре танка. Но и расчет орудия понес потери. Был убит наводчик Гусев и ранен боец Дыскин. Несмотря на ранение, боец Дыскин не оставил огневую позицию. И вместе с сержантом Плохих они продолжали вести огонь. В течение нескольких минут Дыскин подбил еще три вражеских танка. Но тут кончились снаряды. Отважные артиллеристы, взорвав орудие, начали отходить. В этот момент Дыскин был вторично тяжело ранен.

Ведущий. За проявленную отвагу и мужество рядовому Ефиму Афанасьевичу Дыскину было присвоено звание Героя Советского Союза, а сержант Плохих был награжден орденом Ленина. В этом бою третья батарея сражалась без прикрытия пехоты, уничтожила десять танков и около батальона пехоты противника.

Ученик 8. Вся родина встала заслоном,

Нам биться с врагом до конца,

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы

И долю народа всего,

Идет через сердце народа

И вечную славу его!

Идет через море людское,

Идет через все города...

И все это, братья, такое,

Что враг не возьмет никогда!

Москва!

До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идет через наши сердца!

(А. Прокофьев)

Ведущий. 8 мая 1965 года, в связи с празднованием 20-летия победы в Великой Отечественной войне, столице нашей родины Москве было присвоено почетное звание «Город-Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В ознаменование присвоения Москве почетного звания в сквере на развилке Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы воздвигнут 40-метровый обелиск.
^ 4 страница. Сталинградская битва

Ведущий. Великая Сталинградская битва, определившая начало перелома в ходе Второй Мировой войны, была крупнейшим в истории сражением армий на улицах города.

^ Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина...»

Ведущий. 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) длилась Сталинградская битва. Мамаев курган — господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города.

Ученик 9. Над могилой братской мать рыдает седая.

«Где вы, дети мои?» — днем и ночью скликает.

Хоть из мрамора вся, даже сердце из камня,

Ни земля, и ни солнце, и ни ветер дубравный,

Ни плакучие вербы над неманской кручей

Ей сказать не осмелятся правды горючей.

(М. Танк).
Ведущий. Послушайте отрывок из воспоминаний В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Ученик 10. «Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только за­поминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымящийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после войны. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть».

Ученик 11. У Сталинграда вещей битвы жар

Простерся в вечность заревом кровавым,

И, чуя гибель, враг от нас бежал,

Гонимый вспять оружьем нашим правым.

Ведущий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, город-герой Волгоград награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
^ 5 страница. Минск. Керчь. Одесса. Ленинград. Севастополь

На фоне музыки ученица читает стихи.

Ой, зачем ты,

Солнце красное,

все уходишь -

не прощаешься?

Ой, зачем

с войны безрадостной,

сын,

не возвращаешься?

Из беды

тебя я выручу,

прилечу

орлицей быстрою...

Отзовись,

моя кровиночка!

Маленький,

единственный...

Белый свет

не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

моя надежда.

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое,

горюшко мое,-

где же ты?

Не могу найти дороженьки,

чтоб заплакать

над могилою.

Не хочу я

Ничегошеньки —

Только сына

милого.

За лесами, моя ластынька!

За горами — за громадами...

Если выплаканы

Глазоньки –

Сердцем

Плачут матери.

Белый свет не мил,

Изболелась я.

Возвратись,

Моя надежда!

Зернышко мое.

Зорюшка моя.

Горюшко мое, -

Где же ты!?

(Роберт Рождественский «Реквием»)

Ведущий. Из письма Героя Советского Союза разведчика Николая Николаевича Кузнецова.

Ученик 12. «11 месяцев я изучал врага, пользуясь мундиром немецкого офицера. Я готовился к смертельному для врага удару, пробивался в самое логово сатрапа — немецкого тирана на Украине Эрика Коха.

Задание очень важное и, чтобы его выполнить, нужно пожертвовать своей жизнью, ибо уйти из центра города после удара по врагу на параде - совершенно невозможно.

Я люблю жизнь, я еще очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как свою мать, требует от меня пожертвовать жизнью ради ее освобождения от немецких оккупантов. Я сделаю это. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно так же, как гасить солнце. Они забыли или не знали истории, это дикари XX века.

Пусть я умру, но в памяти моего народа я буду бессмертен.

24 июля 1941 года. Ваш Кузнецов».

Ведущий. Оборона Минска продержалась три дня, но три года он был центром гигантского белорусского подполья.

Ведущий. Письмо из гестаповского застенка подпольщицы Нины Попцовой, найденное среди документов, брошенных фашистами и переданное матери погибшей героини.

Ученик 13. «Прощай, мамочка! Я погибаю... Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много (врагов).

Мама! Придет наша Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня, за наши мучения.

А как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза... Как мне хочется работать, служить для Родины!

Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: "Выходите, идут к нашей камере".

Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем... Нина Попцова».

Ведущий. Однако при всех различиях мы видим одну общую черту: против врага выступают и армия и городское население. Нам это представляется есте­ственным. Однако западные историки до сих пор не могут понять, почему в Европе в 1939-1940 годах не было ничего подобного. Почему там воевали только армии, а обыватели, дождавшись, чья взяла, выходили на улицы поглядеть на победителей. В подвиге городов-героев слился подвиг армии и мирного населения.

Ученик 14. Да и можно ли назвать «мирными» одесситов, ушедших в катакомбы и уничтоживших в ходе смелых вылазок свыше пяти тысяч гитлеровских солдат и офицеров...

...керченцев, превративших Аджимушкайские каменоломни в подземный лагерь сопротивления;

...ленинградцев, составивших гарнизон величайшей в истории крепости, выдержавшей девятисотдневную осаду!

Рабочие Севастополя перенесли заводское оборудование в скальные тоннели, создали мастерские по ремонту боевой техники и изготовлению мин и гранат.

^ Исполняется песня из кинофильма «Офицеры».

Ведущий. Но и трудовым подвигом не исчерпывается вклад городов-героев в победу. Был еще один подвиг, едва ли не самый трудный подвиг - душевный. Города не покорились. Подобно живым людям, они пришли к победе в шрамах, с глубокими, жестокими ранами.

И если вас спросят, какова цена нашей Победы, - вспомните про мирных жителей тринадцати советских городов-героев (и сотни других городов и деревень), которые не принесли военной присяги, но остались верны ей до конца.

Приложения
Предварительная работа:

На уроках музыки обучающиеся разучивают песни:

  • «На Мамаевом кургане» (сл. В. Бокова, муз. А. Пахмутовой);

  • Из кинофильма «Офицеры» (сл. Е. Аграновича, муз. Р. Козака);

Оформление: презентация «Города-Герои».

Музыкальное оформление: записи песен «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова), «У деревни Крюково» (сл. С. Острового, муз. М. Фрадкина).
^ ПЛАН УСТНОГО ЖУРНАЛА

1 страница «Это надо помнить!».

2 страница «Брестская крепость. Тула. Киев».

3 страница «Оборона Москвы».

4 страница «Сталинградская битва».

5 страница «Керчь. Минск. Одесса - Ленинград. Севастополь. Новороссийск».
Литература:

1.Венок славы. - М.: Современник, 1988.

2.Великая Отечественная война в лирике и прозе. Том 2. — М., 2002.

3.Русская литература XX век. - М.: Просвещение, 1993.

4. «Уроки мужества»: материалы из опыта реализации областной программы «Во славу Отечества» /Под ред. Л.Е.Косоноговой. Вологда, 2005.

5. Час мужества. Поэзия периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М.: Просвещение, 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconПоложение об Открытом конкурсе методических материалов по патриотическому...
Ов по патриотическому воспитанию детей и молодежи под девизом «Растим патриотов России» (далее конкурс), порядок участия в конкурсе...

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconВсероссийский конкурс методических пособий (методических материалов)...
...

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconКонкурс «Растим патриотов России» Номинация «Методика организации...
Номинация «Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-ой годовщине Победы в...

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconПроведения месячника военно-патриотической работы
Конкурс методических пособий по патриотическому воспитанию детей «Растим патриотов России»

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconКонкурс вожатских комнат
Городской конкурс программ военно-патриотического воспитания обучающихся среди воспитателей и преподавателей гоу, посвящённый 70-летию...

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconКонкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую...
Методические рекомендации по организации и проведению торжественно – траурной линейки

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconРастим патриотов России
Школа в силу своей специфики обладает огромным воспитательным потенциалом и может рассматриваться как один из мощнейших механизмов...

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: — Организация учебного процесса и управление учебным заведением

Всероссийский конкурс «растим патриотов россии» Номинация iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск