Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003

Загрузка...





НазваниеЯнварь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003
страница1/18
Дата публикации07.05.2014
Размер1.75 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Московская Духовная Академия и Семинария

Лекции по истории религии Ю.В. Максимова

для 2 курса МДС

(январь - апрель 2003 г.)

Часть 2

Сергиев Посад, 2003
© Текст – Ю. В. Максимов, 2003

© Оформление – Издательский отдел МДА и С, 2003
1. АРАВИЯ VI ВЕКА - РЕЛИГИОЗНЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФОН

Раннеарабские государства и культура. Христианство в Аравии. Религиозная палитра. Народная религия арабов. Святилище в Мекке – происхождение. Христианское почитание Каабы. Ханифы. “Альтернативные” арабские пророки
Наименование “араб” можно приближённо перевести как “бродяга” или “кочевник”1. Согласно христианским писателям, а также представлениям самих арабов, они происходят от первого сына Авраама — Измаила. В Библии содержится два пророчества о будущем Измаила, одно дано его матери, другое - отцу:

Вот что было сказано Агари: И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих (Бытие 16:10-12).

А вот что было сказано Аврааму: И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ (Быт. 17:20-21).

Существование в настоящее время около ста миллионов арабов безусловно, подтверждают эти слова. Особенно если вспомнить, что в то время, когда произносилось это пророчество, общее население земли было значительно меньше указанной цифры. Другое пророчество, говорящее, что руки его на всех, и руки всех на него также нашло исполнение в мировой истории в виде многочисленных непрерывных войн с самыми разнообразными народами

В исторически обозримые времена арабы разделялись на северные племена (низариты, или ма'аддиты) и южные (кахтаниты или йемениты). Cеверные арабы распадались на две ветви: раби'а и мудар, которые делились на множество племен и родов. Южные арабы — кахтаниты — также делились на две ветви: химьяр и кахлан, причем к последней принадлежали племена лахм, гассан и кинда, каждое из которых стало впоследствии ядром небольшого княжества за пределами Южной Аравии.

До сих пор расхожим является представление о том, что Аравия VI века представляла из себя варварское и дикое, едва ли не первобытное общество, состоящее из грубых и невежественных кочевых племён, без малейших признаков цивилизации, государственности, культуры. На представления эти существенным образом повлияла сама мусульманская традиция, которая из века в век культивировала презрение ко временам джахилийи, язычества, пытаясь представить возникновение ислама как появление прекрасного цветка на куче грязи. Один мусульманский идеолог и пропагандист в одной из своих книг озаглавил главу, посвящённую доисламской Аравии: “Аравия - бездна тьмы”2. Это хорошая иллюстрация расхожего отношения как мусульман, так и немусульман к доисламской истории.

Тем не менее представления эти мало соответствуют действительности.

^ Южная Аравия. Очевидным образом противоречит им Южная Аравия или Arabia felix, как называли её римляне, с её городами-государствами и кочевниками, находившимися в подчинении у монархов. Расположение Южной Аравии в плодородной местности, на пересечении путей ведущих из Передней Азии и Средиземноморья в Африку и Индию, способствовало тому, что там еще в конце II тыс. до н.э. сложились земледельческие государства с высокоразвитым ирригационным земледелием и интенсивной торговлей. Население южноаравийских государств создало относительно высокую культуру и свою собственную письменность на языке южносемитской группы. Древнейшие из сохранившихся южноноарабских надписей восходят предположительно к концу II и началу I тыс. до н.э и свидетельствуют о высокой культуре трех южноаравийских царств — Минейского, Сабейского и Химьяритского. Помимо торговли, государство Саба славилось добывавшимися благовонными смолами (ладан, мирра), царица Сабы, как мы помним из Библии, приезжала к Соломону, испытать его мудрость (3Цар 10:1-10). Йеменские царства участвовали в мировой политике столетиями. Они представляли собой естественный центр как сухопутной, так и морской торговли, которая осуществлялась с помощью судов, курсировавших между Красным морем и Индийским океаном. Южноаравийские предания полны грёз о всемирной империи. Уровень развития древнейеменской цивилизации, имевшей свою систему письменности, был весьма высок. Аравии принадлежит ещё более древняя бахрейнская цивилизация Дильмуна. Позднее Аравийский полуостров знает также Набатейское царство (включённое в состав Римской империи в 106 г) и город-государство Пальмира (уничтожено Аврелианом в 272-273 гг.).

Однако в интеллектуальном и политическом смысле южные арабы были отрезаны от остальной части полуострова, хотя южноаравийские колонии появлялись вдоль всех караванных путей и история фиксирует по меньшей мере одну успешную вылазку с юга в центральную часть полуострова3. Ко времени рождения Мухаммеда Южная Аравия была захвачена абиссинцами.

^ Центральная Аравия. В Центральной Аравии арабы преимущественно находились во власти родоплеменного строя. Индивидуум как в оазисах, так и в пустыне ощущал себя в первую очередь и главным образом членом своего племени. Только в племени и с его помощью он мог существовать и ему был гарантирован минимум личной безопасности.

Племя представляло собой эффективно действовавшее сообщество. Каждое племя имело своего вождя и жреца. Бедуинское племя рассматривало себя в качестве единственного хранителя и носителя традиционных добродетелей, и поэтому все, не принадлежавшие к данному племени, считались людьми второго сорта и племенными законами не охранялись. Общепризнанные арабские добродетели объединялись понятием мурувва («обладание качествами мужчины», включавшими такие достоинства, как воинская доблесть, щедрость и верность племенным традициям). Идеальный бедуин должен был хранить верность семейным и племенным узам, соблюдать закон кровной мести и закон гостеприимства, проявлять великодушие к поверженному врагу. Вместе с тем существовал жестокий обычай закапывать живьём новорожденных девочек, если они рождались первыми в семье. Глава племени (сейид, букв. “оратор”) проявлял гостеприимство и заботился о племени, руководил перекочевками и часто, хотя и не обязательно, командовал во время войны. Он осуществлял своё руководство скорее благодаря своему влиянию и положению, чем силе. Права наследования не было, но сейиды обычно происходили из одного рода. Они представляли племя во внешних делах, но, не считая четвёртой части военной добычи, не получали никакого дохода.

Бедуины владели обширными стадами верблюдов, овец и коз. Часть их приходилось продавать для приобретения зерна или муки у земледельцев. Племена постоянно сражались друг с другом, но среди них, несмотря на это, действовали определённые неписанные законы. Одним из этих законов был обычай кровной мести. Обычай кровной мести — это не разнузданный произвол, а отражение определённого правового сознания, в соответствии с которым племя разделяло принцип родовой коллективной ответственности за проступки каждого соплеменника. Кровная месть совершалась, дабы возместить ущерб роду и родовому божеству, т. е. одновременно социальной и религиозной ячейке. С другой стороны этот закон являлся достаточно эффективным способом предотвращения хаоса и беспредела. Так, например, и в наше время именно то, что христиане-копты строго соблюдают обычай кровной мести по отношению к соседям-ваххабитам является единственным гарантом того хрупкого мира, который сохраняется в Египте.

Другим неписанным законом доисламской Аравии являлось священное перемирие, устанавливавшееся ежегодно в течении четырёх месяцев, во время которых устраивались ярмарки и традиционные паломничества к культовым центрам. Иногда племена объединялись в своего рода конфедерации для того, чтобы действовать сообща, но такие союзы были недолговечны.

Всё же население Центральной и Северной Аравии не было сплошь кочевым. Крупным земледельческим районом была Йемама, представляющая собой семисоткилометровую цепь небольших оазисов, особенно плотную на севере. Здесь существовал большой город, столица Киндитского царства в III в. В этом районе находилось около 25 000 га орошаемых земель. 15-20 000 га было в Омане, примерно столько же в крупных оазисах Хиджаза, Неджда и Бахрейна. Всего в Аравии за пределами Йемена и Хадрамаута было по меньшей мере 75 000 га орошаемых земель, которые могли обеспечит существование 300 000 земледельцев4. Помимо кочевников, в Центральной и Северной Аравии существовали города, порой очень древние, как, например, Мекка, которая упоминается Птолемеем. Эти города возникали у оазисов и были центрами торговли, а также культового поклонения. Если брать Аравийский полуостров в целом, то большинство его населения (более 4 миллионов) было земледельческим и только 3 миллиона - по преимуществу кочевым.

Некоторое время в Центральной Аравии существовало Киндитское царство, основанное южноаравийским племенем кинда, которое играло значительную роль в аравийской истории. Государствообразующие процессы происходили и в других центральноаравийских городах, так, например, из истории известно, что незадолго до рождения Мухаммеда какой-то человек едва не стал королём Мекки, нечто подобное происходило и в Ясрибе. Эти события говорят о том, что накануне появления ислама, и независимо от него, в Центральной и Северной Аравии происходили процессы перехода к высшим формам государственности. Сложно сказать, какое получили бы они развитие, не будь ислама, то, что они происходили, это факт.

Такой же факт — наличие огромного исторического потенциала у доисламских арабов. Регулярные межплеменные войны являлись неплохой практикой и арабы были хорошими воинами. Ещё из доисламской эпохи известны случаи значительных побед арабов над культурно и численно превосходящим противником. В 570 г. христианский абиссинский полководец Абраха (или один из его сыновей) предпринял поход на Мекку, который окончился неудачей. В 611 г. племя бану бакр в союзе с несколькими другими племенами в битве при Зу-Каре наголову разбили персов. В исторической ретроспективе эти победы безусловно являют первые звенья цепи великих арабских завоеваний, произошедших позднее в мусульманскую эпоху.

^ Северная Аравия. С IV-V вв. на севере Аравийского полуострова существовали княжества основанные южноаравийскими племенами Гассанидов (“ромейских арабов”) и Лахмидов (“персидских арабов”). Находясь рядом с пограничными районами Византии и Персии, постоянно враждовавших сверхдержав того времени, эти государства тяготели к своим покровителям, Гассаниды к грекам, Лахмиды — к персам. Нередко они выступали на стороне своих покровителей, оставаясь при этом относительно независимыми...

Возросшее могущество Гассанидов обеспокоило Византию и в 581 г. вассальный князь был схвачен византийским наместником и отправлен в ссылку, а его княжество распалось на несколько незначительных владений. Его резиденция находилась в Джабии, городе в 80 км к югу от Дамаска.

С другой стороны, на границе с Персией находилось большое арабское поселение Хира - резиденция арабских царьков Лахмидов. Их власть распространялась на арабские племена до византийской границы и песков пустыни Нефуд. Их двор сыграл большую роль в развитии арабской культуры: сюда съезжались арабские поэты из Северной и Центральной Аравии, здесь, по-видимому, арабская письменность впервые приобрела права гражданства и стала употребляться в официальной переписке5.

И то и другое племя исповедовало христианство, хотя, к сожалению, в еретической форме — Гассаниды исповедовали монофизитство, Лахмиды - несторианство.

Культура. Северные арабы имели собственную письменность, происходящую из набатейского письма, первая протоарабская надпись датируется 328 г. Известны ещё две надписи, относящиеся к 512 и 568 гг. Северные арабы к VI веку уже имели богатую литературу.

“Арабский народ достиг к VII веку некоторой духовной культуры, выработал литературный язык и высоко ставил красноречие и поэзию. Были уже выработаны определённые литературные формы, рифмованная проза и несколько стихотворных размеров”6. Крупнейший литературный памятник доисламской поэзии — “Дни арабов” (“Айям аль-араб”). Многочисленные стихотворения арабских бедуинских поэтов V-VII вв. дошли до нас главным образом в виде сборников, из них наиболее известны сборники: "Хамаса" ("Доблесть"), куда входят стихотворения свыше пятисот поэтов, "Диван племени Хузайл", "Муфаддалийат" (сборник, составленный собирателем Муфаддалем в VII в.) и др. В этих стихотворениях язык и стиль, а также поэтические размеры вполне разработаны. Формы в них устоявшиеся, в значительной степени стандартные, диалектальные особенности речи отдельных племен почти отсутствуют. Можно сказать, что это межплеменной устный литературный язык, нормы которого были обязательны для поэтов любого племени.

Язычество. Несмотря на значительное и всёвозрастающее влияние “иностранных” религий, к концу VI века на Аравийском полуострове всё ещё превалировало местное язычество. Об этом свидетельствуют как мусульманские историки (ал-Калби), так и более ранние христианские писатели (св. Герман Константинопольский).

Арабы поклонялись звёздам и камням-идолам. Здесь всё было довольно однообразно: одно и то же представление отражается в “красном камне” - божестве южноаравийского города Гайман, в “белом камне” Каабы из ал-Абалата и “чёрном камне” в Мекке. Каабы (то есть, святилища кубической формы) этих городов одинаковы и по форме и по вложенному в них содержанию.

Об этом почитании мы поговорим подробнее на примере святилища в Мекке. Мекка - это древнее южноаравийское поселение, которое около 500 г. захватило племя курайш. В Каабе Мекки находилось около 360 идолов. В восточный угол здания был вмурован “чёрный камень” — оплавленный метеорит. В центре помещался идол божества Хубала. Есть два мнения о том, кто считался “главным” из божеств Каабы - Аллах или Хубал (видимо, восходящий к Ваалу), которому язычники-мекканцы приписали победу, одержанную ими над мусульманами при Ухуде. Бартольд предположил, что Хубал и мусульманский Аллах - одно и то же7. По соседству с Каабой находились два небольших холма — ас-Сафа и ал-Марва. На первом располагался идол Исаф, на втором — Наила. Арабские язычники во время паломничества дотрагивались до этих фигур. Согласно легенде, это были когда-то мужчина и женщина, которые сожительствовали в Каабе и были за это превращены в камни8. Церемония пробегания между этими двумя холмами распространена в исламском паломничестве, несмотря на её явное языческое происхождение. Арабы-язычники приходили к Хубалу, чтобы узнать будущее посредством гадания с помощью стрел. Ключи от Каабы удерживались в руках рода хашим племени курайш, они и сейчас сохраняются у этого рода. Сам по себе Чёрный камень — куски лавы или базальта метеоритного происхождения.

Местные боги, по-видимому не были объединены в единый общий пантеон. У каждого племени был свой почитаемый бог-покровитель, Вадд — у племени калб, Йагус — у племени мазхидж, племя хайван почитало Йагука, химйариты — Насра; между Мединой и Меккой на берегу моря арабы почитали воздвигнутый идол женского божества Манат; хранителями четырехугольного камня под именем богини ал-Лат было племя сакиф; самым почитаемым идолом курейшитов было женское божество ал-Узза; ряд племен почитал идола Зу-л-Халаса в виде белого узорчатого камня в местности Табала; у племен малика и милкана на берегу Красного моря у г. Джидды почиталось божество Сад в виде длинного камня. И так далее. Человеческие жертвы к VII в. уже не приносились, хотя раньше имели место. Как правило, вокруг святилищ выделялась священная территория - хима или харам, где всё — люди, животные, растения — считались неприкосновенными.

Одним из почитаемых арабских божеств был Аллах. Это название произошло от слова алкилах, то есть, слова “бог” с определённым артиклем. Известно, что христиане, говорившие на восточно-арамейском диалекте, называли Бога “Алаха”. Возможно, возвышение Аллаха из ряда других племенных божеств произошло именно вследствие тесных контактов с христианским сирийским миром. Согласно упоминаниям Корана, арабы-язычники к помощи Аллаха прибегали преимущественно на море. Ряд почитаемых богинь — ал-Лат (форма женского рода от Аллах), ал-Узза (“Великая”) и Манат (“Время”) (упоминаются в Коран 53.19), считались “дочерьми Аллаха”. Отец самого Мухаммеда носил имя Абдаллах, то есть, “раб Аллаха”.

Особое почтение проявлялось по отношению к духам умерших сородичей. Родовые кладбища считались священными. Там никто не смел пасти скот, ссориться, преследовать спасающегося бегством.

Большую роль в религиозных представлениях арабов играли джинны и шайтаны, которые представлялись посредниками между миром людей и миром богов. Эти духи, добрые или злые, по воле божеств внушают людям мысли и поступки. Считалось, что обычных людей они посещают время от времени, но есть люди, через которых они вещают остальным, — это аррафы (“провидцы”) и кахины (“прорицатели”), они предсказывают будущее, ищут пропавшее, угадывают скрытое. В каждом племени был свой арраф или кахин. Поэты также считались вдохновлёнными из этого мира духов, промежуточного между людьми и богами.

Христианство. С IV в. арабы подвергались вниманию христианских миссионеров — сирийцев, эфиопов, в меньшей степени греков.

Монофизиты постоянно стремились к обращению бедуинов, в большие становища они назначали епископов. С V века в Хире существовала несторианская епархия, они также вели широкую миссионерскую деятельность, в результате чего последний правитель Лахмидского государства принял христианство. В то время, как монофизиты-арабы продолжали вести кочевую жизнь, несториане из Хиры объединились в общину “слуг Бога” (ибад), что делало бессмысленным племенное разделение9.

в 410 г. в Хире был основан монастырь и рукоположен епископ. Князь Аль-Мундир III (ум. 554) имел жену-христианку, некоторые из его знати также были христианами. Епископы появлялись в Омане в 424 и в районе Бахрейна в 575. Из этих границ христианство распространялось вовне. Имелись епископы в Aila, Думе, и Taima, и большинство племен Севера имело некоторое знание христианства.

Известно, что северное арабское письмо, которым был записан и Коран, было создано христианскими миссионерами из Хиры за столетия до появления ислама10. первые cеверноарабские надписи были найдены на церковных вратах в Забаде в Сирии (512 г), а другая в Haran (568 г).

Характерный пример из истории православной миссии - в 450 г. св. Евфимий крестил Ассаба Эль-Беита, вождя бедуинского племени вместе с его сыном, исцелённым по молитвам святого. Вскоре новокрещёный вождь по имени Пётр привёл ко крещению всё своё племя. Через какое-то время он был рукоположен Иерусалимским патриархом во епископа Бедуинского, потому что епархия не имела никакого города или определённой местности пустыни. От племени Петра, христианство было распространено к другим соседним племенам.

Литургия совершалась в передвижных храмах, которые устанавливались на местах новых кочёвок, алтари делались из овечьей шкуры, епископы, в виду условий пустыни, дозволяли перед Причастием пить воду.

Захватившие христиане-абиссинцы христианизировали Южную Аравию. Город Наджран — христианский центр, основан миссионером-несторианином Фамийуном, обратившим людей этого региона в христианство. В начале VII века, попавшие под власть Персии, южноаравийские христиане также были обращены в несторианство - это единственное из течений христианства, которое признавали персы.

Источники “позволяют выделить различные пути христианизации Южной Аравии:

  1. организованные Византией официальные миссии, апеллировавшие к местным правителям;

  2. обращение в новую веру местных купцов, водивших караваны в христианские земли;

  3. деятельность иностранных христиан, в том числе попадавших в неволю;

  4. обращение в новую веру уже принявшими христианство патриархальными главами семей своих домочадцев и сородичей11.

Из житий святых подвижников, уходивших для подвигов в аравийские пустыни, мы знаем, что такой пример святости нередко приводил к массовым обращениям соседствующих арабов. Более того, среди почитаемых Церковью святых, имеются арабы V-VI вв., напр. прп. Юлиан Слепец или св. Илия Араб (415-494) из Нежда. Надписи VI в. показывают, что в церковный обиход уже в то время входил и арабский язык12. Среди доисламских поэтов были и арабы-христиане — Ади ибн Зайд, Варака б. Науфаль. Есть даже мнение, что первый арабский перевод Библии появился в районе Хиры около 620 года, но в настоящее время оно не разделяется большинством учёных.

Христианизация пограничных областей означала, что районы, остававшиеся языческими, в какой-то степени познакомились с христианами и христианством. В литературный словарь даже поэтов-язычников входят христианские образы и понятия. В Аравии были свои христианские центры для поклонения, известно даже, что христиане принимали участие в паломничестве к святилищу в Мекке, покровитель которого был для них просто “Бог”, и в Каабе, как сообщают историки, находилось изображение Богородицы с Иисусом. В некоторых городах (Сана, Нарджан) были даже церкви.

Были христиане и среди жителей самой Мекки, также, впрочем, как и иудеи. Значительное центральноаравийское племя бану таглиб исповедовало христианство. Большая часть этих арабских христиан были монофизитами или несторианами, а также последователями других еретических течений и сект; Коран неоднократно упоминает о постоянных спорах христиан между собою. Однако, несомненно, были в аравии и православные христиане. Если говорить о Южно Аравии, то христианство там было связано с эфиопской Церковью, монофизитство которой в то время не имеет подтверждения.

Глядя на темпы распространения христианства в Аравии, можно сказать, что, не будь ислама, в VII-IХ вв. арабы были бы христианизированы полностью, правда, скорее всего, это было бы христианство монофизитского или несторианского толка.

Примечательно, что процесс христианизации арабов продолжался какое-то время даже после распространения ислама, из мусульманских преданий известно, что некоторые мусульмане даже при Мухаммеде переходили в христианство, то же продолжалось и при первых халифах.

Иудаизм. В IV-V вв. в Южной Аравии значительно распространился иудаизм. Последний царь Зу Нувас принял иудаизм и подверг христиан жестоким гонениям. Захватив обманом христианский г. Нарджан, он приказал выкопать рвы и залить их горючим веществом. Всех, кто отказывался принять иудаизм, бросали живьём в эти рвы. Арабские историки констатировали печальные факты гибели тысяч людей.

Достаточно успешной была иудейская проповедь и в центральной и северной части Аравийского полуострова. Иудейские колонии имелись во многих оазисах Хиджаза и Неджда. На севере от Мекки были разбросаны многочисленные иудейские племена. Вокруг города Ясриб находились три иудейских поселения. Скорее всего, это были арабы, обращённые в иудаизм. Среди иудеев Аравии в то время получили широкую известность мессианские идеи, ожидание прихода мессии.

^ Арабские монотеисты. Помимо указанных групп, в доисламской Аравии существовали также ханифы13 - арабские аскеты, искатели и почитатели единого истинного Бога, не принадлежащие ни к одному определённому вероисповеданию. Они резко выделялись из своего окружения, но гонениям не подвергались. Какого-то единого течения с определённой идеологией они, разумеется, не представляли. Интересно, что ни об одном из ханифов не сохранилось сведений, что в конце своего пути он стал мусульманином.

Среди искателей и проповедников истины, были лица, выдававшие себя за пророков — наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным Богом. Одним из наиболее ранних представителей этого движения являлся “пророк” Маслама в восточноаравийской области Йемамы, известный затем под насмешливо-уменьшительным прозвищем Мусейлима. Согласно преданию, Мусейлима прожил свыше ста лет и был убит в 633 году в битве его сторонников с мусульманами. Мусейлима проповедовал о едином милостивом (рахман) Боге14. Он также составлял свои “откровения” в священную книгу.

Одновременно с ним в Йемене, на юго-западе Аравии, действовал “пророк” Асвад. Он также именовал себя “посланником Аллаха” и приобрёл там, хотя и ненадолго, немалую политическую и военную власть. Высоким положением пользовалась и “пророчица” саджах из племени тамимитов на севере, с которой Мусейлима вынужден был заключить договор. Мусейлима, Асвад, Талха-Тулейха (ещё один арабский “пророк” из Центральной Аравии), Саджах и другие “пророки” и “пророчицы” появлялись перед верующими с закрытыми лицами, а во время молитвы, впадая в транс, закутывались в плащ или в более плотную одежду.

На этом фоне появление Мухаммеда и основные черты его проповеди не были чем-то уникальным. Более того, в раннем жизнеописании Мухаммеда, говорится, что мекканцы-язычники укоряли его в том, что он последует примеру и учению Мусейлимы, “человека из Йемамы”. Мухаммед в Коране яростно клеймит таких пророков как обманщиков: Есть ли кто нечестивее того, кто выдумывает ложь, ссылаясь на Аллаха, или говорят: “Мне было откровение”, тогда как не было ему никакого откровения? (Коран 6.93). В части содержательной, эти “пророки” примыкали к ханифам, но они претендовали на иной социальный статус — сакральных глав общин верующих, проводников Божественной воли. Насколько удаётся установить по косвенным источникам, в проповедях “пророков” едва ли не главным было осуждение раздоров и военных нападений, обещание людям спокойной и обеспеченной жизни15. Мухаммед был далеко не единственным, кто претендовал тогда на звание “пророка для арабов”.

Все эти “пророки”-монотеисты в большей или меньшей степени испытывали влияние христианства, пророчица Саджах была очень близка к христианской вере, определённое влияние испытывал и Мухаммед. Всё это ещё раз подтверждает, какую значительную роль играло христианство в культуре арабов VI-VII вв.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 iconБазовый курс Часть 1 Учебное пособие Третье издание, переработанное...
Карташова И. Н., Гартман Л. Д. Английский язык. Базовый курс. Часть 1: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – Томск: Изд....

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 iconСборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 23-24...
Лам I всероссийской конференции, состоявшейся в г. Нижний Новгород в апреле 2003 г. Тема провинции – одна из важнейших в системе...

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 iconПриказ Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 Об утверждении Правил технической
Ввести в действие Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок с 1 октября 2003 г

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 iconИзмена родине: семеиныи нарратив
Методико-методологические подходы к разработке модели специалиста по специальности высшего профессионального образования 230600....

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 iconРеспублики Татарстан Управление культуры г. Набережные Челны
Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для дмш, дши (музыкальных отделений...

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 icon«Горная Мста 2003»
Я, разрешаю моему ребенку (ФИ, дата рождения) участвовать в областном экологическом скаутском лагере «Горная Мста 2003»

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 icon-
Азбука "Домашнего терроризма" / алексей блаженный и блаженный Авдей. – Семисраченск: ООО издательство "Глюки Кирилла и Мефодия",...

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 iconРимское право программа курса новосибирск 2003
Римское право: Учебно-методическое пособие / Новосиб гос ун-т; Сост. В. А. Прошин. – Новосибирск, 2003

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 iconПресс-релиз с 16 по 20 апреля 2003 года
Красной Пресне и Центре международной торговли состоялось одно из крупнейших событий в парфюмерно-косметической отрасли intercharm...

Январь апрель 2003 г. Часть 2 Сергиев Посад, 2003 © Текст – Ю. В. Максимов, 2003 icon«Утверждаю» Заместитель Главы администрации города Сергиев Посад
Конкурс «Принцесса Фея -2014» учрежден и проводится Администрацией города Сергиев Посад и мук дэц «Наследие» 28 марта 2014 г



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск